Иван Козлов Иов эпохи романтизма

Иван Козлов - Иов эпохи романтизма

Мало кто знает такого современника Пушкина и Жуковского, как Ивана Козлова, и наверное ещё меньше тех, кто читал его стихи, хотя в своё время он считался одним из самых популярных поэтов. И уж практически никто не поймёт, причём тут библейский Иов … Давайте по порядку.

Книга Иова, считается одной из самых древних в Библии, написана она как поэма и часто переводилась на разные языки именно в стихотворной форме. Кто-то утверждает, что Иов вымышленный персонаж, кто-то что это реально существовавший человек. Однако главное, в книге Иова – это сюжет, когда в целом хороший и праведный человек подвергается искушениям со стороны сатаны и казалось бы незаслуженно страдает, при этом его вера в Бога и его праведный образ жизни не меняются. Обстоятельства жизни Иова изменились драматическим образом, а сердце Иова по отношению к Богу, остаётся неизменным. Иов в одночасье теряет: своих детей, все свои сбережения и здоровье. У него остаётся только жена, которая сама не своя от горя, склоняет его проклясть Бога и умереть, так как жить в таких обстоятельствах по её мнению, дальше смысла не имеет…
Однако Иов не поддаётся на провокации и стойко переносит все свои страдания:

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».
Иов.1:20-22

«И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».
Иов.2:9,10

Далее повествование всей книги Иова строится на размышлениях на тему: «Всегда ли несчастье происходит от божественного наказания?», - Иов и его трое друзей по очереди высказываются на эту тему и в конце концов Бог признаёт, что только ответы Иова в полной мере соответствовали истине. В конце книги Бог возвращает Иову всё утраченное…

Ну и при чём тут Иван Козлов?

Для меня всё началось со стиха Ивана Козлова «Моя молитва». Стих написан в 1833 году и показывает как религиозность поэта, так и в целом его отношение к Богу. Вот это стихотворение:

«О ты, кого хвалить не смею,
Творец всего, спаситель мой;
Но ты, к кому я пламенею
Моим всем сердцем, всей душой!
Кто, по своей небесной воле,
Грехи любовью превозмог,
Приник страдальцев к бедной доле,
Кто друг и брат, отец и бог;

Кто солнца яркими лучами
Сияет мне в красе денной
И огнезвездными зарями
Всегда горит в тиши ночной;
Крушитель зла, судья верховный,
Кто нас спасает от сетей
И ставит против тьмы греховной
Всю бездну благости своей!-

Услышь, Христос, мое моленье,
Мой дух собою озари
И сердца бурного волненье,
Как зыбь морскую, усмири;
Прими меня в свою обитель,-
Я блудный сын,- ты отче мой;
И, как над Лазарем, спаситель,
О, прослезися надо мной!

Меня не крест мой ужасает,-
Страданье верою цветет,
Сам бог кресты нам посылает,
А крест наш бога нам дает;
Тебе вослед идти готовый,
Молю, чтоб дух мой подкрепил,
Хочу носить венец терновый,-
Ты сам, Христос, его носил.

Но в мрачном, горестном уделе,
Хоть я без ног и без очей,-
Еще горит в убитом теле
Пожар бунтующих страстей;
В тебе одном моя надежда,
Ты радость, свет и тишина;
Да будет брачная одежда
Рабу строптивому дана.

Тревожной совести угрозы,
О милосердый, успокой;
Ты видишь покаянья слезы,-
Молю, не вниди в суд со мной.
Ты всемогущ, а я бессильный,
Ты царь миров, а я убог,
Бессмертен ты - я прах могильный,
Я быстрый миг - ты вечный бог!

О, дай, чтоб верою святою
Рассеял я туман страстей
И чтоб безоблачной душою
Прощал врагам, любил друзей;
Чтоб луч отрадный упованья
Всегда мне в сердце проникал,
Чтоб помнил я благодеянья,
Чтоб оскорбленья забывал!

И на тебя я уповаю;
Как сладко мне любить тебя!
Твоей я благости вверяю
Жену, детей, всего себя!
О, искупя невинной кровью
Виновный, грешный мир земной,-
Пребудь божественной любовью
Везде, всегда, во мне, со мной!»

Даже само по себе это стихотворение интересно тем, что это вполне себе молитва, чего не так уж и часто можно увидеть у знаменитых писателей и поэтов. Видно отношение смирения перед Богом, желание победить свои страсти, переживание о родных и близких и что страдания воспринимаются автором с благодарностью и помогают в укреплении веры. Однако, гораздо ценнее эта молитва становится, в тот момент, когда понимаешь в каких обстоятельствах она писалась…

Иван Иванович Козлов - происходил из дворянского рода был внуком сенатора и генерал-рекетмейстера, его отец имел чин действительного статского советника, мать была тёткой казачьего атамана и воспитывая сына дома, сумела дать ему прекрасное и разностороннее образование. Можно сказать, Иван Козлов родился «с золотой ложечкой во рту», с детства у него были и необходимые средства к существованию, и хорошие связи, и отличное образование … Иван Козлов успешно строил сначала военную карьеру, а потом продвигался по гражданской службе. И в возрасте 28 лет стал уже надворным советником (что соответствует званию подполковника в армии и требует к себе обращения «Ваше высокоблагородие»).

В 30 лет Иван Козлов счастливо женился на дочери бригадира Софье Андреевне и у них родились сын и дочь. Дослужившись до коллежского советника (соответствует званию полковника), Иван Козлов в свои 35 лет имел весьма радужные перспективы своего будущего. К его хорошей родословной, хорошему образованию, хорошим связям в обществе добавились ещё счастливая семья и собственные заслуги. И всё это время, он и не думал, о том, чтобы стать поэтом…

Однако в 37 лет, Иван Козлов в результате паралича, фактически лишился ног и до конца своих дней, находился в инвалидном кресле. А в 42 года, он полностью ослеп. Подобно Иову, Иван Козлов лишился перспектив на карьеру, средств к существованию, возможности полноценно быть мужем и отцом, а также здоровья. И подобно же Иову он не только не сломался и не озлобился на Бога, за такую несправедливость, но занялся новым для себя делом – стал писать стихи. Благодаря поэзии, Иван Козлов сблизился с Александром Сергеевичем Пушкиным, Василием Андреевичем Жуковским, Петром Андреевичем Вяземским и братьями Тургеневыми, а его творчество оказало значительное влияние на Михаила Юрьевича Лермонтова и Тараса Григорьевича Шевченко. На стихи Ивана Козлова писали музыку Алябьев, Даргомыжский и Глинка. А его стихотворение «Вечерний звон», вообще стало классикой русской народной песни … Много внимания уделял Иван Козлов и христианской дидактике, что и выразилось в том числе в стихотворении «Моя молитва».

Несмотря на слепоту и неподвижность, Иван Козлов держался с редким мужеством: сидя в инвалидном кресле, он всегда был изысканно одет, захватывающе ярко говорил, наизусть читал всю европейскую поэзию. Никто и не догадывался о том, что по ночам его терзали жесточайшие боли …

Зачем же я всё это написал? Ну во-первых, чтобы вдохновить вас познакомиться ближе с творчеством Ивана Козлова, а также почитать книгу Иова, а во-вторых, чтобы показать, что, даже находясь в сложнейших жизненных обстоятельствах, человек в состоянии не только благодарить судьбу, но и открывать в себе новые таланты, которые в конечном итоге принесут пользу и вдохновение множеству других людей …

Есть мысли по теме? Пишите в комментариях…


Рецензии