Рагдай

….Но в тяжелые годины
Русь Герои прославляли.
Выходили исполины
В одиночку против стаи.
И сейчас Рагдай могучий,
Гордость пращуров и дедов,
Выходил наш воин лучший
На три сотни печенегов….
….И Богов он не меняет,
Бьётся он во славу Рода.
Бьётся на смерть, защищая
Земли русского народа.
Помним мы своих Героев.
Вспомни же страна родная,
Как сражались триста воев,
Против одного Рагдая!
Ратибор «Рагдай»

                Глава 1
Запах свежеиспеченного хлеба щекотал ноздри, рот наполнился слюной, в животе предательски заурчало, но маленький сорванец лежал не шелохнувшись. Он знал, что сейчас придёт матушка, аккуратно сядет на край кровати и, положив мягкую тёплую ладонь на его русую голову, тихо скажет: «Сыночек, вставай, хватит валяться, лежебока», - и ласково поцелует его вихрастую макушку. Как он любил эти моменты… Вот послышались мягкие шаги, и Рагдай почувствовал, прикосновение матери…
Когда завтрак окончился, отец с двумя старшими братьями вышел на просторный двор, заниматься мужскими делами, пятилетний Рагдай с сестрой остался в доме помогать маме.

*****
Небольшой отряд кочевников продвигался вперёд, поднявшись на сопку, воины увидели село уютно примостившееся в долине на берегу реки. Судя по всему поселение славян было богатым: добротные избы, большие подворья, а на окраине кузня, из трубы которой струился дым, видимо, там сейчас трудился кузнец.
- Здесь есть чем поживиться, - удовлетворённо произнёс командир и отряд помчался к селу.

*****
Славный волхв Драга и его помощник Вольга, умаявшись после долгой ходьбы, отдыхали в тени дубовой рощи. Рядом с местом, где люди сделали привал, весело бежал ручеёк.  Путь их лежал в родной скит1, слегка перекусив и запив водой из ручья, путники вытянулись на шёлковой травке. Подул ветер и принёс с собой запах гари, испортив чистый воздух которым наслаждались уставшие странники.
- Что за напасть такая, - встревожился Драга, - неужто кочевники?
Вольга прислушался:
- Тихо, не слыхать ничего. Если и были, ушли.
- Ох, не спокойно на Душе. Чую беду великую… Идти надо… Человек помощи ждёт… Спасать надо… Великий человек…, - ведун забыв о своём посохе и разговаривая сам с собой, быстрым шагом двигался в одному ему известном направлении.
Вольга молча, едва поспевая за мудрецом, шёл следом.
Когда они достигли деревни, увидели следы разбоя повсюду: избы сожжены, подворья разграблены, трупы селян во дворах - вороги не щадили даже малых деток. Но мирное село без боя тати2 одолеть не смогли, среди славянских тел были и трупы кочевников. Вольга и Драга смотрели на это побоище, и по их щекам текли слёзы.
- Пойдём, осмотрим всё вокруг, должен остаться кто-то живой. Я чувствую, - произнёс волхв.
Вдруг, как показалось ведуну, рука одного из кочевников дрогнула, он напрягся, готовый к нападению. Но тут из-под лапищи ворога показалась маленькая ручка, которая тщетно пыталась совладать с весом взрослого мужчины. Драга бросился на помощь. Перевернув тело кочевника, волхв увидел чумазого окровавленного мальчонку лет пяти, не больше. В другой руке он сжимал боевой нож, который размерами своими составлял, чуть ли не половину длины детской руки.
- Малец, брось нож. Уже всё закончилось, никто тебя не обидит, - как мог ласково произнёс мудрец.
К ним подошёл Вольга.
- А ты кто такой? – спросил он мальчика.
-Рагдаем кличут, - всё ещё сжимая оружие в ручонке, и насторожено глядя на взрослых, ответил тот.
- Ну не бойся, иди ко мне, я посмотрю, что с тобой, - сказал ведун, протягивая руку ребёнку.
- Со мной всё в порядке, это не моя кровь, - совсем по-взрослому ответил Рагдай, - а вот моих тятю и мамку вороги порубили. И, уже не сдерживаясь, заплакал, уткнувшись в грудь волхва. Тот ласково гладил волосы сироты и думал…думал о чём-то своём.

*****
Солнце низко нависло над скитом, собираясь уйти на покой; освещаемые его бронзовыми лучами, три человека подходили к поселению. Один был высокий седой старец с мощным посохом в руке, второй – мужчина  лет тридцати – тридцати пяти с дорожным мешком за плечами, а третий - мальчик пяти лет, и на поясе у него висел огромный боевой нож в наскоро сделанных ножнах из бересты, который на теле ребёнка выглядел как небольшой меч.
Как только троица подошла к воротам, они раскрылись настежь, и навстречу путникам высыпал народ.
- Ой, а это кто такой грозный?
-Драга и где ты его нашёл?
- Как тебя звать, малой? – сыпались вопросы обитателей скита на мальчонку.
Рагдай смущался от такого внимания и молча жался к ведуну.
- Чего налетели на мальца как коршуны?! – возмущался волхв, - Дайте помыться, поесть, а потом спрашивайте.
После бани и сытной еды мальчика разморило, и он заснул прямо за столом. Драга аккуратно перенёс его на кровать и вышел…
Когда Рагдай проснулся, Солнце било в окна, освещая каждый уголок комнаты. В помещении никого не было, мальчик слез с кровати и вышел во двор. На крылечке сидел Вольга и наблюдал за малышнёй, которая носилась как угорелая, играя в догонялки.
- Проснулся, ну и хорошо, - улыбнулся он, увидев в дверях заспанную рожицу, - пойдём, Драга и Старейшины ждут. Извини, кушать будем потом.

*****
Рагдай стоял перед девятью взрослыми мужами и рассказывал свою историю. Те слушали его не перебивая, иногда одобрительно кивая головами или пронзая пространство гневным взглядом. Рассказ был краток и не изобиловал яркими подробностями, кроме того, мальчик постоянно сбивался и останавливался, чтобы сдержать набегающие слёзы. Было заметно, что пятилетнему ребёнку очень тяжело даётся повествование недавно пережитого горя. Когда мальчик закончил, один из старейшин попросил:
- Поведай, а как ты с кочевником справился?
При этих словах, Рагдай сжался и посмотрел на ведуна, весь его вид говорил «вы что не верите?», тот улыбнулся и одобрительно качнул головой. Вздохнув, сирота начал рассказывать:
- Я выбежал из дома, когда услышал топот коней и свист. Отец с вилами стоял посреди двора, а у братьёв были топоры. Только вершие3 не подъезжали близко, на расстоянии кружились и смеялись. Тогда брат мой Благояр кинул топор и попал в голову басурманина, тот упал, а второй расстрелял батю и братьев из лука. Но отец со стрелами в груди и плече вилы не бросил, а так и пошёл с ними на ворога и воткнул ему в живот. Конь басурманский на дыбы встал, сбросил хозяина и ускакал, а тятя мой упал. Я кинулся к нему, а он уже умер. Тогда я взял нож у кочевника проклятого и хотел к мамке идти, но тут второй очнулся, не убил его брат, и на меня кинулся. Я руку выставил, он и налетел, когда падал, меня придавил. Вот и всё... – Рагдай шмыгнул носом и, всё же не сдержавшись, расплакался.
- А его мать и сестрёнка? – сквозь слёзы расслышал мальчик.
- Всех порубили, а сестру, видимо, ещё и снасильничали, - ответил волхв…
Когда Рагдай успокоился, старейшины огласили своё решение:
- Воспитай из него воина, Драга… Ведь ты и сам славным воем когда-то был.
Ведун склонил голову в знак согласия и уважения к решению старейшин.


                Глава 2
И началось обучение Рагдая. Драга с головой ушёл в наставничество, передав свои обязанности Вольге, лишь изредка проверяя его деятельность и чаще всего одобрительно улыбаясь. «Хороший волхв из него вышел», - удовлетворённо думал он.
…Ведун рассказывал ученику о славянских Богах, о мироустройстве, о Наследии Предков, наставлял в азбучных истинах, рассказывал о славянских сословиях: Волхвах, Воинах, Ремесленниках и Землепашцах, учил уважать любой труд и не прозябать в безделье… И всё это Мудрый Наставник облекал в сказки и игры, понятные маленькому мальчику. Рагдай быстро и с удовольствием постигал науки, имея живой ум и огромное желание учиться.
И чем взрослее становился ученик, тем более обширные и глубокие знания давал ему Драга: поведал он и о Славянской Здраве, что тело и мысли в порядок приводит, рассказывал о ладожении4 и траволечении…

*****
Рагдаю исполнилось двенадцать лет. Этого дня мальчик ждал с нетерпением, ведь сегодня будет праздник имянаречения5 и он получит второе – секретное имя, которое будет знать только он и волхв, давший его… И ещё, с сегодняшнего дня он уже не маленький, не чадо, как его ещё иногда называли женщины скита, он уже взрослый, отвечающий за свои поступки перед людьми и Богами…
Прошло несколько дней после праздника, эйфория прошла, и скит зажил своей обычной трудовой жизнью.
… Вечерело, Рагдай с полной корзиной грибов возвращался в селение. На поясе юноши висел тот самый боевой нож кочевника; с этим оружием мальчик не расставался никогда. Темнело быстро, и запоздалый грибник торопился. Но, вдруг, он услышал негромкий рык и краем глаза заметил движение среди деревьев, повернувшись на звук, человек увидел огромного матёрого волка…
Тот стоял оскалившись и не сводил своих зелёных глаз с замершего Рагдая. Стараясь не делать резких движений, юноша дотронулся до ножа, пытаясь достать его из ножен. Корзинка в руке жутко мешала и паренёк, медленно приседая и не сводя глаз с хищника, поставил её на землю. В этот момент зверь прыгнул. Рагдай едва успел подставить руку, как на его предплечье сомкнулись зубы волка. Упав на землю, человек пытался достать зверя ногами, но эти удары не приносили огромному чудищу никакого вреда, его зубы сжимались всё сильнее, ещё мгновение и кости хрустнут. От дикой боли мальчик закричал и, изловчившись, второй рукой схватил хищника за ухо и потащил к себе. Зверю это не понравилось, он отпустил предплечье и попытался освободиться, но Рагдай держал крепко (откуда только силы у двенадцатилетнего юнца), всё ниже и ниже опуская руку. Волк лежал на земле, извиваясь всем телом, и пытался укусить держащую его кисть. Человек смог подняться сначала на колено, а потом и на ноги, но удерживать сопротивляющегося противника в такой позе было неудобно, и Рагдай отпустил ухо хищника. Тот вскочил на лапы и тяжело дыша, смотрел на врага. Прокушенной рукой, превозмогая боль, мальчик придержал ножны, а другой, всё-таки, смог достать нож. Зверь снова атаковал, но человек был готов; он сделал шаг вперёд и в сторону, ударив снизу, лезвие ножа вспороло брюхо летящему ему в горло волку. На землю упало уже бездыханное тело, Рагдай устало опустился рядом…
Сколько он так просидел, победитель не знал. Когда юноша очнулся, вокруг уже было темно, прокушенная рука нестерпимо ныла, голова кружилась то ли от потери крови, то ли от ещё не покинувшей его усталости. Мальчик встал, но не пройдя и пары шагов упал и потерял сознание…
…Ему было хорошо и тепло, Рагдай шёл по лугу, расставив руки, и вдыхал полной грудью запахи трав и цветов. Впереди стояли его родные все живы и здоровы и звали мальчика к себе, он улыбнулся и побежал… «Рагдай, Рагдай», - звала его матушка, «Рагдай…где ты, иди быстрей», - вторил отец, братья и сестра улыбаясь призывно махали руками….
- Рагдай, мальчик мой, - в сладкое видение ворвался голос ведуна…
Стало нестерпимо холодно, боль с новой силой пронзила всё тело, и юноша открыл глаза. Он лежал на сырой земле, весь грязный и окровавленный, какое-то яркое пятно слепило очи…
-Драга, это ты?
- Я, - произнёс волхв
- Что со мной?
- Молчи, не трать силы, уже всё позади. Слава родным Богам, ты жив…
И Рагдай снова впал в забытьё…

*****
Солнце нещадно било в глаза. Рагдай пытался отвернуть лицо от его слепящих лучей, но тщетно, осеннее светило, борясь с наступающей хмарью, торопилось одарить своим светом и остатками тепла весь мир, лежащий под ним…
Мальчик сел на кровати, он был полностью гол, паренёк осмотрел себя, правая рука находилась в лубке, а на груди красовалось несколько шрамов, но голова была ясная.
В комнату вошёл Драга:
- Проснулся герой? Как себя чувствуешь?
- Да, вроде, нормально, - прислушиваясь к внутренним ощущениям, промолвил Рагдай.
- Вот и славно, а то помирать собрался, рано тебе ещё, - улыбнулся ведун.
В помещение тихонько пробрался Вольга, но увидев проснувшегося юношу, сел на кровать рядом и принялся трясти его здоровую руку.
- Вот молодец, вот молодец… Все думали не вытянешь ты, убьет тебя звериный яд, только мы с Драгой верили, да ещё знахарка  Добродея… Две седьмицы ты бредил, в себя не приходил, рука опухла до плеча, гной из неё сочился не переставая, да ещё и кость треснута была; но Добродея смогла яд изгнать и хворь победить…
- Успокойся, успокойся, - не выдержал волхв, а то уже и оглохли мы тут от твоей болтовни.
Рагдай, всё ещё голый, сидел на кровати и переводил счастливо-недоумённый взгляд с одного на другого.
- Ладно, одевайся да выходи на двор, понежься в лучах Ярилы Трисветлого, пока ещё тепло от него идёт, - произнёс Драга.
- Сколько я здесь пролежал, - пытаясь справиться со штанами одной рукой, спросил  мальчик.
- Две седьмицы в жару и бреду и ещё пять дён; сегодня, как раз, шестой, - ответил Вольга, помогая справиться Рагдаю с рубахой.
В комнату вошла моложавая женщина, в руках она держала ковш с каким-то отваром.
- Вот испей, яд с зубов волчьих пока в тебе гуляет, надобно ещё некоторое время целебных травок попить…
Наконец затворник смог выйти из избы, воздух был свеж и прохладен, но пока ещё ощущалось Солнечное тепло, мальчик вздохнул полной грудью. «Как хорошо», - подумал он.

*****
Время летело быстро, Рагдай полностью выздоровел, только шрамы от зубов да когтей бешеного волка, напоминали о прошедших событиях…
Однажды Драга рано утром, с загадочным видом, поманил воспитанника за собой. Выйдя на крыльцо, ученик поёжился, день обещал быть холодным и пасмурным, низкие тучи нависли над скитом, собираясь пролиться на землю. Ведун вёл недоумевающего Рагдая к Капищу, когда они прибыли на место, мальчик увидел в круге кумиров6 всех Старейшин Родов и кузнеца Харру, держащего в руках какой-то продолговатый предмет, завёрнутый в чистую тряпицу. Когда Рагдай оказался в центре круга, самый старый Старейшина торжественно произнёс:
- Ты, Рагдай, в одиночку справился с матёрым зверем, в твоих венах теперь течёт и кровь этого зверя; в схватке ты проявил качества, присущие волку: смелость, решительность, смекалку и волю, его Дух отныне поселился в тебе, и будет сохранять твою жизнь в бою. Драга поведал нам, что видел твоё будущее и предложил воспитывать тебя дальше как воина-рыкаря7. Совет поддерживает мнение Мудрого волхва, отныне ты будешь обучаться по специальной  программе. Славный кузнец Харра из Х*Арийского рода выковал, специально для тебя, сей меч. Носи его с честью и не вынимай из ножен без нужды, а уж коли вынул, не вкладывай обратно, не напоив клинок кровью ворога.
Старец подошёл к кузнецу бережно взял свёрток и аккуратно развернул, перед взором людей предстал клинок искусной работы.
- А это от меня, - произнёс Драга и накинул на плечи Рагдая волчью шкуру…
Глаза мальчика светились счастьем, а ведун печально взирал на своего воспитанника, и в краешках глаз Мудрого волхва появилась непрошеная влага….

*****
Обучение продолжалось, только теперь к обычным воинским премудростям и действиям в составе дружины, добавились и некоторые особые уроки. Рагдая обучали скрытно и бесшумно передвигаться, медитировать, мгновенно входить в состояние транса и так же быстро из него выходить, учили держать в узде свои эмоции, сохраняя не замутнённым разум в самых критических ситуациях, развивая специальные психологические качества, основанные на использовании ресурсов подсознания. Немало внимания в системе обучения уделялось и развитию максимальной экономичности, быстроте, ловкости, глубине и своевременности движений, формируя оптимальные двигательные навыки. Драга постоянно вводил околопредельные и предельные по интенсивности и длительности физические и психические нагрузки. Это приводило к тому, что организм постепенно к ним адаптировался, и они (нагрузки) становились привычными, что позволяло решать задачи, поставленные перед юношей волхвом.
Рагдай рос, мужал, превращаясь из маленького мальчика в настоящего воина - Воина-рыкаря.


                Глава 3
Наступил 6496 год от СМЗХ8 (988 от Р.Х.). Ученик ведуна отметил своё двадцать второе лето. Князь Владимир вернулся из Византийского похода и привёз в качестве трофеев новую жену и новую религию… По Руси прошла первая мощная волна христианизации. Не обошла она стороной и скит, в котором жил Рагдай.
Как-то раз, ближе к вечеру, дозорные на стене, окружавшей поселение, увидели группу людей: десятеро в кольчугах и при оружии ехали верхом, а двое в чёрной одежде, расположились в телеге.
- Стой! Кто такие? Откуда будете?
- Дружинники княжеские, из Киева, а это попы византийские. Приехали вас, язычников, в истинную веру крестить, - выехал вперёд один из витязей.
- Истинную веру? – рассмеялись дозорные, - нет истинной или ложной Веры. Вера она одна и означает «ВЕданье РА», то есть знание Света и светлых поконов.
На стену поднялись один из Старейшин и Драга.
- Впусти путников, негоже ночью в поле ночь коротать, а завтра и потолкуем с ними о Вере, - сказал ведун одному из дозорных.
Процессия въехала на территорию скита. Лошадей распрягли, расседлали и разместили в конюшне. Для людей истопили баню и приготовили ужин…
По утру созвали Совет Старейшин и пригласили на него незваных гостей... Попы византийские уж, как только не обхаживали Мудрых Старцев, то обещая рай при согласии креститься, то грозя адом неверным язычникам. Вспомнили и княгиню Ольгу9, добровольно принявшую христианство; и то, как по Днепру гнали кумир Перуна, не давая ему пристать к берегу, а языческий Бог не покарал христиан за это…
На что Драга ответил:
- Воздастся всем, Богов своих и Веру родную предавших, по заслугам…
Всё чаще слышались из уст попов угрозы расправы над непокорными. Наконец ведуну надоели поповские угрозы и глумление над родными Богами, и он произнес:
- Раз ваш Бог такой всемогущий, предлагаю устроить поединок между нашими воинами, кто одолеет, того и Правда.
Попы, посовещавшись с дружинниками, согласились.

*****
Рагдай восславив родных Богов и принеся им требу10, стоял на огороженном для поединка месте и наблюдал, как молится дружинник. Наконец, закончив молитву и поцеловав нательный крест, воин изготовился к схватке.
- Условия поединка следующие: Первое: бой проводится на мечах и без броней, Второе: Поединщикам даётся три попытки. Третье: проигравшим считается тот, кто коснется земли любой другой частью тела, кроме стоп ног, или же если ратник сам признает своё поражение. Четвёртое: если никто из бойцов не признает себя побеждённым, то схватка продлится до первой крови,- объявил Старейшина.
Как только старец покинул площадку, дружинник сразу же атаковал Рагдая. Молодой витязь легко ушёл от удара, развернувшись на опорной ноге, своё оружие он так и не достал из ножен. Воин князя снова кинулся на соперника, стремясь завершить поединок одним махом. Но там где только что стоял язычник, уже никого не было, а сзади на шее, дружинник почувствовал прикосновение металла.
-Сдаюсь, - прошептал он, с опаской косясь за спину. Рагдай стоял с обнажённым мечём в руке, его острие упиралось в подчерепную ямку ратника.
- Один, - произнёс Старейшина. 
Наблюдавшие за поединком попы и дружинники не ожидали такой быстрой развязки. Вернее, они ожидали, но с другим финалом, очень уж молод был языческий воин, и на фоне опытного, побывавшего в боях воя, выглядел разве что, прошедшим начальное обучение отроком…
  Соперники сошлись в схватке. Рагдай уже не пряча меч, использовал его для перевода ударов противника в другую плоскость, пропуская яростные атаки воина вдоль линии клинка. Дружинник всё больше ярился и его натиск с каждым ударом становился мощнее. При очередном напуске витязя, Рагдай слегка замешкался и не смог крепко удержать рукоять меча, оружие соперника проскользнуло вдоль лезвия и… слегка прорезало бок молодца, на рубахе выступила кровь.
- Стоп! – прогремел голос Старейшины, - Два!
Присутствовавшая среди зрителей Добродея, подошла к молодому язычнику.
- Всё хорошо, тётушка, - произнёс раненый, - царапина.
Знахарка молча подняла рубаху и осмотрела рану. Что-то пошептав над порезом, она коротко сообщила:
- Можно биться…
И в третий раз сошлись поединщики. Атаки дружинника следовали одна за другой, но не могли настичь уворачивающуюся цель... Но вот, меч княжеского ратника занесён над головой молодого воина, кажется, рука, держащая оружие, опустится на голову противника разрубая его на двое… Рагдай сделал подшаг, одновременно приседая, и положил свой клинок на землю. Христианский меч,  со свистом рассекая воздух, неотвратимо приближался к голове язычника; ещё мгновение и… жёсткий блок под локоть остановил несущуюся сталь, вторая рука Рагдая, практически одновременно, перехватила предплечье дружинника. Боль в локтевом суставе заставила кисть княжеского бойца разжаться. Подсев под противника, Рагдай поднял обезоруженного воина и бросил под ноги стоящим в оцепенении попам.
- Мы не хулим вашего Бога, поклоняйтесь и молитесь кому хотите, но наших Богов не троньте, - произнёс он и вышел из очерченного круга.
Попы и княжеские ратники покидали территорию скита униженные. Витязь, бившийся с Рагдаем, ехал в телеге вместе с попами, его конь, привязанный к её краю, шёл следом. Когда процессия отъехала на приличное расстояние, один из попов поднявшись во весь рост и погрозив кулаком, прокричал:
- Мы вернёмся, и вы пожалеете, что не подчинились нам, но будет поздно.
Телега подпрыгнула на кочке, и попик, не удержав равновесия, упал на её дно. Дозорные, наблюдавшие отбытие «мессии», рассмеялись.
- Они ещё вернутся, и будет литься кровь, - произнёс, стоявший тут же, Драга.

*****
На следующий день после схватки, Рагдай пришёл к кузнецу Харре.
- Выкуй мне ещё один такой же меч, - попросил он.
- Зачем тебе?
- Буду учиться биться двумя мечами…


                Глава 4
Прошло ещё одно лето11, посланные по городам и весям Руси миссионеры постепенно возвращались в Киев. Вернулись и те, кто ходил крестить жителей скита.
- Ну как принимают истинную веру язычники? – интересовался князь у «калик»12.
- Крестятся с божьей помощью, принимают веру истинную, но мало таких, кто добровольно отрекается от Богов ложных. Так что, где словом, а где и делом приходится действовать. Вот и дружинники твои помогают. А водном скиту случай вышел… И поведал поп Владимиру о поединке Рагдая с десятником княжеским. Заинтересовался князь, что за молодец такой в скиту дальнем обитает и захотелось ему самому взглянуть на богатыря.
Вызвал он сборщика податей
- Когда следующий раз за данью княжеской собираешься, - спросил он, как только мытарь13 пришёл.
- Весной, едва лишь снег сойдёт, - ответил тот.
- С тобой поеду, гляну, сколько добра от меня прячешь…
- Князь, да Господь с тобой…, - начал было мытник, но Владимир движением руки отправил его восвояси.

***** 
…Наступила весна, снег стал ноздреватым и рыхлым, появились первые прогалины и зазвенели ручьи, на деревьях набухли почки, небеса стали прозрачно голубыми – Природа пробуждалась ото сна. В один из таких погожих дней, когда земля уже начала подсыхать, Владимир с ближней дружиной и сборщиком податей отправились собирать налоги с русского народа.
К скиту, в котором жил Рагдай, прибыли уже, когда зелень трав и деревьев бушевала во всю, радуя глаз и давая тень от всё сильнее припекающего Ярилы. Встречать князя вышли всем скопом, Старейшины и ведун почтительно склонили головы.
- Что же вы охальники, княжеских повелений не слушаете, посланников моих бьёте, в новую веру креститься не хотите? - слезая с коня и передавая поводья подбежавшему дружиннику, бушевал Владимир.
- Прости князь, но поединок был честный, а новая религия не для нас... Пращуры наши Старой Вере14 верны были и нам завещали, так что не обессудь, - произнёс Драга, смотря князю прямо в глаза.
Владимир не выдержал взгляда волхва и отвернулся:
- Ладно, о Вере и Предках ваших поговорим после, а сейчас я бы хотел глянуть на того молодца, который десятника моего одолел.
Рагдай встал перед князем. Владимир пристально посмотрел на молодого витязя, тот стоял прямо, подняв голову.
- Хорош. Ничего не скажешь, хорош, - закончив осмотр и, казалось, удовлетворённый увиденным, произнёс владетель, - А с моим воеводой сразишься?
- От чего ж не сразиться, будет твоя воля, сражусь, - спокойно ответил богатырь.
- Будет, будет. Вот только в баньке попаримся, отдохнём с дороги, а завтра поутру и сразишься, готовься.
- Как скажешь, князь.

*****
Утром, на подворье скита собрались и стар и млад. Владимир восседал на почётном месте, остальные образовав круг, обозначили место поединка. Рагдай, обнажённый по пояс, с двумя мечами в руках, спокойно стоял, ожидая своего поединщика. Его развитое тело было расслаблено, но в этой расслабленности ощущались грация кошки и мощь дикого зверя.  Люди расступились, и в круг вошёл Добрыня15, княжеский воевода. Он тоже был оголён, бугры мышц перекатывались под кожей, каждое его движение выдавало в нём опытного воина, проведшего не одну схватку. Каждый из противников был достоин другого.
Поединщики вышли в центр круга и остановились, глядя друг другу в глаза, никто не хотел нападать первым. Вдруг Добрыня развернулся спиной к Рагдаю и подошёл к Владимиру:
- Не буду я биться, князь. Нечего мне с ним делить. Он славный воин, лучше возьми его в свою дружину, пользу великую принести народу русскому сей муж может.
Владимир опешил:
- Дядька, да как же это…
- Племяш, смири гордыню, послушай меня.
Князь посмотрел на Добрыню, а затем подозвал к себе Рагдая:
- Пойдёшь в мою дружину?
Молодой витязь, повернув голову, посмотрел на Драгу, тот утвердительно кивнул.
- Пойду, только с условием…
- Ты ещё и условия выдвигаешь?!... – возмутился Владимир, - Другой бы за счастье посчитал, а ты…
Добрыня положил руку на плечо князя:
- И чего ты хочешь? – спросил он у витязя.
- Не принуждай жителей скита принимать новую религию, кто захочет сам примет. Да и мне дозволь со своими Богами в единстве быть.
Владимир сидел красный как раскалённый чугунок, разве что пар из под шапки не шёл…
- Князь, дозволь переговорить, - произнёс Добрыня, и что-то зашептал Владимиру на ухо.
Выслушав воеводу, тот некоторое время молчал, затем произнёс:
- Хорошо, так тому и быть…
На следующий день, обоз с данью направился обратно. Рагдай на своём коне ехал среди дружинников, а в голове звучали прощальные слова Драги: «Живи по-совести, не предавай Богов наших, иначе не будет тебе прощения во всех мирах16»…

*****
В Киев прибыли в конце лета. Город встретил молодого дружинника богатством и великолепием, но Рагдай не проникся золотом церквей и каменными палатами, так же его неприятно огорошило обилие людей, толчея и суматоха на улицах…
Удалой боец легко влился в воинский коллектив, с каждым днём всё больше заслуживая уважение, не только молодых воев, но и бывалых ратников. Он честно нёс службу, делился с дружинниками своими секретами,  выполнял поручения воеводы, но нахождение в городе тяготило его. И вот, однажды не выдержав, витязь пришёл к Добрыне.
- Боярин, найди мне службу вне города, или отпусти обратно в скит, душно мне тут, каменные стены давят, суета убивает.
С грустью посмотрел на Рагдая воевода и, тяжело вздохнув, произнёс: 
- Не хочется такого воина отпускать из дружины, но вижу печаль твою, поэтому сделаем так: в скит я тебя, конечно же, не отпущу, но и в городе держать не буду. По весне, отправишься на рубежи Руси, будешь земли русские от нашествия басурман оборонять...
- Благодарю тебя воевода, - первый раз в жизни Рагдай склонил голову, видимо, и впрямь тяжёл воздух городской оказался для молодого витязя.
 

                Глава 5
 Когда земля подсохла, Рагдай с грамотой от княжеского воеводы, направился на дальнюю заставу. Прибыв на место и передав письмо местному воеводе, витязь пристроил коня на конюшню и направился в дружинную избу обустраиваться. На пороге, он чуть не столкнулся с выходящим из помещения стражником, успев развернуться и пропуская воина. Но ратнику это не понравилось, и преградив дорогу вновь прибывшему, спросил:
- Это кто такой наглый, сбивает с ног людей и даже не извиняется?
Не желая продолжать начинающуюся ссору, Рагдай извинился  и попытался пройти внутрь. Но зачинщик не успокаивался, он попытался схватить «обидчика» за грудки, но вместо одежды, его рука захватила воздух. Воин недоумённо посмотрел сначала на свою руку, затем на стоявшего, как ни в чём не бывало, Рагдая. Молодой витязь стоял за вытянутой рукой нападавшего, а его руки лежали на деснице стражника: одна в районе локтя, другая на предплечье, в готовности завершить захват. Стражник рассмеялся:
- Как это ты умудрился оказаться за рукой? Покажи.
- Давай с крыльца сойдём, а то людям мешаем, - сказал дружинник, показывая на столпившихся возле крыльца стражников.
Они спустились на землю, но воины, забыв о своих делах, не расходились, всем было интересно, посмотреть на умения новичка.
- Давай, хватай…
Воин снова потянулся к груди Рагдая. Тот, сместившись, вперёд и в сторону сделал небольшой разворот, одновременно убирая корпус и сзади стоящую ногу; в это время руки молодого витязя поднялись вдоль его тела и оказались на деснице атакующего…
- Кажется, понял. Теперь я, - произнёс новый знакомец.
После нескольких неудачных попыток, стражник, всё-таки, смог уйти от захвата и атаковать сам, не запутавшись в своих руках и руке Рагдая.
- Я вижу, уже познакомились, - услышали увлечённые отработкой приёмов воины.
Повернувшись на голос, ратники увидели начальника стражи.
- Да ещё не совсем, - ответил тот, кто задирал новенького.
- Что ж, тогда знакомьтесь, вот он – Рагдай, бывший ратник ближней княжеской дружины, теперь стражник порубежного войска.
- А Яр, - протягивая руку, произнёс воин, отрабатывавший технику захвата.
Так началась новая служба Рагдая. Он очень сдружился с Яром, который оказался совсем неплохим человеком, как могло показаться при первой встрече, и очень даже сообразительным воином. Одобряя дружбу двух лучших ратников, начальник стражи чаще других ставил их в пару при несении службы и поручал выполнение самых ответственных задач. Молодой витязь перенимал навыки порубежной службы у своего товарища, а тот в свою очередь, умения Рагдая.

*****
Наступил 6058 год от СМЗХ (1000 год от Р.Х.). Всё чаще передовые отряды печенегов, появлялись вблизи границ. Порубежники отмечали необычайную активность и наглость встреченных на рубежах печенежских отрядов, если раньше при приближении дозоров они разворачивались и уходили, то теперь оставались на месте, наблюдая за действиями стражей и отпуская угрозы и шутки в адрес русичей. Но стоило только направить коней в их сторону, сразу же галопом уходили в степь.
- Неспроста басурмане активизировались, как бы в набег не пошли, - рассуждал Рагдай.
- Твоя правда, - подтверждал Яр.
Во время несения службы в одном из дозоров, группа кочевников обстреляла из луков русских стражников, легко ранив одну из лошадей…
- В Киев надо ехать, князю доложить обстановку,-  решил порубежный воевода, - Пусть готовится к набегу, чую, скоро нагрянут.
Он вызвал е себе Яра:
- Скачи в Киев, передай послание для князя…

*****
Разведчик на полном скаку влетел в распахнутые ворота заставы.
- Печенеги, - только и вымолвил он и, не удержавшись в седле, упал на землю.
В его спине торчали три стрелы кочевников.
- Закрыть ворота! Приготовиться к бою! – прозвучала команда.
Когда ворота были закрыты, на стенах выставлены дополнительные дозоры, а стражники, надев брони и приготовив оружие, построились на подворье, начальник стражи подозвал Рагдая:
- Надо узнать, где находится печенежское войско, его численность и если сможешь, найди Андрея, он вместе с Прохором в дозоре был. Но, боюсь, нет его в живых уже.
- Сделаю. Только дай я без броней пойду и без мечей, так сподручнее будет; шуму меньше, да и случайный луч не блеснет на железе.
- Добро, только аккуратно, на рожон не лезь.
Рагдай выехал за ворота. Не переводя коня на бег, чтобы не поднимать пыль и топотом копыт не привлекать врагов, он шагом продвигался  по степи, используя малейшие складки местности. Через некоторое время порубежник уложил коня в ковыль, а сам направился дальше, внимательно вглядываясь в горизонт и прислушиваясь. Вскоре разведчик впереди различил земляной вал, который образовался здесь ещё с незапамятных времён. Рагдай затаился, слившись с землёй, и принялся наблюдать, но ничего подозрительного не заметил. «Не могут они быть такими беспечными, и не выставить наблюдателей, после того, как поняли, что обнаружены», - рассуждал ратник, - «Или их здесь нет…». Он понаблюдал ещё некоторое время и решил приблизиться к этой естественной преграде. По-пластунски, стараясь не издавать малейшего шума, порубежник медленно продвигался вперёд. Вдруг он заметил неявное движение у основания вала, воин сосредоточился на этом пяточке местности, и сумел разглядеть затаившегося кочевника. «Хорошо замаскировался басурманин», - подумал русич, - «уверен, есть ещё». И точно, через некоторое время, его глаза распознали ещё двоих охранников.  Солнце клонилось к закату… «Вряд ли печенеги двинуться в поход до утра», - решил витязь, - «дождусь темноты и гляну сколько их».
Темнота упала как-то сразу, только что, ещё последние лучи, уходящего на покой Ярилы освещали землю, и на тебе, не видно ни зги. Рагдай выждал ещё некоторое время и потихоньку начал пробираться к валу. Частые ночные тренировки, проводимые с ним Драгой, приучили воина видеть в темноте, да и сам он часто использовал ночь, чтобы совершенствовать своё мастерство. Мимо, замеченных ещё в светлое время суток, наблюдателей ратник пробрался легко, и немного спустившись с другой стороны вала, расположился на его склоне, чтобы голова не маячила на фоне неба. Рагдай насчитал пятьдесят четыре костра. «Обычно, возле одного кострища располагаются от пяти до семи воинов», - рассуждал разведчик, - «значит их, примерно, двести пятьдесят - триста пятьдесят человек. Маловато для набега, а может это только передовой отряд, а основные силы дальше…».
Как бы то ни было, надо возвращаться... Рагдай быстро отыскал своего скакуна и, уже не соблюдая осторожность, во весь опор помчался к своим…
- Андрейку не нашёл, прости воевода, - после доклада промолвил разведчик.
- Жаль, конечно, но что теперь поделаешь, на всё Божья воля, - произнёс начальник стражи и перекрестился.

*****
Ближе к полудню, дозорные на стенах увидели на горизонте пыльную тучу, она довольно быстро приближалась и, через некоторое время, стали различимы кони и всадники. Славянские ратники  изготовились к бою, но что могут сделать несколько десятков, пусть даже сильных, храбрых и умелых воинов, против более трёхсот сабель. Правильно: подороже продать свои жизни и как можно дольше задержать врагов на рубеже.
- Приготовиться к обороне! – прозвучала команда порубежного воеводы, - Надеюсь, Яр доставил послание князю…
Но тут отворились заставские ворота и из них, навстречу печенегам выехал воин. Мощный торс его был оголён, голову и плечи покрывала… шкура матёрого волка, в каждой руке зажато по мечу, конём он управлял только с помощью ног…
- Рагдай, - только и смог вымолвить воевода.
Тем временем, витязь пустил коня в галоп, два меча, вращающихся над его головой, сверкали словно молнии. Вдруг по округе разнёсся волчий вой, пугая лошадей кочевников, и Рагдай врезался в гущу врагов. Его мечи рубили на право и на лево, не давая ни единого шанса противнику. Конь, вращаясь по кругу, бил копытами и топтал упавших печенегов, но на место сражённых воинов вставали новые.   Рагдай вырвался из кольца окруживших его кочевников и сразу же развернувшись, пошёл в новую атаку. Пройдя сквозь разрушенный строй, Герой снова развернулся, и тут на него обрушился удар; не успевая увернуться, богатырь подставил меч, но атака была мощная, клинок не выдержал, обломившись у рукояти, Рагдай продолжал сражаться одним мечом; подняв коня на дыбы, он снова испустил волчий вой… Витязь без устали бился, уменьшая количество противников, но одна мысль сверлила его мозг: «Это только передовой отряд, где основные силы и когда они подойдут?...».  Сразив очередного противника, краем глаза он увидел, что врагов вокруг нет, а в отдалении отряд конных лучников изготовился к стрельбе. Развернув коня, богатырь помчался на него…
Рой стрел был плотным, их смертоносные жала со свистом рассекали воздух. Рагдай мечом отбил сразу несколько, ещё от нескольких уклонился, одну поймал на лету, и вот они, лучники… Воин врубился в их строй, за несколько мгновений поразив троих врагов. Остальные, не успев изготовиться к новой стрельбе, кинулись врассыпную. Русич бросился их преследовать, волчья шкура развивалась за плечами словно стяг. Несколько стрел вонзились в грудь и шею коня, остановив его бег, верный помощник упал, однако Рагдай успел соскочить с падающего друга и изготовился к бою. Печенеги снова плотным кольцом окружили русского витязя и одновременно атаковали. Отражая многочисленные удары врагов, Герой яростно вращался, но кочевников было всё ещё много, а силы ратника потихоньку истощались. И вот после очередной атаки, меч славного воина не выдержал, Рагдай остался безоружным. Вернее, на его поясе висел тот самый боевой нож, но вынуть его из ножен ратнику не давали непрерывные атаки врагов…
Русский богатырь, снова издал волчий вой, несколько коней встав на дыбы, скинули своих всадников и помчались прочь, сталкиваясь с наседающими печенегами, и опрокидывая их на землю. Атака кочевников захлебнулась, многие из них остались пеши, потеряв своих скакунов, но опомнившись, басурмане, размахивая саблями, снова бросились на русича. Рагдай, вытащив нож, ждал… Обезумевшая толпа навалилась на ненавистного славянина, погребая его под собой.
Наблюдавшие за боем порубежники, не выдержали, сняв и побросав брони, оголённые по пояс17, вскочив на коней, они с громогласными криками «Ура!18» мчались на врагов. Печенеги, увидев несущийся на них отряд славян, в ужасе бежали, оставив поле брани, их оставалось не более четырёх - пяти десятков…
 Русичи не стали преследовать бежавшего врага. Отряд подъехал к одиноко стоящему Рагдаю, он стоял окровавленный и смотрел туда, куда умчались побеждённые враги, в руке воин держал тот самый боевой нож… пространство вокруг Героя было усеяно трупами кочевников.
- Рагдай, - позвал ратника воевода.
Но тот молча смотрел в след скрывшимся печенегам.
- Рагдай, - ещё раз окликнули воина товарищи.
Тишина.
Порубежники подошли ближе и встали вокруг витязя, его глаза смотрели вперёд, на губах застыла улыбка… но сердце Рагдая не билось.


                Послесловие
Рагдай Удалой - реальный исторический персонаж. О нём упоминается  в Никоновской летописи под 6508 годом от СМЗХ (1000 годом от РХ): «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся против 300 воинов)». Правда, это - единственное сохранившееся упоминание о нём.
Но есть ещё несколько упоминаний о Рагдае, уже в русском фольклоре и русской литературе.
     - Первое, не явное: вероятно, схватка Рагдая с тремястами печенегами, явилась основой для сцены боя Ильи Муромца под Черниговом с татарами. Вот как сказитель описывает этот случай:
«…В третий скок принёс Илью конь к городу Чернигову.
Под Черниговом стоит сила несметная: три татарских царевича, с каждым сорок тысяч воинов; от пыли да пару лошадиного не видать днём красного солнышка, не видать вечером ясного месяца; из города жителям нет ни входа, ни выхода.
Разгорается в Илье сердце богатырское, жарче Илья распаляется; стал добрый молодец думу думать:
«Как быть? Не побью татар — исполню завет отцовский; побью — жителей освобожу черниговских».
И решил Илья помочь народу христианскому — освободить Чернигов от злых полчищ татарских.
Взял Илья в руки саблю острую; где размахнётся — лягут целой улицей татары побитые, повернётся — набьёт татар целой площадью, тех конём потопчет, тех стременами помнёт. Пробился Илья к трём царевичам, приостановился да и говорит:
— Что мне теперь с вами делать, цари-царевичи? В плен взять — нельзя мне вас с собой возить: мне ещё лежит дорога дальняя; голову с вас снять — жаль царский род губить.
Поезжайте-ка вы к себе домой, расскажите своим людям, что Русская земля не опустела, что есть в ней славные, могучие богатыри!
А в Чернигове тем временем все к смерти готовятся, на страшный бой последний выходить собираются, в Божьих церквах причащаются. Видят: Илья в город въезжает, глазам не верят.
— Как это ты, добрый молодец, в город пробрался мимо несметной татарской рати?
Отвечает Илья:
— Не поздно ли, добрые люди, вы на бой выходить собрались? Взойдите-ка на стену, взгляните в чистое поле.
Пришли на стену жители черниговские: что за диво дивное? Лежит побита вся татарская рать несметная…».
        - Второе, в книге Ю.Никитина «Княжий пир». В «Княжем пиру» Рагдай также погибает в бою за Отчизну и у него не остаётся наследников, но есть любимая. Боги возвращают Героя на землю всего на один день, чтобы он встретился со своей любовью и продолжил Род. Но витязь не успел, так как не смог бросить друга, выполняющего важное поручение, в беде. Понятно, что это художественный вымысел автора и литературный Рагдай мало общего имеет с реальным героем.
           - Третье, песня исполнителя Ратибора «Рагдай»
           - Четвёртое, у А.С. Пушкина в произведении «Руслан и Людмила». Но там, скорее всего, это просто имя одного из персонажей, не связанное с подвигом Героя.

                Пояснения

   - Скит1 - это межродовое поселение Расы Великой с Капищем (Храмом), где проживают представители Славянских и Арийских Родов. Жизнь в Скитах проходила в созидательном общинном труде, в Капищах совершались богослужения и безкровные (у славян не было приставки «бес») жертвоприношения. Скит, объединяя представителей Древних Родов, был своеобразным воплощением Единой Соборной Общины Великой Расы.
   - Тать2 – вор, враг.
   - Вершие3 – всадники, конные.
   - Ладожение 4 - Целительские практики в традиции называются Ладожением (от слова «Ладить», т.е. налаживать). Существует воинское ладожение, когда воины правят друг друга после боя или тренировки, ставя кости и суставы на место. В мирной жизни члены Рода правят тела друг друга, в том числе и в бане – в парилке. В последнем случае применяют веники из березы и дуба, а также из можжевельника и крапивы.
   - Имянаречение5 – у славян было два имени, одно которым его называли в миру, а второе секретное, его знал только волхв, проводивший обряд, и сам наречённый. Второе имя открывало сушность человека, указывало какой урок он должен пройти в миру, а так же являлось защитой от тёмных сил.
   - Кумиры6 – деревянные(каменные) изваяния славянских Богов. У каждого Рода был свой Бог-Кумир.
   - Воин-рыкарь7 - Рыкарь - это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин». Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни - служение своему роду.
   - 6496 год от СМЗХ8 – 6496 год от Сотворения Мира в Звёдном Храме (Звёздный храм-Мидгард Земля (Планета Земля) – подписание мирного договора между славянами и народом Жёлтого Дракона (китайцами). Данное летосчисление появилось после победы Великой Расы над Великим Драконом (Древний Китай) 7528 Лет назад (если брать 2020 год от РХ). Эту победу наши Предки отобразили в виде образа – Витязь на коне поражает копьём Дракона. Но после насильственного крещения Руси, христиане приписали все достижения наших Предков себе, и данный образ начали трактовать, что якобы христианский святой великомученик Георгий Победоносец побеждает змия, который опустошал земли языческого царя. Победа над Великим Драконом была столь тяжёлой и значимой, что наши Предки начали новый отсчёт Лет от этого события. Чтобы связь времён сохранилась, мирный договор заключили в День Осеннего Равноденствия (Новолетие), т.е. 1-й день Лета 5500 от Великой Стужи одновременно стал и 1-ым днём 1-го Лета от СМЗХ. В память о тех событиях нашими Предками была написана Азъ-Веста, т.е. «Первая Весть» или как её называют «Авеста» на 12000 воловьих шкурах. Этот памятник был уничтожен по приказу Александра Македонского, а позднее миру стала известна искажённая «Зенд-Авеста» Заратустры с его комментариями и исправлениями.
   - Княгиня Ольга9 – мать Святослава Игоревича (Хороброго, т.е. Храброго) добровольно приняла христианство, чтобы получить помощь от Византийского Василевса, в борьбе Святослава против хазарского каганата.
   - Треба10 – подношение
   - Лето11 – у славян не было понятия год. Но существовало понятие  «година», например, родился в трудную годину.
   - Калика12 -произошло от слова «калиги» (лат. caligae — «сапоги») — подвязные сандалии, в которые обувались паломники, отправлявшиеся в Иерусалим. Старинное название странников, поющих духовные стихи и былины.
   - Мы;тарь13  (церк.-слав. мыта;рь), также мы;тник —сборщик податей вообще.
   - Старая Вера14 – отсюда и название староверы, не путать со старообрядцами, которые появились в 1650 году от Р.Х. после Никоновских реформ и раскола христианской церкви.
   - Добры;ня15 — воевода и ближайший советник Владимира, брат матери его Малуши (т.е. являлся дядькой князю). Неоднократно ходил с князем в походы. Когда крестили Новгород, поджёг  новгородские дома с тем, чтобы отвлечь новгородцев от битвы с Путятой, который временно сражался в меньшинстве. Отсюда старинная новгородская присказка: «Путята крестил Новгород мечём, а Добрыня огнём».
   - Миры Славян16 - Явь – это наш физически плотный Мир, Мир людей и живых существ. Мы его ощущаем органами чувств. Навь – это незнакомая нам Явь, так называемый «тонкий Мир». Но славяне разграничивали Навь на Светлую и Тёмную: в Светлой Нави наши Предки, а в Тёмной – бесы. Схематично, Тёмная Навь снизу, Светлая Навь сверху, а Мир Яви как рубеж. Раньше Предков славили, поэтому Светлую Навь называли ещё Мир Слави, а Тёмную просто Навь. Правь – это Мир Богов.
   - Оголённые по пояс17 – очень часто, славяне выходили на неравный бой, в котором не думали остаться в живых с оголённым торсом. Сея ужас и недоумение у врагов.
   - Возглас «Ура» 18 – старославянский клич, взывающий к Солнцу (этимология данного выражения: РА – свет; У-Ра – у солнца - иду к солнцу - иду к Свету – иду к Богам – погибаю, но не сдаюсь).


                Берсерки и рыкари-волкодлаки
Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе. У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя.   Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.
К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.
           От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная “мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.
Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника. Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью. Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.
«Берсерк» - слово не славянское, у славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки.  Рыкарь имел мало общего с пресловутым германским берсерком. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что:
 "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, древний историк, VI век).
            Сражались рыкари обнажёнными или в одних звериных шкурах, без кольчуг и щитов (они им попросту мешали!). В бой воины всегда бросались первыми, с боевым кличем «Ярь!» устремляясь вперёд. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего - пополам, а конного - до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей. И ни сталь, ни огонь не могли с ними ничего поделать.
Рыкарь - это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин».Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни - служение своему Роду. Исторические источники говорят о том, что один рыкарь был способен разогнать 10-20 воинов, а два рыкаря обращали в бегство сотню вооруженных человек.
            Триста рыкарей города Аркона – стражи храма Световита, наводили ужас на всё не славянское побережье Балтики. Такими же воинами был славен и храм Радогоста в городе Ретра. Существовало даже целое славянское племя рыкарей - лютичи (от слова «лютый»), все воины которого сражались в волчьих шкурах.
             Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.
Вот цитаты из некоторых исторических источников:
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.)
Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае:
«Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин».
А вот ещё:
«Бысть же у поганых девять соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
             К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Волхвы Нити Покона хранят многие секреты древнего боевого мастерства Дружины Велеса, которая является Стражем внутреннего Духовного пространства Руси. Ратники и Витязи Дружины владеют навыками рукопашного боя (действия с оружием и без него, нанесение ударов руками, ногами и т.п.), который носит название «Велесово ратание».
Вот что пишет о Велесовом ратании Андрей Митрофанский в опубликованной статье (Митрофанский А. Стража Велеса. Воинские искусства.// Журнал «Ведическая культура». Март 2006. №9.):
            «…ВЕЛЕСОВО РАТАНИЕ - древнеславянская система подготовки Ратников дружины Велеса. Дружина Велеса всегда была малочисленна, и во все времена складывали удивительные легенды о подвигах и мужестве ее Ратников.
               В системе подготовки воинов использовались малоизвестные и уникальные техники, которые позволяли, используя все умение ратников, противостоять малым числом многочисленным ворогам. Умение противостоять в рукопашной схватке нескольким противникам, молниеносно перевоплощаясь в лики Велеса, проявленные в этом мире: Медведь, Ворон, Тур и Волк. Все это вместе взятое позволяло Страже Велеса выходить победителями из, казалось бы, безнадежных сражений, отстаивая Честь и сохраняя Культуру, чистоту и независимость своего Народа. Именно Стража Велеса несла на себе основную нагрузку по защите Капищ и Святилищ.
                По сей день, Волхвами хранятся эти тайные методики тренировок и уникальные способы подготовки ратников. Методики в первую очередь направлены на раскрытие Мужского Духа - Духа Воина в мужчинах. Дух Воина принадлежит мужчинам по праву рождения, как защитника Рода, просто когда-то дорога к нему была закрыта. Велесово Ратание это традиция передаваемая от Сердца к Сердцу, свято хранимая стражниками…»
               К сказанному можно добавить, что славянские воины в Дружине Велеса проходили два этапа становления своего Духа:
              Первый этап - слепая (звериная) ярость - уровень Ратника, подразумевает раскрытие своего Ярла (ярого сердца) с целью сметания любого препятствия со своего пути, будь то враг или какая-либо другая напасть.
             Второй этап - благородная ярость - уровень Витязя, подразумевает подчинение своей ярости холодному рассудку (Челу).
            К сожалению, мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.
Но будем надеяться, не всё ещё потеряно, уже просыпается самосознание народа.  Ведь, как говорится: «Лиха беда начало»…


Рецензии