Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 6
ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
В КИНО и на ТЕЛЕВИДЕНИИ(1970 - е и 1980 - е годы)
***************************************************
В 1970 - х годах в фильмографии О.Даля появились новые персонажи,резко
отличающиеся от романтических и максималистов эпохи,оттепели.По словам
кинокритика Юлии Белозубкиной,актёр не только повзрослел вместе со своими
героями,но и передал им свой внутренний надлом.Галерею далевских героев 1970 -
х годов открыл" изломанный людской глухотой" Шут в картине Григория Козинцева,
"Король Лир".В фильме притче "Тень" по пьесе Шварца актёр сыграл сразу две
роли:Учёного Христиана Теодора и разъедающую его душу Тень.Затем в
кино биографии Олега даля появились персонажи - подонки"(инженер Виктор Зимов
из Отпуска в сентябре" и врач Сергей из ленты "(В четверг и больше никогда"),
которые безжалостно ломают и свои и чужие судьбы.
Особняком стоит в этом ряду Лаевский("Плохой хороший человек"),в котором
совместились цинизм и склонность к рефлексии.Последний в жизни Олега Даля
фильм "Незваный друг" имеет оптимистический финал,однако образ Виктора
Свиридова,созданный Олегом,мало соотносится со счастливой развязкой:его
хрупкий герой "тотально несовместим с жизнью".В фильмографии Олега Даля в 1970
- х вошли также картины:земля Санникова"(Евгений Крестов),"Звезда
пленительного счастья"(офицер караула Петропавловской крепости),киноальманах
"Горизонт"(Александр Чацкий,в новелле Чацкий - это я"),"Горожане"(полярник),
"Обыкновенная Арктика"(Антон Семёнович),"Как Иванушка - дурачок за чудом
ходил"(Иванушка - дурачок),"Расписание на послезавтра"(Андрей Андреевич),"Мы
смотрели в лицо"(Борис Владимирович Корбут)," и телеспектакль "Домби и сын
Картер),"Два веронца"(Валентино),"Вечно живые"(Борис).
КОРОЛЬ ЛИР
************
Олег Даль попал в картину Григория Козинцева "Король Лир" по рекомендации
Надежды Кошеваровой,и пробы для актёра были формальностью.После общего
знакомства и недолгого разговора о шексипровском произведении артисту
подобрали грим,сделали фотопробы и утвердили на роль Шута.Козинцев имел в
профессиональной среде репутацию человека,умевшего находить общий язык с
актёрами,но при этом проявлявшего жестокость по отношению к
недисциплинированным и безответственным коллегам.Единственным представителям
киногруппы,которому режиссёр прощал слабости оказался Олег Даль.По
воспоминаниям её участников,когда из - за алкогольных проблем Олега была
фактически сорвана последняя съемочная смена,режиссёр не стал применять по
отношению к нарушителю строгие санкции,и попросил ассистентов подождать,пока
актёр придёт в рабочее состояние:Положите его,пусть поспит".
Задолго до съёмок "Короля Лира" Козинцев подготовил письменные зарисовки
связанные с раскрытием того,или иного образа или будущем фильме.Шут,согласно
представлениям режиссёра был "огрызался,как собачонка" - из этой детали
родились костюмы для Олега Даля,в котором не было ни традиционных бубенцов,
ни колпака,:никаких атрибутов шута,нищий,драный,в собачьей шкуре наизнанку.
Мальчик стриженый наголо.Ещё до знакомства с Олегом режиссёр Козинцев
написал,что у героя,жившего в 11 веке,должен быть взгляд человека из 20
столетия:Мальчик из Освенцима,которого заставляют играть на скрипке в оркестре
смертников.
Впоследствии режиссёр утверждал,что Олег Даль именно такой шут,какого я
представлял.По словам киноведа Киры Клюевской,улыбка шута в ленте напоминает
"гримасу скорби",находясь рядом с Королём(Юри Ярвет),герой Олега Даля
стремился не только развлечь своего господина,сколько постигнуть хаос жизни."
В шекспировской трагедии шут внезапно исчезает из числа действующих лиц нет
среди участников заключительного эпизода однако Григорию Козинцеву,судя по
книге "Пространство трагедии" жалко было потерять шута в середине пьесы.Не
желая расставаться с этим персонажем,режиссёр добавил в финал ленты несколько
мизансцен с участием Героя Даля.В последнем кадре Шут,сидя на земле играет на
дудочке,начнёт и кончит эту историю."
Печальный человеческий голос искусственно "После завершения работы над Королём
Лиром" режиссёр продолжал следить за творчеством Олега Даля.
В апреле 1973 года посмотрев ленту "Плохой хороший человек"; режиссёр отправил
актёру телеграмму со словами:" Олег,милый смотрел фильм.Вы мне очень
понравились.Удачи и счастья."
Это было последнее послание Григория Козинцева Олегу Далю - менее чем через
две недели режиссёр скончался.
ТЕНЬ
*******
Работая над фильмом "Тень",в которой Олегу Далю досталось две роли(Учёного и
его Тени),складывается непросто и для актёра и для всей съёмочной группы.
Режиссёр картины Надежда Кошеварова хорошо знала сценическую версию "Тени"( её
первый муж Николай Акимов ещё в 1940 году поставил в Ленинграде спектакль по
пьесе Евгения Шварца)и при подготовке к экранизации стремились избежать
влияний и театральной условности.Однако ни сценарий "написанный заново",ни
декорации,созданные с учётом "экранной реальности",не избавили режиссёра от
претензий со стороны Олега Даля.Актёр был недоволен тем,что Кошеварова
Надежда,с довоенных времён,привыкшая работать в павильонах,не использовала по
максимуму натуральные объекты:Это надо было снимать на просторах где -
то...чтобы тень по горам скакала".
Проработка двух разнохарактерных образов,требовавших от Олега Даля по словам
Надежды Кошеваровой невероятного напряжения всех душевных и физических сил".
Георгий Вицин,снимавшийся вместе с Олегом в "Старой,старой,сказке" и вновь
встретился с ним в "Тени",впоследствии вспоминал,что за несколько лет актёр
очень изменился.Внешне он остался прежним,но эмоциональный настрой артиста
стал иным:"Желчен.Колюче зол.Раздражён на весь мир.Неспокоен.Мрачен.
Чувствуется,что он прибывает в глубоком раздрае с самим собой."
Съёмочный процесс,сопровождавшийся остановками из - за срывов,(которые по
свидетельству Георгия Вицина длились до двух недель),вызывал беспокойство и со
стороны членов худсовета "Ленфильм":на одном из заседании,где шло обсуждение
рабочих моментов картины Григорий Козинцев отмечал:Олег Даль в роли тени не
понравился.Момент отделения тени хорошо,но фигура должна быть страшна.Я вижу
мальчика в гриме,с красной вставкой на груди.Тем не менее после выхода "Тени"
современники актёра отмечали точное попадание Олега в оба образа.К примеру
Василий Аксёнов писал,что Далевский учёный напомнил ему романтический персонаж
Александра Грина,а момент "раздвоения личности" воспроизведён исполнителем с
глубоким пониманием человеческой психологии.Уже в 21 веке обозреватель киновед
журнала "Сеанс" Никита Елисеев писал,что Тень созданная на экране Далем,
является самым убедительным образом сотрудников тайной полиции во всей истории
советского кино.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
07.03.2023
Свидетельство о публикации №223030701335