Тема человека не на своём месте
\\От трёх трясётся земля, четырёх она не может носить — раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей\\
Экклезиаст
Читатели подняли тему человека не на своём месте. Тема эта бездонная как жизнь. Большинство жизненных трагедий связано с тем, что мы занимаемся не своим делом, живём не там, где хотим, не с теми, с кем хотели бы, и общаемся не с теми, по кому скучаем.
Тема абсолютно бездонная. Я пытался было отбояриться, но чукчу припёрли к стене и пытают электричеством, а электричество я не люблю и боюсь. Поэтому коснёмся одного аспекта жизненного диссонанса. Только одного из десятков, если не сотен, только чтобы показать, насколько это бездонная тема. Это тема понтов.
Понты — первый признак человека не на своём месте. Раньше это слово было довольно объёмно и имеет отчётливо отрицательную коннотацию, поэтому наше лукавое время придумало ему заменитель. Вместо слова «понты» теперь принято говорить «статус» и престиж». Суть от этого не меняется, но звучит благозвучнее, и даже престижнее (тут несколько смайликов).
Понты — первый признак человека не на своём месте. Понты — признак подсознательной неуверенности в себе и в пространстве. По сути понты — признак внутренней паники, попытка подтвердить свой общественный статус посторонними предметами. Понты — это костыли для хромого.
Давным-давно, ещё в прошлом тысячелетии, когда я был глуп и юн, первый ликбез по понтам преподал мне мой старый друг, датчанин Свен-Эрик.
Мы сидели в кафе в одном большом европейском городе, ждали его брата Олле. Кафе было напротив большого офисного здания, мы ждали окончания рабочего дня.
Прозвенел заводской гудок. Из здания повалили нарядные хлопцы, все в арманях, гуччах, тестони, кавалли, кортье и бриге. Нечем дышать. Воздух наполнился смехом, молодецкими гиканьями, запахами дорогих одеколонов с дымком и привкусом хорошего виски.
— Однако, — промычал я, советский паренёк, впервые увидевший такой праздник жизни. Я только что купил себе потрясающие казаки, настоящие, из кожи техасского буйвола, на берёзовых гвоздях, и чувствовал себя хозяином жизни, но глядя на этих молодых финансовых конкистадоров, я понял, что я последний босяк.
Свен-Эрик всё понял и засмеялся.
— Ты думаешь, это миллионеры? — Свен-Эрик просто давился от смеха.
— А кто же? — спросил я удивлённо.
— Это шелупонь, — назидательно сказал херре Джесперсен, — это офисный планктон. Буллшит.
Буллшит — это было его любимое слово. Бычье говно.
— Вот смотри, — продолжил Свен-Эрик, — подожди, пока выбегут эти белые воротнички, после них выйдут миллионэры.
Когда сплыл поток юных любителей гуччи, из здания действительно потянулась совсем другая публика, в потёртых джинах, растянутых свитерах, в стоптанных ботинках. Последним вышел старичок в костюмчике явно старше меня (костюмчик я имею ввиду).
— Вот они, — торжественно сказал мой датский друг, — вот они, акулы капитализма, реальные хозяева жизни. А тот старичок, что вышел последним — хозяин всей этой богадельни. И впридачу главный акционер металлургического концерна и авиакомпании Свисс-Эйр.
Я поперхнулся пивом. И начал кое-что понимать в европейской культуре.
Склонность к понтам, или статусу, если угодно — это попытка заменить внешними признаками то, чего нет внутри — состоятельности, душевного равновесия, авторитета. Это как хвост у павлина или грива у льва. Чистой воды биология. Человек, внутренне уверенный в себе, ни в каких понтах не нуждается. Он просто уверен в себе, и костыли ему не нужны. Это касается и материальной культуры, и стиля поведения, и манеры речи, и отношения к начальникам и подчинённым. Человек, имеющий реальный статус, подтверждённый внутренними способностями, не будет лебезить перед начальством и унижать подчинённых, не будет нуждаться во внешних подтверждениях этого статуса.
Тому есть масса примеров по жизни. Недавно мы говорили о болезненной страсти наших церковных генералов к роскоши и понтам. Это из той же оперы — человек не уверен, что занимает своё место, ему нужны внешние подтверждения этому. Если патриарх сербский Павел, наш общий любимец, мудрец и реальный отец, имел реальный авторитет, то он и мог себе позволить ездить на трамвае.
И народ носил его на руках вместе с трамваем. Если мой великий солнцеликий махатма Димитрий Смирнов имел реальный авторитет в народе, так он и ездил на вполне бюджетном Suzuki Vitara, и в хрен не дул, и ему даже в страшном сне не снился Роллс-Ройс. А вот когда ты ноль без палочки, когда у тебя нет реального авторитета — тогда у тебя много хлопот. Тогда ты начинаешь лизать жопу начальству, рычать на подчинённых, покупать кортье и бриге, нуждаться в богатых соседях в Геленджике, тогда тебе уже нужны триста быков из кремлёвской охраны, бронированный Пульман, менты и мигалки, и кортеж из четырнадцати машин. На языке психологов это называется «перенос» или «сублимация», а по-простому — «нездоровые понты». И ты начинаешь оправдываться — поймите, ребята, статус обязывает. Не статус тебя обязывает, бедолага, а внутренняя неуверенность. Несчастье обязывает.
Как-то раз мы с одной моей знакомой гуляли по набережной. Проходили мимо Спасителя, а там был какой-то церковный сходняк. И увидев торжество понтов на стоянке перед храмом, где завял бы от стыда Женевский автосалон, эта моя знакомая сказала хорошую фразу —
— Ты знаешь... такое впечатление, что здесь не церковный собор, а стрела ОПГ.
Я промолчал. Я тогда был шибко церковный. Мне было стыдно.
Понты и зонты — это не самоцель, не подумайте. Люди от них устают, людей они тяготят. Как любые бирюльки, как любые цацки-игрушки, они вызывают быстрое привыкание. С одной стороны, они как наркотик, их надо всё больше и больше, а с другой стороны, от них начинает тошнить. Абстиненция. Но никуда не деться от понтов бедолаге. Людей можно обманывать долго, но себя не обманешь. Понты, статус, престиж — первый признак человека не на своём месте. Это зависимость. И как любая зависимость, она делает человека несчастным.
24 фев 2023
Попросили разобрать эту фразу Книги Экклезиаста, взятую в эпиграф к моей телеге о статусах. У читателя возникло любопытство, почему таких людей не может носить земля. Ладно, сгорел сарай, гори и хата.
Я люблю эту книжку. По своей печальной мудрости она для меня на одной полке с Дао Дэ Цзин. В Писании много великих метафор, но Экклезиаст, по-моему, чемпион. Итак —
\\От трёх трясётся земля, четырёх она не может носить — раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей\\
Раб ставший царём. Казалось бы, что плохого? Кто был никем, тот станет всем, как поют коммунисты. Однако раб, ставший царём — причина бесчисленных катастроф.
Это, конечно, метафора. Раб не обязательно раб, и царь не обязательно царь. Главный смысл в психологии раба. Это острейшая проблема нашего общества.
У раба нет ничего своего. У него нет чувства Родины, чувства своей земли, чувства ответственности за свой ареал обитания. Поэтому можно выкинуть окурок в окно, мыть машину в реке, построить на Байкале целлюлозно-бумажный комбинат, а любовь к Родине заменить любовью к начальству. Любишь начальство — патриот. Не любишь начальство — иностранный агент.
Главный смысл жизни раба — стать надсмотрщиком за рабами. Самый главный кайф раба — бить кнутом других рабов. Холоп, выросший в атмосфере унижения и насилия, не знает других смыслов кроме как унижать и насиловать. Если с раба сняли ошейник, главной его мечтой становится одеть ошейник на других.
Мы часто недоумеваем — откуда берутся упыри в начальственных креслах? Это же мой одноклассник, мой сослуживец, мой однополчанин, я всегда знал его как хорошего парня. Почему же, сев в кресло начальника, он так изменился? Почему он больше со мной не здоровается, ездит пьяный по встречной полосе, браконьерит, бьёт сайгаков с вертолёта? Почему он стал упырём?
Такие сюжеты лезут из каждого утюга. Помните недавний шкандалъ с одним дальневосточным гублинатором? Ему надо было срочно куда-то лететь, и он высадил людей из рейсового самолёта, оставил их на взлётной полосе со своими билетами и улетел по своим делам.
Почему ему впадлу лететь с прихожанами? А патамушта он холоп. Он рвал жопу, выбивался в начальство, чтобы об этом забыть, а тут такая неприятность — не подали бизнес-джет. Жизнь потеряла смысл.
Главная катастрофа психологии раба — при отсутствии внутренней свободы он ищет свободы внешней. А внешняя свобода для него, высшая свобода — вытирать ноги о других рабов. Его убогое изуродованное сознание другого кайфа не знает.
Глупый, который досыта ест хлеб. Тоже волшебная метафора. Конечно же, нет ничего дурного, чтобы человек хорошо покушал, даже если он глуп. Имеется ввиду дурак, получивший материальное благополучие.
Эту метафору гениально обыграли Ильф и Петров. Помните эпохальную битву Вандербильдихи и Эллочки Людоедки? Из современных примеров хорошая иллюстрация — яхты Ромы Абрамовича. Не знает человек ни сна ни покоя. У него должна быть самая большая яхта в мире. Как только какой-нибудь арабский шейх построит самое большое корыто, Рома тут же отвечает. Рома стал посмешищем для всей Великобритании, но это ему до лампады. Он занят. Эллочке надо дать достойный ответ Вандербильдихе.
Глупый, досыта поевший хлеба, с лёгкой руки Нашей Раши получил в нашей культуре название «тагииил!!!». Наверное, многие помнят эти сюжеты. Хочу сразу извиниться перед жителями прекрасного рабочего города, это, конечно, лично к вам не относится. Это опять метафора. Все помнят, как застонали все мировые курорты в сладкие нефтяные времена от нашего быдла. Это и есть по Экклезиасту тот глупый, досыта поевший хлеба.
Позорная женщина, когда она выходит замуж. Это просто. В народе есть поговорка, что самые занудные моралистки — это бывшие проститутки. Нет более удушающих блюстителей нравственности, чем те, кто эту самую нравственность всю жизнь в нюх топтал.
Служанка, которая занимает место госпожи своей. Это женский вариант раба, ставшего царём. Служанка в роли госпожи тоже будет таскать всех за волосы, как таскали её. Трудно сказать, что более катастрофично — холоп в начальственном кабинете или ложкомойка в Государственной Думе.
По Экклезиасту земля может вынести только три человеческие типажа из четырёх. Когда вместе соберутся все четыре, земля не выдержит. Она развалится, треснет. Он прав, этот грустный дедушка Экклезиаст. Это мы и видим сегодня.
--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417
Свидетельство о публикации №223030601595