В поисках детства

                В поисках детства

   Раним воскресным августовским утром, мой скорый поезд не торопливо подкрадывался к своей конечной станции. Я уже четверть часа стоял в тамбуре своего вагона и с нетерпением ждал окончания этого томительного для меня путешествия. Каково это, впервые за столько лет, вернуться на свою малую Родину? Как она меня встретит, узнает ли. Напряжение неизвестности возрастало с каждой минутой. Было немного не по себе. В тамбур «выкатился» колобкообразный проводник, поднял металлическую площадку, скрывавшую ступени и старательно вытер поручни лестницы. – Не терпится побыстрее покинуть мой гостеприимный вагон? – улыбаясь, поинтересовался он, сверля меня своими маленькими глазками. – Не дождусь, когда это наконец-то случится. Очень давно у меня не было такой возможности. Мужчина понимающе улыбнулся: - Не Вы первый и не Вы последний. Так устроена наша человеческая жизнь, всё самое главное мы всегда оставляем на потом.
   Вагон резко дёрнулся, заскрипел тормозами и остановился. Спустившись по ступеням на низкую платформу, обходя толпу встречающих, направляюсь к зданию вокзала. Вот и железнодорожные кассы, народу никого. Купил билет на обратную дорогу и, не торопясь, направляюсь к автовокзалу. Глаза внимательно и оценивающе всматривались в фасады зданий, на вывески и названия улиц и переулков. Всё вроде бы так, как и было, и вместе с тем, многое местами сильно изменилось. Вот кирпичное здание пожарной части, стены, как и всегда было, выкрашены в красный цвет, также, как и много лет назад, в тенёчке у стены дремлет дежурный, а вот тут, на углу, была чайная, рядом пивная, с запомнившимся мне названием «Голубой Дунай». Сейчас на их месте большой продовольственный магазин.  Изменился и внешний вид, знакомого с детства, рынка. Сколько раз мне приходилось проходить мимо него, торопясь в школу и обратно. Сегодня, вместо привычного витиеватого металлического забора, его окружает целая вереница маленьких магазинчиков, торгующих всякой всячиной. У здания автовокзала тоже новшества. Теперь войти в него можно с двух сторон, чего раньше не было, при этом количество автобусов уменьшилось в разы. Это сразу кинулось в глаза. А вот очередь в кассы такая же, как и всегда. Не сидится нашему народу дома.
   Пол часа дороги пролетели совсем незаметно. Двигаюсь по направлению к дому своих близких родственников. Всё такая же неухоженная, замощенная крупным щебнем улица. Ветер носит вдоль неё тучи серой пыли, та мгновенно цепляется за одежду, садится на взмокшее лицо. Часы показывают всего одиннадцать, а какая жарище. Лето. Народу почти никого. Проехавший навстречу автомобиль заставляет забираться подальше на обочину. Но это не спасает. Густые клубы вездесущей пыли окутывают всего с ног до головы. В этом уголке время остановилось давно и на совсем. Ничего не изменилось.
   Переступив порог дома – попадаю в объятия очень дорогих мне людей. Тут меня явно ждали. Перво-наперво всей роднёй уселись за стол. Начались длинные разговоры, обмен новостями. В ход пошёл семейный альбом. Мы засыпали друг дружку разными вопросами, в письмах ведь не обо всём напишешь. За окошком давно уже потемнело, опустился летний вечер, быстро перетекающий в непроглядную южную ночь, а мы всё так же сидели за столом и разговаривали, разговаривали…
   Проснулся поздно. После вчерашнего продолжительного застолья завтракать не хотелось. Выпив большую кружку густой слоистой простокваши, отправляюсь по памятным местам моего детства. Очень надеясь встретить хоть кого ни будь из своих друзей или одноклассников. Ностальгия, по давно прошедшему, распирала грудь, мешала свободно дышать. И вот теперь то, всё это должно закончиться…
   С чего начну свой променад, мне было понятно ещё до приезда. В магазине ритуальных услуг купил не большой венок и отправился с ним на «старое» кладбище, на могилку своей бабушки. Там давно уже никого не хоронят, открыли «новое». Но по рассказам родных и это новое скоро превратится тоже в старое. Уж очень быстро происходит его заселение.
    Долго, очень долго бродил среди зарослей высокой травы, вглядывался в надгробные плиты и кресты, стараясь вспомнить имена тех людей, кто захоронен поблизости. Всё безрезультатно. Ну не мог же я попутать участки, это где-то вот тут, рядышком… и только совсем уже было отчаявшись, натыкаюсь на дорогой мне погост. – Здравствуй, бабулечка, прости меня не путёвого за столь долгое отсутствие, я всегда вспоминаю о тебе с теплотой и нежностью. Слёзы сами покатились из глаз. Прикоснувшись к частичке своего прошлого, душа потихоньку начала оттаивать, наполняясь знакомым с детства теплом. Часть давившего на меня груза времени, как будто откололась и сползла к ногам. Тут всё так, как и прежде. Тишина и покой. Повесив на крест принесённый венок, высыпав к подножью креста горсть конфет и оборвав всю траву вокруг могилки – оставляю это скорбное место. На душе стало значительно легче. Хоть одно хорошее дело сделал.
   На обратном пути, прогулялся по дорожкам своей школы, долго всматривался в зашторенные окна её кабинетов. Память взялась заново восстанавливать смешные и курьёзные события давно минувших лет. Начали появляться обрывки знакомых прежде лиц и даже их голоса. Как давно всё это было, а вот сейчас кажется, что всё происходило совсем даже недавно, почитай, в прошлом году. Не спеша, с частыми остановками обошёл всю её территорию. Когда-то величественное здание, заметно по обветшало. Особенно неприглядным показался спортзал. А ведь в дни моей юности он был самым большим и самым красивым спортивным объектом города. Мимо меня, заложив за спину руки, не спеша протопал пожилой мужчина. Я сразу обратил своё внимание на этого редкого прохожего. Не высокая, сильно согнутая вперёд фигура, показалась мне очень даже знакомой. Да это же отец Григория. Ты посмотри только, столько лет пролетело, а он ничуточку не изменился. Не подвластно время над стариком. Может догнать его? А что я ему скажу? Нет, пожалуй, не стоит. И только когда силуэт мужчины исчез из виду в соседних переулочках, я всё же пожалел о своей нерешительности.
   Проходя мимо величественного когда-то кинотеатра, задерживаюсь в тени его густого роскошного сквера. Эти, молоденькие прежде, саженцы лип и каштанов теперь выглядели гигантами, подпирающими небо. Именно этот скверик, куда сильнее других, увиденных мною картинок, подчёркивал, как много лет пролетело с тех памятных, незабываемых мгновений, которые так сильно ностальгировали меня все последние годы. Память обратно принялась восстанавливать события давно минувших лет. Я почти физически ощутил себя тем радостным и беззаботным мальчишкой, который очень часто проводил тут своё свободное время. Чтобы постоянно иметь возможность бесплатно посещать кинозал, вместе со своими друзьями, несколько раз на неделе раскатывал на велосипеде по всему району, обновляя киноафиши. Неожиданно, моё внимание отвлеклось на смешную парочку, уже довольно зрелых людей, эмоционально беседовавшую о чем-то на углу здания. Среднего роста, худощавый мужичок, отмахивался обеими руками от наседавшей на него уродливой женщины, на первый взгляд похожей скорее на бегемота, стоявшего на двух задних ногах. Высокая, необъятного размера дама, весом под полтора центнера, с большой крысиной холкой на затылке, показалась мне даже чем-то знакомой. Возможно, когда-то мы с этим монстром где-то даже и пересекались, а может быть, это всего лишь плод моего перегретого воображения.
   По дороге к своему, когда-то родительскому дому, мне повстречалась маленькая, сухенькая старушка, единственный сегодня человек, которого я сразу признал. Это была учительница из первой школы. Почему я её запомнил? Что она преподавала? Ответа на эти вопросы у меня тоже не было. Но это сейчас уже и не важно. Важно то, что хоть одна живая душа из далёкого и почти неузнаваемого прошлого, всё-таки попалась мне на глаза. И это очень обрадовало меня.
   Покатая, с большим уклоном, улица моего детства была такой же узнаваемой, но тоже почти безлюдной. Редкие встречные прохожие совершенно никого мне не напоминали. Вот несчастье, даже и здесь меня окружают чужие, совсем не знакомые мне, личности.
   Стоявший на пригорке домик также, как и много лет назад, утопал в зарослях знакомого мне, но сильно постаревшего, сада. На глаза опять навернулись слёзы. Мне очень захотелось подняться к нему вот по этой крутой дорожке, прижаться к его стенам своею щекой, попросить прощения за то, что так опрометчиво, без сожаления когда-то бросил его. Его, самое ценное и дорогое, что осталось в моей детской памяти. Именно Он и является той самой моей настоящей малой Родиной. Именно в нём, я сделал свой первый в жизни шаг и сказал первое своё слово. Однако, постояв с десяток минут – удаляюсь. Тут уже давным-давно живут совсем другие люди. Мне совершенно не хотелось никого из них напрягать из-за приступа своей ностальгии. Да и что это посещение мне даст. К чему ворошить старое. Время вспять ещё никому не удавалось повернуть.
   Обратная дорога показалась куда длиннее и труднее. И чем ближе я подходил к приютившему меня дому, тем сильнее чувствовал, как болезненно ноет спина и гудят уставшие от ходьбы ноги. Не мудрено, солнышко уже почти скрылось из виду, серый сумрак начинал заползать в глаза.
   Первым делом, что я сделал, войдя на кухню, это залпом выпил целую кружку воды. Полегчало. Стоявшая у плиты сестричка долго журила меня за столь продолжительную мою прогулку: - Что же ты целый день носишься по городу в такую жару, голодный, без питья, а если опять скаканёт давление. У тебя что времени впереди мало, ещё успеешь везде побывать и на всё насмотреться. 
   Я не стал ей перечить, это не имело бы всё равно никакого смысла, а только коротко поделился с нею тем, что успел сегодня увидеть. Выслушав мой коротенький рассказ, она долго и внимательно, где-то с ухмылкой, а где-то и со снисхождением смотрела мне в глаза. Я начинал понимать, что в моём повествовании, её что-то зацепило.  Вытирая полотенчиком мокрые руки, сестричка жестом указала мне на диван. Оба присели. – А вот теперь, Степанович, я тебя начну расстраивать по-настоящему. Если и упадёшь, то только на диван. Заинтригованный сказанным, я как прилежный ученик почти замер на своём месте и был готов услышать всё, что угодно, но только не это: - Какой отец Григория, его уже с полтора десятка лет как нет в живых, ты видел именно Гришу, они же с отцом как две капли воды похожи и походкой тоже. Неужели забыл? Получается, что ты всё-таки повстречался с тем к чему так стремился, только не воспользовался этой встречей. Что, сильно расстроила? Но это ещё не всё. По поводу твоей бабы-монстра я тебя ещё посильнее расстрою, поскольку с нею ты сидел в школе за одной партой и не один год. Неужели тебе в ней так трудно было узнать Наташу Адуканец, любимицу всех мальчишек вашего класса.
   Я слушал её объяснения увиденного мною и совершенно ничего не мог ни понять, ни принять. – Как, это была Белоснежка? Но ведь подобное же невозможно. Абсурд какой-то… Перед моими глазами вмиг появилась высокая, статная, белокурая красавица. Нет, этого никак не может быть. Вся моя прежняя жизнь перевернулась несколько раз, развернулась, как ровный стол и опять свернулась в привычный уже мне клубок. Господи, что же ты с нами делаешь… Мне совсем не хотелось верить в то, что время так сильно, до неузнаваемости, орудует наши тела. Наверное, и я, для многих моих бывших товарищей, сегодня являюсь неузнаваемым монстром с другой планеты. Подойдя к висевшему на стене зеркалу, долго всматривался в его отражение. Эх, годы-годы…   Душа обратно утонула в объятия серой грусти. А на что же я рассчитывал? Ведь столько лет минуло, столько воды утекло, столько событий, хороших и не очень. Ведь всё это оказывает на нас своё влияние, гнёт и коробит уставшие наши тела, оставляя на них свою показную временную печать. И тут уже, как кому повезёт.
 – Не переживай, братик – сестричка обняла меня за шею и поцеловала в щёку. – В следующее воскресение, спозаранку, мы пробежимся с тобою вдвоём по рынку, и я легко найду тебе с пяток твоих неуловимых друзей детства. Расслабься. Больше половины из них никуда отсюда не выехали, попадутся, никуда не денутся. А сейчас садись-ка за стол, позавтракаешь, пообедаешь и поужинаешь. Всё сразу. Целый день голодный носишься по улицам в поисках того, чего уже нельзя найти.
   Отказываться от такого её предложение не стал, а поудобнее уселся на кухонный диван-уголок. Незаметно для себя, я с большим удовольствием и аппетитом принялся опустошать содержимое всех тарелок, выставленных на стол. И не мудрено, разве можно было отказаться от этих вкусняшек, приготовленных умелыми и заботливыми руками. Оставшись один, я никогда не баловал себя ничем подобным.
   Наступившая ночь оказалась для меня беспокойной. И хотя очень хотелось спать, я никак не мог заставить себя уснуть. Всё представлял себе такую желанную и, конечно же, неизбежную встречу со своим детством и юностью. Старательно всматривался в своё далёкое предалекое прошлое, которое почему-то так крепко вцепилось в мою душу. Но этому, к моему огромному сожалению, так и не суждено было случиться.
   К концу недели пошли долгожданные и затяжные дожди. Первые с апреля месяца. Всё живое вокруг радовалось этому событию. Кроме меня. А что поделаешь. Как говорится, хочешь рассмешить бога – расскажи ему о своих планах. С этими же дождями я и оставил столь милое и самое дорогое мне место на всей земле. И на воскресный рынок не попал, и обняться с детством не получилось. Чему не суждено сбыться, то никогда и не сбудется. Проверено уже и не раз.
    Москва встретила осенней прохладой. Порывистый ветер трепал короткие рукава моей рубашки, залезал за воротник, безжалостно студил покрывшуюся пупырышками кожу, взлохмачивал волосы головы. Мне опять пришлось выругать самого себя за очередное непредвиденнее. Ну почему же было не положить в сумку какой ни будь свитерок. Эх, растяпа и есть растяпа. В вагоне метро немного согрелся. А через пятнадцать минут, я уже стоял на задней площадке почти пустого троллейбуса, не торопливо ползущего по Проспекту Мира и уткнувшись лбом в его боковое стекло, всматривался в лица всех прохожих, идущих по широкому тротуару. Видимо, всё-таки, моя настырная душа не теряла надежды отыскать, хоть на мгновение, черты знакомого лица из давно растаявшего, но такого дорогого и ни с чем не сравнимого детства. Эх, время – время, всё в твоей власти.

С.А.С.   2023год.


Рецензии