Женский монастырь на Алеховщине, неделя работ

   Летом 2009 года, когда кризис разгулялся по большинству отраслей строительного бизнеса, и количество заказов на  изыскание и проектирование скатилось ниже плинтуса, к нам в организацию обратились монахи  Александро-Свирского монастыря с просьбой выполнить изыскания на территории Покрово-Тервенического  женского монастыря, который находился под покровительством последнего.
    Дело в том, женский монастырь находился в залесенном и уединенном месте Лодейнопольского района Ленинградской области, одном из самых  неблагоприятных по климату мест. И зимой, да ранней весной монахиней одолевали различные простудные заболевания, что подчас принимало повальное явление.  Вот на основании наших работ и должно было быть принято решение  о возможности подвода газоснабжения и строительства котельной для обогревания жилых помещений. Но как бы там не было, необходимые удобства все равно оставались во дворе.
    Составили техническое задание, заключили договор и в прекрасные июльские дни, середины лета, наша маленькая изыскательская партия - геологи с буровой установкой и топографическая группа прибыла на территорию  женского монастыря.  Добраться до него не просто. По узкому шоссе  при повороте направо с Лодейнопольского шоссе, через Алеховщину. Дорога  длиною более двухсот семидесяти верст, пролегала, среди дремучих елово - березовых чащёб и буреломов, где ни поляночки, ни ручейка, ни просвета.
    За версту до монастыря вдруг мрак лесов кончается  и на взгорье, за высокой  ярко белой крепостной стеной, со сторожевыми башенками, куполами и, въездными воротами стоит  скромный, по-праздничному нарядный, белый храм. Въехали на территорию, припарковались.
    А, дальше пошла рекогносцировка, подготовка и работа потому-то никакого «Декамерона» не будет.
    По прибытии представились иегуменье Лукиане – настоятельнице, высокой, статной, молодой женщине от которой исходило само повелевание, а не послушание, которая своим распоряжением передала нас помощнице по хозяйству, ведавшей всеми делами от ложки до креста на куполе. Кстати, они обе были очень молодыми и энергичными сестрами (женщинами), определить возраст не просто, но явно где-то до сорока лет. Причем у хозяйственной монахине постоянно трещал мобильник, которым она лихо управлялась. Поселили нас в гостевом дом, на втором этаже. Скромность убранства, переливалась через край. В не закрывающейся на замок комнате, каждому полагалась железная кровать, со скрипучей сеткой и, колченогий табурет, с напрочь изрезано-просиженной седловиной, окно в комнате выходило на колокольню.
    Поужинали, прошлись по трассе, согласовали план работ завтрашнего дня и улеглись спать. Утром же, чуть ли не в шесть часов, разбудил колокольный звон, приглашавший на заутреннюю молитву и в трапезную, завтракать. Трапезная – большое светлое помещение в нижнем этаже церкви с длинными, можно отметить солдатскими столами и лавками вдоль них. Сказать, что завтрак был скромный, это не о чем. Главная это минут на пятнадцать молитва, до первой ложки. Стоявшие вокруг нас «трудники" - волонтеры   бесплатного труда во славу Бога, молились истово, мы же неумело, путая руки и принужденно.
    Причем это столовая отдельно от монашеской, которая располагалась, где-то рядом, кухня-то одна, но из-за запретных дверей летел сдобный запах булочек, скорее всего с творогом и кофеём, но не для нашего "калашного рыла".
    С трудом доработав до обеда, чуть ли не с голодными слезами отмолились перед  обедом и были более чем огорчены. При наших физических нагрузках - разочаровывало меню, состоявшее из лукового супчика, и постной капусты с редкими грибами, которые приходилось искать в тарелке, как будто в лесу. Где не обрадовал даже кисель из лесных ягод, самое калорийное блюдо, после кусочка хлеба.
    Не победив пустой желудок, завершив трудовой день, изголодавшиеся на автомашине помчались в Тервеничи, собственно это рядом, пара километров. Не помню, кто рассказывал о неприязни местных жителей к монастырю и его обитателям. Скорее всего, это жижделось от зависти, и невозможности приобщения к жизни в довольно таки благоприятных условиях. Мгновенно по запаху нашли и облагоденствовали местное кафе двойными порциями натуральных бифштексов с гарниром. Больше мы не трапезничали по монашеским правилам. Заутренний церковный звон не мешал началу рабочего дня, а наш традиционный завтрак и обеды более не соответствовал постным блюдам и требованиям потребления их с молитвами.
    На следующий день днем проходил мимо странного здания рядом с берегом, но на водной поверхности. И внимания бы не обратил, но из него лились нежные музыкальные звуки голосов выводивших нечто вроде задушевной песни. Это явление заставило остановиться. Позже оказалось, что это купальня, и там за водными процедурами, песней-молитвой монахини славят небеса. Явление необыкновенное, но только звуковое, хоровая акапелла звучит из закрытой со всех сторон часовни-купальни.
    Все эти события происходили полтора десятка лет назад, всех перипетий и не упомнишь, но одна нелепая запомнилась. На стене деревянного скворечника неизвестного архитектора, который предназначался для обитательниц одноэтажных келий, с внутренней стороны дверки была прилеплена живописная мишень с броской надписью «Клади в цель», ну а кроме этого, все как в миру.
    И еще то, что жившие в этих домиках монашки были молоды, стройны и все как одна в руках, как правило, держали либо телефон, либо небольшой планшет. Этакий прогресс в отрешенной среде послушниц несколько смущал, но да видно там были записаны молитвы и заповеди.
    На берегу небольшого живописного  озера стоит часовенка над источником вот там  я перед отъездом решил набрать святой водицы в пластиковую бутылку. Бутыль как бутыль, только этикетка от минералки не оторвана. Подходит монашка, самая рядовая, там их много бродило в неслужебное время. И менторским  тоном начинает читать проповедь, о том, что посудина должна быть особенная, без этикеток  во всяком случае. Меня это задело. Вот еще «святее римского папы», мне  на ровном месте тут лекции читают. Пришлось ответить, что я  тут по служебной надобности  и ничего греховного не совершаю, а не смытая этикетка это ее личное дело. На этом дело не кончилось, далее она  продолжила в том же духе о том, как надобно вести себя на святой земле. Про поклоны, смирение и т.д. и т.п.  Пришлось просто повернуться и уйти. Не спорить же с ней по пустякам.
    Никаких служб и кто их проводил, мы не видели (о чем теперь жалею, потому как священник был мужеского полу сослан из Свирского монастыря.)
    При обители  монахини  занимаются служением Богу, да  росписью икон, но не досках, а на холсте и вышиванием ликов святых гладью. Иконы видел, высокохудожественное выполнение, вышитые работы прошли мимо меня. Я по ларькам не ходил.
    Ларьков и лотков несколько было, потому, как каждый день приходила пара автобусов с трудниками, на несколько дней и  поломниками,  приезжие были обоих полов.  Поломники шли в храм, а трудники были заранее распределены на хозяйственные работы. Хозяйство было знатное. Во первых большой и ухоженный  скотный двор, во вторых  картофельно-капустные поля и овощные грядки с  парниками, фруктово-ягодные посадки и заготовка дров на зиму. Праздно шатающихся туристов не наблюдалось.
    За неделю все закончили и при расставании, хозяйствующая монашка  была просто на высоте, на все вопросы я получал исчерпывающие ответы, без копания в чертежах и документах. Тут же она попросила спуститься с ней в полуподвальное помещение, где она указала на  стену покрытую  влагой и плесенью. Причем было видно, что работы выполнены недавно.  И кто–же тут  вам этак помогал?
 - Так, а вон бригада из Молдавии, около ворот пристраивает часовенку.
 - И много они берут за работу?
 - Их нанимает Александро-Свирский  монастырь и потому, сколько это стоит мы не знаем.
 - А кто-нибудь принимал работу, или  сами, посмотрели – чисто  и на том спасибо. Ну, так они не доделали работу, с внешней стороны совсем отсутствует  гидроизоляция, вот пусть отрывают и защищают стену гудроном, зимой хуже будет. Денег вероятно мало получали, вот и халтурили.
На том и расстались.
   Под осень я позвонил помощнице по хозяйству, мне нужно было несколько характеристик по электрокабелям, она же просила передать результаты лабораторных анализов воды.  Оказалась, что она в городе и находиться  в подворье церкви Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии   того монастыря, к которому оно приписано, на проспекте Стачек. Договорились о встрече, Она передала мне свои документы, я свои результаты и отчеты. Более мы не встречались. Никакой  женомонастырской романтики и уже упомянутой "Декамеронововщины" вовсе не случилось, даже ежели такая существует.
   Аминь!
А, место для работы намоленное, запомнилось.


Рецензии
Сергей, Ваш рассказ я читала со вниманием и интересом. На мой взгляд материал проигрывает из-за фривольной, если не сказать, ернической манеры изложения. В суете писать о Господе не след.
В 2012 году побывала я в паломнической поездке в восстанавливаемой из небытия Сяндемской пустыни, основанной учеником Александра Свирского Афанасием Сяндемским. После войны камня на камне не осталось от монастырских храмов- там проходила линия фронта, фашисты рвались к Ленинграду, под перекрестным огнем монастырь был стерт с лица земли.
Я стала свидетельницей начала восстановления Божией обители. Настоятельница матушка Варвара и сестры трудились истово. Все надо было начинать с нуля. Природа суровая, до Ленинграда, Петрозаводска, Порхова не близкий путь, да и мало кто знал тогда об этом монастыре. К счастью восстановительные работы за эти годы шли полным ходом. Архитектурный ансамбль обители обретает свои прежние исторические очертания.
Под впечатлением от увиденного на Русском Севере и в Сяндемской пустыни я написала книгу "Под небом благословенной Карелии".

С наилучшими пожеланиями творческих успехов.


Анастасия Сергеевна Соколова   18.11.2023 23:47     Заявить о нарушении
Уважаемая Анастасия Свет Сергеевна! По носу Вы щелкнули меня знатно, наверное спасибо.
Я как-то и не подумал о глубоком смысле увиденного и написаного. Завтра подумаю, что с этим делать, потому как даже и убрав его особо ничего не изменится. Может поправлю. Еще раз благодарю.

Сергей Плетнев   19.11.2023 00:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.