Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 6

                ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
 
      В КИНО и на ТЕЛЕВИДЕНИИ(1970 - е и 1980 - е годы)
      ***************************************************

       В 1970 - х годах в фильмографии О.Даля появились новые персонажи,резко
  отличающиеся от романтических и максималистов эпохи,оттепели.По словам
  кинокритика Юлии Белозубкиной,актёр не только повзрослел вместе со своими
  героями,но и передал им свой внутренний надлом.Галерею далевских героев 1970 -
  х годов открыл" изломанный людской глухотой" Шут в картине Григория Козинцева,
  "Король Лир".В фильме притче "Тень" по пьесе Шварца актёр сыграл сразу две
  роли:Учёного Христиана Теодора и разъедающую его душу Тень.Затем в
  кино биографии Олега даля появились персонажи - подонки"(инженер Виктор Зимов
  из Отпуска в сентябре" и врач Сергей из ленты "(В четверг и больше никогда"),
  которые безжалостно ломают и свои и чужие судьбы.

  Особняком стоит в этом ряду Лаевский("Плохой хороший человек"),в котором
  совместились цинизм и склонность к рефлексии.Последний в жизни Олега Даля
  фильм "Незваный друг" имеет оптимистический финал,однако образ Виктора
  Свиридова,созданный Олегом,мало соотносится со счастливой развязкой:его
  хрупкий герой "тотально несовместим с жизнью".В фильмографии Олега Даля в 1970
  - х вошли также картины:земля Санникова"(Евгений Крестов),"Звезда
  пленительного счастья"(офицер караула Петропавловской крепости),киноальманах
  "Горизонт"(Александр Чацкий,в новелле Чацкий - это я"),"Горожане"(полярник),
  "Обыкновенная Арктика"(Антон Семёнович),"Как Иванушка - дурачок за чудом
  ходил"(Иванушка - дурачок),"Расписание на послезавтра"(Андрей Андреевич),"Мы
  смотрели в лицо"(Борис Владимирович Корбут)," и телеспектакль "Домби и сын
  Картер),"Два веронца"(Валентино),"Вечно живые"(Борис).

  КОРОЛЬ ЛИР
  ************
  Олег Даль попал в картину Григория Козинцева "Король Лир" по рекомендации
  Надежды Кошеваровой,и пробы для актёра были формальностью.После общего
  знакомства и недолгого разговора о шексипровском произведении артисту
  подобрали грим,сделали фотопробы и утвердили на роль Шута.Козинцев имел в
  профессиональной среде репутацию человека,умевшего  находить общий язык с
  актёрами,но при этом проявлявшего жестокость по отношению к
  недисциплинированным и безответственным коллегам.Единственным представителям
  киногруппы,которому режиссёр прощал слабости оказался Олег Даль.По
  воспоминаниям её участников,когда из - за алкогольных проблем Олега была
  фактически сорвана последняя съемочная смена,режиссёр не стал применять по
  отношению к нарушителю строгие санкции,и попросил ассистентов подождать,пока
  актёр придёт в рабочее состояние:Положите его,пусть поспит".

  Задолго до съёмок "Короля Лира" Козинцев подготовил письменные зарисовки
  связанные с раскрытием того,или иного образа или будущем фильме.Шут,согласно
  представлениям режиссёра был "огрызался,как собачонка" - из этой детали
  родились костюмы для  Олега Даля,в котором не было ни традиционных бубенцов,
  ни колпака,:никаких атрибутов шута,нищий,драный,в собачьей шкуре наизнанку.
  Мальчик стриженый наголо.Ещё до знакомства с Олегом  режиссёр Козинцев
  написал,что  у героя,жившего в 11 веке,должен быть взгляд человека из 20
  столетия:Мальчик из Освенцима,которого заставляют играть на скрипке в оркестре
  смертников.
  Впоследствии режиссёр утверждал,что Олег Даль именно такой шут,какого я
  представлял.По словам киноведа Киры Клюевской,улыбка шута в ленте напоминает
  "гримасу скорби",находясь рядом с Королём(Юри Ярвет),герой Олега Даля
  стремился не только развлечь своего господина,сколько постигнуть хаос жизни."
  В шекспировской трагедии шут внезапно исчезает из числа действующих лиц нет
  среди участников заключительного эпизода однако Григорию Козинцеву,судя по
  книге "Пространство трагедии" жалко было потерять шута в середине пьесы.Не
  желая расставаться с этим персонажем,режиссёр добавил в финал ленты несколько
  мизансцен с участием Героя Даля.В последнем кадре Шут,сидя на земле играет на
  дудочке,начнёт и кончит эту историю."

  Печальный человеческий голос искусственно "После завершения работы над Королём
  Лиром" режиссёр продолжал следить за творчеством Олега Даля.

  В апреле 1973 года посмотрев ленту "Плохой хороший человек"; режиссёр отправил
  актёру телеграмму со словами:" Олег,милый смотрел фильм.Вы мне очень
  понравились.Удачи и счастья."

  Это было последнее послание Григория Козинцева Олегу Далю - менее чем через
  две недели режиссёр скончался.

  ТЕНЬ
  *******
  Работая над фильмом "Тень",в которой Олегу Далю досталось две роли(Учёного и
  его Тени),складывается непросто и для актёра и для всей съёмочной группы.
  Режиссёр картины Надежда Кошеварова хорошо знала сценическую версию "Тени"( её
  первый муж Николай Акимов ещё в 1940 году поставил в Ленинграде спектакль по
  пьесе Евгения Шварца)и при подготовке к экранизации стремились избежать
  влияний и театральной условности.Однако ни сценарий "написанный заново",ни
  декорации,созданные с учётом "экранной реальности",не избавили режиссёра от
  претензий со стороны Олега Даля.Актёр был недоволен тем,что Кошеварова
  Надежда,с довоенных времён,привыкшая работать в павильонах,не использовала по
  максимуму натуральные объекты:Это надо было снимать на просторах где -
  то...чтобы тень по горам скакала".

  Проработка двух разнохарактерных образов,требовавших от Олега Даля по словам
  Надежды Кошеваровой невероятного напряжения всех душевных и физических сил".
  Георгий Вицин,снимавшийся вместе с Олегом в "Старой,старой,сказке" и вновь
  встретился с ним в "Тени",впоследствии вспоминал,что за несколько лет актёр
  очень изменился.Внешне он остался прежним,но эмоциональный настрой артиста
  стал иным:"Желчен.Колюче зол.Раздражён на весь мир.Неспокоен.Мрачен.
  Чувствуется,что он прибывает в глубоком раздрае с самим собой."

  Съёмочный процесс,сопровождавшийся остановками из - за срывов,(которые по
  свидетельству Георгия Вицина длились до двух недель),вызывал беспокойство и со
  стороны членов худсовета "Ленфильм":на одном из заседании,где шло обсуждение
  рабочих моментов картины Григорий Козинцев отмечал:Олег Даль в роли тени не
  понравился.Момент отделения тени хорошо,но фигура должна быть страшна.Я вижу
  мальчика в гриме,с красной вставкой на груди.Тем не менее после выхода "Тени"
  современники актёра отмечали точное попадание Олега в оба образа.К примеру
  Василий Аксёнов писал,что Далевский учёный напомнил ему романтический персонаж
  Александра Грина,а момент "раздвоения личности" воспроизведён исполнителем с
  глубоким пониманием человеческой психологии.Уже в 21 веке обозреватель киновед
  журнала "Сеанс" Никита Елисеев писал,что Тень созданная на экране Далем,
  является самым убедительным образом сотрудников тайной полиции во всей истории
  советского кино.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                07.03.2023
   
 


Рецензии