Чувство вины

       Мы не всегда понимаем, что своими словами или действиями вызываем у человека чувство вины. А это очень сильное, больное и угнетающее чувство.
       Самым простым и частым примером, когда вызывается чувство вины, являются, как ни странно, дети. У взрослого человека вызвать эти чувства сложнее, у него есть отговорки, оправдания, а у ребенка их, пока, нет или очень мало. Для чего взрослые ругают детей? Именно для того, чтобы вызвать у ребенка чувство вины и чтобы он не совершал плохих поступков. Конечно, поступки бывают разные, но совершены они были по каким-то причинам. А причины, если ребенка ругают, остаются невыясненными. Ребенок замыкается под тяжестью вины, а иногда, протестуя, совершает еще более плохие поступки. В любом случае, ругаться и кричать на ребенка недопустимо, а главное: бесполезно. Это входит в привычку и не приносит плодов.
       Обвинения рассчитаны на то, чтобы вызвать чувство вины у «обвиняемого». (Конечно, мы не имеем в виду судебные процессы.) Но, если вспомнить художественную литературу и случаи из нашей жизни, обвинения или укоры не меняют характер тех, к кому они обращены. Возможно, за редким исключением, только подтверждающим Правило! Но мне такие случаи неизвестны. Зато, достоверно известен другой случай.   
       Моя подруга живет в доме, построенном в 90е годы. В то время велась очень плотная застройка и дома, правда под углом, но строились очень близко друг к другу. Одна из комнат ее квартиры как раз выходит на соседний дом, который очень близко расположен к ее лоджии с удобными креслами. Мы с ней так любим там пить чай и делиться новостями. Правда, с некоторого времени, это возможно только тогда, когда в одной из комнат, в доме напротив, закрыты окна. Дело в том, что уже несколько раз нашим мирным беседам мешали гневные крики – обвинения женщины в адрес мужчины, видимо мужа. Мужской голос тоже иногда был слышен, но его громкость не мешала жителям соседнего дома. Если мой визит совпадал с разгорающимся скандалом, мы переходили в кухню, ее окно расположено на противоположной стороне дома.      
     Однажды, воскресным утром, подруга позвонила и, сдерживая смех, сказала: «Приезжай, нашим разговорам теперь никто не помешает! Расскажу тебе одну интересную историю!»
     Интересные истории меня очень привлекают, поэтому, отложив все дела, я поехала к подруге.
     Сначала мы поделились новостями и проблемами. Это всегда занимает достаточно много времени, потом пообедали, а чай пошли пить на наше любимое место. Вспомнив приглашение подруги и фразу «никто не помешает», я напомнила про «интересную историю». Она хитро заулыбалась и начала свой рассказ:
     «Теперь можно спокойно открывать здесь окно. Криков и обвинений, надеюсь, больше не предвидится.
     Однажды, так получилось, мне пришлось долго стоять на лоджии с открытым окном. Муж ушел гулять с собакой и забыл дома телефон. Мне не хотелось переодеваться и спускаться за хлебом. Поэтому я решила подождать, когда они будут возвращаться и попросить мужа купить хлеб.
     Соседи, вернее соседка напротив, опять ругалась. И, вдруг, громко залаяла собака. Может быть, я не обратила бы внимание на лай, но гнев, обращенный к мужу, переместился на собаку. Мне тогда подумалось: даже собаке надоело. Так я узнала, что в этой странной семье живет собака. Дальше события развивались совершенно случайно. Муж уехал в командировку, и мне приходилось два раза в день гулять с Матильдой.
     Буквально на второй утренней прогулке я увидела свою, крикливую, соседку с красивым доберманом шоколадного цвета. Они уже шли в направлении своего дома, и хозяйка очень мило разговаривала с кем-то по телефону (умеет, если хочет, подумала я).  Но поразило меня другое: собака, попыталась погнаться за кошкой и хозяйка, дав команду «Фу», спокойно, без тени раздражения, что-то говорила собаке.
     Вечером, мы с Матей пошли на собачью площадку и, уже издали, я увидела шоколадного добермана. Ты же понимаешь, что моё любопытство уже зашкаливало! Мне было необходимо познакомиться с этой непонятной женщиной.
     Опуская неинтересные подробности, скажу тебе, что в общении «странная» женщина оказалась очень приятной. Мы говорили на различные темы, но, не касаясь личной жизни. Муж уже вернулся из командировки, и утренние прогулки взял на себя. А вечером гулять с Матей продолжала я. Так получалось, что с площадки в сторону наших домов шли только мы с Екатериной (хозяйкой добермана) и Сергей со своей овчаркой, но они шли более быстрым шагом, чем мы. У меня никак не получалось повернуть наши разговоры на семейные проблемы и я решила схитрить. Пришлось возводить напраслину на мужа. Пожаловалась Екатерине, что муж не хочет гулять вечером с собакой. Просила, уговаривала, обижалась, даже ругалась, но ничего не помогает. Приходится гулять самой. На что Екатерина ответила: «Да, сложно с мужиками…» и задумалась.
       Ты представляешь, какие усилия я приложила, чтобы не задать ей какой-нибудь вопрос?! Но они были не напрасны! После непродолжительного молчания Екатерину «прорвало». Она наговорила мне столько разных мелочей о поведении своего мужа, что запомнить всё не удалось. И, оказалась, одна ерунда типа: обувь не ставит на место, тарелку ставит не с той стороны мойки, не надевает тапки и еще много какой-то ерунды. Екатерина, видимо, перечисляла бы еще «недостатки» мужа, но мы уже подошли к нашим домам. Мне удалось только вставить несколько слов сочувствия и понимания.
     Как ты мне всегда рекомендуешь: перед любым серьезным разговором «набросать» вопросы и темы на листочке. Что я и сделала. Но, записывая вопросы и темы, мне подумалось, что разговор, с малознакомым человеком о личной жизни, мне начинать будет не очень удобно. И я решила подождать…».
     Слушая очень внимательно подругу, я пыталась предположить какими будут её следующие действия. Но в голове не появлялись даже намеки на них. Тем временем подруга продолжила свой рассказ:
     «Задать намеченные вопросы мне помог случай. Вечером, сидя в кресле на лоджии, пыталась читать книгу, но в голове вертелись разные мысли и мешали сосредоточиться. Вдруг с улицы я услышала уже знакомый голос. В этот раз мне хорошо были слышны слова: речь, вернее крик, о том, что дату выпечки хлеба всегда нужно смотреть! Подойдя к окну, я увидела Екатерину, стоящую у открытого окна и, видимо, собирающуюся с мыслями для продолжения «диалога» с мужем. В этот момент и она увидела меня. Мы помахали друг другу ладошками, и я сразу ушла с балкона. Теперь у меня был повод начать разговор на интересующую меня тему. В тот вечер погулять с Матей я попросила мужа но, обязательно, на собачьей площадке. Мне хотелось «выдержать паузу».
     Следующим вечером на прогулку с собакой отправилась я. Мы собрались минут на 20 раньше обычного, а когда подошли к забору площадки, увидели, что Екатерина с Доби уже там. Не буду тебе рассказывать все до мельчайших подробностей, но оказалась, что сложилась ситуация, подтверждающая «твою теорию» о Чувстве вины. Разговор Екатерина начала сама и сразу. Мы гуляли более двух часов. Даже наши собаки уже наигрались и недоуменно поглядывали на нас: почему не идем домой?
     На мои вопросы Екатерина, отвечала честно и обстоятельно. Из ответов получалось, что «по-крупному» к мужу придраться было не к чему, оставались мелочи! А причина была простая: сокрытие своих «недоработок». Екатерину не то чтобы раздражали размеренная жизнь мужа, его спокойствие и выдержка, а бесило то, что она не могла сама стать такой же. Никуда не опаздывать, вовремя готовить ужин, не забывать того, что обещала подругам и так далее. Ей казалось, что муж замечает её промахи и чувствует своё превосходство. Это её слова. В тот вечер мы не обсуждали, как помочь Екатерине. Мне нужно было все обдумать и сформулировать.
     К следующему вечеру я сформулировала основные вопросы. А ответы Екатерины на мои вопросы сводились к следующему: семье всего пять лет, поженились по любви, вспышки гнева у неё бывают, как правило, после очередной неудачи в намеченных планах. Например, подгорело мясо, пока болтала с подругой по телефону, планировала вечером стирку и забыла купить стиральный порошок и т.д. Получалось, что она, как бы, защищается нападая.
     Этим же вечером на отдельном листочке, для Екатерины, я выписала несколько тезисов. Они потом очень пригодились».
     Подруга достала из секретера черновик. Внимательно прочитав, я надеюсь, что запомнила максимально приближенно к тексту:
     Раздражение, сердитость, злоба – это всё Зло!                Зло – это состояние человека, отвращенное от Бога.                (Основы Православия)
     Ваш муж, по Вашим рассказам, человек, заслуживающий уважения! Он снисходителен и терпелив, каким и должен быть настоящий мужчина, списывая Ваши выкрутасы на женские слабости.
     А как Вы думаете, надолго хватит его терпения?
     Где гарантия, что он никогда, сначала по делу, не окажется в чужой квартире, где симпатичная женщина не заставит надевать тапки, не обратит внимание на крошки, накормит не подгоревшим мясом, ни разу не повысив при этом голос?    
     Тем временем подруга продолжала свой рассказ:                «Следующим вечером мы с Екатериной опять встретились на собачьей площадке. Она показалась мне какой-то уставшей и очень грустной. Как я уже тебе говорила, Екатерина очень приятная в общении женщина. Она накануне меня поразила своими честными и объемными ответами на мои вопросы, и тогда мне казалось, что это было из-за того, что она чувствовала неловкость за сцену, которую я увидела из окна лоджии. А в этот вечер мне показалось, что причина была иной. Возможно, я ошибаюсь, но мне подумалось, что отвечая на мои вопросы, она, как бы, увидела себя со стороны. Конечно, я понимала, что мне нужно что-то ей сказать, но во всех наших беседах Екатерина никогда не просила совета. И все же я решилась. Спросив её: хочет ли она узнать моё мнение о создавшейся ситуации и, получив положительный ответ, я рассказала ей о «Чувстве вины». Екатерина слушала очень внимательно. В конце своего рассказа, пытаясь оказать поддержку, я рассказала о своих промахах и неудачах, которые бывают у каждого человека. О том, что подходить к ним лучше с юмором, конечно, делая при этом необходимые выводы. Когда мы подошли к нашим домам и попрощались, я отдала Екатерине свои «тезисы» и попросила прочитать их очень внимательно, т.к. мы, если будем встречаться, никогда не будем возвращаться к обсуждению этих не очень приятных тем. И добавила, что мой муж опять берёт на себя обязанность и вечерами тоже гулять с Матильдой (опять схитрила я)».
     Подруга выдохнула и отправилась в кухню, заваривать свежий чай. А я, сидя в удобном кресле, смотрела на окна в доме напротив и пыталась представить: как могли развиваться события, если бы в них не вмешалась подруга.
     Вскоре на столе стоял ароматный свежий чай. Мы еще немного пообсуждали  случившееся и переключились на другие темы.
     Будем надеяться, что теперь нашим приятным, правда очень редким, дружеским чаепитиям никто не помешает.       


Рецензии