Над небом голубым

За год, прошедший с начала спецоперации на Украине, многие деятели отечественной культуры, как правило, с приставкой «поп-», покинули Россию и с разной долей активности противостоят той борьбе что ведёт их Родина (если, конечно, таковое понятие для них существует).

Казалось бы, Бог с ними, с предателями! Не осквернимся повторением их имён, долженствующих быть преданным забвению.  Но, среди уехавших есть имя, не позволяющее нам просто отмахнуться, или же ярлык приляпать. Это Борис Гребенщиков, или БГ, для нас, представителей поколения восьмидесятых, просто Гребень.

Поколение поколению рознь. И среди ровесников всякие людишки водились. Но, в нашем окружении, Гребенщиков был знаковой фигурой. Своего рода аналогом кода «свой – чужой».

Слушаешь Гребня – значит свой ты чувак. За жизнь с тобой интересно поговорить и пивка попить разливного на остывающем вечернем пляже. На одной красотке я чуть не женился, только за то, что она «Аквариум» любила, и фенечки красивые носила на тонких руках и в длинных, по моде Западного побережья, волосах.
 
С лучшими друзьями своими, что на всю жизнь, сошлись мы на любви к группе «Аквариум», в том числе.

Восьмидесятые годы –  эпоха расцвета русского рока. Словно сверхновые звёзды на очищающемся ветром перемен небосклоне вспыхивали яркие группы: «ДДТ», «Кино» «Алиса», «Наутилус Помпилиус», «Бригада С», и ещё многие – многие – многие, обрастающие постоянно множащимися армиями поклонников.

Нас же привлекал вечно обновляющийся «Аквариум». Налётом тайны, необычной музыкой, эклектичной, пытающейся объять необъятное, и в то время узнаваемой, в первою очередь благодаря возвышенному, слегка блеющему вокалу Бориса Гребенщикова.

У советской и постсоветской молодёжи, из всех увлечений, музыка располагалась на первом месте! Самые интимные моменты - это, в отсутствии дома родителей, завалиться на кровать, - нет, не с подружкой, - а с музыкой любимой группы, заливающей из стереосистемы твою комнату-клетку до предела.

Соседи наши, на несколько этажей вниз и вверх, слушали только хорошую музыку! 

Засыпали мы почти всегда в наушниках. В них очень часто блеял просветлённые куплеты неувядающий Борис Борисыч.

 Мы душами совместно воспаряли!

Нас тогда переполняли разные вещи. Вопросы жизни и смерти, их смысла, что привело в итоге к поиску Бога. У лидера «Аквариума», как ни у кого из русских музыкантов, было много песен на эту тему. Всё больше находили мы созвучий нашим интересам в творчестве Гребенщикова. Такие приятные совпадения на жизненном пути.

Но, годы шли. Мы все менялись вместе со страною. Уже не музыка занимала умы в первую очередь. Хотя на концерты Гребенщикова мы по-прежнему ходили, когда он приезжал с гастролями в наш город.

В какой-то момент начали возникать вопросы. А что это он выступает во дни Великого поста? Народ смущает православный! А что это за постоянные заигрывания с буддизмом, даосизмом, модернизированным индуизмом, с основателем которого Сатьей Бабой Гребенщиков общался настолько тесно, что многие его поклонники сетовали: «Нас на Бабу променял!». Но занимали эти вопросы не особо сильно, так по случаю какому-нибудь информационному. Право, жизнь ставила задачки поважнее.
И вот, гром грянул! С лиц послетали маски. И как обидно было нам узнать, что Борис Гребенщиков даёт концерты за границей в помощь Украине и осуждает борьбу своей Родины за право быть самостоятельной и независимой державой! Борьбу, которую ведёт его народ, на исконно своей земле, с одураченными, и ум, да и себя потерявшими родственниками.

Что же случилось с ним?

 Или ничего не случалось – мы просто плохо его знали?

Давайте разбираться!

Тут мы припомнили, что нас издавна волновала раздвоенность во взглядах БГ. С одой стороны он позиционировал себя, как православный христианин. С другой, как не христианин. А как буддист, для которого личного Бога не существует, но грёзы всё. Или индуист, что означает язычник. Или воспевает Джа ямайского, склоняющего к потреблению сенсимильи. Обкурись, да просветлишься!  Эта разветвлённость беспокоила очень многих его почитателей. И сбивала с пути истинного немало по нему идущих. Своими размытыми формулировками и мутными художественными образами Гребенщиков заморочил немало своих поклонников.

(Сейчас будет трудный отрывок: напрягитесь!)

 При внимательном рассмотрении творчества и социального поведения БГ мы нашли, что он переносит свойственный индийским религиям инклюзивизм на православную почву. Это кардинально меняет исходные догматические установки в его сознании. И приводит, в конце концов, к логичной апостасии.

Возьмём песню «Город золотой», визитную карточку Гребенщикова, хотя ни слов, ни музыки для неё он не сочинил.

История этой песни весьма занимательна.
 Как-то молодой Борис посетил ленинградский театр и там в спектакле прозвучала песня, про которую он говорил, что ничего лучшего, никогда на русском языке не слышал. В перерыве уже, и после спектакля он пытался узнать у тамошних театралов, что это за песня, кто написал её? Но, никакого вразумительного ответа ни у кого не получил. Тогда раздобыв у актёров – режиссёров текст и музыку, - известную в то время советской молодёжи меньше, даже, чем произведения Марка Болана, Боба Дилана, Джима Моррисона и прочих «фирмачей», чьими цитатами питалось творчество восходящей звезды отечественного рока, - включил песню в репертуар группы «Аквариум».
 С автором стихов Анри Волохонским Гребенщиков так и не встретился. Зато с первым исполнителем песни Хвостенко свиделся в Париже.
 Хвостенко не стал возражать на исполнение Гребенщиковым песни, соавтором которой он являлся. Хотя они проспорили всю ночь над фундаментальным искажением смысла песни, которую допустил БГ.
Казалось бы, Гребенщиков изменил одно лишь слово в песне. Да и не слово даже в самостоятельном смысле, а предлог всего-то. Вместо «над», поставил «под». Однако эта перестановка поменяла весь смысл песни, её направленность. Поиск Золотого города и возможность стать его жителем, становится возможной, в интерпретации Гребенщикова, не за пределами этой временной жизни, а здесь в этом падшем, идущем навстречу своей погибели, мире.

Гребенщиков огласил, таким образом, вектор своих устремлений: совершенствуйся, чтобы лучше устроиться в этом мире!

Один мой друг, профессиональный финансист, такой же по молодости поклонник творчества БГ, предложил мне такую версию его предательства.
 Деньги в зарубежных банках! Валютные счета. Вот причина. На тех, кто поддерживает СВО на Западе могут наложить санкции, т.е. зажать их денежки.  Тех, кто против Операции не трогают. А тех, кто выступает в поддержку Украины и западных ценностей, ещё и поощряют! Есть на что развернуться гражданину мира!
Я пытался было возразить, что Гребенщиков, мол, не такой. Не может автор возвышенных песен, скатиться в пошлую банальность! Но, друг мой только рассмеялся на это, покрывая очередным слоем виски не успевающий таять лёд.

- Взгляни, - сказал мне умный друг, - на его график выступлений. Ведь это же сплошной «чёс»! Плюс ещё в подземных переходах выступает и на станциях метро во дни концертов. Там тоже собирает полный кофр!

- Так значит востребован! Народ не будет платить за то, что не нравится, - пытался оправдать я «бедного» БГ.

- Об этом спору нет! Но ты зайди на сайт Гребенщикова, - я тут недавно поинтересовался, - организатор его концертов, человек по фамилии Левин. А у каждого Левина, - поверь мне, - есть знакомый Коган. Дядя Когана – Лебовски, живёт в Америке и работает в дочерней фирме своего троюродного дедушки Вайнберга.  Улавливаешь логику, историк? А она в том, что честно заработанные Гребенщиковым на сцене и переходах метро деньги удачно вкладываются в ценные бумаги и работают, работают! Гремят мажорные аккорды! Что в общем хорошо для всех! Для Гребенщикова, для Левина, Лебовски и иже с ними. Но, времена меняются, как пел Боб. Тот, настоящий Боб, который Дилан! И встал вопрос ребром! Если ты за интересы России – останешься без денег. Счета твои арестуют, или заморозят! Отнимут в общем бабки! Ежели топишь против России, то всё остаётся, как есть! Железная рука «свободного мира» держит Бориса Борисовича за финансовые яйца! Как бы не заблеять тут фальцетом?! Это я тебе предлагаю главную причину его отпадения, так сказать базис. А остальное уже по твоей части. Нарой там, по своему обыкновению!

Ну и нарыл я, до кучи, вот что.

Гребенщикова пугает сильная государственная власть.
Проведя молодость в Советском Союзе, с его удушающей идеологией, БГ страшится всякого усиления государства. В его душе гнездятся страхи, записанные на подкорку комсомольского мозга.
 Находя отрицательные примеры в деятельности властных органов, - а их, сами знаете, немало, - он не хочет, или боится увидеть, что «сильная рука» может быть благотворна не только для государства, но и для его граждан, без ущемления их свобод.
 По этой причине он опасается православия, как государственной религии России. Я уже не говорю про ислам, или иудаизм, которые неразрывно связаны с государственной политикой.  Для Гребенщикова всё государственное – это посягающее на личную свободу.

Кроме того, Гребенщиков боится, что если он не будет публично выступать против России, то в миг станет чужим на Западе. В той же Англии, где он большую часть времени проживает. Или в Америке, где даёт долларовые концерты перед эмигрантами.

Гребенщиков хочет быть гражданином мира. Скользить по миру, радуясь движению. Пока мы тут застряли на Донбассе.

Вот, что утверждает он в своих последних интервью:

- Те, кто поддерживает Россию в её борьбе – фашисты!

- У власти в России сумасшедшие и больные люди, которые от нечего делать развязали войну!

- Родины у него нет! Там, где он сам – там и родина!

То есть налицо тройное предательство: своего народа, своего государства и своей страны!

Что ж, гражданин Гребенщиков, скатертью вам дорога!
 Узкая тропа давно осталась за спиной. Впереди пространный путь с разверстыми вратами! Правильной дорогой катитесь, господин хороший! Со «всем цивилизованным миром».

Иди же …. С миром!

А мы будем выбираться своей колеёй!

 Пойдём к Золотому городу, не по ложному следу, а продираясь по завещанному нам от Бога, тернистому, полному опасностей пути!

  И всё же жаль! Будем надеяться, что спадут с глаз нашего пребывающего в "состоянии прелести" бедолаги искажающие реальность бесовские очки, и раскается беглый Бориска в неприглядных словах и делах своих!



Рецензии
Приди, приди, печальный Месяц, и освети сей бедный скит,
Миролюбивая не светит, и утомлённая не спит,
И лишь картина, сюреальность, уносит памятью в края,
Где убеждённость и астральность сходились в радость бытия,
Когда ещё те были живы, кто заходил за край Земли,
Когда ещё висели сливы и маки красные цвели.

На фоне этих суеверий летают чёрные грачи,
И достающий грач не верит, а безголосый грач кричит.
__________

Дмитрий Маштаков   22.12.2024 09:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.