Отголосок войны, или Вайс возвращается. Гл. 18
Спящий агент.
1.
Первый день Вайс вёл себя, как гость Москвы, посвящая время прогулкам для знакомства с достопримечательностями Москвы. Побывал на Красной площади, На набережной Москвы – реки, побывал возле МГУ, на Лубянке, но неожиданно сев в такси, оказался в кафе возле секретного предприятия «П/Я 11-35».
На следующий день, взяв в прокате Жигулёнка, вырулил на Садовое кольцо. Убедившись, что за ним нет хвоста, свернул на пересекающую кольцо улицу и выехал к корпусам «П/Я 11-35». Заняв место на стоянке напротив проходной, стал внимательно наблюдать за идущими на работу сотрудниками.
Рядом с машиной Вайса припарковался голубой Жигуль, за рулём которого сидела симпатичная женщина лет сорока. Посмотрев внимательно на Вайса, спросила:
- Вы, кажется, кого-то ждёте?
Вайс внутренне вздрогнул от прямого вопроса внимательной женщины. но внешне остался спокойным, как будто бы его спросили, как дойти до продуктового магазина.
- Да мне нужен один человек. Видимо, я его просмотрел.
- А кем он работает?
- К сожалению, не знаю.
- Трудная у вас задача.
Женщина вышла из машины и скрылась в проходной.
Как только поток людей, идущих на предприятие иссяк, Вайс покинул стоянку. Но к концу рабочего дня он снова появился. Найти свободное место у проходной ему не удалось. Пришлось выйти из машины и подойти поближе к дверям. Из проходной вышла знакомая уже женщина и, увидев Вайса, удивлённо спросила:
- Что, так и не встретили своего человека?
- К сожалению, нет.
- А какой он из себя – пожилой, молодой?
- Да уже за 50.
- Давно его, наверное, не видели?
- Давненько.
- Желаю вам найти своего знакомого.
Женщина села в машину и, помахав Вайсу рукой, уехала.
*
Утром 26,11 Лебедев в срочном порядку собрал оперативную группу, работающую по Вайсу.
- Итак, товарищи, судя по последним данным, в «П/О 11-35», по всей вид-имости, работает «спящий агент», давно завербованный западной разведкой, скорее всего, в годы войны. Теперь пришло время его побудки. Срочно Авдеева и Никулин поезжайте в отдел кадров данного предприятия и выберете карточки всех фронтовиков, включая женщин. На карточках должно быть с каждого фото. Все выбранные везите сюда. Зайцев – срочно во Внуково. Там будет ждать вертолёт. Нужно, как можно скорее привезти из нашего пансионата Черкасова и Чудовского. Задача всем понятна?
- Понятна.
- Тогда по коням! Задача для оставшихся: когда привезут карточки, постараться поработать по каждому лицу.
Перед обедом Черкасов и Чудовский были доставлены вертолётом прямо на Лубянку. При их появлении, Лебедев вышел к ним навстречу. Тепло поздоровавшись, пригласил их к столу, на котором были разложены привезённые карточки.
- Иван Петрович, Георгий Александрович, требуется ваша помощь: посмотрите внимательно на приклеенные к карточкам фото. На них запечатлены люди – бывшие фронтовики. Вайс в настоящее время уже в Москве. И уже второй день крутится возле секретного предприятия, на котором, по всей видимости, в своё время просочился агент, завербованный, скорее всего, немецкой разведкой. Задача Вайса – найти его. А ваша задача – посмотреть, нет ли среди бывших фронтовиков ваших знакомых. Всё ясно?
- Да.
- Тогда преступайте
*
Потянулись минуты ожидания. Лебедев и все присутствующие с напряжением следили за Черкасовым и Чудовским, склонившимися над карточками. Вот ушли в сторону почти все карточки. Перед друзьями оставалось ещё штук пять. Вдруг Черкасов закрыв глаза, рукою, стал что-то вспоминать. После, взяв в руки одну из пяти оставшихся карточек, прочёл вслух инициалы её хозяина:
- Носков Василий Сидорович. Нет, такого Носкова я не знаю. А знаю Глушко Савелия Тарасовича. Однажды мы были в разведке. Нас обнаружили. Из шести человек сумели вырваться лишь трое. А другие трое погибли у нас на глазах. В том числе и Глушко, как нам показалось. Он лежал в неестественной позе. Наши попытки привести его в чувство успеха не имели. С тех пор он считался погибшим. И вот сейчас я не верю своим глазам.
Лебедев резко поднялся с кресла.
- Зайцев, Никулин, едем со мною – будем брать Носкова. Иван Петрович, Георгий Александрович, оставайтесь в отделе. Можете сходить в нашу столовую. Вы сегодня нам ещё пригодитесь. Татьяна Авдеева, срочно езжайте в архив Советской Армии и привезите документы на Носкова Василия Сидоровича и Галушко Савелия Тарасовича
*
«П/Я 11-35» - режимное предприятие, охрана которого находилась в ведомстве КГБ. Только работникам Лубянки разрешался вход по удостоверениям. Сотрудники предприятия имели особые пропуска. Директор предприятия был заранее предупреждён и ждал гостей в своём кабинете. Поздоровавшись с директором, Лебедев попросил пригласит Носкова Василия Сидоровича. по производственному вопросу. Через десять минут секретарь сообщила, что Носков прибыл.
- Пусть войдёт, - распорядился директор. (Секретарша открыла дверь)
- Василий Сидорович, вас просят войти.
Войдя в кабинет и увидев трёх рослых, ухоженных мужчин, Носков сразу понял, что пришли за ним – верёвочке пришёл конец. Но сдаваться так просто он не собирался.
- Василий Сидорович, вам придётся с нами съездить в одно место и разобраться в возникшем вопросе.
- Я что, арестован?
- Нет, нам просто нужно уточнить один вопрос. Идёмте!
*
Войдя в свой кабинет, Лебедев пригласил Носкова сесть.
- Василий Сидорович, Ваше настоящее имя, отчество?
- Василий Сидорович.
- А вам случайно не знаком Галушко Савелий Тарасович?
- Нет, впервые слышу о таком.
Лебедев нажал кнопку вызова секретаря.
- Зоя Владимировна, пригласите Черкасова. (Через минуту Черкасов уже был в кабинете)
- Савелий! Ты жив!
- Я не Савелий. Я Василий.
- Не может быть! А фамилия твоя Глушко?
- Слушай, друг, ты меня с кем-то путаешь!
- Сейчас тебя заставят раздеться и мы увидим след под левой ключицей от пулевого ранения. (Лебедев кивнул двум сотрудникам, чтобы помогли раздеться)
- Да, у меня есть ранение, но тот, кто был в пекле войны, редко кого среди них найдёте без них, – не сдавался Носков.
Лебедев снова вызвал секретаря.
- Зоя Владимировна, Авдеева появилась?
- Она уже в приёмной.
- Пусть войдёт.
В кабинет вошла светловолосая молодая женщина.
- Таня, привезли?
Женщина подала Лебедеву папку с копиями документов на Носкова Василия Сидоровича и Глушко Савелия Тарасовича. Лебедев, положив их перед собою, несколько минут внимательно рассматривал. Потом положил их перед Носковым.
- Вот смотрите, Василий Сидорович. Эти документы только что привезли из центрального архива Советской Армии. Вот документ с фото на Глушко. А этот – на Носкова. Смотрите, как поразительно Глушко похож на вас. А вот карточка на Носкова Василия Сидоровича, числящегося без вести пропавшим. Но, скорее всего, его после пыток расстреляли, а его документами снабдили вас, как давшего согласие служить гитлеровцам. Смотрите, здесь же совершенно другой человек! Что, теперь будете утверждать, что документы перепутаны? Будьте уверены, что мы в дополнении к документам найдём и ваших родственников, и родственников настоящего Носкова. Своим нелепым упорством вы только накручиваете себе срок. Подумайте об этом. Но если вы пожелаете с нами сотрудничать, честно и подробно изложите свою историю, как вы согласились изменить Родине и служит испачканным кровью наших матерей, отцов, детей врагам, опишите, какие на вас возложены задачи, ваши клички, пароли, как попали на «П/Я 11-35», вы можете значительно снизить себе наказание и даже заслужить амнистию за давностью срока преступления. Сейчас вас уведут в камеру и дадут вам время хорошо подумать. Если согласитесь с нашим предложением, вам принесут бумагу и ручку. А сейчас посмотрите это фото. (Лебедев положил перед допрашиваемым фотографию с Вайса) Вам знаком этот человек?
Носков опустил голову и закрыл глаза. Так он просидел минуты две. Потом резко выпрямившись, толи от злобы, то ли от безысходности, толи от раскаяния резко выкрикнул:
- Да. Да, я знаю этого человека, но только по фотографиям.
- Где вы с ним должны встретиться?
- Он меня сам найдёт.
- Пароль?
- Скажите, пожалуйста, вы не жили в Гродно?
- Ответ - Приходилось бывать.
- Вам привет от Эберта.
- Ответ - Ещё жив старик. Не забыл.
- Что их интересует на предприятии?
- Системы управления ракетами.
- Задача гостя?
- Не знаю. Возможно, их интересуют новые разработки, Возможно, вербовка ведущих конструкторов, возможно организация диверсии…
- На П/Я есть люди, которые способны им помочь?
- Говорят, крепость, которую не могут взять силой оружия, возьмут силой вал-юты.! И чем сумма будет весомее, тем ближе будет победа!
- Вас каким именем лучше называть – родным, или новым?
- Я уже привык к нынешнему.
- Василий Сидорович, так вы согласны помочь нам помешать Вайсу осущест-вить задуманную операцию?
- А вы гарантируете мне свободу?
- А это зависит от того, сколько вы тяжёлых грехов накопили.
- Мой грех лишь один – это согласие работать на них.
- Тогда можете надеяться. Лично я за вас буду ходатайствовать.
- Это ещё не гарантия.
- Хорошо. Пока отдохните. Мне нужно отлучиться минут на тридцать. чтобы после твёрдо ответить вам.
Через полчаса Лебедев появился в кабинете и подал Носкову, сложенный вдвое лист бумаги. Тот развернул его и, прочтя, тихо произнёс:
- Спасибо!
После этого, Носков как-то обмяк и на глазах блеснули слёзы. Но вскоре он взял себя в руки и уже прежним голосом произнёс:
- Что я должен для вас сделать?
- Для меня вы ничего не должны. Вы должны сделать для своей Родины, которая вас родила, вырастила, обучила и отправила в жизнь. Мы знаем, что у вас есть жена, дети. Вы о них должны думать и ради них смывать свой грех! А что касается вашей помощи нам, то об этом поговорим особо.
Предыдущие главы смотрите на "Проза РУ Виктор Шушарин 2"
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №223030600190