Эссе. Чувство собственного достоинства. Часть 3

Требовательность к себе - это еще одно качество,  которым интеллигент отличается от большинства обычных. Интеллигент, как правило, имеет высокий уровень требовательности к себе и умеренный уровень требований к окружающим. В то время, как представитель стандартного менталитета, в большинстве своем, проявляет к себе, в лучшем случае, умеренную требовательность, а к другим – повышенную. И видит в этом единственно правильное положение вещей. Хороший уровень требовательности к себе лежит в основе потребности в самовоспитании и самосовершенствовании. Без него невозможно достижение даже минимального уровня гармонии личности. Не говоря уже о чем-то большем.

Интеллигент стремится вполне сознательно проявлять к себе принципиальное более высокий уровень требовательности, чем большинство окружающих. И в этом ему важно не мнение тех или иных окружающих, а свое собственное. Ему важно ощущать чувство собственного удовлетворения от того, что он делает и как. Конечно, интеллигент стремится к тому, чтоб иметь два-три эксперта относительно своей личности и жизни, к мнению которых он старается прислушиваться особенно чутко и внимательно. Ибо, он, в той или иной степени осознает факт значительной субъективности своего непосредственного окружения среди его большинства. Иначе это грозит массой проблем и недоразумений. А, в ряде случаев, даже серий драм и трагедий. Что тысячекратно наблюдал автор в своей обычной жизни и в профессиональной практике психиатра и психолога.

Без требовательности развитие личности невозможно ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в духовном, ни в эстетическом плане. Требовательность к себе – это яркий показатель степени адекватности человека по жизни вообще. Например, истинные аристократы ума, души и духа и классические интеллигенты всегда проявляют повышенную требовательность к себе. По крайней мере, во многих важнейших моментах бытия. Во всех, быть может, это и невозможно. Но желательно. Ибо, чем больший круг аспектов своей личности и бытия человек держит под постоянным и серьезным контролем, тем выше шанс получения действительно больших и ценных достижений и внутри себя, и вне себя.

Без высокой требовательности к себе невозможно возникновение правильной любви к себе, самоуважения. Именно поэтому ежедневно мы все сталкиваемся с разнообразными и многочисленными искажениями и извращениями в этом плане.  Ибо, правильная любовь к себе – это удел очень узкой части людей, своего рода избранной публики.
Требовательность к себе – это не каприз и не прихоть. Это осознанное понимание того, что для достойного выполнения своей персональной миссии в качестве посланника Высших сил, человек должен постоянно и пожизненно развиваться и совершенствоваться самым интенсивным и добросовестным образом. И это миссия любого типа и характера: хороший человек, муж или жена, отец или мать, руководитель или подчиненный, друг или приятель, близкий человек или родственник, профессионал высокого класса и т.д. Без требовательности невозможно осуществления полноценного творчества, развитие любых способностей и талантов, переход от любительского уровня к профессиональному в любой сфере деятельности. Минимальная требовательность к себе ведет, как минимум, к застою. А, как максимум, к психологической и духовной деградации личности.

Необходимо отметить, что большинство людей не знает слова конструктивность вообще. Как и не знает и того, что наука построения отношений с самим собой - это весьма сложная вещь, что оказывается мало кому по плечу. В лучшем случае, это одной десятой части людей. Не говоря уже о том, что отношения с собой следует строить не как попало, а правильно. И, в том числе, конструктивно. Что значит конструктивно? Чтобы естественно и закономерно возникала вполне определенная мысленная конструкция. С максимальным учетом и геометрии, и теории сопротивления материалов, когда на каждую линию конструкции подается достаточно адекватная величина нагрузки. Не слишком маленькая и не слишком большая. Желательно - оптимальная. И каждая линия этой конструкции спланирована и создана таким образом, чтобы не только в настоящем, но и в будущем быть максимально прочной и надежной, функциональной. Быть своего рода правильным положенным кирпичиком в большой кладке стены. Чтобы смотреться не только симпатично и гармонично со стороны, но и быть действительно необходимым и целесообразным элементом общей кладки. Которая, в своей целостности, должна выдерживать не только постоянные большие нагрузки, но и периодически определенные перегрузки. Когда снисходительность к себе является не только не совсем желательным моментом, а категорически противопоказанным явлением. Выражаясь медицинским языком.

Элемент большого драматизма большинства человеческого общества, по сути дела, во все времена заключается, в первую очередь, в глобальном и фундаментальном психологическом и духовном невежестве. Когда человек совершенно не понимает ни того, что делать, ни того, как делать, зачем и почему. Как строить себя, свою жизнь, свое творчество, свои отношения с собой, с окружающими, с обществом в целом, с жизнью, с Высшими силами. К сожалению, дело обстоит так, что отдельные истины философии бытия буквально разбросаны по сотням и тысячам книг. Каждая из которых является в значительной степени неудобоваримой для подавляющего большинства обычных людей. Интеллигенты и особенно аристократы ума, души и духа в этом плане составляют особое исключение из этого предельно жесткого правила. И вот тому, чтобы понять то, почему они являются исключением, автор и посвящает данную работу.

Конечно, описать тот или иной элемент истинной интеллигентности можно и, не обладая гигантским интеллектом. Но вот собрать эту очень сложную мозаику из не только десятков, но и сотен элементов интеллигентности - дело, мягко говоря, предельно непростое. Особенно учитывая тот факт, что среди нескольких сот классических работ по психологии и философии автору этих строк не встретилось ни одной, в которой хотя бы предельно схематично была отражена картина  интеллигентности. Иначе говоря, предшественников фундаментального характера у автора не было. К его величайшему сожалению. Ибо, разрабатывать что-либо принципиально новое, по большому счету, дело не только не простое, но и изощренно сложное. Имеющее массу преград и препятствий, подводных камней, методологических специфических особенностей.

Которые, в совокупности со многими другими неблагоприятными факторами, создают высокий уровень проблематичности мысленного процесса и вообще, и в частности. Вопрос, собственно, даже не в том, чтобы сложить какую-либо мозаику (хотя и это достаточно непросто), а в том, чтобы эта мозаика была в наибольшей степени похожа на реальную действительность. Отражая в максимальной степени и ее многогранность, и многослойность. Не только основные и ведущие цвета палитры, но еще и множество различных оттенков и полутонов, деталей и нюансов, составляющих основную специфику того или иного отдельного конкретного и элемента, и группы элементов, и всей картины в целом. И для этого необходимо понять и в максимальной степени осмыслить наибольшее число граней каждого элемента мозаики. Не говоря уже о явных и скрытых элементах взаимосвязи каждого из моментов между собой.  И тут совсем не просто найти своего рода золотую середину даже с точки зрения сложности подаваемой информации. Дело в том, что сложные, непривычные и особенные явления нашей жизни не терпят какого-либо упрощения даже на половину или на треть. С одной стороны. А, с другой стороны, большинство людей совершенно не приучено к восприятию сложной информации. Не говоря уже о том, что в психологии и философии существует своя специфическая терминология, в значительной степени непривычная для большинства людей, весьма далеких и от психологии, и от философии. Повествование о сложных явлениях жизни, как правило, имеет вполне определенный наукообразный характер. И эта информация усваивается в пять-десять раз медленнее, чем простая предельно популярная.

В этом случае вспоминается история с Карлом Юнгом. Которому предложили написать короткое изложение всех его работ, а он отказался от этой, на первый взгляд, интересной затеи. Свой категоричный отказ он объяснил тем, что самая главная ценность всех его работ заключается именно в тонкостях и нюансах. Которые предельно ярко и наглядно высвечивают именно его индивидуальную специфику восприятия и анализа сложных явлений жизни. И вот замотивировать читателя приложить так много сил на усвоение новой сложной информации и представляется для любого автора задачей первостепенной важности. Конечно, классикам психологии или философии было существенно легче - у них уже был большой авторитет. Одно их имя уже было весьма веским основанием для многих людей не только взять книгу в руки, но и достаточно основательно ее изучить. А не только прочитать. Хотя, безусловно, их работами интересовались преимущественно люди с уровнем интеллекта, существенно выше среднего, с неутомимой жаждой познания, с творческим мышлением, с привычкой умело оперировать более сложными понятиями и категориями, нежели большинство, имеющие в себе элемент самостоятельности и независимости, свою систему основных ценностей, близкой к классической, сознательно и целенаправленно занимающихся развитием своей личности. Но, и еще два-три десятка достаточно редких и особенных элементов структуры личности.

Автору же данной работы хотелось по возможности расширить аудиторию своих читателей, начиная с юношеского возраста и, заканчивая пенсионерами. Многие мысли которых в определенной степени собраны и сконцентрированы в данной работе.  Конструктивное отношение к себе, во-первых, означает составление максимально объективной картины о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, о своих достоинствах и добродетелях, способностях и талантах. К сожалению автора, более 90 процентов людей с этой задачей справляется или просто плохо, или очень плохо. Представляется особенно ценным и наличие у человека системы классических ценностей. С которой часто приходит в принципиальное противоречие система современных ценностей, полная разнообразных и многочисленных искажений и извращений. Не говоря уже о массе распространенных стереотипов восприятия и мышления, имеющих в той или иной степени вполне определенные элементы деструктивности и дисгармоничности.

Играет роль и правильная любовь к себе, адекватное уважение к себе, ощущение своей индивидуальной миссии на Земле, построение оптимальной программы по самовоспитанию и самосовершенствованию. Моделирование различных творческих процессов в своем уме и душе, обретение смысла жизни, постановка основных задач и выработка программ по их решению с наибольшей вероятностью успеха - все это и еще многое другое входит в понятие конструктивное отношение к себе.

Самодисциплина и внутренняя организованность, чувство долга и ответственности перед обществом и Высшими силами, строгий и изощренный самоконтроль, формирование крепкого и надежного внутреннего стержня, ориентация на чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, трудолюбие и добросовестность ума и души, жажда познания себя и мира, умение учитывать интересы дня завтрашнего, сознательное стремление к максимальному конструктивности и созидательности, гармоничности и мудрости, зрелости и самодостаточности, добродетельности и одухотворенности; обретение навыка оперирования сложными понятиями и категориями, философское отношение к себе и к жизни, постоянство психологическое и нравственное, создание своей системы правил и законов внутренней жизни, развитие силы воли и силы духа, стремление быть гармоничной личностью, а не казаться таковой лишь чисто внешне, развитие творческого мышления, развитие терпения и терпимости, повышенная требовательность к себе; умение структурировать свое время вообще и свободное, в частности; развитие умения правильно разбираться в людях, чтобы по возможности избегать ненужных контактов и укреплять наиболее ценные, максимальный учет закона целесообразности вместо банального рационализма, развитие чувства интеллектуальной, психологической и духовной эстетики, обретение чувства благодати от Высших сил, стремление быть не только хорошим, но и замечательным человеком (о чем предполагается отдельная работа), развитие классической женственности (мужественности), интеллигентности, развитие элементов харизматичности, интуиции и проницательности. Вот краткий перечень моментов, определяющих конструктивное отношение человека к себе. 

Для того, чтобы еще раз понять специфичность явления интеллигентности, следует отметить тот факт, что среди людей, относящих себя к интеллигенции достаточно широко распространены не только большие и фундаментальные недостатки, но и стандартные классические пороки. Хотя, истинный интеллигент, в отличие от формального, старается, по возможности, контролировать эту ситуацию. В данном случае, мы говорим о своенравности и сумасбродстве. Которые у многих представителей формальной интеллигенции нередко принимают особенно изощренный характер. Ибо, многие такие интеллигенты считают почти необходимым быть прихотливыми и привередливыми. К сожалению, это часто касается не только второстепенных моментов жизни, но и особенно важных и ценных. Не говоря уже о том, что многие из них буквально холят и лелеют (особенно женщины) свое сумасбродство и своенравность.

Сумасбродство проявляется в том, что человек действует по жизни крайне хаотично, в силу того, что за один час (а иногда и за одну минуту) ему в голову приходят десятки самых различных мыслей второстепенной и третьестепенной ценности и важности. Но, которые он стремится выдать за якобы важные. Высокий интеллект, к сожалению, дан только десяти процентам людей. Поэтому возможности осмысливать должным образом не только сложные, но даже и умеренной степени сложности жизненные явления у остальных девяноста процентов людей очень мало. Более того, существенный уровень одухотворенности, самодостаточности, зрелости, мудрости, гармоничности, конструктивности и созидательности встречается лишь у одного человека из десяти. В силу чего развитие самокритичности и постоянного, серьезного, глубокого и многогранного самоконтроля существенно затруднено. И опять все дело упирается в интуицию и проницательность, задатки врожденной добродетельности, комплект задатков достоинств ума и души, способностей и талантов.

Автору совершенно не хотелось бы, чтобы его обвиняли в большой предвзятости к каким-либо моментам. Определенная логическая категоричность объясняется не чрезмерной амбициозностью автора или его желанием самоутвердиться любым способом, а вполне реальными и конкретными вещами, которые от него абсолютно не зависят. Это опыт наблюдений, исследований и экспериментов за последние сорок лет жизни за многими тысячами людей. За тем, что они делают, как, почему, зачем. И к чему это приводит через год, десять, тридцать, пятьдесят лет. Соприкосновение к более пятнадцати тысячам драм и трагедий, так или иначе смоделированных самими людьми, не может автора оставить совершенно равнодушным к наиболее злокачественным недостаткам и распространенным порокам. В том числе, и среди формальной интеллигенции. Которая, несомненно, в ряде случаев, имеет вполне определенные, иногда даже многочисленные элементы аристократичности. В связи с этим аристократичность можно условно назвать высшим пилотажем интеллектуального и психологического, духовного и эстетического направления. Среди людей выше аристократов только мудрецы и святые. И то лишь потому, что они посвящают всю свою жизнь лишь узкой группе вопросов. И имеют особую благосклонность Высших сил в этом виде деятельности. Конечно, и среди мудрецов и святых тоже есть свои исключения из общего правила. Но это большая и сложная тема, требующая отдельного разговора. Что не входит в планы данной работы.

Сумасбродный человек, как правило, почти ничего не доводит до логического конца. Его постоянно бросает из одной крайности в другую. Он и эмоционально крайне неустойчив. Склонен к периодическому максимализму и категоричности, прихотливости и привередливости, импульсивности, вспыльчивости, конфликтности по пустяковым поводам. Такое ощущение, что такой человек буквально бродит около ума, но в него заглядывать, особенно не стремится. Ибо, обладает выраженной ленью ума и души, низким уровнем и внутренней, и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности. Он вообще считает, что имеет очень много особых прав и привилегий, но очень мало обязанностей. Либо эти обязанности носят крайне формальный и поверхностный характер. И, как правило, обусловлены не системой классических ценностей, а тем, насколько они удобны и комфортны тому или иному конкретному человеку.

Сумасбродный человек не имеет никакой стабильности жизни. Его творчество имеет, чаще всего, предельно символическую ценность. Хотя, при этом, амбиции просто-таки зашкаливают. Уровень гармонии личности, одухотворенности, мудрости, самодостаточности, конструктивности и созидательности крайне низкий. Как и уровень самокритичности и самоконтроля. Нередко сумасбродные люди имеют высокий уровень интриганства и авантюризма, стремления к эгоистическим, психологическим манипуляциям окружающими. Да и общественным мнением в целом. Среди сумасбродных людей высок процент лжецов и лицемеров, легкомысленных и безответственных, мстительных и злопамятных, деструктивных и дисгармоничных. Сумасбродные люди плохо выполняют свои социальные роли, являются плохими приятелями и друзьями. Они не умеют решать большие и сложные задатки, не умеют анализировать себя, свою жизнь, понимать жизнь вообще. Их жизнь, по большому счету полностью бессмысленна. По их мнению, жизнь – это только отдых, радость, удовольствие, развлечение. А все остальное – это предельно нудная обязанность, от которой желательно максимально старательно уклоняться.

Сумасбродные люди любят перекладывать ответственность за себя, свою жизнь, свои дела на кого-нибудь другого. Они любят иметь своего рода «козла отпущения». Среди сумасбродов особенно распространены язвительность и саркастичность, желчность и злословие, ханжество и критиканство, демонстративность и экстравагантность, экзальтированность, эгоистичность и стервозность, претензия на обладание истиной в последней инстанции. Да, собственно, встречаются практически все триста недостатков и сто пороков в три-пять раз чаще, чем среди остальных людей.

Своенравные люди отличаются самовлюбленностью и самоуверенностью, амбициозностью, упрямством, конфликтностью, неуживчивостью, максимализмом и категоричностью даже во второстепенных и третьестепенных вопросах. Они любят, чтобы все и всегда было только так, как хотят именно они. А те люди, которые с этим не согласны – это или дураки, или сволочи, по их твердому убеждению. А потому и заслуживают соответствующего отношения с их стороны. Своенравность проявляется также и в высокой прихотливости и привередливости, капризности, нежелании идти на компромисс даже в самой незначительной степени и даже на взаимно выгодных условиях. Своенравные люди постоянно создают для себя массу проблем и неприятностей. В отдельных случаях доходящих до тяжелейших драм и трагедий. Но они ничему не учат таких людей. Ибо, они воспринимают свою своенравность как элемент принципиальности. Отказаться от которой им якобы не позволяет чувство собственного достоинства. Своенравные люди сильно портят жизнь своему окружению.

Эталоны для развития - это очень важный момент в жизни любого человека. Большинство обычных людей, как правило, считают для себя главным - это не быть хуже других. Особенно людей из своего ближайшего окружения. Этого им вполне достаточно, чтобы уважать и любить себя. Классический интеллигент такого рода эталоны исключают для себя, что называется, в принципе. Ему важно жить в соответствии со своей личной системой ценностей, которая в значительной степени соответствует системе классических ценностей. А это автоматически означает стремление быть как можно лучше окружающих (за исключением случаев, когда имеет место среда классических интеллигентов-аристократов, но в России в нынешнее время это, мягко говоря, в определенной степени трудно себе представить даже чисто теоретически).

Как минимум, в качестве промежуточного эталона для интеллигента служит личность какого-либо знаменитого человека, обладающего вполне определенными аристократическими наклонностями. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Из ныне живущих это может быть и кто-то из непосредственного окружения, но не абы какого, а именно аристократического. Или представителей классической интеллигентности. Иначе говоря, ориентир предполагает присутствие большой дистанции между человеком и его идеалом. И это хорошо и правильно, чтобы исключить в принципе элемент самоуверенности и самовлюбленности, самонадеянности и самодовольства. Каждая ступенька на многоэтажной лестнице иерархии бытия, как правило, дается с очень большим трудом. Всегда и всем. И тут не должно быть никаких иллюзий. И, чем больше талант конкретного человека, тем строже он должен быть к самому себе. Это не повод для каких-либо особенных льгот для себя. Это повод для проявления обостренного чувства долга и ответственности, повышенного чувства требовательности к себе, большой и изощренной самокритичности, строгого постоянного самоконтроля.

Главным критерием при отборе своих эталонов у интеллигента служит уровень гармонии личности, выбранной в качестве такового. Но не с точки зрения распространенной системы житейских ценностей, а с точки зрения системы классических ценностей бытия Вселенной. А не только конкретного общества в данный период времени. Интеллигент живет вне времени. По своим внутренним ориентирам. Это, конечно, сложно. Но овчинка стоит выделки. При такой постановке вопроса вероятность создания чего-либо особенно ценного и ныне, и для потомков существенно возрастает. Интеллигент трудится, в первую очередь, для вечности. Ибо, живет критериями гармонии вечности.

В России классических не только аристократов, но и интеллигентов, к сожалению, почти не осталось. Но есть интеллигенты с элементами аристократичности того или иного отдельного вида. Чувствующих элементы истинного аристократизма не только сознательно, но еще и интуитивно. Особенно, если учесть тот момент, что у человека с выраженными аристократическими наклонностями имеется доступ к особым каналам информации Вселенной.

Что автоматически обеспечивает его постоянным потоком не только мыслей особого качества и гармонии глобального характера, но, в ряде случаев, еще и повседневного. Он живет в резонанс Вселенной. Он сознательно стремится к этому. Видит главный смысл своей жизни.

Как оказалось, и к человеческой душе применимо понятие лени, как и понятие трудолюбия. Умственное трудолюбие или физическое еще как-то понятно большинству людей. А вот что такое душевное трудолюбие - это даже самым умным в большинстве случаев представляется чем-то достаточно абстрактным и весьма туманным. Трудолюбие души означает привычку к постоянному, повседневному добросовестному (иначе говоря, качественному) труду душевного характера. Это не только сознательное и целенаправленное развитие свойств души: простых, утонченных и, в идеале, даже изящных, но четкое и конкретное осознание жестокой необходимости повседневного проявления лучших душевных качеств. Ибо, этот момент лежит в основе уважения и любви человека к себе. Без этого невозможно реальное повышение уровня гармонии личности в целом.

И потом, действительно достойный человек, а интеллигент, тем более, понимает свою персональную миссию на Земле - всеми силами ума и души, духа и тела стремиться повысить уровень гармонии, как своего непосредственного окружающего мира, так и Вселенной в целом. А, чтобы душа человеческая была в принципе способна к серьезной и качественной работе с психологической и духовной точки зрения (высокая осмысленность данного процесса как бы подразумевается сама собой), необходимо, чтобы она постоянно находилась в хорошем тонусе. Но человеческая жизнь отличается тем, что перед каждым жизнь ставит все более и более сложные задачи, требующие достаточно конкретного мастерства (мощного знания и местами виртуозного умения), которое достижимо лишь в результате интенсивного и многолетнего процесса работы человека над своими классическими достоинствами и добродетелями. О душе нужно заботиться очень внимательно и серьезно, грамотно и умело. А вот с этим, как правило, у большинства (восемьдесят-девяносто процентов) возникают большие проблемы. Конечно, есть всего несколько процентов людей, которые интуитивно чувствуют то, что им нужно делать применительно к своему уму и душе, личности в целом. Но они, по большому счету, погоды в обществе не делают.

Ибо, даже девяносто процентов людей, относящих себя к интеллигенции, правильно заботиться о себе, и в том числе, о своей душе, совершенно не умеют. За что всегда платили очень дорогую цену. А, уже в нынешнюю эпоху эта цена увеличивается еще в несколько раз. Высокий драматизм ситуации, что называется, налицо.
Только, как ни странно, каждый, к сожалению, идет лишь своим путем проб и ошибок, категорически не желая знать и понимать, как фундаментальные правила и законы человеческого бытия, так и достижения мудрецов человечества, открытия классиков философии и психологии. Ибо, истинное познание - это вечный напряженный труд, результаты которого (как и особенности и закономерности проведения, методы и средства, пути и цели) принципиально не вписываются в закон современного банального рационализма. В соответствии с которым, все, что не имеет быстрого и конкретного, непосредственно ощутимого и значительного результата, должно быть признано бесполезным и бессмысленным. Особенно, если не соответствует интересам и потребностям конкретного сегодняшнего дня. Ведь, уметь думать об интересах дня завтрашнего - это элемент мудрости, который, к сожалению, не всем доступен в принципе.
 
Трудолюбие души проявляется в желании и умении адекватно помочь ближнему. Хотя бы осознанным сочувствием и сопереживанием. Не говоря уже о реальной способности настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника. И в том, чтобы постоянно развивать всю психологическую гибкость и дипломатичность, психологическую сообразительность и изобретательность, внимательность и осторожность, тактичность и деликатность, предупредительность (не только бытовую и физическую, но и психологическую и духовную), утонченность своей души, умение создать качественный психологический комфорт для партнера по общению, который является сложной и многогранной личностью со своими индивидуально-специфическими особенностями и закономерностями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера; психологическую бережность, психологическую любознательность (не путать с банальным любопытством), утонченность и изящность чувства юмора, элементы классической женственности или мужественности, богатство психологической палитры своей личности, утонченность психологической инициативности, умение создавать качественное сокровенное общение (этому посвящена отдельная работа автора), умение быть адекватным и эффективным активатором резервов другого человека (для чего нужно много знать, понимать и уметь из психологии и философии человеческого бытия на почти виртуозном уровне); тоже самое и применительно к способности быть полноценным мотиватором для совершения другим человеком наиболее достойных и красивых дел.

Интеллигент развивает в себе щедрость души, способность проявлять качественное душевное тепло в большом количестве, осознанное великодушие и снисходительность, способность понимать явления высокой степени сложности, многогранные и многослойные, изящное чувство психологической эстетики, способность воспринимать и адекватно оценивать интеллектуальные и психологические оттенки и полутона мыслей и чувств других людей и жизненных явлений вообще, способность искренне и бескорыстно радоваться чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, открытиям и достижениям, способность создавать не только прочные и перспективные отношения, но и многогранные и гармоничные, способность вести конструктивную и созидательную дискуссию, терпение в решении сложных жизненных вопросов и задач, терпимость к второстепенным слабостям и недостаткам окружающих, способность давать возможность сохранять свое лицо другому человеку в проблемных ситуациях, способность проводить постоянный и серьезный самоконтроль за своими мыслями и эмоциями, способность к конструктивной критике, способность к проявлению максимально изящных мыслей и чувств.

Трудолюбие души проявляется и в том, что человек старается максимально контролировать проявления в себе различных отрицательных качеств. И их комплект не так мал, как этого многим хотелось бы. Это вспыльчивость и легкомысленность, склонность к проявлению эмоциональных мотивов поведения, капризность, низкий уровень кротости перед Высшими силами, душевная чёрствость и ожесточение, скупость и жадность, лень ума и души, упрямство и конфликтность, жажда лидерства всегда и во всем, жажда власти, азартность и бравирование, склонность к деспотичности и диктаторству, заносчивость и занудность, злорадство и злословие, идеализм и повышенная изменчивость, импульсивность и истеричность, категоричность и максимализм, повышенная наивность и доверчивость, мечтательность и мнительность, непримиримость и неумолимость.

Вторая группа качеств, требующих контроля - это отчаянность и отчужденность, пресыщенность и тенденциозность, придирчивость и приземленность, расточительность и распутность, банальный рационализм и рвачество, самонадеянность и склонность к резонерству, строптивость, сумасбродство и своенравность, тщеславие и упрямство, хвастливость и экстравагантность, склонность к созданию сплетен и собственничество.

Не говоря уже об откровенных человеческих пороках. Это злобность и злопамятность, стервозность и мстительность, лживость и лицемерие, авантюризм и интриганство, эгоизм и подлость, прихотливость и привередливость, зависть и ревность, пошлость и цинизм, мелочность и формализм, язвительность и саркастичность, скептицизм и нигилизм, высокомерие и чванливость, коварство и карьеризм, ненавистность и поверхностность, безответственность и отсутствие чувства долга, демонстративность и алчность, неблагодарность и амбициозность (не путать с честолюбием), критиканство и садизм, максимализм (в зрелом возрасте), жажда обладания признаками внешней аристократичности, претензия на обладание истиной в последней инстанции, самоуверенность и самовлюбленность.

Без трудолюбия души и ума невозможна полноценная настройка человека в резонанс Вселенной. Без чего невозможно любое полноценное творчество, процессы вдохновения высокого интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Без регулярной и качественной работы души невозможно истинное познание жизни, основанное на озарениях и открытиях, на тонком интуитивном восприятии сложных и многогранных жизненных явлений. Которое способно обеспечить тонко дифференцированное и, тем более, градуированное восприятие явлений внутреннего и внешнего мира личности, претендующей на высокое звание - индивидуальность. Без тонкой, сложной и многогранной серьезной работы души невозможно настроиться в резонанс мыслям и чувствам собеседника, отличить главное от второстепенного, искреннее от лицемерного, истинное от показного, большое от малого, определить уровень гармоничности и совершенства любого жизненного явления, в том числе, качеств собственной личности или личности другого человека. Без трудолюбия души невозможно создать качественные (прочные и перспективные, утонченные и изящные) отношения дружеского или любовного характера, быть полноценным родителем, супругом и просто достойным человеком. Без него невозможно создание чего-либо даже минимально красивого и прекрасного, возвышенного и изящного, не говоря уже об этих моментах высокого качественного уровня. Не зря же говорят о том, что «на осине не родятся апельсины».

Трудолюбие души требует от человека высокого уровня, в первую очередь, внутренней организованности и дисциплины, умения тонко чувствовать истинный духовный характер мыслей и чувств, возникающих в его голове, помимо его воли и желания, быть постоянно в состоянии высокой психологической и духовной бдительности, внимательности. Без чего невозможно почувствовать истинную ценность той или иной конкретной информации, полученной индивидом всеми органами чувств. В результате чего он может просто пропустить или отстранить от себя банальный информационный мусор, составляющий основу средств массовой информации и, в том числе, современного интернета, да и всего того, что он слышит от окружающих, в том числе, своих родных и близких.

Трудолюбие ума и души - это один из самых актуальных моментов современности, ибо, умственная и душевная лень высокой степени  выраженности стала уже распространенным и доминирующим явлением человечества. В результате чего становятся возможными еще более глобальные и изощренные манипуляции не только отдельным человеком или группой людей, но целыми народами и даже человечеством в целом. Причем манипуляции идут во всех сферах бытия - политической, экономической, идеологической, психологической, интеллектуальной, духовной, эстетической, в области науки и культуры. И касаются эти глобальные манипуляции не только каких-то там примитивных народов Азии или Африки, а, в первую очередь, самых развитых народов Европы. И, чем выше экономический уровень развития конкретного народа, тем большему количеству манипуляций он подвергается, не говоря уже о принципиально более высоком уровне изощренности (иначе говоря, деструктивности и дисгармоничности, глубины продуманности и масштабности, агрессивности и навязчивости, высоко организованной подлости и мерзости).

Конечно, нужны и большие знания и большие практические умения. Но, самые большие и истинные интеллигенты ориентируются, в первую очередь, на свои интуитивные ощущения высокого качественного уровня (не более пяти процентов людей имеют развитую интуицию хотя бы одного виду из четырех основных - интеллектуальной, психологической, духовной, эстетической). Другой вопрос, что остальные девяносто пять процентов продолжают утешать себя мыслью о том, что и они не хуже других (и это отчасти верно). И в результате оказываются банальными марионетками не только в руках правительства и государства, но даже отдельных достаточно опытных манипуляторов в повседневной жизни. И это касается, в первую очередь, людей, которые относят себя к интеллигенции. А что же тогда говорить обо всех остальных?

Распространение стандартов и стереотипов низкого качественного уровня интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера приводит к тому, что в обществе возникают закономерные процессы мощной и глобальной, интенсивной и многогранной деградации во всех выше перечисленных сферах человеческой жизнедеятельности. Придавая тем самым явлениям умственной и душевной лени еще более злокачественный характер в масштабах не только отдельной страны, но, к сожалению, и человечества в целом.

Для большинства людей это словосочетание трудолюбие души представляется совершенно необычным и непривычным. Собственно, по большому счету, это собственный термин автора, созданный им на основе анализа более пятидесяти тысяч человеческих жизней и личностей в ходе целенаправленных комплексных исследований и наблюдений по жизни вообще и в профессиональной практике психолога и психотерапевта за более чем тридцать лет. Трудолюбие души актуально в равной степени и для внутреннего мира человека. И для его внешней жизни. Для достижения даже среднего уровня успешности и благополучности человеку требуется, как минимум, средний уровень активности душевных процессов. Причем, с их сознательном и целенаправленном контролем за количественными и качественными параметрами. Это в оптимальном варианте.

На уровень трудолюбия души влияет уровень внутренней и внешней организованности и дисциплины, чувства долга и ответственности, одухотворенности, самокритичности, зрелости и гармоничности личности в целом, степень стремления быть приятным партнером по общению на приятельском, дружеском или родственном уровне, в семье, в производственном коллективе и т.д. Играет роль и степень конструктивности отношения человека к себе, к окружающим, к жизни, к своему месту в жизни. А также уровень количественных и качественных параметров созидательности.

Косвенное влияние оказывает уровень интеллекта, альтруизма, способность воспринимать и создавать явления жизни средней и высокой степени сложности, уровень требовательности к себе, понимание главного смысла жизни, осознание своей персональной миссии на Земле, наличие крепкого внутреннего стержня, самодостаточность, мудрость.

В определенной степени трудолюбие души зависит от того, какую планку поставил себе человек в качестве ориентира в интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических процессах в своей жизни. Если планка на низком уровне, то душа будет очень ленивой. Ибо, даже познание самого себя - это очень сложный и напряженный, долгий и постепенный процесс, требующий больших усилий ума и души.
Трудолюбие души зависит от степени добросовестности человека вообще, ума и души, в частности. Человек с трудолюбивой душой, безусловно, может добиться в жизни гораздо больше, чем человек с ленивой душой. Трудолюбие души играет большую роль и в творчестве человека. Оно помогает добиться сконцентрированности и сосредоточенности на важных моментах творческого процесса, как такового. И на многих внешних факторах, способных, так или иначе, влиять на количественные и качественные показатели творчества.

Бывают, конечно, в жизни и определенные авральные ситуации, когда от человека требуется длительное и стабильное высокое трудолюбие души. Но, по большому счету, желательно, чтобы оно было естественным и закономерным явлением жизни человека, создав целый комплект практических навыков и привычек, отработанных до определенной степени совершенства методов и приемов. В том числе, по мобилизации внутренних резервов и скрытых способностей и талантов.

Трудолюбие души помогает человеку преодолевать преграды и препятствия на своем жизненном пути, более оптимально решать сложные и проблемные ситуации, находить компромиссные решения в нестандартных и изощренных ситуациях. Трудолюбие души помогает создать прочный внутренний стержень. Который помогает человеку стойко и достойно переносить лишения и ограничения, неблагоприятные условия своего существования с интеллектуальной и психологической, духовной и физической точки зрения.

Трудолюбие души делает жизнь человека более интересной и содержательной, создает конкретные предпосылки для возникновения, сохранения и развития душевного комфорта и равновесия. Не говоря уже о прочном и стабильном счастье.
Достойный человек, в том числе, интеллигент, стремящийся иметь реальную основу для уважения и любви к себе, как правило, отличается высоким уровнем трудолюбия души. Без трудолюбия души невозможно возникновение трудолюбия духа, как и развитие всех его основных качественных параметров. Без него весьма проблематично возникновение глубокого и стабильного чувства собственного внутреннего удовлетворения человека самим собой и своей жизнью, как и ощущение полноценности своей личности и своей жизни.

Без трудолюбия души невозможно восприятие и создание явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. Особенно утонченного и изящного характера. Средней и высокой степени гармонии и совершенства. Ленивая душа не способна к эффективному самоконтролю и самокритичности.

Человек с ленивой душой, как правило, ведет достаточно упрощенный образ жизни. Его авторитет в общественном мнении предельно символичен. Особенно умные, талантливые, мудрые, зрелые, гармоничные люди, как правило, сторонятся человека с ленивой душой. Поддерживая с ним по необходимости лишь формальные и поверхностные отношения.

Без трудолюбия души невозможны процессы самовоспитания и самосовершенствования. Без него развитие классических добродетелей будет весьма затруднено. Очень сложно и решение психологических задач и в отношениях с самим собой, и с окружающими. Весьма проблематично развитие интеллигентности у человека с ленивой душой. Не говоря уже об аристократичности. Истинной, а не показной.

Большинство важных психологических процессов у человека с ленивой душой имеет низкий качественный уровень. Это психологическая аккуратность и бережность, внимательность и наблюдательность, сопереживание и сострадание, умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, чувство обратной связи, великодушие и снисходительность, терпение и терпимость, тактичность и деликатность, чувство психологической изящности и бдительности, гибкости и дипломатичности и т.д.

Без трудолюбия души невозможно проявить психологическую адекватность даже в самых простых ситуациях. Не говоря уже о сложных.

Трудолюбие души - особая добродетель, без которой невозможна глобальная добродетельность человеческой личности. Это энергозатратный момент. Как, впрочем, и все действительно важное и ценное в человеке и его жизни.

Трудолюбие души не имеет какого-либо существенного и конкретного материального эквивалента, особенно экономического характера. Как, впрочем, и все классические добродетели из системы вечных фундаментальных духовных ценностей Вселенной. Глупым и примитивным, неодухотворенным, стереотипно мыслящим человеком гораздо проще управлять, манипулировать в своих эгоистических целях. И только человек, который сознательно и целенаправленно, серьезно и основательно работает над собой, развивает трудолюбие души, имеет реальный шанс в определенной степени уменьшить вероятность того, что он станет жертвой манипуляций. Кончено, изменить суть государственной политики и идеологии он не в состоянии, потому как большинство его не поддерживает, но, условно говоря, минимизировать свои потери при этом, по возможности, - это реальная задача.

Большинство людей склонно в понятие спонтанность вкладывать очень своеобразный смысл. Примерно – это возможность в любой момент времени делать что попало и как попало. Иначе говоря, совершенно произвольным образом. И тут есть масса своего рода подводных камней логики. Дело в том, что на полную спонтанность поведения имеет право, по большому счету, вообще мало кто. Только тот человек, который достиг хотя бы умеренного (это с духовной точки зрения – умеренного, а с житейской точки зрения – это высокого) уровня одухотворенности, самокритичности, самоконтроля, зрелости и мудрости, самодостаточности и развитого чувства собственного достоинства, конструктивности и созидательности, хорошего уровня осознанности сути и содержания своей миссии на Земле и большой целеустремленности в выполнении этой миссии максимально добросовестным образом. Когда уровень гармонии личности настолько высок, что он исключает на уровне подсознания подавляющее большинство примитивных и упрощенных, деструктивных и дисгармоничных явлений в своем сознании. Что может родить хороший уровень доверия к своим мыслям и чувствам, имеющим изначально высокий качественный уровень по всем четырем ведущим параметрам бытия.

Человек с ходу озвучивает свои мысли, а они оказываются и умны, и изящны. В связи с чем, он может себе позволить быть максимально естественным и искренним. Ибо, чисто внешне он старается контролировать свои отрицательные эмоции. Или, если и выражает их, то настолько изящно, что это не вызывает дискомфорта у окружающих. Суть эмоций остается прежней, а вот формы их проявления имеют, условно говоря, весьма удобоваримый вариант. Смоделированный сознательно.

Спонтанность предполагает адекватную реакцию не только эмоционального, но и логического характера на то или иное явление жизни. В том числе, необычного и непривычного, странного и своеобразного, тонкого и щепетильного, противоречивого и непонятного характера. Это наличие системы классических ценностей и высокая верность им в любых ситуациях. Это и присутствие хорошего уровня изящности ума и души, обеспечивающих высокое качество мыслей и чувств даже совершенно произвольного характера. Человек просто вовремя отсекает от себя все деструктивное и дисгармоничное.

Определенную роль играет и уровень гармонии личности человека, который позволяет ему периодически подключаться к информационным каналам Вселенной высокого качества. И, кроме этого, быть на постоянной связи с каналом хорошего качества. По логике вещей. Когда даже самые простые мысли и чувства имеют высокую качественную планку, что выглядит в общественном мнении достаточно достойным. Жизнь в унисон гармонии Вселенной – это, что называется, отдельная песня нашего бытия.

При более основательном анализе понятия справедливость выявляется масса неожиданных моментов. Во-первых, существует две совершенно различные логические системы для анализа любых жизненных явлений: обычная житейская и духовная. Первая достаточно формальная и поверхностная, упрощенная, содержащая массу элементов с той или иной степенью деструктивности и дисгармоничности. И вторая, исходящая из системы классических ценностей не только человечества, но и всей Вселенной, созданная не людьми, а Высшими силами. Причем, задолго до появления человечества.
К сожалению, большинство людей не знает духовной системы ценностей и поэтому руководствуется только житейской. Правда, есть ряд людей, которые интуитивно чувствуют ущербность житейской системы и поэтому стремятся познать и освоить духовную систему. И им это удается. Правда, в весьма различной степени - от минимальной до средней.

С точки зрения житейской логики справедливость торжествует тогда, когда одерживает верх истина. И это действительно так. Вопрос только в том, а какая именно истина? Если только житейская, то это одна ситуация. Если же духовная, то это совершенно другая ситуация. Для тех, кто знает только житейскую логику, существует только житейская истина. В соответствии с которой, если ты прав, то ты можешь в полной мере проявлять максимализм и категоричность, прямолинейность, четко и конкретно разделяя весь мир на белое и черное, не зависимо от специфики конкретной ситуации и не взирая на лица.

Высказывая всю информацию в полном объеме, совершенно не заботясь о возможных последствиях и осложнениях развития такого рода ситуации. Руководствуясь такой логикой, можно легко забыть о многих классических ценностях бытия, как ненужных и лишних. В частности, о великодушии и снисходительности, сочувствии и сопереживании, тактичности и деликатности, терпимости, психологической гибкости и дипломатичности, предупредительности и предусмотрительности, бережности и осторожности, психологической аккуратности и внимательности. Житейская справедливость предполагает торжество одного человека над другим. И при этом считается излишней забота о гармоничности ситуации. Которая в девяносто пяти случаях из ста не должна нарушаться ни при каких обстоятельствах. В противном случае, сторонник житейской логики, нарушающий гармонию Вселенной, будет обязательно показан Высшими силами. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. И, чем жестче и агрессивнее человек отстаивает свою житейскую логику и справедливость, тем серьезнее может быть наказание.

Особенно многие люди любят уличать и обличать. Как правило, почти сто процентов таких людей отличаются общими особенностями: низкий уровень психологической и духовной эрудиции, преобладание стереотипного мышления, минимальный уровень истинной интеллигентности, обостренная амбиция, претензия на обладание истиной в последней инстанции, жажда лидерства всегда и во всем, низкий уровень жизненной конструктивности и созидательности, зрелости и мудрости, добродетельности и гармоничности, высокий уровень своенравности и сумасбродства, присутствие в зрелом возрасте юношеского максимализма и категоричности, в отдельных случаях предварительной предвзятости и тенденциозности.

И еще: неумение видеть за внешней стороной дела истинное положение дел, масса комплексов неполноценности, сильно неудовлетворенная потребность в чувстве собственной значимости, слабый внутренний стержень, неумение моделировать полноценное и перспективное чувство собственного внутреннего удовлетворения, неумение строить прочные и перспективные отношения с окружающими, неумение моделировать стабильные доверительные отношения, доминирование банального рационализма, демонстративность и элементы экзальтированности, низкий уровень общей фоновой доброжелательности, неумение дифференцированно воспринимать нестандартные и сложные явления жизни, низкий уровень жажды познания нового, отсутствие стремления обретения мудрости, зависть и ревность, отсутствие интуиции и проницательности, неумение учитывать интересы завтрашнего дня, отсутствие даже относительно полноценной иерархии жизненных ценностей, отсутствие стремления к сознательному моделированию изящных мыслей и чувств, неумение быть интересным собеседником для хорошего интеллектуала.

Умение быть действительно справедливым - это большое искусство и сложная наука. О чем, к сожалению, большинство обычных людей совершенно не догадывается. Руководствуясь только узкой группой весьма упрощенных стереотипов, весьма распространенных в обществе. 

Можно начать с того, что истинная справедливость требует от человека набора такого большого количества достоинств и добродетелей, что счет им идет не на некоторые единицы, а на многие десятки. И если смотреть на ситуацию более глобально, то высокий уровень проблематичности и даже драматичности её будет заключаться в том, что, во-первых, даже применительно к распространенным качествам личности есть очень важный нюанс: важен не сам факт присутствия того или иного конкретного качества, а реальная степень его развития. В оптимальном варианте находящаяся между средней степенью и значительной. В то время как, в действительности у большинства она находится между минимальной и средней. Причем, часто гораздо ближе к минимальному уровню, нежели к умеренному. Иначе говоря, на том уровне, который не просто в некоторой степени не соответствует желаемому, а принципиально не соответствует. Выражаясь проще, имеет такой уровень развития, что им, по большому счету, с духовной точки зрения можно совершенно пренебречь.

Как тем, что не имеет особой и даже умеренной ценности с точки зрения системы классических ценностей. Для большей наглядности можно провести определенную логическую параллель: соответствие такого человека с достоинствами и добродетелями на таком уровне степени сложности действительно серьезных жизненных задач вообще и справедливой линии поведения, в частности, таково, как соответствие уровня знаний первоклассника задачам за десятый класс. Понятно, что претензию на особое совершенство может предъявлять практически любой человек. Вопрос только в том, насколько полноценно он сможет проявить это совершенство на практике.

В классическом варианте первоклассник, как правило, терпит принципиальное фиаско в решении такого рода задач. И тут совершенно не важно о чем идет конкретно речь - об обычной школе или школе жизни. Суть дела от этого, к сожалению, никак не меняется.

Во-вторых, адекватная справедливость требует проявления столь редких качеств, что семьдесят или девяносто процентов людей, к сожалению, их лишены. В подавляющем большинстве случаев лишены от рождения и до смерти. В остальных случаях отсутствие желательных и необходимых добродетелей и достоинств объясняется глобальной и фундаментальной ленью ума и души большинства людей. Не говоря уже о доминировании в их сознании духа негативного консерватизма, который старательно препятствует любым, даже самым символическим положительным преобразованиям в личности человека. И не только в той или иной отдельной ситуации, но, как правило, пожизненно. О чем, собственно, свидетельствует история человечества последние три тысячи лет. Ибо, эволюция человечества с духовной, интеллектуальной и психологической точки зрения идет не просто немного медленно, а предельно медленно. За очень редким исключением. Классических аристократов ума за это время было всего пять тысяч человек. Хотя претензию на это звание предъявляли в тысячи раз большее количество людей.

И потом: справедливость имеет очень широкий качественный диапазон своего проявления. С точки зрения большинства обычных и простых людей. Не будем забывать о наличии жесткой иерархии в человеческом обществе. Треть людей по своей сути личности близка к примитивному уровню. Еще треть - к упрощенному. Следующая треть - к обычному. Точнее сказать, не треть, а примерно тридцать процентов. Думаю, что не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ни о какой даже относительно полноценной справедливости и речи не может быть у людей примитивных и упрощенных. Далеко не все так просто и с обычной категорией людей. Жизнь-то тоже имеет свою качественную иерархию. Это примитивные, упрощенные, обычные, утонченные, изящные и изысканные категории явлений. У обычных людей особая виртуозность мыслительных процессов наблюдается применительно к примитивным и упрощенным явлениям жизни.

Умеренная успешность имеет место в плане обычных явлений. Что в совокупности создает у них мощную иллюзию о наличии у себя особого интеллекта и мудрости вообще по жизни. Но совсем другая ситуация наблюдается в том случае, когда речь идет об утонченных явлениях жизни. Тут они оказываются компетентными лишь иногда. Если же речь вести об изящных явлениях жизни, то тут компетенция проявляется лишь редко. Про изысканные явления жизни применительно к этой категории людей речь вести вообще бессмысленно, по большому счету.

Есть разделение еще и по уровню сложности жизненных явлений. Простые, умеренной сложности, сложные, очень сложные. Компетентность большинства обычных людей (про примитивных и упрощенных речь в данном случае вести вообще не стоит) распространяется только на простые явления. Где более или менее сносно проявляется их справедливость. В явлениях средней сложности - только иногда. В сложных явлениях - предельно редко. Об очень сложных явлениях речь вообще вести не стоит. Вот какова реальная проза жизни. Вероятность более полноценной справедливости имеется у классических интеллигентов. Которых предельно мало даже среди тех, кто формально относит себя к интеллигенции в соответствии со своим социальным статусом. Который, к сожалению, совершенно не совпадает с личностным.

Для проявления адекватной справедливости нужен хороший уровень интеллекта. Ибо, глупый человек в принципе не способен осмысливать полноценно даже самые простые явления жизни. Не говоря уже о всех прочих. В человеке напрочь должен отсутствовать авантюризм и интриганство, амбициозность, властность и высокомерие, жажда чисто внешней аристократичности, зависть и ревность, злобность и злопамятность, критиканство, лень ума и души, лживость и лицемерие, максимализм и категоричность, мелочность и наглость, претензия на обладание истиной в последней инстанции, ненавистность и непорядочность, нетерпеливость и нетерпимость, нигилизм и скептицизм, пессимизм и поверхностность, банальный рационализм, подлость и подозрительность, пошлость и пренебрежение духовными ценностями, пренебрежительность к окружающим, привередливость и прихотливость, самоуверенность и самовлюбленность, своенравность и сумасбродство, желчность и язвительность, саркастичность и стервозность, формализм и цинизм, чванливость и черствость, эгоизм и эгоцентризм, стремление мыслить только стереотипно, духовное и психологическое невежество.

Вторая группа нежелательных качеств не менее обширна. Это: пренебрежение эстетикой интеллектуального, психологического и духовного плана; беспринципность, неумение и нежелание познавать законы жизни, удовлетворение собой только как результат мнения окружающих, непонимание своего места в жизни, дефицит информации о великих людях, заслуживших общественное признание, отсутствие жизненных идеалов, произвольность восприятия внешней информации (отсутствие сознательного фильтра), стремление делать в своих размышлениях упор на внешнюю форму, а не на истинное, часто скрытое содержание; отсутствие иерархии жизненных ценностей, отсутствие собственной самостоятельной и независимой точки зрения на различные жизненные явления, нежелание и неумение уважать старших, людей имеющих конкретные и существенные заслуги и достижения, нежелание сопереживать и сострадать окружающим, отсутствие ориентации на порядочность и благородство, отсутствие психологической гибкости и дипломатичности, избегание решения сложных жизненных задач, избегание соревновательности с окружающими одухотворенного характера, лицемерие и лживость, отсутствие снисходительности и великодушия в интеллектуальных и психологических вопросах, отсутствие элементарной осознанной доброжелательности, отсутствие сознательного желания предоставить другому человеку возможности сохранить своё лицо в сложных ситуациях, душевное очерствение и ожесточение, отсутствие философского отношения к чужим ошибкам и неудачам, недостаткам и слабостям; отсутствие сознательного стремления к гармонии всегда и во всем.

Третья группа нежелательных качеств, резко снижающих общий уровень добродетельности человека. В том числе, и в плане справедливости: неконструктивная критика других людей, неспокойное решение проблем и неприятностей, слабая сила воли, неумение быть приятным и интересным собеседником, низкий уровень общей доброты, неумение и нежелание признавать свои ошибки, отказ себе вправе на ошибку, неумение вести конструктивную дискуссию, неуважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, успехам и достижениям; низкий уровень выдержки и самообладания, неумение и нежелание проявлять благодарность и признательность, праздность, отсутствие трудолюбия и усердия, слабая внутренняя сила, слабый самоконтроль, отсутствие стремления к интеллигентности, неумение проявлять психологическую предупредительность и предусмотрительность, непонимание главного смысла жизни, слабый уровень добросовестности по жизни, поиск счастья вне себя, неумение полноценно работать в команде, неумение и нежелание делиться качественным душевным теплом, отсутствие серьезной постоянной тренировки ума, как и привычки к основательной душевной работе; отсутствие стремления к постижению мудрости человечества, преобладание банального рационализма, неумение думать о дне завтрашнем, отсутствие стремления к изящности мыслей и чувств, отсутствие искренности и естественности, нежелание оказывать помощь более слабым, отсутствие анализа динамики своих внутренних процессов, отсутствие авторитетов для себя по важнейшим жизненным вопросам, неумение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, слабое представление о классической мужественности и женственности, отсутствие чувства психологической эстетики, слабо развитое абстрактное и ассоциативное мышление, низкий уровень уверенности в себе и своих силах, неумение разбираться в людях, сумасбродство и своенравность, тщеславие, неумение решать конфликтные вопросы.

Четвертая группа качеств: желание не быть значительной и гармоничной личностью, а лишь чисто внешне казаться таковой; подозрительность и недоверчивость, слабая самокритичность, экзальтированность и экстравагантность, слабая интуиция и проницательность, неумение правильно подать себя, непонимание различий мужской и женской психологии, чрезмерная прозаичность, наличие большого числа иллюзий и заблуждений, категоричность и максимализм, прямолинейность и стремление к эмансипации, неумение правильно любить себя, стремление решать проблемы с позиции силы, желание непрерывного праздника, садистские и мазохистские наклонности, отсутствие психологической бережности и аккуратности, осторожности и внимательности, бдительности, способности устанавливать прочные и перспективные доверительные отношения, непонимание мысли о том, что благими намерениями дорога в ад вымощена.

Есть и еще один весьма актуальный момент в проявлении справедливости (как, впрочем, и большинства других классических добродетелей). Примитивный человек не всегда справедлив к упрощенному. Упрощенный - к обычному. Обычный - к утонченному. Утонченный - к изящному. Изящный - к изысканному.

Очень глупый человек далеко не все понимает в личности и жизни глупого. Глупый - в жизни неглупого. Неглупый - в жизни умного. Умный - в жизни очень умного. Очень умный - в жизни мудрого. Аналогичная ситуация наблюдается и в иерархии сложности личности людей. Простой человек лишь иногда может быть справедливым по отношению к человеку средней степени сложности. А последний - иногда к сложному человеку.
Все общество и даже человечество в определенной степени спасает то, что людей средней степени сложности только девять процентов. А сложных - лишь один процент.

Поэтому простой человек не терпит принципиальное фиаско абсолютно каждый день, а только иногда. Правда, в данном случае, это выражение «иногда» служит весьма относительным утешением. Так сказать, лишь с формальной точки зрения. Ибо, по большому счету, именно люди средней степени сложности личности (в хорошем смысле слова) и сложные нуждаются в наиболее регулярном и полноценном проявлении момента справедливости к их личности, жизни, творчеству и прочим моментам. И этот момент имеет совершенно особый элемент актуальности не только с точки зрения индивидуальной психологии того или иного отдельного человека, но и с точки зрения общественной и даже государственной. Ибо, главный двигатель общественного, государственного и общечеловеческого прогресса составляют именно изящные и изысканные люди, а также умеренной и высокой степени сложности. Ибо, именно они создают главные общественные ценности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Именно на них держится все человечество. В прошлом, настоящем и будущем. Реально же мы можем видеть последние три тысячи лет не просто не совсем справедливое отношение к этим категориям людей не только со стороны отдельных людей (индивидами назвать их язык не поворачивается), групп людей  (включая почти все выше перечисленные), но и общества в целом.

Да и с точки зрения всего человечества ситуация ненамного лучше. Просто во всем человечестве действительно здравомыслящих людей гораздо больше, чем в каком-либо отдельном обществе), а принципиально неадекватное отношение с интеллектуальной и психологической, моральной и материальной, духовной и нравственной точки зрения имеет место быть у большинства. И данная работа, кроме всего прочего, имеет цель дать дополнительный толчок у хотя бы некоторых читателей на размышления по указанной проблеме. Ибо, ставки очень велики. Речь идет об эволюции общества в целом не только в настоящем, но и в отдаленном будущем.      

Справедливое отношение к чему-либо или кому-либо в значительной степени зависит от степени адекватности оценки аналитика того или иного явления жизни. И если чуть внимательнее присмотреться к ситуации, то претензия на истину большинства людей окажется фикцией чистой воды. Ибо, интеллект, существенно выше среднего есть только у десяти процентов людей. Творческое мышление встречается у пяти процентов людей. Самая символическая психологическая и духовная эрудиция - вообще у одного процента людей. Правда, среди интеллигенции эти показатели несколько выше. Но, по большому счету, это не столько качественные отличия, сколько количественные. К величайшему сожалению автора, который в жизни и в работе имел возможность общаться с более двадцатью тысячами представителей интеллигенции. Что дает ему определенное право добросовестно рассуждать на данную тему.

Хорошо разбираться в людях, в лучшем случае, пять процентов людей. Не говоря уже о том, что последнее столетие (как минимум) в нашей стране стало необыкновенно модным кого-либо в чем-либо уличать и обличать. Это просто какая-то психическая и духовная эпидемия. И единственным средством её лечения является хороший уровень духовной эрудиции. Который ближайшие пару тысяч лет вряд ли будет принципиально большим.

Справедливость предполагает тонкое и дифференцированное отношение аналитика к тому или иному явлению жизни. Что возможно у человека не только с хорошим интеллектуальным потенциалом, но и с большой реальной практикой проведения глубокой и комплексной аналитической работы. С проявлением высокого уровня трудолюбия и добросовестности ума, с умением перестраиваться на более высокий энергетический уровень в интеллектуальной работе. Не говоря уже об усердии и упорстве, целеустремленности и энтузиазме, самостоятельности и независимости, умении оперировать понятиями средней и высокой степени сложности.

Достаточно сказать, что умение хорошо разбираться в людях предполагает наличие у человека не менее пятидесяти достаточно редких качеств. Но, если мы будем говорить даже просто о профессиональных вопросах, то следует сразу же отметить, что истинных профессионалов в любом деле не более десяти процентов, способных полноценно анализировать какое-либо явление с учетом многочисленных нюансов и деталей, оттенков и полутонов. И опять же несколько слов об истине. В общей массе людей её поисками занимается от одного до пяти процентов людей. Все остальные стремятся подстроить реальную действительность под свои личные мнения и представления. Поэтому ни о какой существенной адекватности с их стороны и речи не может быть.

Последние десятилетия в мире наметилась новая психическая эпидемия - жажда славы любым путем. В этом случае о какой-либо адекватности в оценке себя, своей жизни и творчества речи вообще не идет. Не говоря уже о громадной массе авантюристов, сознательно и целенаправленно вводящих общество в заблуждение о себе и своей жизни. Справедливость тут весьма своеобразная.   

Конечно, иметь собственную точку зрения желательно всем. Другой вопрос в том, что, чтобы иметь таковую на самом деле, а не предполагать ее наличие чисто теоретически, нужен определенный комплект факторов. Это существенная самостоятельность и независимость, самодостаточность, зрелость, гармоничность, неплохой уровень интеллекта и общей культуры. Это знание и понимание иерархии вечных и универсальных классических ценностей. Желательно и присутствие творческого мышления (не более пяти процентов людей).

Собственно, человек, имеющий собственную точку зрения, как правило, не особенно ориентируется на мнение окружающих. Он не пренебрегает им демонстративно, но и не следует ему слепо и механически. Конечно, такой человек старается найти рациональное зерно в мнении окружающих. И при необходимости скорректировать свое собственное мнение. Но сам факт принципиального противоречия его мнения мнению окружающих еще не является обязательным фактором к значительному пересмотру своего мнения. Другой вопрос, что действительно достойный человек старается иметь два-три эксперта для себя в том или ином вопросе, где он не может претендовать на значительное совершенство своего мнения. И, с другой стороны, этот момент помогает ему постепенно, но четко и конкретно избавляться от своих иллюзий и заблуждений, возможных ошибок и неудач.

Хотя, безусловно, даже самый самодостаточный человек не исключает для себя сам момент того, что он не знает или не понимает чего-либо в новой информации, которую он еще не успел осмыслить должным образом. Или в старой информации, особенно второстепенного и третьестепенного характера. В таких случаях самодостаточный человек стремится восполнить свой дефицит информации. И проанализировать новые данные с точки зрения иерархии классических ценностей. Иногда небольшое фиаско служит хорошей мотивацией для дальнейшей работы над собой.

Действительно самостоятельный и независимый человек, как правило, не меняет свою точку зрения по десять раз в день. Это, если и происходит, то достаточно редко и под влиянием очень весомых аргументов. Собственно, познание мира и жизни идет путем постепенного узнавания все новой и новой информации. Иногда один-два новых аспекта восприятия того или иного жизненного явления могут существенно скорректировать прежнее представление о нем. И даже более того, мудрый человек склонен быть благодарным тому, кто помог ему скорректировать его прежние взгляды и мнения.

Наиболее устойчивое мнение интеллектуала имеет место применительно к критериям эстетики и совершенства интеллектуального, психологического и духовного характера. Есть верность и преданность своим принципам и убеждениям, правилам и законам внутреннего пользования. Истинный интеллигент не впадает в банальную амбициозность, когда мнение считается абсолютно правильным только в силу того, что оно является его собственным. Интеллектуал открыт не только для просто новой информации, он открыт и для принципиально новой информации. Ибо, видит в этом залог своего полноценного развития, сознательного и целенаправленного самосовершенствования.

Настоящий друг не остается равнодушным, если его друг попал в проблемную ситуацию. Он предлагает свою помощь, не ожидая специальной и отдельной просьбы в свой адрес. И свое внимание он не стремится дозировать по чайной ложке. Хотя, безусловно, он старается проявлять свое участие в ситуации максимально тактично и деликатно, корректно и дипломатично. Даже, если видит большую и принципиальную ошибку своего друга. Конечно, тут есть и свои особенности. Человек со стандартным уровнем интеллекта не может эффективно и полноценно помочь в решении проблем средней степени сложности (не с житейской, а с духовной точки зрения). Человек, умеющий решать только задачи средней степени сложности, опять же, чаще всего, неспособен внести конструктивное начало в решении сложного вопроса. Обычный человек не может заниматься качественным творчеством даже на полупрофессиональном уровне. В большинстве случаев обычный человек, при всем своем желании, не может синтезировать действительно мудрую мысль. Его разума хватает лишь только на примитивные, упрощенные и обычные (простые) вопросы жизни. Простой человек, как правило, не отличается особой изящностью ума и души. И поэтому, по большому счету, перед ним ставить задачу, требующую изящности ума и души, не стоит. Ибо, это заведомо провальный вариант развития ситуации. Нельзя ждать от близорукого человека способности хорошо видеть удаленные предметы. Как бы сильно и долго он при этом не старался.

И тут может даже возникнуть своего рода логический парадокс. То, что интеллигент может придумать легко и непринужденно за пять минут (условно говоря), может остаться принципиально недостижимо для всей жизни обычного человека, продолжительностью в сто пятьдесят лет. С качественной точки зрения. Ибо, понятно, что с количественной точки зрения, за сто лет можно сделать гораздо больше, чем за пять минут. Вопрос только в том, а будет ли это иметь действительно особенную ценность с общественной и государственной точки зрения. Не говоря уже об общечеловеческой ценности с точки зрения системы классических ценностей.

Истинный друг, правда, не зависимо от своих реальных возможностей и способностей, старается проявить максимальную добросовестность ума и души в решении проблемных и непростых вопросов своего друга. Возможности истинного интеллигента в этом случае весьма значительные. По большому счету, нет такой жертвы, на которую бы не пошел интеллигент ради своего друга. Конечно, в тех или иных отдельных ситуациях возможности могут быть жестоко регламентированы в силу обстоятельств, не зависящих от воли и желания конкретного человека, стремящегося помочь. И опять же, не стоит забывать, что высокий уровень мудрости был лишь у некоторых мудрецов и святых. За всю историю человечества таких было не более пятисот человек. Но это были аристократы духа. Что, к сожалению, далеко не всегда сопровождает аристократизм ума или души. Такова диалектика жизни. И изменить ее никому из смертных не дано.

Интеллигенты – это самые верные и надежные друзья. Как и люди, стремящиеся к обретению истинной интеллигентности.

Способность быть полноценным другом в большой радости другого человека – это редкое и ценное качество. Этот элемент, дающий человеку серьезное основание уважать самого себя. Радоваться чужой радости, сопереживать ей искренне и бескорыстно способны, к сожалению, немногие. Особенно, если радость большая, соразмерная твоим собственным радостям. И отдельный случай возникает тогда, когда чужая радость значительно больше твоей. И возникает значительно чаще, чем твои собственные. Вот тогда-то и выясняется истинная сущность человека. Кто он есть на самом деле. Большинством обычных людей овладевает в таких случаях ревность и зависть к чужому благополучию, удаче, успеху, достижению, общественному признанию. И только действительно умный и сильный, в определенной степени одаренный человек способен ощущать радость без какой-либо негативной подоплеки от радости ближнего. Особенно актуальным этот момент выглядит тогда, когда этот ближний не является родственником или другом. Формально он чужой и посторонний. Но, тем не менее, испытывает большую потребность сказать что-то хорошее и приятное.

Интеллигенты – это самые надежные и верные друзья. Им чуждо лицемерие и фальшь. Радость интеллигента проявляется одновременно в трех плоскостях: наедине с самим собой, в общении с тем, у кого появилась новая радость, с другими окружающими. В том числе, через средства массовой информации. Иногда достаточно сказать всего пару слов, чтобы вдохновить человека на новые успехи и достижения, уменьшить его сомнения и колебания относительно самого себя, своей жизни, своего творчества. И тут бывают, важны не только слова, как таковые, но и интонация голоса, мимика, жесты, выражение глаз. Ибо, когда человек говорит что-либо приятное с небрежной интонацией в голосе или со злым выражением лица, то это воспринимается совсем иначе, нежели при доброжелательной интонацией голоса и выражением лица.

Интеллигенту совершенно не обязательно говорить много слов. Нередко несколько слов с большой концентрацией смысла бывает достаточно, чтобы не только в значительной степени выразить суть мысли, но и сказать при этом существенно больше, чем это было сказано обычным человеком за пятнадцать минут. Не всегда, конечно. Но, тем не менее. Вопрос, конечно, не только в словах, а и в действиях человека. Интеллигент в десять (или даже сто раз) чаще высказывает публичное одобрение чего-либо хорошего, доброго, светлого, прекрасного, красивого, изящного, несущего определённые элементы интеллектуальной, психологической и духовной эстетики. Не говоря уже о том, что интеллигент способен во много раз чаще испытывать искреннее и бескорыстное, большое и осмысленное восхищение другими людьми, результатами их творчества, поступками, изящными мыслями и чувствами в любой форме их проявления.

И даже более того: интеллигент, как правило, способен искрение и бескорыстно, энергично и целенаправленно защищать интересы какой-либо творческой личности и перед своим непосредственным окружением, и перед обществом в целом. Если есть возможность, то интеллигент проявляет поддержку другому достойному человеку. Не зависимо от его социального положения. И очень часто это помогало не только становлению многих действительно талантливых людей, но и их реальному выживанию. В прямом смысле слова. Интеллигенту свойственен альтруизм, душевная щедрость, доброжелательность ума и души. Он исходит в своей жизни не из соображений формальной логики, а из своих личных духовных принципов.


Рецензии