Марта на 8 Марта

...Алла уже давно чувствовала себя одинокой. Еще до того, как пять лет назад ее муж ушел к любовнице. Детишек Бог им не дал, а друг с другом жизнь не сложилась. Прожили они вместе всего семь лет и семь дней. Как жили? Да как все живут! Утром - на работу, вечером - с работы. В выходные старались дома не сидеть: то к друзьям, то в кино... Только как-то последнее время друзья все реже стали их в гости приглашать... Детьми обросли, заботами, проблемами... Уж и не до гостей стало им постоянных - в своих бы делах разобраться успеть! Все чаще Алла с мужем оставались дома вдвоем. И как-то скучно стали проходить их выходные. Обнаружилось, что не так уж и много тем для разговора у них нашлось, телевизор и гаджеты заменили общение друг с другом. И Алла, и муж, осев дома, перестали следить за собой, все чаще облачаясь в растянутые спортивные костюмы и бесформенные линялые футболки. А какая разница? Дома ведь! Все равно никто не видит!..

…Муж и не говорил ей ничего... Но однажды просто не пришел домой. Корпоратив на работе... Алла никак не могла понять какой корпоратив может быть летом... Но доверие - прежде всего! И Алла доверяла.

Корпоративы начали повторяться с завидной частотой, и вот настал тот день, когда муж сказал, что встретил свою настоящую любовь и уходит к ней.

- А я, значит, ненастоящая была?.. - только и смогла произнести Алла.

Глаза её оставались сухими до того момента, как за мужем захлопнулась дверь...

Она и сейчас помнила этот момент совершенной опустошенности и растерянности. Как жить? Как она теперь?..

Свое тридцатипятилетие Алла встретила в старой ночнушке, сидя на диване, хрустя чипсами и попивая безалкогольное пиво.

Она никого не позвала на праздник. Для нее этот день больше не был праздником. Каждый год, после ухода мужа, она подходила в день рождения к зеркалу и прощалась с еще одним одиноким годом - замечала и рассматривала начинающие намечаться морщинки вокруг глаз; высматривала отсутствующие седые волоски; старательно морщила лоб, пытаясь понять насколько ее кожа еще способна разглаживаться...

В очередной раз убедившись, что она еще достаточно молода и свежа, Алла начинала себя жалеть и причитать, глядя на свое отражение.

- Ну что ж я такая несчастная! Никому не нужная! Ну почему, почему это случилось именно со мной?! Ведь не уродина... И фигурка ничего... И не стерва... Ну что им, мужикам, нужно-то? И готовила я... И стирала... И чисто у нас было... Даже слишком чисто... Я даже собаку не заводила, чтобы чисто было... Даже кота... Даже канарейку...

После канарейки ее и так натянутые нервы не выдерживали, и Алла заливалась слезами, рыдая в голос...

Выплакавшись она обычно впадала в эмоциональный ступор и оставшееся до ночи время сидела на диване или в кресле, слегка покачиваясь и тупо глядя перед собой. Ей казалось, что она выплакала всю душу и чувства надолго цепенели, сковываясь ледяными обручами надуманного безразличия…

…Конечно у Аллы была работа. Она была рядовым сотрудником опенофиса. Ничем не примечательным, ничем не выдающимся. И мужчины на работе были. Некоторые пытались оказывать ей знаки внимания, делая комплименты или приглашая на чашечку кофе в обед, но заметив полное отсутствие ее интереса к их персоне, быстро остывали и прекращали попытки начать строить отношения...

...Приближался женский праздник 8 Марта. Мужчины на работе оживились, готовясь поздравлять женщин. Часто Алла видела небольшие группы кучкующихся мужчин, обсуждающих возможные подарки. Алле было любопытно, что придумает «сильный пол» в этом году. В прошлом ей не повезло. Она заболела и пропустила праздник. Да и подарок ее не дождался. Как-то так вышло, что его кому-то передарили, чтобы «не пропал». Алла не стала выяснять что и как, только поставила себе в памяти очередную заметочку своей неудачливости. Обида на несправедливую жизнь, которая давно поселилась в ее душе, выросла еще на один пункт и долго грызла ее, вызывая непрошенные слезы…

…Сотрудники не обращали на это внимания. Они давно привыкли к часто плачущей по поводу и без повода, милой, но такой вечно грустной молодой женщине, с трагическим выражением лица. Когда-то женщины ее отдела и пытались выспросить в чем дело, но Алла молчала, не зная, как рассказать о своей внутренней пустоте. Постепенно любопытство сотрудниц остыло, и больше никто не приставал к Алле с неудобными вопросами.

У нее не осталось подруг, потому что трудно дружить с человеком, совершенно закрытым от мира…

…Незадолго до праздника в офисе появился новый сотрудник - мужчина, лет сорока. Нельзя сказать, что он чем-то привлекал внимание. Женщины отдела, поначалу оживившиеся, спустя неделю уже крутили носами, обсуждая его слишком худощавую, неатлетичную фигуру и непрезентабельный вид. Алла и раньше не принимала участия в таких обсуждениях, а уж сейчас и подавно. Ее раздражали негативные высказывания в сторону недавно появившегося человека, который никому не сделал ничего плохого. Алла понимала, что не внешний вид заставляет местных светских львиц бесноваться и брызгать словесным ядом, а равнодушие обсуждаемого к их персонам.

Она даже начала присматриваться к новичку, пытаясь понять, что именно так бесит сотрудниц.

…Нормальный мужчина... Ну, худоват немного, но разве быть толстым лучше? У него просто такая конституция. Ну, носит галстук под вязаный жилет... И что? Разве это неприлично? Другие, вон, вообще в футболках и джинсах на работу ходят - и ничего! Никого это не трогает! Этот в костюмных брюках ходит. Между прочим глаженых! Со стрелочками! Значит жена хорошая - следит за мужем... А кольца на правой руке нет... Не носит? Не женат? Да нет, не может быть! Конечно женат! Разве какой мужик станет сам себе рубашки, да брюки отглаживать?.. А лицо у него вполне себе приятное, интересное даже... Не красивое, а именно приятное... И волосы густые... Прямо хочется в них руку запустить, чтобы ощутить их густоту... Ой, куда это меня понесло!..

Алла спохватилась и, отведя взгляд, стала стараться не думать о запретном.

...А почему, собственно, запретном? Кто мне запретил?..

А вообще - ничего хорошего из таких мыслей не выйдет. Сиди, работай. И по сторонам на чужих мужиков глазами не стреляй. Отстрелялась давно...

...До 8 Марта оставалась пара дней...

Алла в обеденный перерыв как всегда отправилась в местную столовую. Она любила садиться за столик для двоих - маленький, квадратный, с двумя стульями напротив друг друга. Специально, чтобы к ней не подсаживались группки болтливых сотрудниц. Поев, остаток перерыва она проводила за чтением. Алла не признавала электронных изданий. Она любила настоящие книги. Любила запах бумаги, ощущение твердого переплета в руках. Алла в этом смысле была гурманом. Любила смаковать и перечитывать уже прочитанное, нюхать типографскую краску и никогда не мусолила палец, чтобы перевернуть страницу.

В этот понедельник она, как всегда, устроилась на своем любимом месте - в уголке. Поела, достала книгу и погрузилась в чтение.

- Позволите к вам подсесть? - вдруг раздался мужской голос совсем рядом.

Алла выронила книгу и вскочила.

- Да садитесь, я уже ухожу! - почти крикнула она.
Перед ней стоял новый сотрудник с подносом.

- Простите, я не хотел вам помешать! - тихо сказал он и обезоруживающе улыбнулся.

- Да вы не мешаете, простите, я просто испугалась чего-то... - забормотала сконфуженная Алла, отводя глаза. - Садитесь пожалуйста! Я почитаю и уйду...

- Надо же, настоящая книга! - восхитился мужчина. - Я тоже люблю читать бумажные книги. Знаете, запах краски, бумаги, и все такое... Не знаю, как объяснить. Люблю - и все! Вот...

- И я... - просто ответила Алла. - И я поэтому...

- Ну вот видите, у нас много общего! - рассмеялся мужчина, и Алле вдруг стало так легко на душе, что она тоже рассмеялась.

- Вы знаете, я заметил, что вы всегда очень грустны... - продолжил новичок. - И всегда одна... Наверное читаете книги о несчастной любви? И поэтому всегда грустите?

- Вовсе нет... - Алла показала ему обложку исторического романа. - Я вообще не грущу никогда... Мне вообще все равно...

- Как это все равно? - не понял мужчина. - Все равно, что вы читаете?

- Все равно, что вы об этом думаете! - нагрубила Алла и встала, раздраженная вмешательством в свое, личное. - Приятного аппетита и до свидания!

- Стойте, Алла! - крикнул мужчина на всю столовую. - Подождите!

Алла остановилась и густо покраснела, увидев, что все прекратили есть и пялятся на них: кто с раздражением, кто с ухмылкой.

- Ну что вам от меня надо? - с нескрываемой яростью прошептала она. - Оставьте уже меня в покое!

- Я только хотел спросить какие цветы вы предпочитаете... Скоро праздник... Мне хотелось вам угодить...

- Ах, вы еще и дамский угодник? - с издевательскими нотками в голосе прошипела Алла. - Не существует такого букета из ваших рук, который бы меня порадовал! Ненавижу цветы!!!

- Ага, - донесся из-за соседнего стола голос. - Ненавидит... Ха! Просто не дарит никто!

Из глаз Аллы брызнули слезы обиды. Она прижала к груди книгу и бросилась из столовой, давая себе обещание лучше умереть с голоду, чем снова здесь появиться. Позор! Какой позор!

Последнее, что она услышала, выбегая из столовой, были слова мужчины, обращенные к ее обидчице.

- Вот кому-кому, а вам бы я точно никаких цветов не подарил...

...Алла вернулась на свое рабочее место...

Все-таки я ужасно невезучий и несчастливый человек, - думала она, перебирая бумаги на столе, - теперь я - посмешище всего коллектива. И надо было ему все испортить! Ну чего он ко мне полез? Других вокруг что ли нет? Теперь все станут шушукаться за моей спиной. Вот же, подарочек преподнес!.. А я даже имя его не спросила... Неудобно получилось... И вообще... Все не так!

Алла швырнула бумаги на стол. Работа не клеилась.
И вот зачем я его обидела?.. Нагрубила зачем-то?.. Он ко мне по-хорошему, про цветы спросил... А я... Какая же я дура... Надо извиниться. Нехорошо получилось... И имя его узнать. А то работаем рядом, а не знакомы...

Алла собралась с духом, резко встала и твердым шагом подошла к месту нового сотрудника. В ее глазах горела мрачная решимость.

Мужчина заметил ее стремительное приближение и встал ей навстречу.

- Вы извините меня... Я на вас «собаку спустила» ни за что... - забормотала Алла себе под нос.

Вся ее решимость куда-то испарилась.

- Простите, как вас зовут? А то говорим, как на улице... Я Алла. А вы?..

- Я знаю, - с улыбкой ответил мужчина, - знаю, что вы Алла. Меня Игорем зовут. Вы не беспокойтесь. Я совсем не обиделся. Удивился немного только.

Алла покраснела и, не зная что сказать дальше, стояла, перетаптываясь и покусывая нижнюю губу.

- Ну, я пошла?.. - наконец сказала она, совершенно сконфузившись. - Работы много...

- Постойте, а какие вы все-таки цветы любите? - остановил ее Игорь. - Вы мне понравились очень... - шепотом добавил он. - Мне очень хочется вас порадовать в праздник. Но ведь цветы - как духи! Все очень индивидуально...

Алла вскинула глаза. Нет, в его взгляде не было насмешки. И притворства не было. Игорь смотрел прямо и твердо, не отводя взгляда.

- Вы знаете, Игорь, я не люблю срезанные цветы, - подумав ответила Алла. - Они напоминают мне о конечности времени. О том, что все, лишенное корней, очень быстро увядает и умирает. И растения... И душа... Я вот кошек любила всегда! Они живые, с ними тепло на сердце. И не так одиноко одной...

- Вы тоже кошатница? - обрадовался Игорь. - А кто у вас? Кот? Кошка?

- У меня никого! Совсем никого! - слезы заблестели на глазах у Аллы. Она украдкой утерла их и вымучено улыбнулась. - Представьте себе, я совсем одна! Никого не заводила - заботилась о чистоте дома... А потом как-то замерзла душой... И уже и не хотелось никого...

- Да, я заметил, что вы все время… как снежная королева... Холодом от вас веяло... Вы знаете, я понял, какой букет вам стоит подарить!

Игорь легко рассмеялся, глядя на обескураженное лицо Аллы. Улыбка так шла ему! Алла только сейчас заметила какие у него необыкновенно добрые глаза. Она ответно улыбнулась и пошла на свое рабочее место...

...Утром, в канун праздника, Алла пришла на работу не как обычно - в джинсах и свитере, а надела красивое, хоть и не новое, праздничное платье. Давно ей не хотелось надевать на себя красивые вещи. После ухода мужа она махнула на себя рукой и перестала покупать нарядные обновки. Зачем? Если она все равно никуда не ходит, и никто ее никуда не приглашает...

Но вот одно платье осталось... Длинное, нежнозеленое, цвета молодой травы. Оно так ей шло когда-то!

Игорь подошел к ней сам.

- Вы так необыкновенно красивы сегодня! - тихо сказал он. - Просто девушка-весна! Вы знаете, мой букет не слишком обычен, я не мог принести его на работу. Это было бы неуместным. Позвольте мне подарить вам его завтра? Прямо 8 Марта, с утра. А сегодня я бы просил вашего согласия пообедать со мной... И поужинать... Вы мне не откажете?

Заинтригованная Алла отрицательно помотала головой.

- Хорошо, пообедаем! - с игривыми чертиками в глазах ответила она. - А насчет ужина я подумаю. Посмотрим, как пройдёт обед!

Давно Алла не кокетничала с противоположным полом. Уже и забыла, как это делается. Но с Игорем все у нее выходило само собой, легко. И на душе было так приятно... Она снова почувствовала себя женщиной, красивой, желанной...

...Обед прошел замечательно! Игорь и Алла взахлеб рассказывали друг другу истории своих жизней. Без надрыва, с юморком. Алла и не думала, что и про расставание с мужем она сможет когда-то говорить с юмором... Рана перестала болеть. Игорь тоже оказался разведеным. Жене не нравилось, что он подбирал бездомных кошек, лечил их и искал им семьи для пристройства. Двоих он так и не смог пристроить, и они остались жить у него.

- Надо же! - удивлялась Алла. - От вас совсем не пахнет котами! Удивительно! Я думала, что от всех кошатников пахнет... Муж поэтому и не разрешал их заводить... Боялся запах будет. И шерсть везде...

- Ну что вы, Алла, ведь сейчас так просто все убрать! Да и кошки сами по себе необычайно чистоплотные создания! А оставить их на улице я не мог... Погибали они... Не представляю, как люди мимо проходят, видят, что живое страдает, а помощь мало кто оказывает…

…После обеда Алла не могла дождаться вечера. Игорь внезапно заполнил все ее мысли. Рабочий день накануне праздника был укороченным и вот, уже в 18.00 Алла и Игорь сидели в кафе, продолжая рассказывать друг другу о себе. Разговор лился словесной рекой, часто выплескиваясь на берег заразительным смехом. Так много всего накопилось в них... Так многим хотелось поделиться...

…Совершенно счастливая и довольная Алла вернулась домой заполночь. Время общения прошло незаметно, и так много они еще не успели рассказать друг другу...

...Утром раздался звонок в дверь.

Алла и забыла, что Игорь обещал подарить ей букет-сюрприз. Быстро накинув на ночнушку халатик и потеряв по дороге тапочек, Алла бросилась к двери, проклиная свою вечную забывчивость.

За дверью стоял Игорь. В джинсах и свитере под растегнутой курткой. В его руках была корзина.

- Заходите, пожалуйста! - запыхавшимся от участившегося сердцебиения голосом сказала Алла. - Ой, то есть, заходи... Забыла, что мы перешли на «ты»... Я тут немножко в беспорядке... Не успела себя в порядок привести. Извини, забыла, что ты обещал прийти...

- Ты бесподобна! - блестя глазами ответил Игорь. - Именно такой по утрам я тебя и представлял! Немного растрепаной, в халатике и без тапочка!

Оба облегченно рассмеялись и Игорь вошёл.

- Ну, и где же обещаный волшебный букет? - пытаясь заглянуть в корзину полюбопытствовала Алла. - Никаких цветов не вижу! Они что, такие волшебные, что невидимые?

- А ты поглубже загляни... - тихо сказал Игорь. - Если тебе не понравится, я обратно заберу, не беспокойся...

- Что не понравится?..

Алла засунула нос в корзину и увидела на самом дне крохотного спящего белого котенка, накрытого пушистым розовым шарфом. Котенок засунул в ротик маленький розовый пальчик и время от времени, причмокивая, посасывал его.

- Господи, какое чудо! - только и смогла сказать Алла, принимая корзину. - Ты раздевайся тут, я сейчас, молочка ему налью...

Алла бабочкой пролетела в кухню, потом в комнату, пытаясь сообразить где маленькому существу будет удобнее, потом снова сунула корзину в руки Игорю.

- Нет, ты подержи, пока я молока налью. А то вдруг проснется, испугается! А тебя он уже знает. Садись на стул. Я сейчас!

Алла открыла пакет с молоком и налила его в блюдце.

- Вот, как проснется - поест! - блестя глазами от радостного возбуждения сказала она. - Это и есть мой букет? Какая прелесть! Мне ещё никто никогда букет котят не дарил! Это так необычно! И так мило! Спасибо тебе большое! Теперь у меня душа живая рядом будет! Да еще такая теплая и пушистая! Ты не волнуйся, я с ним справлюсь! У меня кошек не было, но я все прочитаю, как за ними ухаживать! И все куплю, что нужно! И прививки сделаю... И что там еще необходимо... Все у него будет! А где ты его взял?

- Это маленькая кошечка, - ответил Игорь, - я ее подобрал неделю назад. У нее мать погибла. Собаки местные ее покусали сильно. Не выжила она. А дочка вот осталась. Мать-то ее собой прикрыла. Защитила... А сама погибла... Люди видели, мне рассказали... Я не смог бросить ее умирать там... Вот взял... А тебе решил подарить, чтобы сердце твое отморозилось, оттаяло. Ведь это самый прямой путь к возрождению души - забота о ком-то, любовь к кому-то... Не может человек в одиночестве счастливым быть. Нехорошо это, неправильно... Если ты против, если не хочешь, только скажи, я обратно заберу малышку... Мне она лишней обузой не станет... Столько радости от нее!

- Как это «заберу»! Это мой подарок! Теперь она моя! Я ее никому не отдам! Даже тебе!

Алла легонько и игриво шлепнула Игоря по щеке. Он перехватил ее руку и поцеловал в ладонь.

- Я знал, что тебе понравится Марта. Я ее Мартой назвал. В начале марта ведь подобрал... Я еще сказать хотел... Ты мне за эти пару дней такой близкой стала, родной... Как всю жизнь тебя знал... Я сам удивился, что такое бывает... В сорок лет… Любовь с первого взгляда... Может попробуем жить вместе? Как ты на это смотришь? Только у меня еще две кошки... Девочка и мальчик... Взрослые уже...

У Аллы от неожиданности перехватило дыхание и сердце забилось быстро-быстро... Перед ее глазами мгновенно промелькнули все пять одиноких, впустую потерянных лет...

- Я смотрю на это с удовольствием... - тихо сказала она. И счастливая слеза потекла по ее щеке. - Давай чай пить... Я сейчас блинов напеку... А ты пока за Марточкой последи…


...Как много замороженных сердец ходят вокруг... Думают, что живут, заменяя чувства - расчетливостью, радость - выгодой, любовь - сексом. Как часто мы захлопываем свои сердца, пережив личную трагедию, и постепенно вымораживаем из них невостребованную никем нежность, неоцененную никем любовь. Ведь эти чувства, не будучи примененными, становятся виртуальными, как в компьютерной игре, и рано или поздно мы нажимаем кнопку ВЫКЛ, потому что они стали ненужным и даже неудобным, а порой и очень болезненным рудиментом, как хвост, например. Вот зачем нам хвост? Так же и с чувствами. Мы, испытав эмоциональное потрясение, которое на самом деле переживается куда тяжелее потрясения физического, сами начинаем внушать себе, что жизнь для нас кончилась, хотя это был лишь крохотный этап взросления и получения жизненного опыта...
Какое количество сердец остаются в одиночестве и замерзают навсегда, оставаясь глухими не только к своим чувствам, но и к чужим страданиям и боли...

…И бродят по улицам такие люди-зомби, в которых сердце-насос качает кровь, но уже давно заснула или умерла их душа. Мы можем определить их по потухшим, безразличным взорам. Их ничто не трогает, их искусственный смех - дань правилам культурного общения, они не чувствуют ни стыда, ни жалости, ни разочарования.

Да, даже разочарование мы перестаем ощущать, потому, что это боль, а мы не любим когда больно. Так же постепенно отключаются и сомнения, и тревога, и желание любви...

…Сердце переходит в автономный режим и старательно выполняет свою физическую функцию.

А душа... Она угасает... И все, что было накоплено в ней прекрасного, постепенно выцветает, как бумажные обои на солнце. И мы лишь удивляемся - откуда берется столько "обесцвеченных" одиноких людей вокруг, ведь все мы рождаемся, переливаясь яркими красками...


А ведь, чтобы не стать одиноким, всего-то нужно снова «включить» свое сердце и послать сигнал. Все равно какой сигнал! Главное обнаружить себя. Сделать видимым для GPS других сердец! И обязательно найдётся сердце, которое получит, расшифрует наш сигнал и откликнется…


Включайте сердца друг друга... Берите кисти бытия и заново раскрашивайте свои души... Любые цвета востребованы. Любые цвета способны совпасть. Просто не гасите свой маячок. И когда-то ему обязательно придет ответный сигнал чужого сердца, пробитого вашей волной живого чувства.


…Человек приходит в этот мир один и уходит из мира в одиночестве, но полноценно жить один он не может…
…И даже маленький котенок способен воскресить засыхающую душу, у которой жестоко вырваны корни…
…И даже срезанное сердце может снова пустить побеги, прорастая новой любовью ко всему живому во вселенной…

(Картинка - Интернет)


Рецензии