Так говорил Мудрый Садовник. Воспитай самого себя

Воспитай самого себя
   Сколько бы ни проходило времени, я вновь и вновь обращаюсь к нашим беседам с Мудрым Садовником, и диву даюсь – сколько можно почерпнуть для них верного и полезного. Вот ещё одна история, рассказанная ему, впрочем, другим человеком, но от этого не менее ценная. Ведь ценно не то – кто сказал? А – что сказал! В истории нет нравоучений или выводов, но каждый их может сделать для себя, и сравнить свои силы, чтобы однажды воскликнуть:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!..»
   История сия принадлежит известному в мире скрипачу и музыковеду Михаилу Казинику (Книга «Тайны гениев»), идеологические взгляды которого, впрочем, отличаются от моих, но доверяя Мудрому Садовнику, я понимаю на сколько глубоко и широко необходимо мыслить, чтобы принимать и это. А история звучит так:
«Это было в 1913 году.
   Одиннадцатилетняя девочка, пансионерка Московской Ржевской гимназии, приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди.
   Дядюшка снял медальон и протянул девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не было написано, кроме 5 нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка помедлила мгновенье, а затем весело закричала: «Дядюшка, я знаю, что здесь написано! Ноты на медальоне означают: «Я люблю Вас».
   И вот здесь возникает вопрос. Вы представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре ноты, пропела их про себя и узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Оказалось, что этот медальон – столь оригинальное признание в любви, когда-то полученное девочкиным дядюшкой в подарок от своей невесты перед их свадьбой. Но вы подумайте, ведь девочке было только 11 лет!
   Каким же образом ее успели так научить? И не в специальной музыкальной школе, и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.
   Вопрос «Как учили эту девочку?» я уже задал. Теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений только об уровне образования, а касается вопросов генофонда. Как нужно научить мальчика, чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней, заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем завоевал ее сердце?
   Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия, которое я условно называю «дискотечностью». К этой девочке, лишь бы какой мальчик не подойдет. Но если даже подойдет, то вряд ли найдет взаимопонимание…
   Таким образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии, уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или, лучше сказать, формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.
   Но существовал ли в русском обществе достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно да! Вы не задумывались, почему все офицеры царской армии учились играть на рояле? Так ли это необходимо для боевой подготовки?
   Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда – конечно же да! Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле? Да это же символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки. С одной стороны, офицер – защитник, воин, а с другой – тонкий интерпретатор музыки Шопена…
   Высокое качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобного которому, думаю, история человечества до сих пор еще не знала…»
   И вот в тот же самый день, когда я открыл для себя эту историю, я проходил мимо группы молодых людей, чуть постарше даже, чем девочка из истории, и услышал фрагмент их разговора. Говорит девушка:
– А у меня вообще по географии двойка была, я ничего не шарю в географии. Зачем мн6е всё это надо?
   А я проходил мимо. И что мне было думать об этом мире? Не сложно представить – насколько мир той девочки из начала 20 века был цветным, и насколько чёрно-бел мир девушки из моего века. Интересно, а что бы сказал на это Мудрый Садовник?


Рецензии