Ушёл из жизни лётчик-испытатель Владимир Топонарь

      УШЁЛ НА Небеса лётчик-испытатель Владимир Топонарь
    Вчера получил письмо от человека, которого я не знаю, но он у меня в друзьях в ОК, и читает мои опусы: «Володя Топонарь умер 23 января 2023 года. Онкология. Вечная память…». С ув. ГР.

    Я ответил: «[04.03.2023 15:14] Василий Чечельницкий: ДА, ЖАЛЬ - ПРАВИЛЬНЫЙ МУЖИК БЫЛ, НЕСМОТРЯ НА ЕГО СУРОВУЮ СУДЬБУ... Земля пухом...
[04.03.2023 15:17] Г Р: Да, светлая память…

    Вы знаете, как-то защемило сердце, и захотелось сказать пару слов по этому поводу, хотя я знал Владимира совсем мало. Наше знакомство  произошло на военной турбазе «Терскол» в Кабардино-Балкарии, куда мы приехали с другом, лётчиком – испытателем 1-го класса, Сергеем Андреевым – моим пилотом, которого я первым отправил поступать в ШЛИ города Ахтубинска, будучи командиром полка, 12 омрап. До этого мы уже 14 дней откатались на горных лыжах  в Домбае, поэтому в Терскол прибыли с загорелой мордой лица и полностью восстановленные в горных лыжах после летнего перерыва.

   А там в это время и отдыхал знакомый по ШЛИ Сергея Андреева Владимир Топонарь, тогда тоже лётчик – испытатель 1-го класс. Серёга меня представил как своего бывшего командира полка, и в дальнейшем мы не раз общались вместе. Это происходило или в кафе «Ай» на горе Чегет, где в своё время были Визбор и Высоцкий, или в баре станции «Мир» на Эльбрусе, или просто в холле турбазы, иногда под горячий глинтвейн с хачапури. А каждый знает, стоит пилотам выпить рюмочку – другую, они тут же начинают говорить – «На работе – о женщинах, а с женщинами – о работе». А поскольку три таких «самостоятельных и холостых» мужчины, естественно, не могли остаться без внимания прекрасного пола, то о работе говорили достаточно часто.

    Как правило, вопросы задавал я, а отвечали Топонарь и Андреев, но больше Топонарь, и я уже тогда оценил, насколько это уверенный в себе лётчик и человек, который всем доволен, потому что взял «Бога за пазуху», и живёт полноценной жизнью. А почему, в основном, я задавал вопросы, потому что, о лётной работе мечтал с детства, а когда ещё «старлеем» получил 1-ый класс, понял, что я далеко не слабый лётчик, и стал мечтать об испытательной работе, как вершине, лётного мастерства. В общем, три года я потратил на бесплодные попытки, чтобы отпустили поступать в ШЛИ. Не получилось – мне отказывали по самым разным причинам, а когда исполнился 31 год, (а туда берут по возрасту до 30  лет), мне вдруг пришёл персональный вызов с Ахтубы, прибыть для сдачи конкурсных экзаменов.

   Но комдив, генерал И.С. Пирженко не отпустил, но мечта осталась, поэтому все лётчики – испытатели у меня всегда вызывали неизгладимый интерес, как люди, нашедшие своё призвание в жизни. Хотя их работа далеко не всегда ведёт к долголетию… Для примера –  уже не помню, какую юбилейную дату отмечали, но озвучили цифру, что из 800 с лишним пилотов, ставших испытателями, более 300-т  погибло, т.е. почти каждый третий разбились на испытаниях  ЛА, но это не останавливает тех, кто идёт следом. Другими словами, такой работой можно заниматься только при условии, что у тебя есть способности, и это твоё Призвание!!!

    Но вернёмся к Владимиру Топонарю - Крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 27 июля 2002 года в ходе авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса на Скниловском аэродроме, расположенном на окраине Львова. Во время выполнения на предельно малой высоте фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ ВВС Украины упал прямо в толпу зрителей. Погибли 77 человек, пострадали с различной степенью тяжести 543 человека. Катастрофа во Львове стала крупнейшей в мировой истории авиашоу по числу погибших и раненых.
Википедия

     Ему тогда по суду дали 11 лет тюрьмы, потом вроде добавили, сколько он отсидел,  тоже не знаю, но когда он освободился, мне написал лётчик – его друг и однокашник по училищу, что он был у Владимира в гостях. Тот строит дом, стал очень молчаливым,  перестал пить водку и есть мясо – короче, от того Топонаря, которого он знал, мало что осталось. Я не знаю, зачем я пишу этот некролог, о лётчике, которого практически не знал? Наверное, из чувства сострадания к его непростой судьбе, или из чувства нашей воинской и лётной солидарности. К тому же годом раньше при аналогичных обстоятельствах, на авиашоу у меня погиб друг – генерал Апакидзе. Но Тимур никого не унёс с собой в могилу, потому что там всё было организовано правильно, в отличие от Склыновской катастрофы, где всё было организовано наперекосяк. Моей целью не является разбор данного Лётного происшествия. Я просто хочу помянуть данного лётчика, тем более, что на Украине – война, и вряд ли кто вспомнит о Владимире на официальном уровне…


Роберт Рождественский

Товарищ Песня

Остался дом за дымкою степною,
не скоро я к нему вернусь обратно.
Ты только будь, пожалуйста, со мною.
товарищ Правда,
товарищ Правда!
Я все смогу, я клятвы не нарушу,
своим дыханьем землю обогрею.
Ты только прикажи — и я не струшу,
товарищ Время,
товарищ Время!
Я снова поднимаюсь по тревоге.
И снова бой, такой, что пулям тесно!
Ты только не взорвись на полдороге,
товарищ Сердце,
товарищ Сердце!
В большом дыму и полночи, и полдни.
А я хочу от дыма их избавить.
ты только все, пожалуйста, запомни,
товарищ Память,
товарищ Память.
1975 г.


Рецензии
Такая опасная профессия - лётчик испытатель! Мужественные и храбрые люди становятся испытателями.

Галина Санорова   07.03.2023 18:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв...

Полковник Чечель   07.03.2023 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.