Глава 3 Церкви Поволжья Часть4 Мамаев Курган

В этот день мы побывали на МАМАЕВОМ  КУРГАНЕ.
На фотографии – монумент – «РОДИНА МАТЬ», созданный
скульптором ЕВГЕНИЕМ  ВИКТОРОВИЧЕМ   ВУЧЕТИЧЕМ.

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ ПОВОЛЖЬЯ

ЧАСТЬ 4 МАМАЕВ  КУРГАН

ВСПОМИНАЕТ  ВИКТОР…

21 июля 1984 г.
 
Заправились и выехали дальше. Перед заправкой заехали на рынок. Привоз бедный. Фруктов много. Картошка - 2 рубля ведро. Малина - 2 руб. литровая банка. Огурцы - 50 - 60 коп. десяток. Вишня - 3,50 ведро.

Заправка. 93-го бензина нет. Опять заправка. Опять нет. Тарасовский посёлок. Нет бензина. Наконец, в Каменск-Шахтинском бензин есть. (Кстати, здесь был один из комбинатов, который был, кажется, филиалом нашего предприятия. Правда, я на нём никогда не был, но часто слышал о нём).

Заправились. Нам дали 20 литров. Въехали в сам город в поисках завтрака. Видели аварию. "Москвичу" кто-то смял весь зад.

Очень много народа идёт на рынок, как на демонстрацию - утро, воскресенье...
   
Позавтракали в кафе на улице Ворошилова. Кафе - забегаловка. Но мы, учитывая старый опыт, съели по полной тарелке борща и выпили по стакану компота из вишни. Сытно и самая безобидная еда. Заправились при выезде - ещё 20 литров. Повернули с основной трассы.

В поселке Крутинском кончился асфальт. Проехали реку - Белую Калитву. При выезде из посёлка стоит кафе "Турист". Там нашли кипяченой воды и сделали в дорогу чай. Вчерашний чай сегодня утром окис, пришлось остаток вылить.

Нет, оказалось -  асфальт ещё не кончился.

Впереди шли две машины - N 03-14 ВЖ и N 23-19 ДЛ. Это военные шофёры баловались на дороге. Один не пускал второго.

Скорость - 90 км. в час. Как они только не разбились?
   
Справа Морозовск. Слева - купающиеся люди в каком-то болотце.

Объезд по грейдеру. Строится мост через железную дорогу. Объезд окончился и опять асфальт... Асфальт кончился и опять объезд по грейдеру...

Выехали на асфальт. Повернули на переправу. Дорога плохая.

Паром стоял у берега. Купили билеты и сразу же заехали на паром и поплыли.

В Калаче искали, где можно было бы поесть. При гостинице есть кафе и рядом кафе. Они не работают - нет света.   

Были в столовой. Ели рассольник без картошки (так в меню и написано), гуляш с вермишелью и компот без сухофруктов - одна жижа.
   
Заправляемся при въезде в Волгоград. Бензин 93-ий есть. Заправляют в любом количестве.

Осматривали Мамаев Курган. Затем заехали в гостиницу "Интурист" и гостиницу "Волгоград". Мест, конечно, нет. Устроились ночевать на пристани. Нам на одну ночь дали два места - мне и Вите, а Володя спал в машине. Встали по местному времени - в 6 утра, а по Московскому - в 5.
   
Вчера не смогли дозвониться до Сероглазки - приехал ли дедушка туда или нет? А письмо, которое он нам должен был прислать на почту, мы не получили, т.к. почтамт работает до 5 вечера, а мы опоздали...
   
На спидометре - 11 646 км.

В этот день мы побывали на МАМАЕВОМ  КУРГАНЕ.
Здесь мы приводим фотографию монумента, автором которого был известный скульптор Евгений Викторович Вучечич.

И вот такое совпадение... 1974 год является последним годом его жизни.

В память этого талантливого скульптора приведём здесь короткую биографическую справку о его жизни…

Вучетич Евгений Викторович(1908—1974) — выдающийся советский скульптор-монументалист. Народный художник СССР (1959). Действительный член (1953) и вице-президент (1970) АХ СССР. Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат пяти Сталинских (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). Участник Великой Отечественной войны, вышел в отставку в звании подполковника.

Родился Вучетич 15 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (с 1926г. — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни.

Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.
С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра имени М. Горького, 1930—1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.


С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работает военным художником Московской СВХ имени М. Б. Грекова (до 1960 года).

В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Очерки и выступления скульптора собраны в его книге Художник и жизнь (1963).

Умер Евгений Викторович Вучетич 12 апреля 1974 года в Москве.


Родина-Мать является центром композиции памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в городе Волгоград.

Это одна из самых высоких скульптур мира. Статуя женщины является образом Родины, которая зовет собственных сыновей на сражение с врагом.

В мае 1959 года началось строительство монумента и уже к 15 октября 1967 завершено. По окончанию строительства скульптура являлась самой высочайшей в мире и была занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Патриотическую каменную Мать изобразили с девушки, которой тогда было 26 лет. Валентина Изотова работала в ресторане «Волгоград» официанткой. После долгих уговоров она согласилась позировать, уговорив мужа. Утомительные часы позирования привели всех к желаемому результату. И камень превратился в женщину, в Мать, в Родину.

Когда смотришь, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего пророческие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

Слова о мече карающем не случайны. Это из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут». Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча:

«Я только трижды обращался к мечу, - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю.
 
Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы от фашизма.

Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

  Автор статьи: Вольх Nov 12 2014, 08:46 PM

В этот день мы проехали - 604 км.


   





 


Рецензии