Среди чеченских фамилий имеются монгольские

СРЕДИ ЧЕЧЕНСКИХ ФАМИЛИЙ ИМЕЮТСЯ МОНГОЛЬСКИЕ

Когда нам одна бурятская журналистка как-то сказала, что среди фамилий боевиков прежнего режима в Чечне то и дело мелькают бурятские (т.е. монг.) фамилии,хотя они чеченцы, то мы со своей стороны не придали этому значения, пока сами не столкнулись с этим фактом. Да, многие чеченские фамилии немусульманского типа, фиксируемые на территории Чечни легко этимологизируются с монг. языков. Мы, однако,не станем конкретизировать чьи именно, дабы не привлекать к себе повышенного внимания, так как они касаются в том числе первых лиц.

Вся горско-дагестанская и горско-чеченская родо-племенная структура реально копирует монгольские родоплеменные организации. Как нохчи, так и солчи присуще понятие "народ-войско" (bo), отсутствующее в языках всех дагестанских народов, за исключением даргинцев (хIуреба). Понятие "народа-войска" существует на территории Ичкерии, Ауара и аварских конфедератов, Дарго. Не более того. Этот факт не следует упускать из внимания, так как в Чечне и Дагhестане можно разглядеть зоны,анклавы как условного сгущения, накопления парамонгольских элементов, характеристик и явлений, так и их разряжения, размывания.

Мы предпологаем следующие этапы условной "монголизации" Сев.-Вост. Кавказа: 1. Сяньбийцы (серби) античных источников от отрогов кавк. гор, до реки Волги; 2. Хоны армянских авторов; 3. Христианско-языческий симбиоз с попытками христиан закрепить своё влияние в горном Дагестане и Ичкерии сплошной полосой с востока на запад, начиная от Кайтага. Эта группа должна была выступать как отдельный клан и собирать вокруг себя не только реальную родню, но и так называемых "названных братьев".

Качественная и сравнительно легко выявляемая монг. лексика Сев.-Вост. Кавказа, на наш взгляд, должна принадлежать общему языку, носители которого исчезли (были истреблены, покинули прежние места проживания, ассимилировались и т.п.), всё же из того, что требует нелёгкого и тщательного отбора и перепроверок можно соотнести с местечковой диалектной речью этого общего языка. По крайней мере, одна категория лексики явно монгольская и относительно легко распознаётся именно как монгольская, другая же требует намного больше внимания и времени. Кроме того, в нахско-дагестанских языках отсутствуют монг. "море" и "луна", а в обозначении "гор" и "холмов" заметно иранское влияние, а вовсе не монгольское.

Горный Дагhестан (Таг/
Сол) и Ичкерия (Ичгер Улс) никак не могли представлять собой сообщества, запертые в горах, вокруг которых развивались исторические события без их участия. Этот взгляд на прошлое народов Сев.-Вост. Кавказа не соответствует действительности.


Рецензии