США и американцы в рассказе Оскара Уайльда 1 часть

Кто нам противостоит? (по рассказу "Кентервильское привидение").
      К концу XIX века США превратились в мощную индустриальную державу, вышли на мировую арену. Какими видели США и американцев английские писатели? Какой представляли страну, созданную предками-англосаксами, их потомки?  Обратимся к рассказу Оскара Уайльда «Кентервильское приведение», опубликованному в 1887 году, носящему иронический и даже сатирический характер. О. Уайльд (1854 – 1900 гг.) был одним  из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одной  из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма. В нашей стране он известен как автор романа «Портрет Дориана Грэя», романтических сказок, комедии "Идеальный муж", а также скандальной личной историей, связанной с его гомосексуальными склонностями. Однако в центре данного материала - интерес к видению тонкого и внимательного писателя, знавшего США не понаслышке, прожившего год в этой стране. Ирландец по происхождению, он был европейцем: учился в Лондоне, умер в Париже.  Грубая буржуазная действительность с ее «материальным прогрессом» и торгашеским духом, который подавлял поэтическое воображение и убивал высокие идеалы, вызывала неизменную ненависть и презрение Уайльда, рыцаря красоты, искусства.   Рассказ входит в программу зарубежной литературы средней школы и воспринимается подростками как фантастическое произведение, но фантастический мир готики - только художественный прием для выявления действительности.
    В основе рассказа история о том, как мистер Хайрам Б. Отис, американский посол в Великобритании, купил Кентервильский замок, о котором было достоверно известно, что в нем обитает привидение. Напрасно лорд Кентервиль со свойственной ему щепетильностью при составлении купчей предупреждает посла об этом, иллюстрируя свой рассказ историями представителей рода, холодящими душу и вызывающими ужас, американец не дрогнул. Его главный аргумент – он приехал из передовой страны, где все можно купить за деньги. К тому же, уверен он, что, если бы в Европе завелось хоть одно привидение, его бы купили для какого-нибудь музея, как увозят лучших актрис и оперных примадонн. Вот так и повелось в США – покупать все, что есть ценного в мире. Приглашать ученых, писателей, музыкантов, актеров, специалистов, предлагая им более высокое, чем в родной стране, жалование. Привидение Отис тоже оценил: в крайнем случае – пусть «привидение идет вместе с мебелью». Всем верящим в призрака посол предлагает вызывать врача-психиатра, а в ситуации, когда сам встречается с призраком, гремящим цепями, предлагает смазывать цепи машинным маслом «Восходящее солнце демократической партии», проявляя свойственный американцам грубый прагматизм, расхваливая масло с энергией коммивояжера, доводя призрака до изнеможения. Как тут не вспомнить персонажей Булгакова, которые при встрече с Дьяволом уверяют, что тот не существует.
    Вот так у представителя страны, за спиной которой было сто с небольшим лет истории, отмечается самодовольство, уверенность в том, что США - самая передовая страна, и отказ от всего таинственного, непознанного. Чего уж тут удивляться «свободному и творческому отношению» к традиционным религиям. В США существует множество сект и в том числе церковь Сатаны, сторонники которой исповедуют антихристианство. Попутно отметим, что американская семья с удовольствием подчеркивает свою одинаковость с британцами во всем, кроме языка. В наши дни этот процесс завершился. Англосаксы в мире выступают практически одним блоком, мало отличаясь друг от друга. Культурные достижения Великобритании остались в прошлом. В прошлом остались великие политики, элита Британии отошла в сторону от государственного управления: несколько неудачных премьер-министров подряд и Риши Сунак как следствие колониального прошлого. Писатель сатирически говорит о старшем сыне Отисов – Вашингтоне, красивом молодом блондине, обещавшем стать хорошим дипломатом, поскольку он заслужил репутацию умелого танцора. Так что Уайльд одним из первых увидел основы «кадрового подбора».
Конфликт американской семьи и призрака вносит напряженный характер и азарт в озорном соперничестве духа и людей. Новую расстановку сил подкрепляет энергия сторон в «батальных сценах»: неуемные, поротые близнецы и призрак сэра Симона, который на глазах деградирует, превращаясь в дряхлую, немощную развалину. Фамильные рыцарские доспехи чересчур тяжелы для него; он страдает одышкой, несварением желудка, нервическим расстройством, банальными простудами.
     Размышления будут продолжены в следующем материале


Рецензии