Марк Аврелий с цитатами и комментариями

Изо: завод - солдат прицелился



Марк Аврелий

 "К себе самому":
Он всегда казался мне настоящим мудрецом христианского типа, моралистом, но - он был типичнейшим цезарем! Всё время воевал! При нем христиан преследовали! (Пусть и не по его инициативе) Ещё и имел невыразительную внешность! И в быту поведением особым не отличался... Хотя я ведь сам такой же?! Я исполнительный - несмотря на всю независимость своей философии. Я вижу, что я - первая ласточка, не делающая погоды и потому подчиняюсь погоде текущей...

Он полон благих намерений, но врагов полно, и они с лёгкостью их разрушают... Он явно по полной программе стремился к праведности - но как Давид, конечно же, не достиг ее...

Вообще: чем больше ты используешь слова, пытаясь помочь себе, сделать себя лучше и сильнее, тем трагичнее, безнадежнее твоя ситуация?! Лучше иметь одно правило и постоянно его выполнять, чем иметь сто, но постоянно их забывать, а исполнять лишь изредка и случайно...

И всё же уровень его благих намерений необычайно высок - и я не слышал, чтобы он в них разочаровался...

Уже чувствуется в нем средневековье, монахи? Значит, дело не в христианстве, раз и без него чувак зациклился на спасении души? Ведь он наверняка не был одиночкой и новатором - у него и отец был праведник (Антонин благочестивый) и учителя... Кстати, оказывается, в лучший период императорского Рима власть передавалась не кровной родне - усыновлялся самый достойный! Пять раз такое случилось и всякий раз выбор был удачен, но как раз Марк Аврелий передал власть родному сыну, Коммоду - и он оказался исключительной тварью, каким-то извращенцем-гладиатором, началась смута... Как мог быть такой сын у праведника?! Как мог разумник допустить, чтобы власть оказалась в руках такого человека?! Правда, Марк Аврелий умер внезапно - то ли от чумы, то ли с помощью своего сына... И ведь не только Коммод был извращенцем - соправитель Марка Аврелия был не лучше, а это уже тенденция...

Или можно посмотреть с другой стороны: Рим процветал - это способствует гуманности и смягчению нравов! Начинается подобие социализма, растет либерализм, заводятся философы (по образцу греческих). И даже начинается реакция, протест против роскоши, аскетизм отдельных товарищей...

"Марк Аврелий желал прекратить отвратительные зрелища, зрелища, который превращали амфитеатры в истинные места ужаса для каждого, не утратившего нравственное чувство. Ему это, однако, не удалось; эти гнусные представления стали частью народной жизни. Когда он вооружил гладиаторов для отправления их на великую германскую войну, это почти вызвало возмущение. Толпа кричала: «Он хочет лишить нас удовольствий, чтобы заставить нас философствовать» - Ренан.

Оказывается, при нем философы заполонили Рим на манер попов! Причем, вели себя ничуть не лучше... Это было промежуточное время: старые юпитеры и зевсы уже упали, а христиане ещё не поднялись...

Христиан он не любил как фанатиков, чуждых разума - как любой философ не любит попов... У Ренана очень хорошо всё описано : "христианство не просто требовало свободы культов: всем культам, которые сами были терпимы к другим, жилось очень свободно в империи; причина же исключительного положения христианства и, ранее его, иудаизма, заключалась в их нетерпимости. Свобода мысли была абсолютна. От Нерона до Константина ни один мыслитель, ни один ученый не подвергался стеснениям в своей работе". "Положение христиан можно сравнить с положением протестантского миссионера в каком-нибудь глубоко-католическом испанском городе, который бы стал проповедовать против святых, Богоматери и процессий. Наиболее прискорбные эпизоды гонений при Марке Аврелии были вызваны народной ненавистью. При каждой голодовке, при каждом наводнении, при каждой эпидемии раздавался мрачный угрожающий крик: «Христиан льву!» "

П.С.2:
„Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла.»“ - "император, начинай каждый день с корыта с помоями". Да-а, демократия тогда цвела и пахла, могли и императору за шиворот насрать. Был терпилой или мудрым и кротким? Империя дебилов с терпилой во главе... (Я раньше почему-то думал, что это поздний Рим, но это "золотой век ", вторая половина 2-го века нашей эры и конец не Рима, а лишь эпохи "пяти хороших императоров"... )

„Если бы ты видел, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы добиваться одобрения и похвалы людей.“ - корысть и тщеславие людишек императору виднее? Вполне возможно. Многие интриги он мог знать лучше всех...

„Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых.“ - обладал империей, но счастлив был лишь по причине обладания душой! Человек и не может ничем обладать по настоящему, кроме собственной души. Даже собственной женой - уже меньше и с проблемами... Хотя он, конечно, был слишком флегматичным. Просто шестеренкой в государственном механизме, пусть и важной. Служил, а не жил. Рим, типа, стоил того, чтобы ему служили - приходилось согласиться (хотя и хотелось служить лишь одной собственной душе)

„Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо – вот чего ты должен желать.“ - сам  себя уговаривает и воспитывает. Хватит, мол, книжки то читать, то писать и мечтать... Хотя даже похвалить некому (что же там за нравы были?!)

„Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить…“ - опять, наверное, жизнь души имел в виду... Как души-то в благополучных обстоятельствах у некоторых выросли - как большие торбы стали, мешали работать, функционировать, быть как все...

„Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления.“ - ладно, он-то был при завидной должности, ее не бросишь - но полно, наверное, было аристократов, которые не служили и только философствовали и писали стихи?! Или все спились и поистаскались с бабами? Может, Аврелию ещё повезло, что ему пришлось держать себя в руках, раз того требовали дела и общественное представительство. Да и писанина его продвигалась и печаталась гораздо лучше (правда, уже только после его смерти! Сам он не спешил знакомить подданных со своей крамолой!) - а потом и сохранялась усерднее... Лучше мечтать о счастливой жизни, а не пытаться ее воплотить. Хотя сам он, вполне возможно, имел счастливый, безмятежный характер. Такие люди хоть в императорах, хоть в рабах чувствуют себя одинаково; тяготятся и тем и другим состоянием, но если есть возможность помечтать, почитать, позаниматься любимым хобби, то и ладно... Счастье виднее на фоне несчастья - убери несчастье, может, и счастье исчезнет...

„Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться.“ - у всех добрые побуждения обнаруживал... Такой бы Иисуса не распял. (Да и Пилат не хотел, но евреи заставили)

„Проблема в том, что, не рискуя, мы рискуем в сто раз больше.“ - а это цитата не флегматика. Наверняка у кого-то услышал. Типа, хватит уже быть добреньким и ни мычать, ни телиться...

„Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чём помнят.“ - прямо как Соломон. Читал он про "суету сует"? Вряд ли. (А Евангелия?!) Он знал все механизмы славы, т.е. раскрутки, какая это на самом деле суета... Тупая толпа неизбежно схлынет, пойдет на мясо - а вместе с ней схлынут и те, кого она сама прославила или кого ей подсунули в качестве кумиров...

„Ни с кем не случается ничего такого, что не в силах было бы вынести.“ - ничего подобного, бывает и иначе - и люди нередко с горя сходят с ума. И вешаются они тоже от невыносимости... Я сам не раз был на пределе, чувствовал невыносимость...

„Остановимся на красоте жизни. Наблюдай за звездами и увидишь, как ты бежишь с ними.“ - ещё один поэт (Швейцер был предыдущим)

„Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты.“ - тянулся к лучшему (говорят, даже прощал врагов, субсидировал сирот и прочее...  Хотя это всё нетрудные дела... А воевал не по своей инициативе - как раз в то время "варвары" резко усилились - и они могли покончить с Римом не в 5 веке, а во 2-м. Тем более, что ещё в Риме прописалась вечная чума...)

„Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.“  - как мало он пишет о текущих событиях - а ведь только они и должны были занимать, ведь это сфера его управления. Нет, все мысли о собственной гармонии. Это напоминает Николая Второго - революция на дворе, а он ворон в парке считает. Заведённый механизм своих государств изменить они и не пытались. Может, и негодяя Коммода назначил преемником из равнодушия и пофигизма... Пытались справиться хотя бы с собой - но "у имеющего мало отнимется и то, что имеет". Т.е. он всё же был несильным, средним человеком и его никто не боялся... Налаженный механизм мог более или менее функционировать и без него... Он старался хотя бы совсем слабым не стать? И, получается, ничто в Риме ему не нравилось, ничто не увлекало? Ни гладиаторы, ни христиане, ни местные боги, ни пиры, ни войны... Странный человек из вакуума, а не из кипящего котла, каковым является любая власть. Он слишком привык быть начальником; власть ему досталась без малейшей борьбы... (Попытался понять Коммода, но он ещё страннее, какой-то фантастический дурак, гладиатор, развратник и убийца - и явно не сын Аврелия, жена-то ****овала - но Аврелий и её прощал! Просто помешан был на всепрощении... Или и это равнодушие?)

„Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться.“ - хотелось бы подробностей, какого размера и характера были эти "добрые дела"...

"первое — это то, что вещи не затрагивают души, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе — это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем — постоянно думай об этом. Мир — изменение, жизнь — восприятие.“ - настоящий философ (ненастоящий правитель!) Кстати, и поэтом он был бы настоящим... Люди просто не дают себе волю, а то  поэтов и философов было бы миллионы...

„Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.“ - да, ему наплевать на других, просто не хотелось пачкаться, расстраиваться...

„Любить тех, кто ошибается и заблуждается,- особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди - твои братья. Что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле.“ - нет, не совсем равнодушие, тут немного другой вариант: ты - говно и я - говно и я не могу тебя обвинять, потому что такой же. (Когда считаешь других такими же, как сам, то зачем ими интересоваться? Достаточно себя. Поэтому равнодушие всё же имеется...)

„Кто бы что ни делал и ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком.“ - другая сторона: " по хрену на всех, лишь бы я чувствовал себя хорошо". Если бы он действительно хотел быть хорошим человеком, он бы им и стал - а он всё же был средним, обычным, плывущим по течению (хорошо, исправно плывущим по течению!) - но внутри независимым, имевшим свой заветный уголок и оттого написавшим все эти уникальные благонамеренные  тексты  (уникальные, но всё равно они на порядок слабее кипящих посланий апостола Павла)

Кстати, мало пишут о том, что Аврелий просто подражал своему предшественнику, названному отцу императору Антонину Благочестивому, которому он был очень многим обязан - тот тоже был крайне мирным и спокойным человеком... (И, кстати, есть мнение, что оборзение "варваров" связано именно с этим - перестали бояться, заподозрили слабость. Т.е. всё-таки нельзя просто мирно и спокойно жить - если не приобретаешь, не прогрессируешь, то теряешь и деградируешь)

„Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься ещё к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды?“ - опять: важно знать, что за "добро"  имеется в виду (порадел родному человечку?!) Нет, я не сомневаюсь, что это было именно "добро", но, боюсь, оно было маленьким и для императора ничего не стоящим. Иначе бы начался аврал и весь народ бы сбежался на дармовщину, на  раздачу - и слава народная была соответствующая (а у него всё же была слава не добряка, а "философа на троне")

„Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него.“ - всё же, упорно хочет быть добрым. Или хотя бы не злым. А что не быть в благополучные времена? Все добреют... Хотя у него были сплошные войны и чума - как он не ожесточился? Давид, например,  сразу начинал стонать и скорбеть и молиться в такой ситуации. Этот стоицизм превращает людей в исполнительных роботов...

„Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть нижней.“ - сам себе и помоги двумя руками, ногами, челюстями. Сам себе друг - сам с собой здороваюсь, сам с собой беседую. Мне, по крайней мере, на чью-то помощь рассчитывать точно не приходится... И всем известно, что лучше (и дешевле) купить услугу, чем просить о ней или  одалживаться... (если, конечно, ты не мастер-прохиндей)

„Не живи так, точно тебе предстоит ещё десять тысяч лет жизни. Уже близок час. Пока живёшь, пока есть возможность, старайся стать достойным.“ - отличные благие намерения, но вряд ли много получилось. И недостойный преемник - это и его недостоинство. И в христианстве он всё-таки не разобрался, увидел только фанатиков... Нам просто очень трудно понять, что делает нас "достойными " , т.е. стОящими. Конечно, многие хотят стоить много (хотя бы в своих глазах)

«Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого и наоборот» - да, без этой связи человеческое станет ничтожным, а божественное бесчеловечным...

«Важны три отношения: к облегающему тебя телу, к божественной причине, источнику всего случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобою людям». - прямо-таки, троицу правильно понимал...

„Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли.“ - я вот тоже не принимаю театральные позы и так далее, но, тем не менее, у меня остаётся других недостатков десятки. И заколеблешься каждый из 10 тысяч дней жить как последний (но он, конечно, писал это в военном походе, где всегда могут убить)

„В морозную новогоднюю ночь страшен не холод, а отсутствие человеческого тепла.“ - они там все или ****овали или были как мраморные статуи. Даже имена у всех были какие-то неживые, да ещё и целыми гроздьями...

«Никогда не считай полезным для себя то, что когда-либо побудит тебя преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками». - наверное, это был его протест против вечного римского ****ства, против жены-по****ушки. Это была его месть! И Коммода он им поставил, как того правителя, которого они заслужили... И не учил он никого, не издавал свои записи, потому что это бесполезно и всё равно, что метать бисер перед свиньями...

„Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьёзность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхности, свободу от ложного великодушия.“ - иногда проявишь, а иногда и нет. От настроения зависит. И всегда о десятках достоинств вовсе забудешь, и, например, искренним будешь лишь в собственных глазах...

„Совокупление — трение внутренностей и выделение слизи с каким-то содроганием.“ - даже на оргазмы ему было наплевать (про любовь не написал ни разу? Но опять же, в походах не до этого совсем - задрыгнешь, извазюкаешься и член станет совсем маленьким)

Если человек даёт себе множество "добрых" советов, значит ему не хватает добра - и это хорошо - но он ещё только стремится к нему...

Ладно, хватит с него, утомился...

















 


Рецензии