А зори здесь тихие

 
   Завтра праздник – 8-е марта!  Завтра не рабочий день. Поэтому, сегодня во всех комнатах началась подготовка к празднованию. Накануне распределили поручения: кому идти на рынок. Кто-то испечёт торт или пирог, кто-то сготовит горячее блюдо. В перерыв ответственные за фрукты, овощи и зеленуху, пойдут на рынок. К концу рабочего дня всё должно быть перемыто, порезано в салаты. Кто отвечает за горячее, пойдёт домой либо готовить, либо заберёт приготовленное с вечера. Одним словом, все при деле. Только в моей группе никак не могут распределить обязанности. Это – впервые. Перессорились. Коллектив у нас полностью женский. Был там руководителем группы Миша Сикорский, но они его свергли. Честно говоря: правильно сделали. И в руководители группы упросили директора назначить меня. Дело в том, что половина из них училась у меня в техникуме, а другие впоследствии -  в политехническом институте. Знали меня как педагога. А я в это время работала в отделе типового проектирования. Между прочим, работать там стало неинтересно: в основном переработка присланных  из России типовых проектов, на сейсмику. Поэтому я и согласилась с предложением возглавить группу. Но, группа оказалась сложной: бОльшая часть с техническим образованием, но на должности: одна - инженера, другая - старшего инженера.

 Поскольку, эти женщины были очень, очень дисциплинированными: то есть не опаздывали ни на минуту, уходили строго по звонку, не увиливали от субботников, то надо их поощрить за самоотверженный труд? А как? Повысить в должности. По - другому им зарплату не повысить. «Закон есть закон».  Другая часть – молодые специалисты, только что закончившие институт. Зарплата начинающих инженеров, то есть ниже, чем у техников. Но они не опытные. Курсовые - это одно, а реальный проект – это другое. А повышать свою квалификацию при такой зарплате, они не хотели: не созрели ещё.  Вот они и сошлись "старые", сотрудницы, с "молодыми" на поле брани: И те и другие – инженеры слабые, а зарплаты почти одинаковые. Каждый считает, что это не правильно.

 СпрОсите, а причём тут праздник? При том:  «старые» сотрудницы обычно сами накрывали на стол. Теперь они заартачились, так как надо, чтобы и молодёжь принимала участие.  Зарплаты одинаковые, значит, хоть тут то надо одинаково трудиться. В результате: во всех комнатах уже накрывают столы, а в нашей все сидят, насупившись,  и делают вид, что трудятся над чертежами. Мне их урезонить не удалось. Я, обидевшись, ушла. А куда идти? Пошла по комнатам с поздравлением. Тут за мной прибегает Фрида Белянская. Просит выручить. Просьба весьма странная, но мне понравилась. Вот тут надо внести существенную поправку. Дело в том, что директор Виктор Михайлович, узнав, что намечается проверочная комиссия, распорядился: (без афиширования) отметить женский день, кто как сможет, ( то есть кто в перерыв, кто после работы) но, «что бы к концу перерыва алкоголем не пахло!» Вот народ почти с самого утра и начал отмечать, кроме моей группы. После работы задерживаться никто не хотел, вот в перерыв,  а кое где и раньше,  институт загудел.
 
   Итак, Фрида сказала, что приехал водитель от ГАИ. У них по плану сегодня тренировка: дело в том, что и мы, и они недавно купили машину, сдали теорию, надо осваивать вождение.
  - Понимаешь,  мы все: и я,  и Аркадий (её муж), и Сергей (мой муж) уже «поддали». Не могла бы ты вместо одного из нас потренироваться: тебе тоже полезно, и деньги не пропадут. Водитель согласен.
Ха! Да и я согласна! Ура! Как раз перерыв и убью! Отлично1 Я спустилась вниз, и мы с симпатичным дядечкой поехали в микрорайон, где мы снимали у одного из друзей, гараж. Дядечка вывел нашего Жигулёнка, а в гараж поставил свой грузовичок. Поехали по левому берегу реки Душанбинки. Проехали вдоль безлюдного посёлка Лучоб. Ни собак, ни детей, никакой скотины нет на улицах. Подъехали к мостку через речку. Нам надо перебраться на другой берег речки. Я испугалась, растерялась, отказываюсь въезжать на этот хилый, подвесной мостик из нескольких досок, на которые накидана щепа. Мостик узкий, подвесной, качающийся. Ужас! Пререкаться нет времени. Поменялись местами. Мостик преодолели нормально и выехали на основную магистраль. Я опять села за руль. У меня уже были права, но не было никакого опыта по вождению. Поэтому ехала я с маленькой скоростью, и с большой неуверенностью. Мой наставник требовал, чтобы я ехала быстрее.

   - Нам надо доехать до Варзоба, перекусить чайком с горячей лепёшкой, и успеть вернуться до конца перерыва, - говорил он.
Потихоньку я  стала смелеть. Уже не так тряслась, когда нас кто то обгонял. Мой наставник всё больше вселял в меня уверенность в себе. Мне понравилось, я уже мельком поглядывала на обочину, откуда вечно выскакивали, то пёсик, то курица, то ещё какая нибудь живность.  Вдруг мой наставник говорит, что чай с лепёшкой отменяется, надо поворачивать назад, а то он не успеет к следующему обучающемуся. Я очень расстроилась: 5 км не доехали до посёлка. Остановились как раз на двадцатом километре. Отсюда мы всегда уходили вглубь перпендикулярного ущелья, в конце которого  тропа раздваивается: каждая из новых троп ведёт к своему водопаду. Здесь дорога расширяется, и есть возможность развернуться. Ну, поехали обратно. Мне понравилось ехать самостоятельно, но под присмотром спокойного, внимательного наставника.  Мы проехали ровно половину пути до города, как на дороге, как раз на нашей полосе появился ишак. Немного не дойдя до середины дороги, он остановился. Слева ехала встречная машина. Водитель нажал на гудок, но ишак не прореагировал. На обочину водителю не свернуть, там толпятся люди около водопроводной колонки. А я не могу свернуть на свою обочину, так как там было несколько каких то строений, с продающимися овощами, тряпками, около которых тоже толпится народ.

   - Тормози, тормози! -  крикнул дядечка, но я его не слышала. Я заворожено смотрела на ишака, на его "ягодицы". Неожиданно слегка повернула машину на эти ягодицы и прибавила скорость. Толчок! Удар, но тупой какой то. Ишак дрыгнул ногами, как бы брыкнул. И "прыгнул" на встречную машину, но она уже проскочила. И я проскочила это опасное место.
  - Остановите машину!
 Я остановила.
  - Как вы себя чувствуете?
  - Никак! Не знаю как. а что? Что с ишаком? Он лежит? Я его сбила?
  - Нет, жив. С ним всё в порядке. Вы почему не тормозили? Я же приказывал.
  - Я не слышала, простите.
  - Но, вообще, вы всё сделали правильно. Ювелирно! Классно проскочили под шлагбаумом. - И он рассмеялся.
  - Какой шлагбаум?
  - Так вы не заметили? Ха-ха-ха! Вы ткнули ишачка под зад. И он поднял хвост, под которым вы и проехали. То есть ишак поднял шлагбаум.

  Он ужасно развеселился, видно, стрессовый отходняк начался. Он хохотал, вытирая слёзы, хлопая себя по коленям, так заразительно, что и я рассмеялась. У меня подключилось воображение, и я отчётливо увидела, как я проезжаю под ишачьим хвостом. Как стоящая толпа, открыв рты смотрит на это. Короче, теперь я хохотала от души. Настроение сразу стало каким то игривым. Захотелось что ни будь эдакое выкинуть.
 Дядечка сам сел за руль и рванул машину.
  - Наше время вышло. Давайте ключ от гаража. Я отвезу вас в институт, потом заеду  поменяю машины и поеду по следующему заказу.
  Я дала ключ, но сообразила, что Сергей не сможет взять машину, если понадобится.
  - Не переживайте, я найду как спрятать, и вечером позвоню ему. Ну, вот и ваш институт. С праздником! До свидания!

  Итак, вернулась я как раз к концу перерыва. В вестибюле встречаю Виктора Михайловича. Он в стрессе. Комиссия вот-вот нагрянет, а его сотрудники, хоть и при убранных столах, но температура высокая. Подвели. Не могли подождать, пока комиссия уйдёт. Я говорю: «Вы не чётко сформулировали задачу. Не переживайте – выход есть! Приводите их в мою группу, как самую женскую, и самую дисциплинированную. У меня все как стёклышки». Я сказала ему, что у меня все перессорились и праздновать не собираются.

 А вот и подъехала машина! Выходят представительные мужчины. Я помчалась в свою комнату и….. Что я вижу!? Боже! Столы сдвинуты. На столах: водка (!!), салаты, бутерброды, манты, чебуреки и прочее. Девчонки кинулись мне на шею! «Скорее, скорее к столу! У нас всё готово: только вас ждали! С праздником, Лариса! Смотрите! Я посмотрела, куда показали. Там: на стене плакат: «А зори здесь тихие!»  Меня закружили, усадили и …открывается дверь. Входит комиссия! Лицо Хомякова в мгновение приобрело смертельно-бледный оттенок. Директор кинул на меня гневный взгляд и погрозил пальцем. Что делать? Что делать? Пауза затягивается. Тут Таня Черненко вдруг говорит: «Проходите, гости дорогие! Мы вот как раз вас и ждём с поздравлениями! А то у нас коллектив чисто женский и поздравить некому…кроме васВиктор Михайлович сказал, что вы придёте. Мы вот и плакат повесили. Это про нас. « А зори здесь тихие!» Помните фильм? Да вы не стесняйтесь. Проходите, проходите, вставайте теснее. В тесноте, да не в обиде» – тараторила она.

 Вот уж от кого, от кого, но от Татьяны я такой прыти не ожидала. Скорее бы Галка так смогла. А вот, поди ж ты!
А Галка тем временем, разлила водку по стаканам  и раздала всем.
    - Ну, что же, дорогие женщины, поздравляем вас с вашим праздником!» Ну, ещё чего –то говорил он о женской доле, о женской самоотверженности. Дескать: и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. Наконец, выпили. Девочки им на блюдечках по мантушке дали закусить. Те отказывались, но Галка вошла в раж, и они не устояли под её напором. Настроение у всех повысилось. Наши гости забыли, зачем пришли. Выпили ещё понемногу. Мужички в компании молодых симпатичных девушек расслабились, стали шутить, пошли анекдоты. Девчонки тоже были в ударе. Шутки, смех! По местному радио звучала музыка. Галка с Таней уж было стали намекать, что и потанцевать бы не мешало -место то свободное есть. Тут наконец то, гости спохватились.
   - А вы, товарищ директор говорили, что у ваших сотрудников до конца рабочего дня не будет ни капли алкоголя во рту. А тут!
   - Да, эта комната – исключение! Дак…, к вашему приходу ведь и не было ни капли, - нашёлся он.  Клянусь. Да сами же видели. Пошли в другие комнаты! – А сам одарил меня таким взглядом, что… ох-ох-ох!
   Комиссия заглянула в соседнюю комнату. Там уже все чинно сидели на своих рабочих местах. Перерыв – то закончился. Компания из серьёзных представителей весело отправилась в кабинет директора, где, думается, они продолжили то, что начали в нашей тихой, скромной комнате.

   На другой день Хомяков вызвал меня к себе «на ковёр». Вспоминал вчерашнее происшествие. Я объясняла и объясняла. Он хохотал и хохотал, требуя очередного повтора.  Оказалось, что комиссия было очень довольна. Сюрприз им понравился.  И я тоже была рада, что и на нашей улице был праздник. С тех пор наша группа стала  более слаженной, дружной. 
Молодые инженеры подружились с Тоней Ульяниной, которая стала их наставницей. Тоня - самородок, самоучка. Она тоже закончила техникум, но, работая над собой, добилась того, что стала групповым инженером, очень талантливым.  Так что девочки стали быстро повышать свою профессиональную грамотность.
 Ну, что ж! С праздником, милые мои женщины! Будьте здоровы, веселы, находчивы  и.... не старейте душой!


Рецензии