Будьте свободны!
Ни небесным , ни земным ,
ни смертным , ни безсмертным
сотворил Я тебя , так что
можешь быть свободен по собственным воле и совести
— и сам себе будешь творец и создатель .
Лишь тебе даровал Я
расти и меняться по собственной воле своей .
Ты несёшь в себе семя вселенской жизни .
" Традиционному образу жизни соответствует мышление ,
в основу которого заложена мысль , что
кто-то постоянно заботится о человеке
( Бог , государство , родители и т.д. ) .
Задача человека в таком случае
— добросовестно выполнять все рекомендации .
Естественный образ жизни
в основу мышления закладывает противоположную мысль :
человек
сам должен заботиться о себе ,
сам искать информацию ,
сам проверять её своим опытом
и вводить в стереотип своей жизни всё новое ,
сам отвечать за своё здоровье .
Эта перестройка мышления
трудна из-за неуверенности человека в себе .
Гораздо проще подчиняться .
Действовать по своему усмотрению ,
отвечать за свои действия
— значит брать на себя ответственность .
Но это единственный путь самореализации .
"
[ Гогулан М.Ф. Попрощайтесь с болезнями .
СПб : Невский проспект , Вектор , 2007 . с. 204 ] .
" Каждый раз , когда вы играете беспомощного ,
вы создаёте зависимость , вы играете в зависимость .
Другими словами , мы делаем себя рабами .
Особенно если это зависимость от самоуважения .
Если вы нуждаетесь
в одобрении , похвале , обратной связи от каждого ,
тогда вы каждого делаете своим судьёй .
Фредерик Пёрлз
"
[ Курпатов А.В. От депрессии к радости . СПб : Нева , 2005 . с.57 ] .
" Дремучий житель Центральной Африки может не поверить ,
что миллионы американцев наслаждаются роскошью .
Хотя такая же роскошь доступна каждому ,
кто желает достичь её .
Так же и каждый человек , страдающий сегодня от мрака
ложных убеждений в неизбежности болезней и смерти ,
имеет возможность
шагнуть в свободу от болезней и тому подобного ,
и миллионы людей уже делают это .
Но человек не может сделать этот шаг ,
пока отрицает саму возможность этой свободы .
В то время как такой человек сидит
и обнимается с близкой его сердцу верой в болезни ,
другие используют закон разума ,
чтобы освободить себя и других от подобных убеждений .
"
[ Тойч Дж.М. , Тойч Ч.К.
Ваше право на совершенное здоровье .
Немедицинские ответы раку и другим болезням .
М. : Т.М. Сорина , Б.В. Сорин , 2005 . с.38 ] .
" Мы могли бы привести
массу примеров из повседневной жизни , в которых
людям кажется ,
будто они принимают решение , будто хотят чего-то ,
но на самом деле они
поддаются внутреннему или внешнему давлению
" необходимости " и " хотят " именно того ,
что им приходится делать .
Наблюдая , как люди принимают решения ,
приходится поражаться тому , насколько они ошибаются ,
принимая за своё собственное решение
результат подчинения обычаям , условностям ,
чувству долга или неприкрытому давлению .
Начинает казаться ,
что собственное решение — явление достаточно редкое ,
хотя
индивидуальное решение и считается
краеугольным камнем нашего общества .
Я хочу привести ещё один пример
псевдожелания , которое часто наблюдается
при анализе людей без каких-либо невротических симптомов .
Этот частный случай
не связан
с широкими общественными проблемами ,
которыми мы занимаемся здесь ,
но позволит
читателю , не знакомому с действием подсознательных сил ,
получить лучшее представление об этом феномене .
Кроме того ,
этот пример явственно выявляет связь между
подавлением психических актов
и возникновением псевдоактов ,
о чём уже упоминалось выше .
Обычно
подавление рассматривают с точки зрения его роли
в невротическом поведении , в сновидениях и т.п. ;
однако
важно подчеркнуть , что
всякое подавление
уничтожает какую-то часть подлинной личности
и вызывает подмену подавленного чувства псевдочувством .
Человек , о котором пойдёт речь , — студент-медик , двадцати двух лет .
Он
заинтересован своей работой и легко ладит с людьми .
Нельзя сказать , чтобы он был как-то особенно несчастен ,
но
он нередко чувствует некоторую усталость
и у него нет особенного вкуса к жизни .
Подвергнуться психоанализу
его побудила профессиональная любознательность :
он собирается стать психиатром .
Единственная его жалоба состоит в том ,
что у него возникли некоторые трудности в учёбе :
он часто забывает прочитанное ,
чрезмерно устаёт на лекциях
и стал хуже сдавать экзамены .
Это его удивляет , потому что
во всём остальном он не может пожаловаться на память .
Он вполне уверен , что хочет заниматься медициной ,
но часто сомневается , что сможет стать хорошим врачом .
Через несколько недель он рассказывает
сон , в котором он
стоит на верхнем этаже построенного им небоскрёба
и оглядывает сверху окружающие здания
с лёгким чувством торжества .
Вдруг
небоскрёб рушится , и он оказывается под развалинами .
Он понимает , что его спасут ( развалины уже разбирают ) ,
но слышит , как кто-то говорит о нём ,
что он серьёзно ранен и что скоро должен появиться врач .
Врача приходится ждать целую вечность ,
а когда тот наконец появляется ,
то ничем не может ему помочь ,
потому что забыл свою сумку с инструментами .
На него накатывает волна ярости к врачу ,
и вдруг оказывается , что он стоит на ногах и вовсе не ранен .
Он высмеивает врача и в этот момент просыпается .
В связи с этим сном у него возникает
лишь несколько ассоциаций ,
но зато весьма многозначительных .
Думая о построенном им небоскрёбе ,
он вскользь упоминает ,
что всегда интересовался архитектурой .
В детстве
строительные кубики долго оставались его любимой игрой ,
а в семнадцать лет
он решил , что станет архитектором .
Когда он сказал об этом отцу ,
тот дружески ответил , что
сын ,
конечно , волен сам выбирать себе карьеру ,
но он ( отец ) уверен ,
что эта идея лишь отголосок его ( сына ) детских увлечений
и что для него ( сына ) было бы лучше заняться медициной .
Молодой человек решил , что отец прав ,
и никогда больше не заговаривал с ним на эту тему .
И начал изучать медицину .
Ассоциации
по поводу врача , опоздавшего и забывшего инструменты ,
были расплывчаты и скудны . Однако
в разговоре об этой части сна ему вспомнилось ,
что
время его психоаналитического сеанса было передвинуто
и что ,
хотя он не возражал против этого изменения ,
на самом деле был очень раздосадован .
Вот и теперь , говоря об этом ,
он чувствует , как в нём снова пробуждается раздражение .
Он обвиняет аналитика в произволе и вдруг заявляет :
" Послушайте , вот я же не могу делать всё , что хочу ! "
Он сам чрезвычайно удивлён
и своим раздражением , и этой своей фразой ,
потому что до сих пор
ни аналитик , ни занятия анализом
не вызывали у него никакой неприязни .
Через некоторое время ему снится ещё один сон ,
из которого он запоминает только фрагмент .
Его отец ранен в автомобильной катастрофе ;
сам он — врач и должен оказать помощь отцу .
Но когда он пытается осмотреть отца , то чувствует ,
что полностью парализован , что не может даже двинуться ,
и в ужасе просыпается .
В своих ассоциациях
он нехотя упоминает , что в последние годы
у него появлялись мысли о возможности внезапной смерти отца
и эти мысли его пугали . Иногда он думал
даже о наследстве , о том , что бы он сделал с этими деньгами .
Эти фантазии особенно далеко его не заводили ,
поскольку он их подавлял тотчас же .
Он сравнивает этот сон с предыдущим
и поражается , что в обоих случаях
врач не мог оказать никакой помощи .
Т е п е р ь е м у с т а н о в и т с я я с н о , к а к н и к о г д а ,
ч т о в р а ч и з н е г о н е п о л у ч и т с я .
Когда ему напоминают , что в первом сне
было чувство гнева и насмешки над бессилием врача ,
он вспоминает , что ,
услышав или прочитав о случае ,
когда врач оказался не в силах помочь пациенту ,
он испытывает какое-то злорадство ,
которого до сих пор не сознавал .
В ходе дальнейшего анализа выявляется
и другой материал , который всё время подавлялся .
К своему удивлению , он
обнаруживает в себе сильный гнев к отцу ;
а кроме того , выясняет , что
его чувство бессилия в качестве врача
является частью более общего чувства бессилия ,
пронизывающего всю его жизнь .
Он думал , что
организовал свою жизнь в соответствии
со своими собственными планами ,
но теперь чувствует ,
что в глубине души был преисполнен покорности .
Теперь он сознаёт своё прежнее убеждение , что он
не может делать того , что хочет ,
а должен приспособиться к тому , чего от него ждут .
Он видит всё яснее и яснее ,
что
на самом деле никогда не хотел стать врачом ,
что
кажущееся отсутствие способностей
в действительности было пассивным сопротивлением .
Этот случай являет типичный пример
подавления своих подлинных желаний
и такого усвоения чужих ожиданий ,
при котором они воспринимаются как собственные желания .
Можно сказать ,
что подлинное желание замещено псевдожеланием .
Замещение , подмена
подлинных актов мышления , чувства и желания
в конечном счёте
ведёт к подмене подлинной личности псевдоличностью .
Подлинное "я"
является создателем своих психических проявлений .
Псевдо-"я"
лишь исполняет роль , предписанную ему со стороны ,
но делает это от своего имени .
Человек
может играть множество ролей
и быть субъективно уверенным , что каждая из них — это он .
На самом же деле
человек разыгрывает каждую роль
в соответствии со своими представлениями о том ,
чего от него ждут окружающие ;
и у многих людей , если не у большинства ,
подлинная личность полностью задушена псевдоличностью .
Иногда во сне , в фантазиях или в состоянии опьянения
может проявиться какая-то часть подлинного "я" :
чувства и мысли , не возникавшие уже много лет .
Иногда это дурные мысли ,
которые человек подавляет потому , что боится или стыдится их .
Иногда же это лучшее , что в нём есть ,
но оно тоже подавлено из-за боязни подвергнуться
насмешкам или нападкам за эти чувства и мысли .
"
[ Фромм Э. Бегство от свободы . М.: Прогресс , 1995 . с. 170…173 ]
( разрядка моя , — И.Ш. ) .
" Утрата собственной личности и её замещение псевдоличностью
ставят индивида в крайне неустойчивое положение .
Превратившись в отражение чужих ожиданий ,
он в значительной степени теряет
самого себя , а вместе с тем и уверенность в себе .
Чтобы преодолеть панику ,
к которой приводит эта потеря собственного " я " ,
он вынужден
приспосабливаться дальше , добывать себе " я "
из непрерывного признания и одобрения других людей .
Пусть он сам не знает , кто он ,
но хотя бы другие будут знать ,
если он будет вести себя так , как им нужно ;
а если будут знать они ,
узнает и он , стоит только поверить им .
Такая потеря собственной сущности
превращает конформизацию в императив :
человек может быть уверен в себе лишь в том случае ,
если живёт в соответствии с ожиданиями других .
Если мы живём не по общепринятому сценарию , то рискуем
не только вызвать неодобрение и возросшую изоляцию ,
но и потерять уверенность в своей сущности ,
что угрожает психическому здоровью .
Приспосабливаясь к ожиданиям окружающих ,
стараясь не отличаться от них , человек может
приглушить свои сомнения по поводу собственной сущности
и обрести какую-то уверенность . Однако цена за это высока :
отказ от своей спонтанности , индивидуальности и свободы .
Психологический робот
живёт лишь биологически , эмоционально он мёртв ;
он двигается , как живой , но тем временем
жизнь его , словно песок , уходит сквозь пальцы .
Современный человек
изображает удовлетворение и оптимизм ,
но в глубине души несчастен , почти на грани отчаяния .
Он судорожно цепляется за всё индивидуальное ,
он хочет быть " не таким , как все " ,
ведь нет лучшей рекомендации для чего бы то ни было ,
чем слова " это что-то особенное " .
Нам сообщают имя железнодорожного кассира ,
у которого мы покупаем билет ;
сумки , игральные карты и портативные приёмники
" персонализированы " инициалами их владельцев .
Всё это свидетельствует о жажде " особенного " ,
но это , пожалуй , последние остатки индивидуальности .
Современный человек изголодался по жизни ,
но поскольку он робот ,
жизнь не может означать для него спонтанную деятельность ,
поэтому он довольствуется
любыми суррогатами возбуждения : пьянством , спортом
или переживанием чужих и вымышленных страстей на экране .
"
[ Там же . с. 173 , 212…213 ] .
"
Ни небесным , ни земным ,
ни смертным , ни бессмертным
сотворил Я тебя , так что
можешь быть свободен по собственным воле и совести
— и сам себе будешь творец и создатель .
Лишь тебе даровал Я
расти и меняться по собственной воле своей .
Ты несёшь в себе семя вселенской жизни .
"
[ Там же . с. 5 ] .
Свидетельство о публикации №223030700548
Журавлёв63 28.11.2023 15:58 Заявить о нарушении
Ликбез — пошлость , избитость , то , что всем давно известно , скучно , информационный мусор ?
Или : Ликбез — банально ( и , следовательно , верно ) ,
истинно , правдиво , то , что нужно донести до каждого и напоминать ?
Что-то третье ?
Иван Шмаков 3 28.11.2023 22:55 Заявить о нарушении