Интеграция Междисциплинарность Трансцендентность

Проекты популяризации знаний

Научно-популярный исследовательский проект интеграции знаний и универсальной методологии, Ксения Мира

Научно-популярный проект
интеграции знаний и универсальных методов
«Жизнь: глубокое обучение»


Заметка

«Эпоха информации, в которой мы живём:
Интеграция знаний, междисциплинарность и трансцендентность»


Об универсальных методах познания и мышления


Несмотря на все трудности человеческой жизни, только представьте, в какое удивительное время мы живем: с точки зрения науки, мы с вами ещё с прошлого века перешли на новый уровень интеграции знаний - от междисциплинарного к трансдисциплинарному знанию - масштабное сплетение, соединение информации и знаний. И сегодня я порадовалась тому, чем занимаюсь как энтузиаст и исследователь - это исследование интеграции знаний и разработка для этого транссплетения информации, чтобы в нем разобраться, универсальных методов, которые будут способствовать нашей жизни и деятельности в этом многообразии всего.

Методы разума

Начиная с вами рассмотрение универсальных методов для жизни, мы обращаем с вами внимание на несколько направлений: методы продления жизни и здорового долголетия, методы нашего разума, мышления и познания, и методы обучения, воспитания, совершенствование. Безусловно, для организации любой жизнедеятельности ведущую роль играют методы, используемые нашим разумом, во всех их проявлениях – от творчества и наук для жизни и до совершенствования самого разума. Именно поэтому методы мышления притягивают пристальное внимание. С чего все начинается? Мы мыслим и познаем практически одновременно – это все методы самого разума. Но для качественного познания нужно мощное мышление, вооруженное соответствующими методами. Постараемся с вами рассмотреть методы мышления и познания параллельно и во взаимосвязи. Когда мы родились, наш мозг-процессор готов к мышлению, и мы начинаем его через чувства восприятия и познания, хотя сам потенциал разума дан – это взаимосвязанные понятия. Мы мыслим, познавая, а познав, снова мыслим. И все же для начала обратимся к методам мышления и познания изначальным, загружающим и оснащающим наш разум необходимой информацией методами для жизни и деятельности, а затем к их эволюции в течение жизни и методам профессионального мышления и познания.

Методы мышления

Благодаря биологическому, природному познанию, мы запускаем наше мышление, а мышление дает толчок целеполагающему, профессиональному познанию. Мышление и познание развиваются, а потому и мы рассмотрим этот процесс через исследования мыслителей и ученых разных времен, и посмотрим, каким арсеналом методов мы обладаем, и какие методы могут быть в будущем.

Конец 19 века, врач и исследователь Леонид Боголепов публикует свой труд о «законах и правилах мышления» (1). Поскольку речь идет о нашем с вами человеческом мышлении, а не о современном и будущем мышлении, созданном искусственно, то логично начать с предпосылок биологического характера, что и делает Боголепов, открывая психо-физиологические основы мышления. Очень долгое время мышление связывалось с особенностями психики, но есть еще и особенности биологического свойства – реальная структура биологической материи, наших нейронов, и наследственность. А если касаться «чистого разума» искусственного интеллекта – то биохимией он не обременен, и информационные процессы мышления гораздо чище наших сложных, но удивляющих этими сочетаниями, мыслительных процессов. И вот, возвращаясь к труду Л. Боголепова, следует отметить, что он объединил наиболее универсальные из методов мышления: наблюдение, классификация, распознавание, дедукция и индукция, методы открытий и причинного анализа. И все эти методы ведут к ключевому – движение от гипотезы, или предположения, к теории, объективному знанию.

Профессор Н.Б. Андренов дал краткую характеристику всех составляющих мышления, которые он соединил из исследований ученых и мыслителей, начиная с построения общей картины, видимой разуму, с помощью чувств и логики, обоснованной Аристотелем, и завершая тем двигателем прогресса разума живого существа и интеллекта в целом, а точнее, его потребностью из общей картины как фона «создавать» и «осознавать смыслы» и формировать «смысловое поле» (2) - напоминает мир идей Платона - взаимодействие внешнего и внутреннего.

Одним из российских исследователей данного глобального направления в методологии мышления является А.В. Курпатов, который провел системное исследование данного вопроса (3). И обратимся непосредственно к основам данной методологии, которую исследователь разделяет на общую, к которой относится логика работы мышления в целом, и частную, и предупреждает, что разработка любой частной методологии должна быть тщательно проработана и строиться только в условиях объективного существования сферы знания, для которой эта методология разрабатывается. А.В. Курпатов правильно отмечает общую тенденции мышления как такового: это разные методы и формы, от символического, текстового, образного. Это связано с многообразием видов информации и форм физического мира. Например, И.Т. Ксавин определил огромнейший период истории человеческого мышления как текстовой эпохи (4), целой эпохи из языковой культуры, поскольку это также и речь и языки не только лингвистические, но и языки программирования.

Методы познания

Наверное, одно из самых точных и одновременно простых и гениальных определений понятия познания дано И.Д. Андреевым в 1964 году: «…процесс движения человеческого сознания от незнания к знанию, от неполных и неточных знаний к знаниям все более полным и точным» (5).

А вот и методология мышления в сфере научного исследования, а именно – научного познания. В данной методологии методы ориентированы на конкретные цели и объекты: проверка истинности суждения, логичность постановки вопроса, методология решения задач, введения терминологии и другие частные задачи для научно области исследований. Однако, поскольку речь идет об универсальных методах, то рассмотрим методы научных исследований, которые применимы широко в жизни. Например, это определение понятий, формулировка и выражение мысли. Так, А.А. Захаров и Ю.А. Петров к числу методов научного познания относят методы установления истины, применения терминов и постановки вопросов для решения задач, методы логического вывода и подготовки научной теории (6). И среди данных методов следует особо отметить роль семиотики, значений, формы и содержаний языков систем - то, как мы даем определение понятиям, их точность и логичность, уместность употребления.

Инновационные методы мышления

В мышлении как и в любой динамической сфере, да еще и под действием многообразных факторов, возникают новые формы и методы. Это и есть новое, которое возникает из пересечений и соединений существующего, например, как указывает упоминаемый ранее профессор Н.Б. Андренов, в социальной сфере соединение понятий рождает новый вид познания (7), а также из развития одного, например, эволюция живого существа.

Междисциплинарность и трансцендентальность мышления

Еще недавно нам был знаком термин междисциплинарного знания, и вот тенденции развития не только науки, но всего мира привели нас к понятиям интеграции и трансцдисциплинарности и трансцедентности. Так, исследователь Е.Г. Гребенщикова (8) отмечает одну из причин возникновения феномена трансдисциплинарности – усложнение развивающегося мира, а сам термин был введен Ж. Пиаже. Это следующий уровень интеграции знания, который возник вслед за междисциплинарностью.

В чем ключевое отличие двух понятий - междисциплинарного и трансдисциплинарного знания: междисциплинарное знание образуется на стыке дисциплин и сфер, тогда как мультидисциплинарное и трансдисциплинарное знание образуется в результате пересечения, смешения, глубокого взаимопроникновения различных сфер в условиях многомерность и многообразия. Именно поэтому ещё ранее я уточнила направление своего творческого и научно-популярного проекта как мультидисциплинарный проект интегрированного знания. Эта тенденция чувствуется, и тогда же для разных областей стала разрабатывать систему универсальных методов для этой интеграции знаний - как это восхищает и вдохновляет, когда связь разных сфер ещё более объединяет их в этой жизни...   

© Ксения Мира, Научно-популярный исследовательский проект интеграции знаний и универсальной методологии, отрывок из научно-популярного исследования «Жизнь: глубокое обучение», 2014-2023.

Подробнее о проекте популяризации науки: сетевой проект «Одороки: Наука и Искусство»

Литература

(1) Боголепов Л. Законы и правила мышления и общая врачебная методология. Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко, Москва, 1899. – 158 с.
(2)Андренов Н.Б. Методология познания. – М.: Издательство «Спутник+», 2022. – 82 с.
(3) Курпатов А.В., Мышление. Системное исследование / Андрей Курпатов. – СПб.: Нева, 2022. – 672 с., ил. – (академия смысла).
(4) Философия. Методология. Наука. Коллективная монография. – М.: Прометей, 2004. – 608 с.
(5) Андреев И.Д. О методах научного познания. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука», Москва, 1964. – 183 с.
(6) Петров Ю. А., Захаров А.А. Общая методология мышления – 2-е изд., М.: Московский философский фонд. 2004. – 56 с.
(7) Андренов Н.Б. Методология инновационного мышления: Методическое пособие. М.: Из дательство «Спутник+», 2018. – 87 с.
(8) Андреев И.Д. О методах научного познания. Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука», Москва, 1964. – 183 с.


Рецензии