Прогулка заключённого
Обедая, открыл я вчерашнюю газету. На первой полосе с удивлением прочёл, что с сегодняшнего дня в Музее изобразительных искусств имени Грекова открывается выставка художников девятнадцатого века. Среди представленных полотен было несколько картин великого французского художника голландского происхождения Винсента Ван Гога. Далее сказано, что выставка работает всего неделю.
-Наконец-то я увижу подлинники Ван Гога. Сколько раз слышал об этом художнике, но его полотна видел только в репродукциях, - подумал я, закончив еду.
До открытия выставки ещё оставалось полчаса, но я уже неторопливо прохаживался возле заветного здания. И вот, наконец, двери музея открыла седая благообразная старушенция, и я устремился вместе со всеми в зал.
Только-только остановился возле картины «Прогулка заключённых» Винсента Ван Гога, как почти сразу ко мне подошёл небольшого роста мужчина в измазанной робе, огненно рыжий, и произнёс:
-Вам нравится эта работа?
-О. да, несомненно, это – шедевр, но слишком мрачный. Я хотел развить эту тему: сказать, что данная картина является не самостоятельным произведением великого художника, а фантазией на тему одноимённой гравюры другого художника Густава Доре, но у незнакомца, вероятно, закружилась голова, и он, падая, толкнул меня прямо на полотно. Я провалился.
-Вставай, каналья, раздался сердитый голос. Я быстро вскочил и огляделся. Вокруг стояли оборванные, заросшие люди и сдержанно хихикали, показывая на меня пальцами. Вдруг подбежал ко мне какой-то опрятный человечек в чёрном мундире:
-Почему не в строю? Кто такой?
-Это – новенький, - сдержанно произнёс уже знакомый мне рыжий, - он пришёл на вернисаж на нас посмотреть, и вот он здесь.
-Немедленно в круг. Скоро конец прогулки, канальи, и за работу. Это вам не Булонский лес и не Монпарнас. Труд – это двигатель прогресса. А ты что стоишь, как приклеенный, особое приглашение надо? Быстро!
-Как вы смеете так со мной разговаривать, - возмущённо заговорил я, - попрошу повежливее.
-Ты ещё разговаривать смеешь, собака! – закричал незнакомец и ударил меня кнутом по плечу.
-Это неслыханно! Я буду жаловаться! Объясните, что здесь происходит или отведите меня к самому главному.
-Вот тебе мои объяснения! – заорал надзиратель и стал, остервенело бить кнутом. Я бросился бежать. Это, конечно, было ошибкой, надзиратели быстро догнали меня и, несмотря на моё сопротивление, сразу втолкнули в круг, впереди рыжего. Процессия тронулась в путь. В это время раздался колокольный звон, и появился начальник тюрьмы, огромный и жирный мужик. Когда колокол утих, начальник поднял руку и заговорил:
-Внимание! Слушайте все! Сейчас вам выдадут лопаты. Один из вас будет неподалёку рыть канаву, в другой – тут же её засыпать. Трудиться надо честно, с энтузиазмом. Всех лентяев оставим без еды. Принесите инструменты.
Я оказался в паре с рыжим. Пока несли лопаты, мы познакомились. Он назвался Винсентом, волновался за своего брата, который остался на свободе, и очень скучал по своим родным и воле. Честно говоря, я сразу узнал Винсента, но мысль, что я буду рядом с великим художником, конечно, не приходила в голову. Мы перебросились несколькими словами, прекрасно понимая друг друга. Это было чрезвычайно удивительно, так как я не знал французского, а Винсент – русского языка. Я хотел о многом его спросить, но вскоре принесли инструменты и я не успел.
-Внимание! – раздался голос начальника, - получившие инвентарь, ко мне.
Мы с Винсентом оказались проворней всех.
-Значит так, повторяю задачу, - почему-то заблеял начальник, в добросовестном соревновании вам надлежит вырыть яму в определённом месте и тут же зарыть её. Задача ясна? Вопросы есть, вопросов нет! Приступайте!
-Как же таким инвентарём работать? Тупой и хлипкий, - спросил худенький мужичок справа от меня.
-Кто это сказал? – заорал главный тюремщик, - взять его! Расталкивая толпу, подбежали два дюжих надзирателя, схватили мужика и куда-то быстро увели.
-Ещё вопросы есть? – осведомился начальник, приступайте и поживей, не злите меня.
-Надо бежать, Винсент, - зашептал я, - это же настоящее рабство и беззаконие.
-Да, не говори. Тебе - то просто, раз и вытолкну из картины, а я? Если б знал, что дело так обернётся, не толкал бы, веришь мне?
-Конечно, -заверил я художника, но в это время к нам подскочил один из надзирателей и закричал:
-Ясно сказано, приступайте!
Тяжёлая плеть вновь опустилась на моё бедное плечо. Мы побежали к месту работы. Винсент, поравнявшись со мной, зашептал:
-Друг, прости ещё раз меня, за всё!
-Ну, что ты, ладно, забыли, - ответил я. Добежав до определённого места, не могу сказать до какого: край стены, что ли, Винсент хотел толкнуть меня, но я его опередил, и художник вывалился из картины.
-Отлично! – закричал я. В это время подбежали надсмотрщики и стали избивать меня…
Очнулся я дома. Выздоровел только через месяц. Жена рассказала, что принёс меня какой-то рыжий мужик, в запачканной робе и, положив на кровать, ушёл, не сказав ни слова.
-А выставка уже закрыта? – волнуясь, спросил я.
-Конечно, полмесяца назад. Представляешь, один маньяк, рыжий, пытался уничтожить лучшую картину вернисажа «Прогулка заключённых» Ван Гога. Его вовремя задержали. А он вскоре исчез, как будто растворился в воздухе. А тебя кто избил, милый?
Я ничего не ответил. Да и что я мог рассказать?
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №223030701830
Читая вашу статью, я ожидал что-то вроде рецензии на картину в стиле художественной критики. Спасибо Вам за то, что открыли мне другую крайность восприятия произведения искусства, о которой я не знал, но теперь понимаю, что в нее проваливаются многие, мимолетно конечно, без этих избиений, а потом как ни в чем не бывало переходят к следующей картине. Пережив свое приключение, они естественно не могут о ней ничего сказать, так что это впадение в забытье вашего героя тоже соответствует действительности. Мне кажется, что вторая крайности, когда рассматривают предмет живописи, характерна для людей с писательскими мозгами, они все хотят беллетризировать. Первая же крайность характерна для, так сказать, обычных зрителей, которые смотрят на картину как на фотографию и в упор не видят "рыжего", даже не представляют себе, что он сейчас стоит у них за спиной.
У меня к Вам вопрос: а что действительно "рыжему" надо от тебя, когда ты смотришь его работу?
С уважением, МА
Майкл Андреев 28.10.2023 20:59 Заявить о нарушении
Что касается Вашего вопроса, то я, прочитав биографию Винсента, почти сразу написал эту новеллу. При жизни Ван Гогу очень не хватало внимания к его творчеству и понимание цели и задачи художника. Я хотел попытаться решить эту задачу, а вот удалось это мне или нет - решать читателю, в том числе и Вам.
С уважением:
Никодим Магов Второй 03.11.2023 16:56 Заявить о нарушении