Чужие тапки

                Народная индейская мудрость гласит:
                "Не суди человека, ни разу не надев его мокасины",


Часть 1. Бастинда.
Инна Валерьевна- декан исторического факультета была очень сильно раздражена. Последнее время участились жалобы на преподавателя кафедры мировой истории Нину Александровну. Конечно, в женском коллективе трудно избежать склок и скандалов, однако, недавно назначенная на эту должность, Инна не собиралась мириться с тем, что интриги и скандалы мешают нормальной работе . Инна видела себя в роли молодого современного руководителя, способного создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Тогда ей казалось, что это возможно.
-Танечка, вызовите ко мне Владимира Петровича- заведующего кафедрой мировой истории.

   Владимир Петрович Свинтицкий – молодой доктор исторических наук, всего две недели назад защитивший диссертацию, шел в кабинет декана с тревожным чувством. Он понимал, что не может ничего поделать с молодым  женским коллективом, ополчившимся на Нину Александровну Петрову-  70-летнего преподавателя с огромным стажем и не простым характером. Нина Александровна давно уже вышла на пенсию, но продолжала работать. За глаза сотрудники называли ее Бастиндой.
Владимир Петрович размышлял, что общего у Нины Александровны с со злой волшебницей из сказки «Волшебник Изумрудного города»? Наверное все дело в ее  отношении к другим людям.
  Ежедневно кто-нибудь да жаловался на Нину Александровну. Одной она сделала замечание за курение, другой сказала, что нельзя так вульгарно одеваться на лекции, с третьей не здоровается, так как по ее словам не считает нужным здороваться с пустым местом и так далее и тому подобное. И вообще строит из себя королеву.
Все это очень огорчало Владимира Петровича. Несмотря на то, что претензии часто были обоснованными, он не мог ничего сказать Нине Александровне. Когда –то он учился у нее на курсе. Преподаватель она была грамотный, предмет знала блестяще, а вот характер… Владимир Петрович до сих пор ее побаивается. Хотя стоит признать, что доля правды в отношении коллег, и довольно большая, всегда присутствует в словах Нины Александровны.
-Владимир Петрович – голос декана звучал мягко и вкрадчиво. – Давайте так. Нина Александровна уже не молода, ей за семьдесят,  надо бы как-то и проводить ее с почетом на пенсию.
- Инна Валерьевна, как вы себе это представляете? Я же не могут ей это сказать напрямую. На работу она приходит, к лекциям всегда готова, опыта ей не занимать.
- Владимир Петрович, ну вы же умный человек. Всегда можно найти повод, вы же понимаете… У нас скоро аккредитация, проверка будет, не хотелось бы, чтобы в коллективе были склоки и ссоры. Подумайте, как поговорить с Ниной Александровной.

-Представляешь,-  говорил вечером  Владимир Петрович жене,-  взяла бы да и сама сказала это Бастинде. Я с ума сойду от этих женских дрязг.
- Слушай, Вова, нам в колледж методист нужен. Там кабинет отдельный, будет себе сидеть, бумажки перебирать. Предложи ей. Она, наверное,  и сама уже устала, все-таки у вас там нагрузки  повыше.
Утром, призвав все свои дипломатические способности, Владимир Петрович озвучил предложение Бастинде.
- Владимир Петрович, спасибо. Не работать я не могу, но и обстановку понимаю. Я рассмотрю ваше предложение, вечером дам ответ.
- Да, да, Нина Александровна, понимаю, как вы дорожите работой, ваш опыт обязательно пригодится и в колледже. У меня там жена работает, будете ей помогать советом.

   Через месяц  Нина Александровна  приступила к новой работе. Сначала  стала приводить  в порядок  методический кабинет, ругая на чем свет стоит,  предыдущую хозяйку за беспорядок. Затем установила четкие правила  работы методкабинета, чем вызвала недовольство ряда преподавателей и студентов, привыкших к определенной анархии.
А еще через месяц ее опять за глаза стали называть Бастиндой (просочилась информация с прежней работы).
Нина Александровна понимала, что не умеет выстраивать отношения с людьми. Она была человек другого поколения, другой формации,  Ее возраст,  личные качества и  жизненный опыт не оставляли надежды на то, что она изменится.
Поэтому через определенное время изменилась ситуация для Бастинды.

Часть 2. Нина Александровна

   Нина Александровна  не спеша шла по набережной. Дома никто не ждет, подруг нет. Так уж получилось. Она всегда была несколько высокомерна с людьми. А почему бы и нет? Аттестат с отличием.  Прекрасное образование, полученное в МГУ на историческом факультете. Только вот все это как- то не принесло счастья.
После окончания университета вернулась с триумфом в свой город. Работала сначала преподавателем на кафедре истории в местном университете, затем методистом в колледже. Замуж так и не вышла, но родила сына от умного, интеллигентного мужчины, который приезжал с проверкой из Москвы. Выбирала его как породистую лошадь, чтобы ребенок был умным и красивым.  Сын – Евгений- таким и был. Умный, красивый, радовал успехами и в школе, и в институте, и в спорте.
Который раз Нина поймала себя на мысли о том, как корит себя за то, что отдала Женю в спорт.  Хотелось, чтобы Женю окружали мужественные  сильные мужчины, раз без отца растет. Тренер по самбо говорил, что перспективный Женя, а сын  был  просто перфекционистом.   Если делать – то непременно на отлично. Все  областные соревнования выигрывал, на первенство России даже выезжал, выполнил норматив мастера спорта. Гордилась им. «Вот-думала- правильные гены выбрала. Что там у других дети- посредственности, а мой – лучший!

   Первый звоночек прозвенел в 20 лет – спортивный врач сказал, что нельзя больше подвергать организм таким нагрузкам - сердце может не выдержать.  Тогда он ничего не сказал матери. Совмещал учебу в институте с тренировками, часто ездил на соревнования  и… попал в больницу. 
Нина примчалась в кардиологию, накричала на врача, потом на  тренера, который привез Женю с приступом, потом на сына. От отчаяния кричала, от страха. Тогда все обошлось. Сын пообещал больше не тренироваться. А со спортом расстаться так и смог- пошел работать тренером в интернат. Там и познакомился со Светланой. Она к нему в секцию пришла записываться. 16 лет девахе- а туда же, самбо ей нужно было. Сказала, что для самообороны. Конечно, красивая, все при ней и фигура точеная и подать себя умеет. Глаза только грустные. В интернат попала два года назад, когда родителей не стало.

  Возвращались на машине с отдыха на море. Как всегда летом была  Ялта, пляж, волейбол,  танцы и разговоры по вечерам. В отличие от своих сверстниц Светлана любила отдыхать с родителями. Они молодые, классные, не зануды.
Решили, что выехать надо вечером, в ночь. Машин меньше на трассе, да и на море лишний денек. Светлана помнит, как мама укрыла ее пледом на заднем сиденье и пожелала спокойной ночи. А дальше провал, очнулась в больнице. Вроде все было цело, а шевельнуться не могла. Не понимала, что произошло.
Только через пару дней, придя в себя, узнала, что на крутом повороте не справился отец с управлением, то ли заснул за рулем, то ли еще какая причина, только вынесло машину с трассы. Родители погибли на месте, а ее в бессознательном состоянии проезжающие мимо водители вытащили и привезли в больницу.

   Так вот в жизни Жени и появилась Светлана. Нина, в общем-то, была не против. Девочка уважительная, не глупая, да и Женю, видно было, что любила. Нина втайне даже радовалась, что ни с кем не надо делить будущих внуков.
Представлялось ей, что рановато они поженились: Светлане всего 18, Жене 23. А с другой стороны, все хорошо у них складывается. Нина только радовалась за сына и невестку.

   Через год Владик родился. Молодым, конечно же, погулять хочется, а Нина всегда на подхвате, не считалась со временем и силами. В общем -то до трех лет Владика по сути она и вырастила. Не в обиде была ни на сына, ни на  невестку. Они благодарными были, жили одной семьей. Какое это было счастливое время!
Дальше Нина не хотела вспоминать, но события тех дней  постоянно  всплывали в памяти. Похороны сына, которому только исполнилось тридцать. Шестилетний  Владик, которому надо приготовить еду, одежду, отвести в детский сад, поиграть с ним. А у Светланы депрессия, лежит целыми днями, смотрит в потолок. А Нина потому и не сломалась, что внук рядом был, требовал заботы, почему то больше к бабушке тянулся, видимо понимая, что она теперь вожак их стаи.
Так и шла жизнь потихоньку.  Нина привыкла, что она главная, Светлана безропотно  отдала ей все бразды правления и получилось, у Нины на руках оказалось два ребенка- невестка и внук.Но это, честно говоря, радовало.

 
   Все случилось через пять лет после смерти Жени. Светлана тогда пришла с работы, долго не выходила из своей комнаты к ужину. Так, что Нина даже забеспокоилась: не заболела ли. А дело было в другом. Встретила Светлана хорошего мужчину, полюбила и он ее тоже. Год как уже встречаются тайком. Нину тогда будто бы кипятком ошпарили: а как она? Владик? Светлана успокаивала: «Нина Александровна, ничего не изменится, Владик Ваш внук и Вы для нас самый близкий человек».

   Да, Нина так теперь и жила: от встречи до встречи с внуком. Там ведь другая семья. Познакомилась с новым мужем Светланы, поугрожала немного, чтобы Владика не обижал. Вроде бы нормальный мужчина. В гости иногда приходила. А тут еще новость- Светлана беременна. Родился сын- Матвеем назвали. Хороший мальчик, только уже не ее, не Нинина кровь. Однако, к Владику идешь обязательно что-нибудь покупаешь, то игрушку, то сладости. А Матвей что же, он тоже ребенок, так что теперь двое получается внуков. У Сергея, -нового мужа Светланы- родители на Севере жили, редко приезжали, да и они туда не слишком рвались. Все больше на море летом ездили.
 
   Ездили… Только в  один из отпусков вернулись не вчетвером, а втроем - утонул Сергей. Спасал какую-то ненормальную  подвыпившую тетку, которая в шторм полезла купаться, ее сумел как-то вытолкнуть, а сам захлебнулся накатившей волной.
Что сказать про Светлану- до сих пор она никак не оправится. Со здоровьем проблемы, в депрессию часто впадает. Работу постоянно меняет, потому что кто хочет такого работника терпеть, хотя и неплохой специалист: все-таки технолог швейного производства, текстильный институт окончила . Хорошо, что в свое время  Нина настояла. Дома теперь шьет, когда силы есть.

   В общем, все вернулось на круги своя: теперь Нина опять стала главной. Родители Сергея как-то тихонько исчезли из их жизни. Поначалу писали, звонили, а потом замолчали. Ну да бог с ними. Двое мальчишек.  Надо растить, воспитывать, учить.

   Мысли Нины Александровны путались, мчались со  скоростью света, перескакивая  с одного события на другое и она никак не могла сосредоточиться на главной проблеме: как теперь жить на одну пенсию. Сегодня увенчались успехом усилия руководства и ее вынудили уволиться по собственному желанию. Желания, конечно же, никакого не было. Хотя и сил, честно говоря , работать уже тоже. Давно бы ушла,  да внукам надо помогать.

   Завтра у Владика день рождения.16 лет. Надо хороший подарок купить. Нина достала из кошелька  полученные в качестве расчета деньги. Нет, если куплю телефон, то до пенсии не дотяну. Мозг метался в поисках вариантов достойного подарка, но, увы, подходящего варианта  не находил.
-Нина Александровна, здравствуйте. Рад Вас видеть.
Нина невольно отпрянула от молодого человека, пытающегося пожать ей руку.
- Вы меня не помните? Я учился у вас, Саша Смирнов. Ну вы еще меня все время на пересдачу отправляли не за знания, а за то, что хулиганил много. Ну, помните, Ленина пародировал. Ох и досталось мне от вас!
-А да, да, припоминаю. Саша Смирнов. И где вы сейчас, чем занимаетесь?
- Да я теперь предприниматель. У меня тренинговый центр, может знаете, у цирка,  «Радуга жизни» называется. Давайте я вас подвезу. Вы с работы?
-Спасибо, Саша, к сожалению, с сегодняшнего дня я безработный пенсионер. Я прогуляюсь.
Нина Александровна медленно подошла к скамейке, села и неожиданно для себя заплакала.
Саша стоял в растерянности, а Нина вдруг стала рассказывать этому совсем незнакомому ей молодому мужчине свою историю жизни.
- Извините меня, Саша, спасибо, что выслушали.
- Нина Александровна, а можно ваш номер телефона записать. Я бы с удовольствием к вам в гости пришел.
-Ну что вы, Саша, я совсем не хотела, чтобы меня жалели, просто вы оказались в тот момент, когда мне необходимо было выговориться.
- Нет, нет, я совсем не из жалости. Можно даже сказать из корысти – засмеялся Саша.- Скажите когда вы сможете приступить к работе в моем центре в качестве репетитора по истории для поступающих в вуз?
-Вы это серьезно?-
-Абсолютно. Я жду вас завтра к 9 часам. Вы знаете где центр находится.
Нина сидела на скамейке  мысли опять разбегались в разных направлениях. Потом решительно встала и пошла покупать Владику телефон.




 


Рецензии
Всё верно, прежде чем судить человека, пройди его жизненный путь в его башмаках. Сила характера- вызов судьбе, спасибо, Эка

Эка Корренс   29.12.2023 12:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.