Сравнение походов немецких субмарин
Потом я предложил статью, где описывалось, какие меры предприняли американцы, чтобы прекратить подобное безобразие у своих берегов. И вот давайте посмотрим, как это отразилось на действиях в общем-то ничем не прославившегося командира вполне себе рядовой U-223. Она могла выглядеть так: Фото на заставке
На эмблеме лодки, изображающей ведёрко с тремя игральными костями, на которых выпало 1,5,6 написано stinkeputz, что можно перевести и как "вонючее ведро" и как уборка чего-то вонючего, видимо флота союзников, а может, это термин игры в кости.
"Рабочая лошадка" немецкого подводного флота типа VIIC, их спустили на воду более полутысячи единиц. U-223 вошла в строй 6 июня 1942 года под командованием обер-лейтенанта Карла-Юргена Вехтера.
Определённое время отрабатывалась в составе учебной флотилии. 12 января 1943 года Вехтер, на тот момент уже капитан-лейтенант, вывел её в первый боевой поход. Выйдя из базы в Киле, лодка отправилась на север в обход британских островов.
Далее я приведу выдержки из её вахтенного журнала, включающие как рутинные, так и боевые эпизоды.
15.01. Покинул конвой сопровождения. 16:57. Пробное погружение. 21:54. Срочное погружение для тренировки. Всплыл, продолжил переход под дизелями.
16.01. 08:25. Срочное погружение для тренировки. (Помните такое из фильма Das Boot ? Истошное Алярм!!! и далее все эти дела, когда кое-кто даже с голой задницей мчится из гальюна на боевой пост). 14:24. Всплыл, вентилировал лодку.
Я так понял, что суточный пробег они считали от полудня до полудня. В тот день они прошли 191 милю на поверхности и 14 под водой.
17.01. 08:00. Срочное погружение для тренировки. Вышел из строя главный продувочный клапан. После ремонта всплыл в 08:50. 22:20 - первый вахтенный офицер объявил тревогу. Небольшая тень вышла из снежного шквала на дистанции 500-1000 метров. Срочное погружение, гидрофон вышел из строя. Когда восстановили его работоспособность - слабые шумы по пеленгу 210 градусов в южном направлении. Вероятнее всего это немецкая подводная лодка.
19.01. 10:45. Срочное погружение из-за замеченного на дистанции 5000 метров одномоторного самолёта берегового базирования. 17:16. Всплыли, пошли по поверхности.
20.01. 15:22. Срочное погружение из-за замеченного двухмоторного самолёта берегового базирования на дистанции 4000 метров. Нас он не заметил. (Если вы читали предыдущие статьи, то должны помнить, что по статистике в двух из трёх случаев лодка первой замечала самолёт). 16:30 всплыл, пошёл по поверхности.
Далее рутинные записи о переходах, обслуживании дизелей и торпед, передаче в штаб метеосводок. Из-за плохой погоды не было возможности уточнить по солнцу своё место. Когда это удалось, невязка (отклонение истинного положения относительно расчётного) составила 33 мили.
25.01. 20:01. По пеленгу 350 градусов замечены мачты и низкая труба. Высокая волна с северо-востока. Мостик сильно заливает. Попытка приблизиться не удалась, волна не даёт развить скорость более 9-10 узлов. Судно развивает скорость не менее 16 узлов и скоро скрывается из вида. Безнадёжный случай. Перехватили радиосообщение с него.
26.01. Срочное погружение из-за двухмоторного самолёта наземного базирования. Остались незамеченными. (Обратите внимание, как плотно обложены авиацией возможные маршруты подводных лодок).
Далее лодка ведёт активный поиск как в надводном положении, так и периодически погружаясь, с помощью гидроакустики. Безрезультатно.
28.01. 17:50. Срочное погружение из-за облучения неизвестным радиолокатором в диапазоне 234 см, 1200 Гц, поляризация не определяется.
30.01. После тренировочного погружения в дизельном отсеке обнаружено много масла. Оказалось, что 4 канистры с растительным маслом пробиты металлическими банками. Урок: как можно меньше запасов позади дизелей. Очередная проверка силовой установки. С начала патрулирования пространства для выхлопных газов были заполнены водой, вероятно, из-за негерметичности трубопровода. Иногда подтекает внутренний выпускной клапан. Вошли в состав завесы группы ( волчьей стаи) Haudegen.
01.02. Группа Haudegen сегодня в 12:00 продолжает движение со скоростью 3 узла и юго-западным курсом с целью обнаружения конвоев.
02.02. в 13:10 Вехтер обнаруживает три дыма и 6 мачт над горизонтом и тут же передаёт данные в штаб. 19:32. Намерен атаковать. В густом снежном шквале я продвигаюсь на 290°. 19:34. Нырнул для подводной атаки. Ветер совсем стих. Море зеркально плоское, как утиный пруд. Теперь пеленг 30-40 градусов. Идет снег. 20:10. Видимость снова хорошая. Нахожусь на траверзе слева от эскорта, 1000 метров, угол прицеливания 80°.
Конвойный корабль типа KING FISCHER, всего одна пушка на корме и одна мачта, окрашены в серый цвет. Судя по докладам акустика, он время от времени останавливается, чтобы послушать, никакого Асдика (гидролокатор). Снова начинает идти снег, я ничего не вижу.
Судя по звукам, он должен быть очень близко. Его слышно на всю округу. 20.20 Опять сопровождение. Прямо перед углом цели 0°. Он быстро подходит ближе, но не видит меня. На дальности = 400 метров поворачивает на левый борт. Если бы я был английским дозорным, я бы наблюдал за чайками в такую ;;погоду, потому что, когда я показываю свою "спаржу" (перископ на жаргоне немецких подводников), они начинают усиленно кружиться над ним.
До сих пор идет легкий снег. Теперь я наконец вижу пароходы по правому борту. Минимальный угол цели составляет 40° по левому борту. Они совершают зигзаг. Курс 0°, при угле цели 100°, дальность 6000 метров, стрельба бессмысленна.
03.02. 04:43. Конвой теперь идёт быстрее, но не зигзагами, чтобы не потеряться в снежных шквалах. Я атакую, потому что в данный момент пароходы находятся под яркой полосой северного сияния. Впереди и позади неё кромешная тьма. Новый снежный шквал при заходе в атаку. Я веду крупный пароход впереди. Но тут вижу эскортный корабль по правому борту, и он находится всего в 1500 метрах. Внезапно слева появляются ещё два эскортных корабля. Подойти не могу ни при каких обстоятельствах, поэтому даю команду на стрельбу, хотя и оцениваю дальность = 4000 метров. У меня есть хорошие данные, и первые два парохода, крупный ближе всего, перекрываются. Теперь эти двое стоят в очереди. 04:52. Аппараты I-III: стрельба по передней группе, скорость цели = 12 узлов, угол цели 70°, дальность = 4000 метров. Аппараты IV и V - стрельба по третьему пароходу с теми же данными.
Второй эскортный корабль заметил меня, разворачивается с белыми усами у форштевня. Я даю полный ход в тёмную сторону горизонта.
Расстояние медленно увеличивается, я бегу к темному горизонту. Через 5 минут 20 секунд (5300 метров) и 5 ;;минут 24 секунды 2 попадания в крупный пароход, в районе носовой мачты и дымовой трубы. Повреждение двигателя, очень высокие столбы дыма. 10 - 20 небольших детонаций - боезапас идет по высшему разряду.
3-е попадание через 5 минут 30 секунд по идущему сзади пароходу в носовой грузовой трюм. Яркое пламенное зарево, сразу горит яростно. Так же и здесь серия мелких взрывов. Эскортный корабль все еще позади меня. Его нос хорошо виден. Я резко поворачиваю на правый борт на курс 180°. Он не видит этого и продолжает свой курс на восток.
06:10. снова снег, видимость 500 метров. 08:00. Направился к месту атаки, ничего не нашел. Видимость очень плохая, постоянно в снегу. При этом дважды был вынужден уйти из-за того, что впереди были замечены эскортные корабли с высоким носом. Только на третий раз я понял, что это были айсберги. Я сейчас в 15-20 морских милях позади конвоя. Когда я смогу приблизиться к нему в следующий раз, враг уже достигнет побережья. С моей неуверенной навигацией и плохой видимостью не хочется подходить близко к берегу. Поэтому докладываю Руководству: 06.04 Исходящее радиосообщение 1400/859: Морской квадрат ;A 3852 04.52 5 одиночных выстрелов, 3 попадания, один точно потопленный, 6000-7000 тонн. Позиция 3864, контакт потерян, преследование прекращено. 09:30 Нырнул, торпеду в аппарате №3 заклинило. Перезагрузили. 11.50. Всплыл.
22:48. Входящее радиосообщение 2224/865: Присоединиться к группе Nordsturm. Если дальнейших возможностей для атаки нет, отправляйтесь на юг, направляйтесь в зону AJ 56 и после отправления доложите о запасах топлива.
Отвлечёмся немного на результаты этой атаки. На самом деле в цель попала только одна торпеда. Это был американский военный транспорт Дорчестер водоизмещением 5649 тонн:
На судне помимо грузов находились 7 офицеров и 123 члена экипажа, 23 вооруженных охранника (корабль был вооружен одной 4-дюймовой, одной 3-дюймовой и четырьмя 20-мм пушками) и 751 солдат и гражданский пассажир. Они начали покидать корабль через три минуты после попадания. Три из 14 спасательных шлюпок были повреждены взрывом, экипаж успел только спустить на воду еще две переполненные шлюпки и 33 человека ушли с плотами, но многие люди, видимо, не осознав серьезности ситуации, остались на борту и утонули вместе с кораблем, который пошёл ко дну через 30 минут. Погибло 675 человек: капитан, три офицера, 98 членов экипажа, 15 вооруженных охранников и 558 военнослужащих и пассажиров.
Четыре армейских капеллана, представляющие четыре разных вероисповедания: преподобный Джордж Лансинг Фокс (методист); раввин лейтенант Александр Дэвид Гуд; Кларк Полинг (Первая реформатская церковь) и отец Джон Вашингтон отдали свои спасательные пояса солдатам, у которых их не было, все четверо погибли вместе с кораблем. Все они были посмертно награждены "Пурпурным сердцем". В 1961 году Конгресс США объявил 3 февраля Днем памяти четырех капелланов, и в Филадельфии была построена Часовня четырех капелланов.
Вполне возможно, что другие взрывы произошли от торпед других лодок, но Вехтер на тот момент не мог этого знать.
Далее безрезультатное патрулирование в составе группы Nordsturm и возвращение в Haudegen, а позже в Taifun. Периодически приходится уклоняться от патрульных кораблей и самолётов. Неприятности:
12.02. Сегодня вечером еще 5 биноклей залиты, так что теперь у меня есть только 3 идеальных бинокля для вахты на мостике. Теперь мы берем их друг у друга. Часто, пока два чистятся, в строю только один.
19.02. Касательно Taifun и Haudegen. После пополнения запасов топлива все лодки возвращаются транзитом во Францию.
23.2. 04:55. Конвой в поле зрения. 05:40. Маневрирование вперёд. 06:53. Танкер увидел меня и идет по кругу. Дико стреляет осветительными снарядами. Внезапно стреляет по лодке, очень хорошо ложатся выстрелы. 07:50. Эсминец идёт к нему на помощь. Погружаюсь для атаки в подводном положении. Эсминец слева на расстоянии 1000 метров. Стрельба веером тремя торпедами.
Через 26 секунд (400 метров) 3 попадания в танкер. Первый под мостиком, второй в 10 метрах от кормы, третий за краем передней мачты. Танкер немедленно кренится на левый борт и садится на корму. Когда эсминец приближается, я увеличиваю глубину погружения и резко разворачиваюсь. На глубине 30 метров 6 глубинных бомб. На глубине 40 метров еще 6 глубинных бомб. Во всей лодке слышны громкие звуки падающих бомб.. 10:05. Глубина 50 метров. Эсминец убегает после каждой серии и работает Асдиком (двойной импульс как выстрелы из пистолета). 10.15 Бесшумно удаляюсь курсом на север. До 11.03 часов каждые 4-10 минут 6-8 глубинных бомб. Поднимаю лодку. Я хочу быть немного выше. 11:15. Снова ушел на глубину 50 метров. Эсминцев сейчас 3, сбрасывают серию быстро одна за другой. Все ложатся за кормой, дистанция всё увеличивается.
(Это был панамский танкер "Винклер" водоизмещением 6900 тонн. Корабль затонул в течение 45 секунд. Капитан, 32 члена экипажа и 18 вооруженных охранников были вынуждены прыгнуть за борт, так как не успели спустить ни шлюпку, ни плот. Погибли 14 членов экипажа и пять вооруженных охранников.)
25.02. Получено топливо, начинаем возвращение на базу.
01.03. 12:45. По траверзу слева из облаков на дистанции 1000 метров появляется Боинг (4-х моторный). Хорошее поведение второго вахтенного офицера. Он открыл огонь сразу из всех пулеметов и заставил самолет немного отвернуть, так что все 5 авиабомб упали справа и слишком далеко. Аварийное погружение. Больше никаких подходов. 13:57. Всплываем, идём в надводном положении.
Это был британский Fortress Mk.II FL463 (59 Sqdn RAF/D, пилот F/O Н. Барсон)
Самолёт получил приличные повреждения, но сумел вернуться на базу.
После этого лодка ещё дважды срочно погружалась при обнаружении самолётов, оставшись незамеченной и дважды подвергалась облучению неопознанных радиолокаторов.
06.03. в 14:29 U-223 ошвартовалась в Сен-Назере.
Ещё не случился "Чёрный май" 1943 года, но уже видно, что сложность применения подводных лодок по сравнению с 1940 годом значительно выросла . В примечаниях к этим записям Вехтер отдельно указал, что готовность зенитного вооружения к немедленному применению должна быть обеспечена в любой точке мирового океана.
Всего на счету капитан-лейтенанта Карла-Юргена Вехтера было 4 потопленных корабля. 11 мая 1943 года, уже на Средиземном море U-223 попала в необычный переплёт. Британский эсминец HMS Hesperus глубинными бомбами вынудил её всплыть, а потом протаранил. Решив, что она и так затонет, удалился. А она осталась на плаву и смогла вернуться на базу. Вот, кстати, подробный рассказ, как это произошло:
Этот бой можно смело назвать одним из самых драматичных в истории Битвы за Атлантику. 12 мая 1943 года в смертельной схватке сцепились
U-223 под командованием капитан-лейтенанта Карл Юнгера Вахтера и эсминец британского флота "Хесперус" под командованием командира эскортной группы Б-2 Дональда Макинтайра. Сказать, что немцам в этом бою повезло - это ничего не сказать!
Немного о противниках. Карл Вахтер уже год как командовал своей лодкой. За это время он потопил только два транспортных судна: американский пароход "Дорчестер"(5649 брт) и панамский танкер "Винклер"(6907 брт). Несмотря на не слишком впечатляющие успехи, боевая подготовка на лодке была на высоте, что очень пригодилось, когда пришлось сражаться с одним из лучших противолодочников британского флота. Дональд Макинтайр был мастером своего дела! За годы войны корабли под его командованием потопили шесть немецких субмарин и именно он в марте 1941 взял в плен подводника Германии № 1 Отто Кречмера. С июня 1942 года Макинтайр возглавлял эскортную группу Б-2. На момент описываемых событий в ней числилось 2 эсминца и 7 корветов. За год командования офицер не потерял ни одного из эскортируемых судов и потопил две лодки.
5 мая 1943 г. английская эскортная группа В-2 вышла в море на соединение с конвоем SC-129, который следовал из канадского порта Галифакс в Англию. 11 мая в 18:00 немецкая подводная лодка U-402 потопила два транспорта из состава конвоя. Поиск результатов не дал, но Макинтайр был полон решимости не допустить новых потерь. По его приказу Хесперус" занял позицию в хвосте конвоя, откуда ожидалась ночная атака немцев. Наступило 12 мая и тут радиолокационный пост сообщил о контакте по пеленгу 230 на дистанции в 5 миль.
Макинтайр, направил "Хесперус" полным ходом к подлодке. Вскоре английский моряк заметил в бинокль белый, пенный кильватерный след субмарины, хорошо видимый в неярком свете луны на темной воде. Внезапно появившийся из дождевого шквала эсминец застал немцев врасплох, но натренированный экипаж успел быстро выполнить команду "срочное погружение". U-223 только скрылась с поверхности, как на неё посыпались глубинные бомбы. Взрывы лишили лодку управления и она неуправляемо пошла вниз. Только на 180 метрах субмарину удалось взять под контроль.
На поверхности моря Макинтайр развернулся, сбросил ход, и ввел в действие гидролокатор. Установив устойчивый контакт с целью "Хесперус" атаковал снова и опять очень точно. U-223 провалилась на 210 метров, её корпус дал течь. Следом была сброщена ещё одна серия бомб, а затем в ход пошла серхмощная бомба МК-Х. Собственно эта была даже не глубинная бомба, а разновидность метательной мины времен русско-японской войны. В корпус торпеды вместо двигателя заливали взрывчатку и махину весом в одну тонну выстреливали из торпедного аппарата.
Поврежденная U-223 поднялась на поверхность прямо под носом у британского эсминца. Дистанция была слишком мала для 120-мм орудий, поэтому в ход пошли зенитные автоматы. "Хесперус" прошел совсем близко от борта лодки, и когда она оказалась у него на траверзе, произвел бомбометание глубинными бомбами, установленными на взрыв на минимальной глубине 15 метров. Развернувшись, англичане открыли огонь из главного калибра и добились нескольких попаданий.
Вахтер сдаваться не желал. Дизеля не пострадали, и U-223 дала ход. Одну за другой она выпустила торпеды из всех 5 аппаратов. В отчаянии командир подводной лодки пытался даже таранить своего преследователя, но его лодка была в таком состоянии, что уже не поддавалась управлению и потеряла ход. Упрямо не тонущих немцев надо было добивать, но таранить врага Макинтайр не хотел. В декабре 42 он уже таранил немецкую субмарину. U-357 была потоплена, но "Хесперус" на 4 месяца отправился в док. Конвою предстоял ещё долгий путь, поэтому вариант с тараном был отметен.
Вместо этого эсминец на малом ходу подошел к U-223 и подмял её под себя. Подводная лодка, накренившись, легла на борт. Некоторое время она оставалась в этом положении, а затем, когда носовая часть "Хесперуса" соскользнула с ее корпуса вбок, медленно выпрямилась. Но теперь она сидела в воде значительно ниже. В этот момент Вахтер выпустил ещё одну торпеду, от которой британец с трудом уклонился.
Макинтаир стоял перед необходимостью выбора: или таранить лодку, или бросить последние глубинные бомбы, которые гораздо менее эффективны против лодки на поверхности, или истратить по малозаметной цели остатки снарядов. В этот момент его гораздо больше заботила судьба ушедшего вперед конвоя, вокруг которого наверняка рыскают коллеги упрямо не желающего тонуть немца. И тут на палубе лодки появляются люди в спасательных жилетах и начинают прыгать в воду.
"С ней покончено!", — подумал Макинтаир, и, предоставив немцев собственной участи, бросился догонять конвой. Поспешил. Увидев, что враг уходит Вахтер вернул людей на посты и начал ремонт. Каким-то чудом немцы за 12 часов ремонта смогли снова дать ход и через 12 дней вернуться на базу в Сен-Назер.
Интересно, что во время боя с борта лодки упали в воду 2 матроса. Так вот одного из них подберет всплывшая прямо рядом с ним немецкая подводная лодка. Более того, она встретится с U-223 и вернет моряка на место службы, а также поможет с ремонтом. Невероятное везение!
Правда, U-223 погибла позже, там же, в Средиземном море под глубинными бомбами.
Вехтер уже не служил на ней, но судьба была к нему не благосклонна. 4 мая 1945 года его U-2503 в проливе Большой Бельт была атакована британскими истребителями Beaufighter. Одна из ракет попала в мостик и Вехтер с другими членами верхней вахты был убит. Лодка выбросилась на берег и остальной экипаж остался цел.
Свидетельство о публикации №223030600463