Эссе. Чувство собственного достоинства. Часть 2

Самоуверенность и самовлюбленность появляются в человеке, как правило, в результате низкой психологической и духовной эрудиции, низкого уровня гармонии личности, низкого уровня мудрости, самодостаточности, конструктивности, созидательности, одухотворенности. Все выше перечисленные моменты у интеллигента представлены достаточно существенно. И поэтому все они служат очень существенной профилактикой возникновения и развития самоуверенности и самовлюбленности. Кроме этого, интеллигент ведет постоянный и жесткий самоконтроль. Что позволяет ему регулярно отсекать от себя массу мыслей и эмоций с той или иной степенью деструктивности и дисгармоничности. Иначе говоря, он прекрасно представляет себе то, сколько мусора приходит к нему. Другой вопрос, что с годами работы над собой банального и примитивного мусора приходит к нему все меньше и меньше. Всякая дрянь вносится в его сознание со стороны все реже и реже. Но уровень её концентрации и злокачественности, коварства и изощренности может существенно возрастать.

Интеллигент понимает то, что самоуверенность и самовлюбленность – это верный путь к гордыне. А развитая самокритичность в сочетании с обостренным чувством долга и ответственности перед собой и перед Высшими силами не позволяют ему забыть о том, как много работы по самовоспитанию и самосовершенствованию предстоит еще сделать. Он особо четко понимает то, как далеки от совершенства все его достоинства и добродетели, способности и таланты. Не говоря уже о том, что осознание самого себя в роли посланника Высших сил накладывает такие колоссальные обязанности на интеллигента, что тут уж не до самоуверенности. Тут уж хорошо бы оказаться достаточно достойным благосклонности Высших сил.

Интеллигент относится к своей интеллигентности диалектически. С одной стороны, он понимает величину значительной дистанции между качественным уровнем его личности и уровнем личности обычного человека. А, с другой стороны, он столь же отчетливо осознает тот момент, что даже если он проживет максимально интенсивно и насыщенно, сознательно и полноценно еще десять жизней по сто лет каждая, то в результате степень реального совершенства его личности будет, по большому счету, столь же далеко от идеального варианта, как и в настоящий момент времени. И потом, истинный интеллигент четко понимает тот момент, что большой комплект редких достоинств и добродетелей, который ему достался, - это не есть его личная заслуга, а лишь аванс со стороны Высших сил. Который необходимо интенсивно и добросовестно отрабатывать всю оставшуюся жизнь. Это, по большому счету, не привилегия, а большая дополнительная многогранная и изощренная ответственность перед Высшими силами за полноценное исполнение своей персональной особой миссии на Земле в качестве их посланника.

И, как бы сильно не был одарен конкретный интеллигент, он осознает то, что он не эксклюзивен (хотя очень многим обычным людям в это очень хочется верить) в силу того, что в мире есть еще определенное количество людей, имеющих, как минимум, ничуть не меньший уровень одаренности. И, как максимум, уровень гораздо больший. Ибо, и применительно к нему лично, и к другим интеллигентам на то имеется принципиальная воля Высших сил, совершенно не зависящая от воли и желания того или иного человека, не зависимо от того, что он думает о себе. И это наводит интеллигента на ясную и конкретную мысль о том, что применительно к самому себе, в своем внутреннем мире, он должен проявлять принципиальную скромность, не впадая в чрезмерную самоуверенность и самовлюбленность, своего рода житейскую манию величия. Это, безусловно, отнюдь не означает того, что интеллигент не понимает истинной ценности задатков достоинств и добродетелей, что получил при своем рождении. Или склонен сознательно их обесценивать в угоду широкой публике или тем своим близким, которые не являются интеллигентами. Да и вообще имеют об этом весьма смутное представление. Более того, интеллигент стремится всеми силами ума и души, духа и тела всю свою жизнь отстаивать истинные классические достоинства и добродетели. Но не в силу того, что многие из них принадлежат ему лично, а в силу того, что они имеют вечную ценность сами по себе в системе духовных ценностей человеческого бытия.

Скромность является один из элементов, входящих в состав комплекта свойств хорошего и достойного человека и комплекта свойств, входящих в понятие «смирение». О котором, в связи с его актуальностью и многогранностью, будет разговор отдельный.

Скромность не означает того, что ее обладатель не имеет четких и конкретных фундаментальных принципов и убеждений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Или того, что скромный человек сознательно отстраняется от отстаивания их в общении с окружающими. Или считает это отстаивание чем-то несущественным и второстепенным. Скромность необходима любому человеку, а интеллигенту вдвойне для проведения эффективного и полноценного процесса самовоспитания и самосовершенствования, для создания адекватной самооценки, для проведения постоянного и бдительного самоконтроля и самоанализа.

Интеллигент, имеющий, как правило, вполне конкретный уровень одухотворенности, понимает свою личную беззащитность перед темными силами, свою абсолютную несостоятельность перед ними. И поэтому старается рассчитывать на помощь светлых сил. Но не просто пассивно находиться в ожидании их помощи, а стараться оказаться достойным этой помощи. Он предельно скромно, это еще, мягко говоря, оценивает свои возможности в открытой борьбе с темными силами. А поэтому старается не питать особых иллюзий по этому поводу. Одновременно он осознает и тот момент, что для завоевания даже не обязательно большого, но даже некоторого расположения Высших сил к себе, он должен очень серьезно работать над собой, но повышать уровень гармонии не только своей личности, но и окружающего мира. И работать над собой не ради самого себя, а для того, чтобы иметь возможность максимально полноценно выполнять свою личную миссию на Земле. Конечно, это не исключает того, что вполне конкретные положительные результаты в работе над собой могут быть основанием для некоторого уважения и любви к самому себе. Хотя и в этом плане интеллигент проявляет скромность, не выпячивая своих даже самых больших и несомненных достоинств и добродетелей перед окружающими.

Скромность помогает любому человеку более адекватно воспринимать критику в свой адрес. Ибо, с одной стороны, абсолютное совершенство недостижимо в принципе. А, с другой стороны, каждый человек имеет право иметь свою собственную точку зрения по любому поводу. Как и право на иллюзию и ошибку, заблуждение и определенное несовершенство.

Интеллигент, как правило, в силу присутствия фундаментальной скромности и смирения, не страдает болезненной и обостренной амбицией. Что, однако, не исключает и даже предполагает присутствие развитого честолюбия. Скромность помогает человеку бороться со многими искушениями и соблазнами, например, не дает впасть в гордыню - источника самых больших и самых изощренных человеческих пороков.

Скромность помогает заниматься продуктивным и полноценным творчеством, не впадая в чрезмерные иллюзии и заблуждения относительно своей личной талантливости, как таковой, и относительно тех или иных конкретных результатов на определенном этапе творческой деятельности.

При этом скромность никак не влияет на то, что интеллигент (как и любой другой человек) может и должен давать принципиальную оценку творчества другого человека, особенно обладающего реальным талантом и элементами истинной гармонии личности. Другой вопрос, что отправной точкой для такого рода оценок должен быть не собственный талант в той или иной сфере деятельности, а критерии иерархии классических духовных ценностей. Не зависимо от того, присутствуют они в таланте конкретного интеллигента или нет. Объективность и бесстрастность превыше всего.

Правда, высказывание публичной оценки не должно превращаться в шоу, в спектакль по демонстрации своих особенных достоинств и добродетелей. Конечно, когда кто-то пытается выдать нечто откровенно деструктивное и дисгармоничное за эталон для общественного подражания, то в этих случаях есть реальная необходимость в принципиальной оценке реальной действительности. Но, по возможности, без перехода на личности. Если только, на самом деле, в ситуации нет сознательного и целенаправленного злого умысла со стороны человека (или группы людей), претендующего на обладание истиной в последней инстанции.

Скромность отнюдь не означает того, что ее обладатель может предполагать лишь относительную или частичную ценность явлений, относящихся к системе вечных духовных ценностей. Это находится за рамками его личности (да и любой другой). И по этому понятие скромность на них в принципе не может распространяться.
Как бы скромен не был человек (и, тем более, интеллигент), это не освобождает его от добросовестной защиты вечных ценностей. Другой вопрос, что многие люди вкладывают в это понятие свои личные, весьма искаженные и нередко извращенные субъективные представления, которые нередко не имеют ничего общего с реальной действительностью.

Скромность - это удел не слабых и закомплексованных людей, глупых и примитивных (хотя и им она не помешала бы), а умных и сильных, оригинальных и талантливых, имеющих свою личную особую персональную миссию на Земле. Скромность - это необходимый элемент гармонии личности и истинной одухотворенности. Скромность уберегает человека от публичной демонстрации процессов своего внутреннего мира, в том числе, даже самого факта присутствия самовоспитания и самосовершенствования, не говоря уже о конкретных вещах в реализации этих процессов, проблемных или успешных моментах.

Скромность не означает того, что конкретный человек не считает нужным уважать или любить себя. Она предполагает серьезную осмысленность. Вполне конкретный уровень объективности и бесстрастности в оценке своей личности, жизни и творчества (хотя последний момент, на самом деле, очень труден в своей практической реализации). Конкретные достоинства и добродетели из числа классических ценностей, постоянно проявляющиеся на конкретном качественном уровне в практической жизни (а не являющиеся лишь плодом фантазии и воображения, как конкретного человека, так и его окружения) не должны обесцениваться ни в себе, ни в других людях.

Другой момент заключается в том, что большинство людей, к сожалению, когда слышат слово достоинство или добродетель, автоматически предполагает не только сам факт присутствия этого качества, даже очень-очень редкого (один-пять процентов от всего общества), но и высокий уровень развития этого свойства именно у него. Что в девяносто процентов случаев принципиально не соответствует реальной действительности. Почти поголовное духовное и психологическое невежество, даже среди формальной интеллигенции, создает мощную и конкретную предпосылку для принципиально неадекватной самооценки. К присутствию искаженных и извращенных элементов мировоззрения у широких масс людей. Например, наличие и подсознательной, и сознательной потребности в чувстве собственной значимости для создания даже относительно благополучного психологического и психического здоровья порождает идею о том, что «я должен быть не хуже других, а потому я и есть ничем не хуже других». Следующий логический шаг возникает следующий: «раз я не хуже других, значит и другие ничем не лучше меня, поэтому уважать их хотя бы на один процент больше, чем самого себя, нет никакого смысла; как и относиться к их мыслям и чувствам с особенным вниманием, как и к их личности, жизни и творчеству; одним словом, мало-мальски существенно напрягаться и стараться по этому поводу». Вот такие интересные виражи часто возникают в головах людей. И, в первую очередь, относительно неглупых и неплохих.

И в результате часто возникает не просто несколько завышенная самооценка, а мощная гордыня, создающая принципиально искаженную систему восприятия и самого себя, и окружающих и всех важнейших жизненных явлений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. За что жизнь наказывает сурово и жестоко. Для интеллигента такой вариант развития событий исключен в принципе.
Одним из принципиальных отличий истинного интеллигента от мнимого является то, что в первом доминирует честолюбие, а во втором – банальное самолюбие. Для того, чтобы полнее понять, почему я делаю именно этот акцент в их отличии друг от друга, следует видимо более подробно, остановиться на основных отличиях этих двух качеств личности между собой.

Самолюбие – это повышенная чувствительность человека к любой критике или даже частичному неодобрению в его адрес со стороны кого-либо из окружающих. Собственно, очень часто именно это весьма распространенное, правильнее было бы даже сказать, что, в той или иной степени, присущее абсолютно всем, качество - самолюбие уводит человека, защищает и тщательно оберегает его самого даже от символических элементов самокритики. В некоторых (мягко говоря, некоторых) случаях даже от уколов собственной совести, этого внутреннего цензора. Предназначенного для непрерывного и серьезного контроля за степенью нравственности всех внутренних процессов, протекающих в уме и душе человека.

Даже если разложить слово самолюбие на логические составляющие, то выяснится, что оно означает любовь к самому себе. Но, только не правильную и адекватную любовь к себе, а просто очень большую любовь, не зависимо от количества и качества истинных классических достоинств и добродетелей, имеющихся у конкретного обладателя самолюбия. Гипертрофированное самолюбие называется амбицией и является явным и откровенным недостатком. Это с психологической точки зрения. А с духовной точки зрения – это уже большой и мощный порок, способствующий возникновению и стремительному развитию принципиально греховному состоянию – гордыне.

Как показывает жизнь и писания святых отцов, гордыня – это овладение человеком группой злых духов: спеси и чванства, равнодушия и пренебрежения к интересам окружающих, как минимум, а, как максимум, всех людей вообще. Это основа для язвительности и саркастичности, желчности и злословия, злопамятности и мстительности, злобности и стервозности, лживости и лицемерия, авантюризма и интриганства, прихотливости и привередливости, зависти и ревности, пошлости и цинизма, злокачественного скептицизма и нигилизма, эгоизма и высокомерия, карьеризма и легкомысленности, принципиальной лени ума и души, легкомысленности и безответственности, тщеславия и алчности, неблагодарности и неверности, своенравности и сумасбродства, демонстративности и стремления к бесконечным и бессмысленным спорам для эффектной подачи самого себя в глазах наиболее простых и доверчивых окружающих, нетерпеливости и нетерпимости, критиканства и банального рационализма, максимализма и категоричности, самоуверенности и самовлюбленности, чрезмерной обидчивости и вечной претензии на обладание истиной в последней инстанции всегда и во всем, жажды чисто внешней аристократичности и бессовестности, скупости и жадности, властности и любви к примитивной лести. Этот список можно было бы продолжать еще, как минимум, тремястами фундаментальными недостатками человеческой личности, дополнительно усиливающими степень деструктивности и дисгармоничности, как конкретного того или иного человека, так и человечества в целом.

А начиналось вроде бы так безобидно – с самолюбия. Но проблема заключается, в первую очередь, в том, что девяносто - девяносто пять процентов людей не развивает в себе интеллектуальный и психологический, духовный и эстетический самоконтроль, бдительность и внимательность ко всем процессам, протекающим в их внутреннем мире. А потому там, чаще всего, царит полная анархия и произвол, простор для самой активной и даже злокачественной деятельности любых темных сил. О которых подавляющее большинство людей предпочитает не знать вообще ничего. Ибо, знания будут обязывать к дальнейшим интенсивным и продолжительным усилиям ума и души. А это категорически не входит в планы большинства людей. Набрал себе группу удобных и приятных стереотипов интеллектуального и психологического плана и живешь легко и непринужденно, комфортно и безмятежно. Жизнь, правда, периодически очень больно бьет и встряхивает таких «умников». Но они, тем не менее, никаких серьезных выводов для себя не делают, ничему не учатся даже на собственных ошибках (не говоря уже об ошибках других людей). И все свои неприятности и проблемы, в их бесконечной череде, списывают на злодейку-судьбу и на подлость и примитивность окружающих, не умеющих и не желающих понять и оценить «их реальную ценность и уникальную оригинальность, индивидуальную специфичность» и т.д. и т.п.

Самолюбие делает основной акцент в уме человека на его правах. Причем, на больших и фундаментальных правах, часто совершенно эксклюзивного характера и уровня. Самолюбие говорит человеку о том, что все окружающие буквально обязаны относиться именно к нему не просто не хуже, чем к другим людям, а гораздо лучше. Всегда и во всем. А те, кто не желает «правильно себя вести» - это или дураки, или сволочи. С которыми нужно обязательно бороться. А так как это, по мнению самолюбивого человека, люди как бы второго сорта, то в борьбе  с ними допустимы любые способы и средства. Вот вам и полшага до явной откровенной подлости. Часто настолько изобретательной и изощренной, что большинству приличных людей это представляется чем-то фантастически невероятным и невозможным. Они совершенно не догадываются и не подозревают о том, какие многогранные и многоэтапные интриги и авантюры регулярно разворачиваются, моделируются и организуются за их спиной. В том числе, и в их конкретный адрес. Срабатывает привычка всех мерить на свой аршин. А, раз этого нет в моей голове, то, видимо, этого не должно быть и в других головах.

Для людей, которые сознательно и целенаправленно, интенсивно и продолжительно не занимаются философскими вопросами бытия человечества, остается вне поля зрения тот момент, что между человеком, даже с минимальным уровнем одухотворенности, и человеком, лишенным духовности, в принципе, есть не некоторая, а принципиальная разница. То, что представляется для первого категорически невозможным и неприемлемым, то для второго может быть не только естественным, но даже закономерным моментом. Бездуховность – это добровольное согласие человека на власть над ним именно темных сил. У которых, мягко говоря, свои понятия о том, что такое хорошо и плохо. Учитывая же гигантскую сообразительность и изобретательность, способность к многогранному и предельно изощренному манипулированию и отдельными людьми, и группами людей, и отдельными народами, и человечеством в целом, возможности самого человека, как такового, в борьбе с темными силами предельно ничтожны. И так было всегда и будет всегда. Что бы и кто не думал по этому поводу, какие бы иллюзии не питал.

Честолюбие – это любовь к чести. Это вполне конкретный элемент одухотворенности, делающий главный акцент в уме человека на его обязанностях, разнообразных и многочисленных. Конечно, у честолюбивого человека есть вполне конкретные и достаточно значительные желания и стремления, планы и мечты. Но вот только они продиктованы не мелким и банальным самолюбием, а знанием и пониманием ряда основных духовных законов Жизни. Требующих от человека проявления большого числа классических добродетелей. И, в первую очередь, честности и порядочности, доброжелательности и трудолюбия, усердия и упорства в достижении поставленной цели лишь наиболее приличными и достойными способами и средствами. Это внимательность и чуткость к интересам других людей, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность к второстепенным слабостям и недостаткам других людей, искренность и чувство меры, благородство и духовная принципиальность, чувство долга и ответственности, стремление к конструктивной и корректной критике окружающих, терпение и терпимость, философское отношение к проблемным и неприятным ситуациям, умение вести достойную и плодотворную дискуссию, уважение права другого человека на ошибку и заблуждение, это конкретное чувство достоинства даже в самых напряженных и конфликтных ситуациях. Это здоровая любознательность интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана.

Это искреннее и бескорыстное уважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям. Это желание и умение правильно сопереживать и неприятностям окружающих и их радостям. Это и сознательное смирение перед волей Высших сил, посылающих человеку сложные и проблемные ситуации для наиболее интенсивного и гармоничного развития его ума и души.

Честолюбивый человек старается не делать глупостей и небрежностей, гадостей и подлостей не из страха за последующее за этим наказание, а из уважения к самому себе, из чувства реального и истинного собственного достоинства. Когда человек категорически не допускает для себя ситуации даже на самый короткий миг, когда он своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, намерениями и поступками может не только оскорбить Искру Божью, горящую в нем, но даже бросить тень на нее. По крайней мере, сознательно. Конечно, даже самый умный и достойный человек не застрахован от случайных ошибок. Но, в отличие от самолюбивого человека, честолюбивый старается понять истинные причины своих ошибок, сделать необходимые и соответствующие выводы для максимально добросовестной профилактики таких ошибок в будущем. И, по возможности, исправить уже допущенные. А если, при этом, был нанесен определенный ущерб интересам окружающих, то он старается в наибольшей степени компенсировать этот ущерб. И устранить душевный дискомфорт другого человека, возникший в результате такого рода ошибки. Честолюбивый человек стремится всего в жизни добиться собственным трудом, в первую очередь. Правда по возможности, не отказываясь и от помощи других людей. Особенно более умных и более мудрых, более талантливых и более гармоничных. Истинный интеллигент развивает в себе именно честолюбие.

Каждый человек считает, что в нем имеется определенный, достаточно существенный уровень одухотворенности. То, насколько это соответствует реальной действительности, - это уже другая сторона медали. В данном случае, важен тот момент, что, с одной стороны, всем хочется выглядеть благопристойно и в своих глазах, и в глазах окружающих. В том числе, и с точки одухотворенности. Вы скажите: а что же тут плохого. На первый взгляд, быть может, это и так. Но, при более глубоком погружении, выявляются вполне определённые особенности ситуации и далеко не самого положительного плана. В частности: большинству людей так сильно хочется думать о большом совершенстве своей личности, что они сознательно, и мягко говоря, притормаживают проявление чувства самокритичности в себе. И стремятся преимущественно тешить себя приятными иллюзиями. И все было бы не так плохо, если бы иллюзия о своей большой одухотворенности не мешала адекватному восприятию людей из своего ближайшего и отдаленного окружения. С одной стороны, идет очень завышенный уровень требовательности к окружающим, когда на них буквально обрушивается жесточайшая критика (и по сути, и по форме) относительно даже каких–либо второстепенных и третьестепенных недостатков и слабостей, ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений, особенностей и странностей, проявления самых минимальных шероховатостей с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Словно они сами уже представляют из себя нечто, во всех этих четырех моментах абсолютно совершенное. Что, совершенно, мягко говоря, в ста процентах случаев принципиально не соответствует реальному положению вещей.

И претензия на совершенство не просто не совсем корректна, а совершенно неадекватна. Ибо, как показывают многочисленные исследования классиков психологии и философии, работы мудрецов и святых, большинство людей не только не имеют высокой степени совершенства, но даже умеренной степени. К величайшему сожалению и их самих, и автора этих строк. Но это только одна сторона проблемы.

Другая сторона заключается в том, что иллюзия о своей высокой одухотворенности естественно и закономерно порождает четкую и конкретную мысль о том, что, если моя одухотворенность уже высокого уровня, то у других людей в принципе не может быть одухотворенности в значительно большей степени, чем у меня самого. А раз таких людей не существует в принципе, то, следовательно, нет никакого смысла искать таких людей среди окружающих. И даже предполагать их существование вообще, где бы то ни было. В этом случае, как ни странно, возникает ситуация, когда человек сознательно и целенаправленно отсекает для себя мысль о возможных авторитетах для себя вообще и в духовном плане, в частности. В результате чего, духовное развитие такого человека идет преимущественно произвольным и хаотичным порядком. Он принципиально не желает учитывать мощный опыт мудрецов прошлого. И вообще стремится в значительной степени игнорировать чье-либо экспертное мнение для себя. Для него категорически неприемлема ситуация, когда кто– то, причем, независимо кто, может быть принципиально или хотя бы существенно более компетентным в духовных вопросах, чем он сам. В связи с чем, такой человек сознательно тормозит свое духовное развитие. И тормозит в очень значительной степени, что реальный коэффициент полезного действия в этом вопросе получается самый минимальный. Можно сказать, что предельно символический. В человеке возникает такое явление, как негативный консерватизм, когда человек весьма фанатично держится за свои многочисленные и разнообразные иллюзии и заблуждения, искаженные принципы и убеждения, правила и законы для внутреннего пользования (хотя и не только для внутреннего).

Творческая личность, особенно интеллигент, ощущающая на своей коже то, как медленно и очень постепенно увеличивается ее творческий потенциал, как медленно развиваются ее творческие способности, в первую очередь, а также прочие качества личности, способствующие эффектному и полноценному проявления творческих способностей, понимает то, что и в плане одухотворенности имеется похожая закономерность.  И поэтому, как правило, не стремится тешить себя иллюзиями о своем значительном совершенстве вообще и применительно к одухотворенности, в частности. И в этом имеется значительное и несомненное (одно из многих) преимущество творческой личности над обычной. Но не только над обычной, но и над личностью имеющей вполне определенные творческие задатки, но, тем не менее, не занимающейся серьезно и основательно ими, их интенсивным и целенаправленным развитием.

И в этом плане, конечно, далеко не всем дано стать настоящей творческой личностью. Но, тем не менее, можно абсолютно всем четко и конкретно рекомендовать стремиться стать творческой и интеллигентной личностью. Описанию которой и посвящена как раз данная работа. Ибо, в данном случае, важен сам процесс развития, эволюции личности, стремление, осмысленное и постоянное, к совершенствованию. Это существенно повышает вероятность того, что человек когда–либо сможет достигнуть того потолка совершенства в том или ином конкретном моменте, что заложен в нем от рождения принципиальными особенностями души, что помещена в его тело. И прыгнуть выше этого уровня не дано никому и никогда. Разве что, только встреча с истинным святым может сотворить реальное конкретное чудо. Когда в личность человека может быть внесено то, что там, что называется, отродясь не было и не предполагалось вообще когда–либо. Но это, в лучшем случае, лишь один случай на миллион.
      
И поэтому большой погоды для общества в целом, с точки зрения социальной психологии, сделать не может. Хотя, быть может, и может оставить, в отдельных редких случаях, определенный след в истории того или иного конкретного общества. Хотя, подавляющее большинство таких случаев связано с тем, что кто-то духовно просветленный смог пробудить те или иные качества личности человека, которые на тот момент времени в нем уже находились, но были, условно говоря, в спящем состоянии.

Возможность интеллигента увидеть в другом человеке того, кто обладает существенно большей, не говоря уже, принципиально более высокой духовностью, дает ему дополнительный шанс получить весьма достойный ориентир в своем духовном развитии. Хотя бы на самый ближайший период своего развития. Во многих случаях, это оказывается необыкновенно важным моментом для эволюции личности вообще, и духовной, в частности. Не говоря уже о том, что интеллигент получает реальную возможность сравнить свои принципы и убеждения, взгляды и представления с теми, что имеются у более развитого и более совершенного человека. И вынести из этого много интересного и полезного для себя. В ряде случаев, осознать новые направления и аспекты своего развития, скорректировать вообще всю программу своего духовного развития (а иногда и не только духовного), придать ей новый импульс, создать более прочную точку опоры для ее реализации.

Тут есть два основных аспекта: психологический и мировоззренческий. Психологический аспект заключается в том, что интеллигент способен существенно больше, чем обычный человек, видеть в окружающих их реальные и потенциальные достоинства и добродетели, способности и таланты. В том числе, в той области, где сам имеет вполне определенные развитые качества. Иначе говоря, он потенциально способен что-то ценное и важное увидеть. Ибо, имеет определенную неординарность восприятия, мышления. В отдельных случаях, еще и способность успешно систематизировать полученные выводы из своего анализа. Неплохая скорость мышления позволяет обрабатывать больше информации в единицу времени. Несколько большая сообразительность и изобретательность помогают более удачно и оптимально складывать сложную мозаику структуры личности другого человека. Видеть в нем большее количество граней. Более отчетливо и конкретно, более объемно и ярко. И в этом помогает более развитая фантазия и воображение, способность более тонко и дифференцированно воспринимать не только простые, но и сложные явления жизни. В том числе, другие интеллигенты и даже людей с некоторыми задатками интеллигентности. В отдельных случаях (при наличии определенного интеллекта и некоторой степени мудрости, как минимум) творческий интеллигент бывает, способен оценить степень талантливости другого человека. И не только с помощью формальной логики, но и по своим внутренним субъективным и интуитивным ощущениям.

Мировоззренческий момент ситуации заключается в том, что истинно творческий интеллигент не только может, но и желает видеть в другом человеке творческое начало. И не только на своем собственном уровне одаренности и развития, но и на принципиально большем. Для чего от человека нередко требуется особенная самокритичность, адекватная любовь к себе, понимание своего реального места в жизни, осознание хотя бы основных правил и законов психологии и философии бытия.

Истинный интеллигент способен признать в другом человеке талант, существенно больший, чем в нем самом. И не только внутренне, но и публично. И этим, кроме всего прочего, принципиально отличается от большинства обычных людей. Интеллигент способен восхищаться и восторгаться личностью, жизнью, творчеством другого человека. Имеющего и меньшую степень талантливости, и равную, и большую. Причем, искренно и бескорыстно. И не только когда у нее есть хорошее настроение.

Интеллигент способен в существенной степени отстраниться от собственной антипатии к чисто человеческой сущности другого талантливого человека при оценке качества его творчества. И потому не будет проявлять демонстративное предубеждение, пренебрежительность и  высокомерие, доминирование стремления найти недостатки и не заметить реальные достоинства. Есть при этом достаточно четкое понимание ситуации: суп отдельно, мухи отдельно.

Более того, увидев человека, более развитого, интеллигент постарается узнать и понять его многочисленные и разнообразные секреты моделирования процессов самовоспитания и самосовершенствования, особенности и закономерности интеллектуальных и психологических, духовных процессов, способствующие получению столь значительных положительных результатов. Интеллигент, как правило, не испытывает банальной ревности и засвисти к чужим успехам, хотя и не исключает определенное чувство творческой конкуренции.

Восприятие более талантливых… Для большинства обычных людей это весьма проблемный момент. Они могут формально согласиться с тем, что жизнь или деятельность творческого характера того или иного человека уже получили определенное общественное признание. Но, в большинстве случаев, видят в этом не факт наличия существенно большого таланта, чем в них самих, а произвольное стечение обстоятельств особенно благоприятного характера. Которое, по их твердому убеждению, абсолютно не зависело от достоинств и добродетелей, величины и качества усилий этого человека. Что, естественно, в корне не соответствует действительности. Анализ биографий более пятисот аристократов ума и души, а также жизни более пятидесяти тысяч людей, встретившихся в моей профессиональной практике, четко и однозначно показал тот момент, что даже самые благоприятные обстоятельства ничего не меняют по большому счету, в жизни человека, от рождения лишенного большой одаренности, что называется, на генетическом уровне. Дело, конечно, не только в генах. Но это уже большой отдельный разговор, который будет продолжен в других разделах данной работы.

Конечно, благоприятная обстановка, в частности, в родительской семье человека, существенно способствует развитию творческих способностей и задатков интеллигентности. Если таковые имеют место быть. Но даже в семье аристократов наряду с талантливыми детьми росли и совершенно обычные. И, наоборот: в семье обычных людей рождались очень талантливые. Даже гениальные. И о том, как правильно их воспитывать обычные родители не имели ни малейшего понятия. А посоветоваться, собственно, было не с кем. Ибо, в ближайшем окружении этих людей особо талантливых или мудрых (не с точки зрения житейской, а с точки зрения духовной) людей, как правило, не было.
      
Это у Ломоносова периодически попадались особенные люди, выполнившие в той или иной степени роль благодетелей для него. Похожая история была и с Андерсеном. Сейчас, правда, хотя бы в некоторых крупных городах есть с кем посоветоваться. Но пока это еще не стало распространённым стереотипом поведения. И объясняется это значительной интеллектуальной, психологической и духовной неадекватностью большинства людей, так или иначе сталкивающихся с явлениями одаренности.

Как правило, люди впадают в крайности. Видят большой талант тем, где есть лишь небольшие способности. Или видят лишь небольшие способности там, где есть большой талант. Это, к сожалению, многим очень удобно (второй вариант). Ибо, это позволяет им в дальнейшем находиться в состоянии значительной расслабленности, глобальной и фундаментальной лени ума и души. Занимать пассивную позицию в жизни вообще, мечтать о чудесах, которые должны произойти сами по себе, не зависимо от их личной активности, трудолюбия и добросовестности, энтузиазма и целеустремленности. Находящихся на уровне, близком к нулю.

Среди большинства обычных людей весьма распространен устойчивый стереотип о том, что «в моем окружении не может быть людей, значительно более талантливых, чем я сам». Это весьма тешит их самолюбие и амбицию. Ибо, хотя бы интуитивно они ощущают тот факт, что, на самом деле, в них самих особого таланта нет. И не будет. Но признаться себе в этом у них не хватает элементарного мужества. Не говоря уже о весьма низкой духовности, не позволяющей им понять момент диалектики жизни. Заключающийся в том, что истинный талант – это большая редкость (по данным европейских комплексных исследований – один из пяти тысяч) и он дается человеку не просто так, случайно, произвольно, а по воле Высших сил. Которые видели уже десяток прежних воплощений этого человека на достаточно достойном и добродетельном уровне, позволившим ему накопить в себе вполне определенный уровень гармонии личности, одухотворенности, зрелости, конструктивности, созидательности и многих других ведущих параметров с точки зрения иерархии классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Это как деревце, достигнув определенного возраста, начинает плодоносить. А раньше это исключено даже чисто теоретически.

Истинная интеллигентная личность, в силу вполне определенного уровня одухотворенности, старается от таких деструктивных и дисгармоничных стереотипов избавиться как можно раньше. И поэтому стремится максимально адекватно относиться к самому факту того, что кто–то принципиально более талантлив. Это только у гениев это сложно представить. Хотя, по сравнению с одаренностью и совершенством Высших сил, мудрецов и святых даже самый большой гений смотрится, мягко говоря, весьма скромно. Интеллигентная личность радуется наличию большого таланта в другом человеке. Не ревнует и не завидует. Ибо, ощущает определенное смирение перед Высшими силами, определившими уровень талантливости каждого человека. Его потенциальный потолок. Выше которого подняться не дано никому и никогда. И потому четко понимает, что к чужому таланту, особенно существенно большому, необходимо относится с должным пиететом, уважением и симпатией.

Другой вопрос, что очень талантливый человек может быть непорядочным, лживым и лицемерным, авантюристом и интриганом (в отдельных случаях). Что, безусловно, не может встретить со стороны любого человека и интеллигентной личности, в особенности, ни одобрения, ни поощрения, ни симпатии, ни уважения. Не говоря уже о восхищении. Хотя, адекватное восприятие чисто человеческой сущности талантливой личности  – это еще не повод для категоричного отрицания самого факта наличия в ней задатков таланта.

В конце–концов, должна иметь место элементарная логика и интеллектуальная адекватность. Хотя, можно сделать определенные оговорки. Ибо, истинный большой талант невозможен без хорошего уровня одухотворенности. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Высшие силы, в подавляющем большинстве случаев просто–напросто не позволят в полной мере развиться таланту у дрянного человека (с духовной точки зрения). Редчайшие исключения из этого правила не опровергают это правило, а лишь доказывают его фундаментальную истинность. И это положение вещей не дано изменить никому и никогда. Как впрочем, и все остальные правила и законы бытия вообще и человеческого, в частности. Можно сказать, что безнравственные таланты, сознательно пренебрегающие духовными ценностями жизни, регулярно получают очень серьезные наказания от Высших сил. Другой вопрос, что о них они стараются особенно не распространяться. В связи, с чем информированность общества об этом минимальная. Если не нулевая. И это способствует существованию и распространению многих деструктивных и дисгармоничных стереотипов мышления и поведения.

Интеллигент радуется восприятию более талантливого человека. В такой ситуации для него естественен восторг или восхищение. В отдельных случаях, даже поклонение и преклонение.

Независимость – это достаточно сложное понятие жизни. И гораздо сложнее, чем большинству из нас хотелось бы думать. Одним из ключевых моментов, раскрывающих суть независимости, является вопрос: "независимость от чего"? или "для чего"? И действительно, абсолютная независимость  от всех и всего – это просто напросто полная бессмыслица. В первую очередь, независимость проявляется в том, что человек способен иметь собственную, самостоятельную точку зрения в наиболее важных вопросах жизни. И даже, если все считают, что какое-то явление имеет, условно говоря, белый цвет, а с его точки зрения, оно черного, то мнение большинства не может быть формально доминирующим только в силу того, что оно мнение большинства. Как показывает история человечества, в простых жизненных вопросах мнение большинства во многих случаях может претендовать на звание правильного. Но совсем другая ситуация складывается, когда речь заходит об явлениях средней степени сложности. Тогда мнение большинства оказывается правильным лишь иногда. И совсем драматичная ситуация получается, если речь идет о сложных явлениях жизни. Тогда большинство, как правило, ошибается в девяти случаях из десяти. Что же касается явлений жизни из категории очень сложных, то там лишь один человек из миллиона способен действительно правильно мыслить. У остальных подобная возможность отсутствует в принципе. Причем, не только в тот или иной конкретный момент времени, а вообще по жизни. Даже, если эта жизнь имела продолжительность более ста лет.

Человек, действительно умный, может в определенной степени игнорировать (в первую очередь, внутри себя, в своих скрытых умозаключениях) мнение некоторых окружающих. Особенно тех, кого он считает несколько глупее самого себя. Другой вопрос, что этот момент совершенно не обязательно постоянно озвучивать, без какой-либо особенной необходимости для этого. Особенно, если это мнение касается какой-либо чисто теоретической группы вопросов. И никак не влияет на практическое положение дел, на сохранение или укрепление интересов и самого независимого человека, и других людей, имеющих вполне определенную общественную ценность.

Хотя, по большому счету, практически каждый человек, не зависимо от своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов, имеет некоторую общественную ценность. Понятно, что студент, в своем среднестатистическом варианте, имеет, мягко говоря, несколько иную общественную ценность, чем, например, профессор. И это нормально и правильно. Ибо, только один студент из десяти тысяч может стать профессором. И еще не факт, что действительно им станет.

Каждому человеку и творческому интеллигенту, в особенности, следует понимать принципиальную разницу между субъективным мышлением кого-либо из своего непосредственного окружения (как правило, не особо отличающегося высоким интеллектом, зрелостью, мудростью, одухотворенностью, гармонией личности) и духовными правилами и законами Жизни. Которые вечны и универсальны, правильны и истины, абсолютны и совершенны. Ибо, они установлены не людьми, а Высшими силами.

Другой вопрос, что многие из них имеют такой высокий интеллектуальный уровень, а также высокую степень духовной зрелости, психологической изощренности, многогранности и многослойности, что мало кому доступны для полноценного и адекватного восприятия. Но их недоступность для большинства еще не означает того, что они бесполезны или бессмысленны, имеют малую ценность и важность. Выражаясь житейским языком, это такой уровень понятий высшей математики, что не только школьникам, но и студентам школы Жизни в принципе не доступен. Лишь кое-кто из профессоров способен кое-что в этом понимать.

Если у человека есть уровень одухотворенности, близкий к среднему уровню (не с житейской, а с духовной точки зрения) и он в своих умозаключениях опирается на психологические и духовные законы Жизни, то именно для него мнение окружающих может иметь и вполне второстепенную роль. Но на подобное положение вещей может претендовать, максимум один-два человека из ста. В сложных вопросах жизни (с духовной точки зрения), такую особенность за собой может предполагать лишь один человек  из тысячи.

Для творческой интеллигентной личности определенная независимость является просто-таки жизненно необходимой. Ибо, как показывает практика, в любом виде творчества мнение большинства людей (особенно из своего непосредственного окружения) не может в принципе считаться объективным на полупрофессиональном уровне, не говоря уже о профессиональном. Для этого каждый человек должен иметь хотя бы одного (в оптимальном варианте двух-трех) истинного эксперта лично для себя в том или ином виде деятельности. И вот уже мнение именно такого эксперта должно быть особенно ценно и важно для творческой личности. Конечно, всем хочется думать, что они особенно талантливы. Как минимум, не менее способны, чем большинство окружающих. И это, по большому счету, соответствует реальной действительности. Ибо, большинство никогда особенными талантами не отличалось. И ближайшие две тысячи лет отличаться не будет. Другой вопрос, что сравнивать себя с человеком, действительно особенно одаренным, всерьез не стоит. Ибо, как показывают специальные комплексные исследования европейских ученых, минимальный талант имеет место быть лишь у одного человека из пяти тысяч. Другой вопрос, что большой талант человека в роли отца или матери, мужа или жены, друга и родственника – это тоже ценный момент жизни. И поэтому действительно достойное исполнение такого рода миссии не менее важно и ценно, чем талант художника или писателя.

В искусстве очень важен разумный момент независимости. У каждого свой уровень талантливости. И свое чувство интеллектуальной и психологической, духовной эстетики. В ряде случаев, очень высокого уровня изощренности. И то, что большинство не воспринимает (если не воспринимает) такой уровень адекватно и многогранно, еще не повод для большого расстройства. Вот когда творческие личности с хорошим интеллектом и изящным эстетическим чувством не видят в твоей работе какую-либо существенную ценность – это нередко реальный повод задуматься о самом факте наличия таланта в конкретном виде деятельности. Хотя, можно вспомнить и то, что в свое время Абдулова и Смоктуновского не приняли в Московские театры, как Родена в академию Художеств в Париже, как и художника Сурикова (ставшего классиком российской живописи). Не все гладко было и у Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

Существует два варианта мнений: индивидуально-субъективное мнение о чем-либо и совсем другое мнение, исходящее из классических канонов прекрасного. И, если первое может быть, в ряде случаев, и принципиально ошибочным, то второе – никогда, так, многие критики в свое время не признавали наличие большого таланта у Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого. Но это не помешало им все же стать классиками не только российской, но и мировой литературы. А об этих критиках мало кто теперь помнит.

Каждый человек и, особенно талантливый, должен знать то, что тщеславие (тщетная, показная слава) вредно для любого из нас. Ибо, приводит к постепенной психологической и духовной деградации человека. Интеллигентный человек (если, конечно, он действительно талантлив) должен четко знать, понимать и учитывать то, что талант ему дан Высшими Силами. Иначе говоря, никакой личной заслуги интеллигентного человека в том, что он является обладателем конкретного таланта (не говоря уже о том, чтобы иметь целую группу талантов, в особо редких случаях даже среди талантливых людей) нет и быть не может. Это аванс Высших сил, который талант обрабатывает всю оставшуюся жизнь. Развивая свои способности в максимальной степени путем долгого и интенсивного, упорного и целеустремленного, серьёзного и фундаментального труда. И реализуя их постепенно в жизнь в своих творениях, наполняя их все в большей степени новым интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим содержанием в соответствии с классическими законами Жизни, вечными и универсальными, единственно имеющим реальный смысл и ценность.

Безусловно, потребность в чувстве собственной значимости является естественной и закономерной для всех людей. Другой вопрос в том, что разные люди совершенно различно удовлетворяют эту потребность. Одни разумно и осмысленно, а другие – фанатично, любыми способами и средствами, совершенно не заботясь о приемлемости и допустимости. Истинная потребность в признании состоит преимущественно в спокойном и внешне достаточно сдержанном высказывании своего мнения профессионалами в конкретной узкой сфере деятельности. Способными оценить не только главные моменты творчества (например, масштабность замысла), но и различного рода тонкости и нюансы, обуславливающие сам факт наличия таланта в человеке, степень его развития и уровень реализации на практике.
Тщеславный же человек ищет чисто внешних атрибутов славы: дурных аплодисментов, возгласов и реплик восторженного характера у людей широкого круга (преимущественно), не способных ни увидеть, ни адекватно оценить профессиональные тонкости и нюансы.

Признание профессионалами, как правило, означает сам факт наличия вполне конкретного таланта. Но это лишь, условно говоря, фундамент, на котором интеллигентному человеку предстоит еще только построить здание своего таланта. Это повод не для самоуспокоения, а для дальнейшей еще более сложной и напряженной работы по развитию и совершенствованию таланта. Как, впрочем, и необходимых качеств личности для таланта: чувства долга и ответственности, в первую очередь, перед Высшими силами, а уже потом перед обществом; усердия и упорства, дисциплины и организованности, целеустремленности и настойчивости, трудолюбия и добросовестности, самокритичности и одухотворенности, любознательности и сознательности, решительности и мужественности, терпения и силы воли.

Классики психологии и философии, мудрецы рассказывают нам о том, как тщеславие порождает жажду дешевой славы, самоуспокоенность, стремление бесконечно почивать на лаврах, испытывать конечное удовлетворение уже достигнутыми успехами. О том, как тщеславие расслабляет и дезорганизует талант, стимулируя в нем ревность и зависть к чужим успехам, и к чужим талантам. Внутри себя тщеславный талант не мог не признать этих успехов и талантов, ибо был достаточно умен и талантлив для этого, был способен тонко и четно воспринимать истинное искусство. А также злой дух тщеславия активировал в нем ненасытную жажду интриги и авантюры против истинно талантливых людей по косвенной компрометации их личностей и трудов. Безграничная злоба овладела душой художника: он стал скупать много талантливых картин других художников, которые еще не получили большого общественного признания. И уничтожать картины, испытывая от акта уничтожения особую радость, особое удовлетворение, которые стали доминирующими в его внутреннем мире. Они буквально подчинили себе художника, его творческий потенциал, его талант, его жизнь.

И даже когда художника пригласили в качестве эксперта для оценки картин другого таланта, то целая буря противоречивых чувств настолько резко и сильно охватила его, что он не смог даже слова вымолвить. И был вынужден покинуть картинный зал. И даже более того: художник впал в такую безграничную ярость от осознания того, что тщеславие прекратило его творческий рост, развитие его большого таланта. Тем самым, превратив его лишь  в банальное подмастерье, виртуозно владеющего лишь стереотипными и стандартными элементами художественного творчества. Без особого полета фантазии и вдохновения, без озарения интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И эта мощная и гигантская неудовлетворенность собой буквально съела художника – он заболел тяжелым и неизлечимым заболеванием и быстро умер.

Вопрос, собственно, ни в том, что судьба конкретного художника сложилась столь неблагоприятным образом. А в том, что каждый человек, поддавшийся банальному тщеславию, не зависимо от реальной степени своего таланта, может иметь похожую судьбу. Можно даже сказать то, что чем больше заложен талант в человеке, тем быстрее идет комплексная деградация человека. Причем необратимого характера. Да и к вопросу о тщеславии вообще: это качество портит очень сильно не только жизнь его обладателя, но и жизнь многих окружающих. И в первую очередь, реально талантливых людей.

Как говорится, принимая добровольно в себе злой дух тщеславия, мы, тем самым, приглашаем еще добрый десяток злых духов, еще более коварных и изощренных, еще более злобных и непримиримых к проявлению истинной гармонии в чем бы то ни было. И в первую очередь, в истинном творчестве, вдохновленном Божественной искрой таланта.

Талантливый интеллигентный человек на первых этапах развития и реализации своего таланта, так или иначе, сталкивается с тем, что многие творческие люди в его сфере деятельности уже получили вполне конкретное общественное признание. Но самое главное даже не это, а то, что сам интеллигент четко и однозначно понимает и чувствует тот факт, что многие из его коллег по творческому цеху действительно имеют собственный талант, который, чем дальше, тем больше будет развиваться и совершенствоваться. И, может быть, размер таланта у некоторых других людей существенно больший, чем его собственный. И темпы развития таланта у них гораздо значительнее.

И вот тут–то и возникает первоначально в душе нашего интеллигента легкое, и едва приметное чувство зависти и ревности к чужому таланту и его успешной реализации. И здесь особенно важно то, как интеллигент (или претендующий на это звание) будет реагировать на эту вроде бы случайно возникшую внутри него мысль. Конечно кое–кто из близких интеллигента может, условно говоря, подлить масла в огонь, растревожив его самолюбие вроде как из самых благих намерений. Искушение получается порой одновременно и внешнее, и внутреннее. Одним словом, достаточно мощное. Человек, хотя бы с минимальной степенью одухотворенности жестоко и категорично отгонит от себя такого рода наваждение, как абсолютно несовместимое с его фундаментальными принципами и убеждениями. А вот тот, кто привык чрезмерно лояльно относиться к своим слабостям и недостаткам, без необходимой степени самокритичности, без особого внимания и бдительности к своим внутренним процессам, в первый раз может отнестись к этому «озарению» вполне себе спокойно и даже нейтрально. И будет совершенно не подозревать о том, что уже угодил в психологическую ловушку злого духа зависти и ревности.

Ибо, во второй раз такой человек воспримет происки злого духа уже с минимальной, но все же симпатией. А от маленькой симпатии до большой – всего полшага. А от большой симпатии до всепоглощающей страсти тоже всего полшага. Которые, на первый взгляд, ничего и нигде принципиально не меняют. Но в комплексе создают проблему такой величины и характера, что делают ее практически неразрешимой. Человек, добровольно впустивший в себя злого духа, освободиться от него в последующем вряд ли сможет. Ибо, подавляющее большинство людей совершенно не подозревают о степени хитрости и коварства, сообразительности и изобретательности, фантазии и воображении злого духа, мощи его интеллекта и изощренности его души. Собственно, люди не понимают ни самих характеристик сущностей, которых мы условно обозначаем как «злые духи», ни самого факта, что они подвергаются воздействию такого рода сущностей. Которые на высоком профессиональном уровне играют на нужных струнах ума и души таланта (и любого другого человека), на его слабостях и недостатках, на белых пятнах внутреннего мира человека, на неподконтрольных территориях внутри человека. И играют лишь те мелодии, что интересны и выгодны именно им, а не кому–либо другому. А выгода состоит в том, чтобы в максимальной степени разрушить даже ту относительную степень гармонии личности, что имеется в таланте.

Ревность и зависть настолько мощно и глобально захватывают человека, что практически полностью отвлекают его от даже самой минимальной программы по развитию своей личности и программы развития своего таланта. Темпы реализации обеих программ, в лучшем случае, резко снижаются, а в худшем случае, – приближаются к нулю. Более того, они вносят элемент дисгармоничности и деструктивности в систему отношений таланта с самим собой и в систему отношений с окружающими. Талант начинает думать не столько о степени одухотворенности своего творчества, сколько о наиболее изощренных интригах и авантюрах против других талантов, способности которых начинают буквально резать глаз и слух, да и остальные органы чувств таланта. И чем чаще и больше талант погружается в этот импровизированный психологический и духовный омут, тем меньше вероятность остается для его обратного возвращения. «Коготок увяз - всей птичке пропасть».

Злой дух всегда найдет нужные аргументы для таланта для того, чтобы убедить его в том, что в успехе другого таланта участвовали еще и многие, мягко говоря, неформальные моменты. Принявшие на себя основную нагрузку по достижению большого успеха. При этом в наибольшей степени обесценив усилия самого другого человека. В голову таланта, наряду с прочими, вкладывается мысль о том, что этому другому таланту помогли привлечь успех его могущественные покровители. Без которых он якобы был, есть и останется навсегда полным нулем. А отсутствие успеха такой величины у самого таланта-аналитика объясняется не отсутствием серьезной и напряженной работы по развитию таланта и его личности, а тем, что у него нет столь же могущественных покровителей. Конечно, в ряде случаев, дело действительно обстоит именно так. Но, совершенно не обязательно, что во всех случаях большого чужого успеха.

Если талант не может смириться с тем, что кто–то может быть более талантлив, чем он сам, и с тем, что Жизнь относится к другому человеку более благосклонно, чем к нему, то такой талант обречен не только на неудачу, но и мощные пожизненные переживания и страдания по поводу несправедливости судьбы и провидения. Каждый должен четко знать, понимать и учитывать закон причин и следствий. То, что человек имеет в настоящем, было подготовлено им в прошлом. А то, что он будет иметь в будущем, готовится им в его настоящем. И никому не дано изменить этот вечный закон Жизни, как впрочем, и все остальные ее психологические и духовные законы. Интеллигент понимает все эти моменты и учитывает их в своей жизни.

Получается интересная ситуация: человек с низким интеллектом, с полным отсутствием мудрости (с духовной точки зрения), с низким уровнем гармонии личности, как правило, очень доволен собой и тем, как он строит свою жизнь, свое общение с окружающими, с самим собой. А вот человек с хорошим интеллектом, имеющий задатки мудрости и гармонии личности, как правило, проявляет элемент самокритичности. Иначе говоря, с одной стороны, он понимает то, что уже пройден вполне конкретный путь по развитию своей личности. И это может служить конкретным основанием для определенной любви к себе и даже уважению. А, с другой стороны, он понимает и то, как много еще впереди предстоит сделать, как он далек от теоретического идеала.

А потому ему следует, засучив рукава, долго-долго и сильно-сильно работать над собой. И, в первую очередь, над самыми главными аспектами своей личности: интеллектом, добродетельностью, одухотворенностью, гармонией личности в целом. Как впрочем, и над всеми своими достоинствами ума и души, всеми способностями и талантами. Интеллигент четко и конкретно понимает то, что мудрость и одухотворенность невозможно привить человеку насильно, против его воли. А потому эту тему исключил из общения с большинством обычных людей, чтобы не создавать невольно новые серьезные проблемы и недоразумения. Ибо, человек с низким интеллектом, низкой одухотворенностью, низким уровнем гармонии личности имеет особенность проявлять фундаментальную консервативность в своих взглядах и представлениях, принципах и убеждениях, внутренних правилах и законах. Он, что называется, верен себе.

И в связи с этим категорически отвергает все попытки окружающих и самой жизни что-либо в нем скорректировать даже на самую мизерную, символическую величину. Он, в определенном смысле, видит смысл и цель своей жизни в том, чтобы максимально добросовестно охранять целостность и неприкосновенность своей личности от любых внешних влияний. И ему совершенно не важно, при этом, то, с какими намерениями кто-то или что-то пытается вмешаться в его жизнь, в его внутренний мир. Ибо, это может существенно нарушить его душевный комфорт, его безмятежное почивание на мнимых лаврах. А этого допустить категорически нельзя.

Это в принципе противопоказано. А поэтому все внешние инициативы, идущие помимо воли и желания такого человека, остаются, как минимум, для него безразличными. А, как максимум, встречают с его стороны категоричный отпор, принципиальное неприятие и отторжение. Все свои умственные и душевные, нередко еще и физические силы человек бросает на защиту своей крепости. Первоначально человек стремится соблюдать хоть какое-то приличие. Но, спустя некоторое время, видя невозможность таким способом отстоять свои мнимые интересы, он постепенно отходит от правил приличия. И пускается, что называется, во все тяжкие. И уже нет такого деструктивного и дисгармоничного поступка, который бы не счел он правильным применить для охраны себя, любимого. И вот тут-то происходят просто-таки чудеса.

Куда девается лень ума и души? Темные силы так умело манипулируют им, что невольно приходишь не только в удивление, но и мощное изумление от степени организованности всех деструктивных и дисгармоничных процессов, идущих внутри такого человека и в его жизни. Это проявление такой фантастической изобретательности и сообразительности, фантазии и воображения, высочайшего интеллекта и громадной психологической изощренности, интуиции и проницательности всех четырех видов (интеллектуального и психологического, духовного и эстетического). Очень мало людей, даже серьезно занимающихся со своим совершенствованием, используют даже один-два процента выраженности выше перечисленных свойств в работе над собой. Их реальная плодотворность и результативность в этом плане в десятки раз ниже, чем у такого «консерватора» в защите своей неприкосновенности. У консерватора вырабатываются десятки методов и способов по нейтрализации явных или потенциальных влияний на его личность и жизнь.

Арсенал средств для этого увеличивается в десятки или сотни раз по сравнению с обычным жизненным комплектом, применяемым произвольно в повседневной жизни этим человеком. Защита от влияний идет четко и конкретно, стабильно и регулярно, как работа совершенных японских часов. И с производительностью самого навороченного компьютера, который имеют лишь немногие научные организации, занимающиеся глобальными проблемами Земли, Космоса, Вселенной. Если бы хотя бы десять процентов этой энергии было затрачено на развитие положительных способностей и талантов человека, то он, несомненно, стал бы одним из величайших гениев человечества. Вот такая интересная диалектика жизни. А мы часто думаем, что стоит нам сделать хотя бы небольшую мотивацию тому или иному такому «консерватору», как все начнет существенно меняться в лучшую сторону. Нередко при этом, мы можем столкнуться с таким мощным негативом в свой адрес, что нам, что называется, мало не покажется.

Злобность и агрессивность, раздражительность и даже ненавистность, авантюризм и интриганство, навешивание всех мыслимых и немыслимых грехов, недостатков и пороков, объявление преступником номер один всего мира, личным и пожизненным врагом номер один, любые интеллектуально и психологически изощренные действия – вот то относительно «немногое», с чем мы можем столкнуться, пытаясь повысить уровень гармонии другого человека (примитивного, упрощенного и даже в большинстве случаев – обычного, чуждого интеллигентности). И, чем интенсивнее и продолжительнее будут наши усилия в этом направлении, тем с большим количеством проблем и неприятностей, во всем их немыслимом многообразии, можно столкнуться.

Самые миролюбивые и пассивные люди могут превращаться в откровенных злодеев и агрессивных хищников, когда возникает, по их мнению, косвенная и самая символическая угроза их личной неприкосновенности. Попытки объяснить им свои благие помыслы обречены на вечную и принципиальную неудачу. И чем больше мы будем их убеждать в своем принципиальном благородстве в их адрес, тем с большим числом, мягко говоря, неблагородных поступков с их стороны мы можем столкнуться. И изощренность и многогранность этих поступков могут быть совершенно безграничными. Нам, даже в самом страшном сне, такое не может присниться. Далеко не каждый фильм ужасов может составить достойную конкуренцию такому злобному «консерватору». Поэтому классический интеллигент очень осторожен в своих попытках облагородить весь мир.

Со школьных лет нам известна пятибалльная система оценок. Но ее восприятие практически всеми людьми идет в предельно формальном стиле. Потому как никто и никогда не объяснял нам скрытую подоплеку этих оценок психологического и философского характера. Выражаясь научным языком, их методологическую основу. И все было бы не столь проблематично и драматично, если бы этот формальный подход к жизни мы не сохраняли и во взрослом состоянии. Вольно или невольно, сознательно или подсознательно – это, в данном случае, не играет принципиальной роли. Главное – это то, что мы через эту формальную призму, полную простых, упрощенных и примитивных стереотипов восприятия и анализа, относимся не только к каким–то второстепенным и третьестепенным моментам жизни, но и к самым главным, необыкновенным и ценным. Тем самым, мощно и конкретно моделируя проблемный вариант развития своей личности, развития своей жизни, тип отношения с окружающими и с самим собой, вариант качества нашего творчества. Иначе говоря, все явления с существенной духовной подоплекой. Которые, на самом деле, требуют к себе особенно внимательного, осмысленного, местами достаточно трепетного и бережного отношения.

В этих случаях мне периодически вспоминается история о том, как профессионального повара хотели обязать из тухлого мяса и гнилых овощей сварить качественный и вкусный суп. Что, собственно, было исключено в принципе. И уже изначально. Даже чисто теоретически. И никак не зависело от уровня квалификации повара и от степени его старательности и добросовестности.

Очень большую роль играет то, к какому оценочному диапазону мы привыкаем в школе. В частности, можно выделить несколько диапазонов. Достаточно условно, но, тем не менее. Первый диапазон: «три с минусом», «три», «три с плюсом». Второй диапазон: «четыре с минусом», «четыре». Третий диапазон: «четыре с плюсом», «пять». Четвертый диапазон: от пяти до пяти с плюсом.

Наименее честолюбивые, как правило, довольствуются первым диапазоном. Умеренно честолюбивые – вторым. Особенно честолюбивые – третьим. И почти никто не претендует на четвертый диапазон. Ибо, даже с точки зрения самых умных и способных школьников, это не имеет особого практического смысла. Что называется, овчинка не стоит выделки. В результате возникает очень своеобразная ситуация, когда человек сам или с помощью учителей и родителей вешает на себя ярлык. В значительно степени формальный, но четко и жестоко определяющий его принципиальный и фундаментальный жизненный менталитет. Это «троечник», «хорошист», «отличник», «вундеркинд» (в особо редких случаях). Человек, тем самым, определяет для себя линию горизонта, к которой стремится всю свою жизнь. Это "удовлетворительно", «хорошо», «отлично» и «замечательно». Это определяет то, на каком качественном уровне он будет решать важнейшие вопросы своей жизни. Иначе говоря, уровень его старательности и добросовестности, усердия и трудолюбия, целеустремленности и энтузиазма, упорства и настойчивости.

Ведь, собственно, всем понятно то, что минимальные усилия не могут в принципе дать хороший результат в чем–либо хорошем, важном, ценном. А умеренные усилия, в подавляющем большинстве случаев могут дать только хороший, но не отличный результат. А вот тут начинаются очень интересные моменты. Большие усилия могут дать отменный, изящный, особенный, эффективный, оригинальный, особенно ценный и особенно важный, виртуозный, великолепный, замечательный, потрясающий. В отдельных случаях – изысканный результат.

Человек вольно и невольно привыкает мыслить понятиям определенной логической категории. Он как бы устанавливает для себя личные качественные рамки: минимальный необходимый уровень и максимально целесообразный. Не вообще, а именно для него. Потом он об этом уже особенно и специально не задумывается. Он просто живет в соответствии с тем менталитетом, что когда–то вольно или невольно выбрал для себя.

Конечно, нельзя ждать от человека с задатками низкого интеллекта, чтобы он был обязательно отличником. Ему и хорошистом–то быть очень трудно. Наиболее комфортно в зоне троечника. И Бог с ним. Но совсем другая ситуация с человеком, имеющим задатки среднего интеллекта. Проще жить с минимальным уровнем требовательности к себе. И это заставляет, как минимум, половину людей с задатками среднего интеллекта быть не хорошистами, а всего линь троечниками. Этому нередко способствуют конкретные неблагоприятные обстоятельства в родительской семье. В том числе, недостаточно внимательное и чуткое отношение к ребенку.

Отношение к статусу отличника, как ни странно, весьма проблематичное. Их считают зубрилками, людьми, стремящимися любыми путями выслужиться перед учителями, выпендриться перед одноклассниками и т.д. и т.п. О вундеркиндах, составляющих, в лучшем случае, один процент от общего числа школьников, речь вести не стоит. Потому, как это совершенно особенное явление жизни. Очень специфичное, не соответствующее никаким распространенным правилам и законам психологии и философии человеческого бытия. Вундеркинды, как правило, в большинстве сложных важных жизненных вопросов являются аутсайдерами. Людьми, социально дезадаптированными. Не зря же для них создают специализированные школы, где они находятся среди равных себе и по уровню интеллекта и по уровню психологической специфичности. Но таких школ пока еще лишь единицы. И они имеют место быть преимущественно в Москве и Питере. Остальная страна, как правило, варится, что называется, в собственном соку. Тем самым, лишая себя очень многих личностей, способных составить ее большую и особую гордость. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане.

Ни учителя, ни родители, как правило, к сожалению, не доносят до школьников должным образом мысль о том, что они должны хорошо, мягко говоря, учиться не ради взрослых, а ради самих себя. И не ради получения какой–либо оценки в дне сегодняшнем или завтрашнем, а ради своего отдаленного и светлого будущего во взрослой и самостоятельной жизни. Приоритеты, к сожалению, расставлены принципиально неправильно. Что, собственно, и дает вполне конкретный и определенный результат. По жизни вообще. Ибо, то, как учится человек, как он старается при этом, в значительной степени определяет, как правило, степень успешности его личной, профессиональной, социальной, семейной жизни. Во всех ее важнейших аспектах.

Понятно, что быть отличником дано мало кому. Это, с одной стороны. А с другой стороны, принципиальное игнорирование идеи о том, что можно быть еще и отличником, а не только хорошистом, приводит к тому, что максимальным уровнем старательности человека по жизни становиться «чуть выше среднего». И именно: лишь чуть выше среднего. А, собственно, зачем больше, если и родители, и учителя в значительной степени довольны имеющимся положением вещей? Мотивации, собственно, при этом не присутствует вообще никакой.

Конечно, оценка «отлично» не является формальным и жестоким ориентиром для любого человека, и творческой личности, в том числе. Важно объяснить ребенку то, что оценка «четыре с плюсом» или оценка «4,75» - это не просто некоторое формальное различие с оценкой «хорошо». Не только количественное, но и качественное отличие. Причем, весьма существенное и весьма достойное отличие. Представляющее возможность для приобщения человека не к числу формальных отличников, ботаников и зубрилок, а к числу лидеров жизни, лидеров общества, лидеров государства. В отдельных случаях, быть может, и всего человечества. Это не просто несколько иной статус человека. Это принципиально иной статус. Определяющий совершенно иной уровень возникновения собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью, своим творчеством. Тем, что делает человек. И тем, как он это делает.

Ведь, если спросить у большинства людей о том, желают ли они быть не только хорошими, но и замечательными людьми, то практически все ответят, что желают. Но это чисто теоретический подход к делу, ибо, во-первых, почти никто не знает и не понимает того, а что, собственно, нужно для этого делать. А главное – как. И. во–вторых, почти никто не понимает принципиального отличия хорошего человека от замечательного. То есть, в чем конкретно оно состоит, из каких интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических элементов. Естественно, что нет и понимания истинной ценности этих элементов, их реального положения в иерархии классических ценностей. А отсюда, в лучшем случае, поголовное и фундаментальное психологическое и духовное невежество. За которое, как правило, платится просто–таки гигантская цена почти всеми людьми. Как это следует из многочисленных трудов классиков психологии и философии, святых и мудрецов, а также из сорокалетних наблюдений и исследований автора за многими тысячами людей.

Конечно, имеющаяся в школе пятибалльная система оценок в принципе не в состоянии отразить тонкости сложного и многогранного подхода педагогов к обучению. Не говоря уже о возможных приставках к оценкам в виде плюсов или минусов. Собственно, у каждого учителя, в оптимальном варианте, должна быть индивидуальная стратегия относительно каждого конкретного ученика по его перспективной мотивации к более добросовестному отношению к учебному процессу. Ведь, так замечательно наблюдать за тем, как растет твой ученик не только в плане оценок по именно твоему предмету, а как личность вообще.

Низкий уровень одухотворенности наших учителей, к сожалению, не позволяет им должным образом проявлять творческий подход в своих педагогических усилиях. Только тот, кто был в роли психологического селекционера, хотя бы на год, не в силу формальных требований профессии, а по зову своей души, может понять то, насколько это замечательно – выращивать не только хорошие и относительно благополучные, но и замечательные личности. Яркие и неординарные, сообразительные и изобретательные, с богатой фантазией и воображением, способные и талантливые.

Вообще, всем нужно знать, что любое прикосновение к таланту, человеческой душе – это прикосновение к творению Божьему. Великому и неповторимому, уникальному и особенному, необыкновенно важному и ценному. Требующему особенно трепетного и осторожного, внимательного и бережного, аккуратного и почтительного отношения. Ибо, принципиально иное отношение и к своей, и к чужой душе, как правило, наказывается очень строго и серьезно Высшими силами. Не обязательно именно уже завтра, но, тем не менее. Тема человеческой души необыкновенно важна и сложна, очень объемна. И поэтому подробное ее освещение не входит в цели и задачи данной работы.

Собственно, есть статус «ленивого троечника» и «старательного троечника», «ленивого хорошиста» и «старательного хорошиста», «формального отличника» и «творческого отличника». И это не только чисто теоретическая разница. Это существенное отличие еще и чисто практическое. Уровень старательности в учебе часто, но не всегда!) передается и на уровень старательности в жизни вообще. Особенно, применительно к наиболее важным жизненным вопросам. Это и выполнение функции родителя, супруга, сотрудника, руководителя, гражданина, друга, родственника, соседа и т.д. Уровень старательности может быть минимальный, средний и высокий. Понятно, что уровень внутреннего собственного удовлетворения собой и своей жизнью напрямую зависит от этого уровня старательности. Собственно, момент старательности и добросовестности относится к числу тех, что четко и жестко определяют степень успешности человека вообще. Во всем, что он делает.

Старательность должна быть не для кого–то и не ради кого–то. А, в первую очередь, ради самого себя. Ибо, каждый человек послан на Землю с вполне определенной миссией. У каждого она своя по сложности и ценности. Но в принципе, нет людей, у которых ценность их миссии была бы равна нулю. Собственно, не человек определяет то, какая миссия ему предназначена. Другой вопрос, что именно от человека зависит то, насколько полноценно и успешно будет реализована эта миссия. Этот небольшой кирпичик в большой и великой кладке жизни, что упорно и настойчиво через людей строят Высшие силы. И те, кто максимально добросовестно относятся к выполнению этой особой миссии (главной миссии!), имеют возможность заработать достаточно существенную благосклонность Высших сил. И получить шанс на обретение счастья. И это не теоретические рассуждения. Это четкий и однозначный вывод из анализа более пятидесяти тысяч жизней людей. И не только современников.

Психология и философия Бытия существовала уже задолго до появления нынешнего человечества. И от него она никак не зависит, и зависеть никогда не будет. Скорее все человечество исчезнет, чем диалектика жизни изменится в своей сути. Безусловно, может измениться отношение Высших сил к отдельному человеку, группе лиц, народу, стране, всему человечеству от минимально благоприятного до максимального. Если для этого будут должные основания. Эволюция отношения Высших сил может иметь и отрицательные направления. Что собственно, мы и имеем возможность наблюдать последнее столетие.

Старательность – это ведь не только элемент индивидуальной психологии. Это элемент психологии и философии и народа, и государства, и человечества в целом. Не говоря уже обо всей Вселенной. И создание адекватных ориентиров в духовных ценностях вообще, и применительно к старательности интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической, в частности, особенно важно. Все должны четко и ясно понимать то, что старательность, как и многие классические достоинства и добродетели, - это элемент особой престижности. И престижности не только внешне обусловленной, но и собственной, внутренней. В своей собственной системе ценностей. За что можно и уважать, и любить себя. И не только в тот или иной конкретный день или час, а в течение всей жизни. Иметь конкретный прочный фундамент для этого. Как минимум, жестко необходимого объема для формального существования. А, как максимум, для полноценного и успешного Бытия.

Совершенно особый вкус жизни начинается при старательности человека от четырех с половиной баллов. Условно говоря. Причем, до пяти баллов – это отдельный промежуточный диапазон, а от пяти до пяти с половиной баллов – это уже совсем другой качественный диапазон. При старательности выше четырех с половиной баллов качество жизни начинает постепенно приближаться к умеренному уровню совершенства. При условии, конечно, что у человека имеется хороший уровень интеллекта, средний уровень одухотворенности, минимальный (не с точки зрения житейской логики, а с точки зрения логики духовной) уровень мудрости, элементарная психологическая и духовная эрудиция, сознательный и целенаправленный процесс самовоспитания.

При старательности выше пяти баллов, качество жизни по отдельным параметрам может уже переходить границу умеренного уровня совершенства и начинать постепенно стремиться к высокому уровню. И это не только чисто теоретические выкладки. По опыту своей жизни и жизни многих других людей четко и конкретно видно, что радость от результатов своих усилий со стараниями выше пяти баллов – это совершенно особенная радость. Это не просто количественно большая радость, это чувство качественно иное. Как и мощность, и стабильность чувства собственного внутреннего удовлетворения. И это в полной мере актуально и в отношениях с окружающими (с разными, по уровню гармонии личности, разное), и с самим собой, и в развитии своей личности, и в реализации своего творчества.

Интеллигентная личность, желающая добиться реально существенных успехов и достижений, должна иметь для себя ориентир старательности в пять с половиной баллов или пять с плюсом. Конечно, когда речь заходит о старательности выше четырех с половиной баллов, то далеко не каждое усилие дает быстрый и существенный результат. Иногда он бывает косвенный и весьма отдаленный. И даже более того. Каждая, условно говоря, одна десятая балла качественности результата усилий требует уже не арифметического увеличения количества и изощренности усилий человека, а, в ряде случаев, геометрического увеличения. Иначе говоря, не на десять процентов, а на тридцать–пятьдесят. Различие в количестве усилий, при старательности в пять баллов, может быть в два–три раза больше, чем при старательности в четыре балла. А вот усилия, при старательности в пять с половиной баллов, могут быть в два–три раза больше, чем при пяти баллах. В некотором смысле, это работа на износ. По крайней мере, в самом начале такого старательного бытия человека. Со временем он входит в свой индивидуальный рабочий ритм и чувствует себя в нем достаточно комфортно. И даже более того: сильно удивляется тому, что он раньше жил совершенно иначе, на существенно более низком качественно уровне работы ума и души, духа и тела.

Конечно, далеко не все и не сразу получается на пять с плюсом. Постижение нового и освоение новых навыков, как правило, идет путем проб и ошибок. Но, не зря же говорят, что «терпение и труд все перетрут».

Истинное одобрение профессионалов, не говоря уже о восхищении и восторге, можно получить только при ориентации на уровень старательности в пять с половиной баллов, предлагающей особый уровень добросовестности ума и души, духа и тела. Конечно, такой уровень старательности требует от человека высокого уровня организованности, самодисциплины, чувства долга и ответственности, самокритичности и самоконтроля, умения держать дыхание на длинной дистанции, применения элементов разумного рационализма и целесообразности, более напряженной работы ума и души, более виртуозной координации всех своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов.

Особая старательность в общении позволяет создавать, укреплять и развивать действительно прочные и перспективные, полноценные и многогранные отношения и на приятельском, и на дружеском, и на близком уровне. При должной уровне осмысленности. Классический интеллигент стремится иметь старательность в важных вопросах на пять с плюсом. И это четко сказывается на качестве его жизни.


Рецензии