Самое дорогое у человека, и буриме

На фото - моя мама в молодости.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, смог сказать: «Вся жизнь, и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества…».

В школе мы учили наизусть эту цитату Николая Островского из произведения «Как закалялась сталь», и сейчас я без труда вспомнила её.

Мать рассказывала, как мой двоюродный брат Николай поступал в институт.
Николая я не знала, он был намного старше меня, и после окончания института в 60-е годы, жил и работал в другом городе.
Он поступал в технический ВУЗ, отслужив в армии.

Тогда в 50-е, 60-е, 70-е и 80-е, поступая в любое учебное заведение – институт или техникум сочинение было обязательным экзаменом.
Николай тоже писал на свободную тему - «Что для тебя самое дорогое в жизни».
Большинство абитуриентов были недавние выпускники школ, и литературная программа ещё крепко сидела в их памяти.
Они конечно же помнили цитату Островского и опирались на неё.
А мысли Николая потекли в другом направлении.
Он писал в сочинении, что для него самое дорогое в жизни – это мать.
И свою деревенскую малограмотную матушку, он описал со всей любовью и сердечностью, на которую был способен.
Потом-то он услышал из разговоров молодёжи, что «самое дорогое – это жизнь».
Но было уже поздно, сочинение ушло на проверку.
А Николай подумал, что двери института для него закроются.
Но, нет! В комиссии оказались умные люди.
И хоть он был единственным из группы, кто описал тему по-другому, но, посовещавшись, комиссия, приняла решение, поставить Николаю за сочинение пятёрку.

Об этом случае моя мать рассказывала с гордостью.
А уж, как, наверно, радовалась мать Николая… вряд ли можно описать словами.
Хотя помню, что старшая сестра моего отца, у которой муж погиб на фронте, и она одна воспитывала детей, в т.ч. и Николая, была очень сдержана в эмоциях.
Ещё помню, что у тёти Александры, был тёплый взгляд и добрые глаза.

Царствие Небесное нашим Матерям!

Я поздравляю с Весной и Праздником Женщин и всех людей, кто чтит и любит своих Матерей!

Буриме, которые сочинила в марте, выбрала те, что связаны с детьми, и матерью.

Заданные рифмы: бриг-крик, море-горе, печь-речь

Море- море - Чёрное Море,
А на море двух мачтовый бриг -
Не видать мне - какое горе,
И не слышать мне чаек крик.
А мороз крепчает сильнее,
Я залезу на русскую печь,
Всех желаннее и милее,
Слышать мамы напевную речь.

Заданные рифмы: Если-в кресле, малышка-шишка, комод-переход

Капризничают дети если,
Усаживайтесь с ними в кресле,
Читайте про то, как на мишку
Упала с дерева шишка.
Послушает вас малышка,
Потом побежит вприпрыжку,
Чтоб спрятаться в старый комод.
Такой вот у них переход.

Заданные рифмы: Одна-дана, милей-в ней, речи-встречи

Ты у меня одна - мама.
Богом ты мне дана- мама.
На свете ты всех милей - мама.
Все краски мира в ней - в маме.
Все мои речи для тебя- мама.
А наши встречи? - Прости, Мама.

Царствие тебе небесное, Мама!
07.03.203


Рецензии
Странно. В 70-е при поступлении в тех. вУЗ сочинение писали последним. После экзаменов по математике и физике.
С уважением, Нина.

Нина Юдина   09.03.2023 22:22     Заявить о нарушении
Так точно! Я на этот экзамен сильно опоздал и писал сочинение 10 минут. На четверочку наскрёб...

Доктор Би Куул   09.03.2023 23:26   Заявить о нарушении
Николай поступал в ВУЗ в начале 60х, а возможно и 50х. Если его отец погиб в войну, он родился где-то в 1939-40. Я просто помню из детства воспоминания моей матери об этом случае.
Спасибо за отклик.

Галина Шевцова   10.03.2023 09:01   Заявить о нарушении
Тогда надо убрать , что и в 70-х и в 80-х первым экзаменом было сочинение. Про 60-е не знаю.

Нина Юдина   10.03.2023 16:41   Заявить о нарушении
Я уже исправила

Галина Шевцова   10.03.2023 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.