Музыка

Для меня существует два типа музыки. Первый носит созерцательный, живописный характер и служит хорошим проводником к умиротворенному состоянию духа. К такой музыке я могу отнести Шумана, Шуберта, Шопена. Второй же тип музыки, это нечто весьма отличное. В критические времена становления личности он более важен для понимания. Это музыка, заставляющая разрушить ложные представления о действительности. При должном качестве усилий над собой, она позволяет преобразовать характер, исполнившись поистине созидательными мотивами длинною в жизнь. Для меня такой музыкой был и есть Шостакович. Позже в подобном ключе авангард и множество иных выдающихся композиторов, но музыка Шостаковича заставила меня увидеть мир по-новому. На таких примерах учишься видеть формирующую силу высшей культуры. Это закономерно, конечно, и для других течений искусства. Так как человек живёт образами прекрасного и ужасного, изредка прибегая к градации между этими понятиями, стремясь упростить картину мира, высшая культура становится здесь той необходимой опорой, которая сберегает тонкий слой цивилизованности. Она позволяет менять масштаб мировоззрения в пользу его широты. И потрясающий талант культурных деятелей заключается в их способности за этим масштабом сохранять индивидуальность и внимание к деталям, привлекающим погруженную в рутину публику.
Если художник теряет или первоначально не имеет этого таланта, то он не имеет никакого влияния на широкие массы, говоря как бы на чуждом им языке. Или, в противном случае, он тонет во влиянии и желаниях публики, теряя индивидуальность, что кажется мне проблемой нашего времени. Обилие подобных явлений встречают при отсутствии релевантной культуры и её, в таком случае, заменяет множество не столь созидательных субкультур. Это чревато разрозненной, не эффективной работой общественного механизма. Время от времени как и любой механизм, он начинает приходить в упадок. С течением поколений этот упадок попросту остается незамеченным, не выделяясь в моменте. И вот уже декаданс становится естественным. Чтобы не создавать этот механизм эффективных личностных взаимодействий снова и снова, следует понимать его структуру и проводить своевременную профилактику проблем. В противном случае, войны и революции разрушают этот порядок если не полностью, то подают его следующим поколениям в сильно искаженном виде, что видится мне куда более страшным явлением, чем уничтожение. Так сохраняется сила убеждения, но меняется цель. Суть этих проблем, культура, её целостный мировой организм. Культура, есть генеральный план общественного механизма. И следует ее беречь.


Рецензии