Потеряная песня

     В детстве у меня была отличная память. Я чрезвычайно долго помнила фрагменты текста из книг, которые меня тогда “цепляли”. И после того, как интернет широкой волной затопил наше информационное пространство, вобрав, впитав в себя, в том числе, и литературу, я нашла в нём немало книг, ни названий ни авторов которых не помнила (поскольку они были взяты на “почитать”). Зато особо поразившие - тогда! - абзацы моя память хранила в полном объеме, а потому поиски были скорыми и успешными.

    Сейчас - увы! - то ли новопрочитанные сочинения не так уж впечатляют, то ли клеточки мозга, отвечающие за зрительную память, поизносились. Зато на первый план внезапно выступила память слуховая…

    Последние несколько лет я не слушаю музыку в наушниках в рабочее время - во-первых, сама деятельность стала чрезвычайно близка к работе… эммм… наверно, шахтера! - по сложности, интенсивности и мама-не-горюй нагрузке. При такой обстановке послушать музыку  - ну наверно примерно то же, что для шахтера в забое  - подрыгать ногами во время рабочего процесса.
    А во-вторых обнаружилась странная вещь: хорошо знакомая музыка,  по моему велению и непременно -  хотению, принялась прекрасно воспроизводиться прямо в голове практически в полном объеме. Ну как, в полном… Разрешение, выражаясь графическими терминами, конечно, не очень - например, в иностранных песнях отдельные слова слаборазличимы -  так себе, нечто вроде глиссандо из гласных и согласных, и ничего более. Но полифония присутствует, и голоса исполнителей - тоже, даже если они совсем не соло.

   И тут, как лет 20 назад во время поисков книг из детства,стало меня обуревать неодолимое желание послушать музыку, которую я любила в 5-6 лет. И которая до сих пор время от времени “играла” во мне. Была такая пластинка, которую я ставила, когда все взрослые уходили из дома… Я вспомнила исполнителя - “зарубежника”: за прошедшие почти 50 лет на всяких "Дискотеках 80-х" регулярно всплывали его песни, да и фамилия у него такая… необычная, непроизносимая, а оттого - запоминающаяся. И я решительно приступила к поискам....
 
    Конечно, на ютубе Исполнитель был представлен множеством треков: The best of… Избранное... Песни о любви… Каждый трек сопровождался портретом - настолько слащавым, что я ужасно стеснялась, если кто-то на работе случайно “застигал” меня с подобным изображением на мониторе …
(при всем уважении к Исполнителю! Он не виноват, что тогда была мода именно на такой имидж!)

Не раз, не два и не три всплывали у меня такие вот портреты исполнителя  на экране. Потому что, как известно, везде всего полно, пока тебе не понадобится что-то конкретное. А я искала очень и очень специфическое…

… Окно "зала" (именно там стоял у нас проигрыватель) выходило на пустырь. Да, тогда, в 1976 году вокруг жилых домов в городе еще встречались незастроенные пустыри. Зимой это был каток и лыжная трасса. До сих пор помню, как после всего пары-тройки  часов зимнего катания  ноги дома “отходили” под аккомпанемент моих громких воплей.

    Очень удобное расположение нашей квартиры тогда - на третьем этаже, почти в самом центре новенькой  пятиэтажки - давало прекрасный вид. Он и сейчас перед глазами: занесенный снегом пустырь с полустертым овалом лыжни и свежезалитым катком посредине; немного поодаль, небольшая купа  берез в белом инее, отбрасывает на чуть искрящийся наст сиреневые, закатные тени; одинокая, как маяк на взморье, одноподъездная девятиэтажка, подпирающая фиолетово-розово-оранжевое, быстро темнеющее зимнее небо…

   ТА песня начиналась неожиданно дисгармоничными, низкими то ли скрипками, то ли духовыми, "из-за такта" - на "выдохе" вместо "вдоха". Было немного страшновато, будто что-то таинственно-непонятное шуршало в подкрадывающихся сиреневых зимних сумерках. Но темные шорохи длились всего несколько тактов, а потом их без остатка растворял голос певца - глубокий, сильный, полный света с легкой ноткой печали. Голос, который на долгие годы стал единственным признаком существования в окружающей среде мужчины, способного вслух сочувствовать мне, грустить вместе со мной, ободрять меня. Правда, в шестилетнем возрасте я не понимала, почему меня снова и снова тянет включить именно эту песню и долго кружиться под нее по комнате, поднимая и опуская руки, на манер крыльев...”Просто нравится!” - ответила бы тогда мелкая я. 
 
Turning and turning
The world goes on
We can't change it, my friend
......
Spinning and spinning,
The dreams I know,
Rolling on through my head...

    Но мой рассказ не о лирике, не о подсознании и скрытых проблемах детской психики, а о поисках: именно эта песня в волнах интернета не находилась, несмотря на мои отчаянные усилия.

    Итак, солидная 50-с гаком-летняя тетенька, я переслушала чертову уйму треков Исполнителя, со все нарастающим раздражением: музыка на работе точно мешала, а сидеть в наушниках скудное "домашнее" время  для меня последние Х лет -  недопустимая расточительность. Но Песни не было. Однако попутно я узнала, что ТОТ диск был единственным, вышедшим у Исполнителя в Советском союзе, и было это в 1974 году.
    Я сломала глаза в поисках картинки с изображением грампластинки, надеясь, что по названию смогу отыскать нужную песню. Понятно, что интернет-поисковик неизменно кидал мне вместе с обычными фото виниловых пластинок - тонны фотографий конвертов, с которых Исполнитель все с той же демонически-слащавой улыбкой 70-х взирал крупным планом на всех зрителей, в том числе и время от времени пробегающих (и останавливающихся!) за моей спиной!
    В конце концов, меня осенило: все старые виниловые  пластинки хранятся на нашем же балконе! И принялась ждать оттепели, чтобы внести их в квартиру без температурного шока, который мог повредить нежному материалу… Оттепель наступила, увесистый пакет был торжественно внесен в дом и расползся на клочки прямо в моих руках (даром что защитник природы вопиют о вечности полиэтилена!), поскольку пролежал на балконе не один десяток лет.


      Пластинок было числом около 40. В основном - те, которые я уже сама покупала на свою институтскую стипендию в местном ЦУМе или которые мне дарили.  Было несколько маминых, старых, танцевальных… но… пластинка Исполнителя отсутствовала! Ее не было!! Совсем!!!
     И я начала припоминать, что, возможно - или мне кажется? - лет 20 назад я произвела ревизию всех виниловых дисков и, вероятно - о ужас! - избавилась от “лишних” - Рахманинова, Чайковского Шостаковича, Грига, Зодиака, Аббы, Бони м, Анны Герман… ну и от Исполнителя в том числе!... Ох, да как только рука поднялась?!! Ну конечно, ведь тогда были на пике популярности Си-Ди: пиши что хочешь, покупай что хочешь, качество в наушниках  - улет! Так зачем хранить старье, тем более, что и с местом хранения вечный напряг, да и проигрыватель для винила давно сломан!

    Кто бы знал, что этот улет осточертеет в конечном итоге, и неудержимо потянет снова послушать старенький винил, потому что в нем слышно душу музыки, которой нет в электронно-цифровом варианте, даже если прибавить шипение, имитирующее скольжение иглы по пластинке!

     Позвонила маме. Она сказала “Да!... кажется, мы все пластинки вам отдали, у меня ничего нет!...”

     Последняя надежда истаяла. Я была безутешна. Желание найти ТУ песню начало приобретать черты маниакальной зависимости…

    На следующий день после вышеописанного печального результата, истратив еще с десяток минут на безуспешные попытки программного определения названия песни по моему несуразному “Та-да-да-да-да!!!... Та да!!!! Та да-а-а-а!”, я чисто уже по инерции набрала имя исполнителя в ютубе. Сверху впервые высветился то ли заголовок, то ли очередная реклама продавца (которая сейчас лезет во все места, стоит попытаться найти что-то в поисковике). … Нажала на ссылку - безнадежно, в ролике показывают изображение пластинки, которую ставят на проигрыватель… долго вытирают…. потом ставят иглу… И тут до меня дошло: а ведь  ролик совсем не рекламный, он же  минут на 40, и  пластинка - ТА САМАЯ, вон русские буквы различимы! А, значит, я сейчас  услышу ТУ песню!!!.. Сейчас... вот сейчас - точно!... ну, следующая-то - наверняка!... нет, опять не та... а следующая?...

… По странному стечению обстоятельств, ТА песня оказалась на диске  последней. Неизбежный всплеск эмоций от встречи через пятьдесят лет: на глазах слёзы, и я погружаюсь в тревожный шорох сиреневых зимних сумерек "из-за такта", фиолетово-оранжевое, угасающее небо. И вновь -  глубокий мужской голос, в котором сочувствие и сопереживание, предназначенное мне и только мне.

The shadow of your smile
When you are gone
Will colour all my dreams
And light the dawn

Look into my eyes, my love,
And see
All the lovely things you are to me….

*Исполнитель Engelbert Humperdinck

Перевод из интернета (по моему мнению совсем ненужный, как те слова, которые мешают понимать друг друга):
Тень твоей улыбки,
Когда ты уйдешь,
Раскрасит все мои мечты
И зажжет рассвет.

Взгляни в мои глаза, любовь моя,
И ты увидишь
Всю мою любовь и то, что ты значишь для меня.
PS - Слова внутри текста - из другой песни с того же диска. Тоже очень красивая. И грустная, как жизнь: кружись, кружись, но мир, и все что уже произошло, и что должно будет произойти -  не изменить, и хотя фантазии и мечты все так же кружатся вокруг, и вне, и внутри, но они проходят, и уходят, потому что на самом деле они лишь снежинки из другого измерения, и ничего более.... Не хочу переводить, тогда точно все испорчу... Может, если только подумаю...

ссылка на ролик (песня действительно последняя)
https://www.youtube.com/watch?v=KDiHpzvBLVE


Рецензии
Хорошие воспоминания и любовь к тому, что было позавчера... Я вот только сегодня разгребал сарайку у дома, в которой не был лет двадцать пять и нашёл свои коллекции виниловых дисков и дисков на рентгеновских снимках, видел и аудио кассеты и фотки начала 90-х... Шикарные воспоминания... А в детстве 70-х мы делали бизнес на фотка зарубежных групп, вот об этом:
http://proza.ru/2023/05/11/125
http://proza.ru/2016/07/08/580
Приятного прочтения... Заходите в гости, буду рад вам...

Станислав Климов   22.09.2023 23:57     Заявить о нарушении
Станислав, спасибо большое за Ваш отклик!;) Да, ценность всегда нивелируется массовостью и доступностью)
Спасибо и за ссылки, но прочту немного позже, сейчас опять на работе пытаюсь выплыть))
Всего Вам доброго!
С уважением,

Элизабет Симпсон   25.09.2023 18:15   Заявить о нарушении
А куда плывет, если её секрет? Может, я помогу??? Я на реках России провел сорок лет, многое знаю.. С улыбочкой... И без обид...

Станислав Климов   25.09.2023 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.