На крыльях фантазии. новеллы. юрий юсупов-4. 8. 03

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ==================

                ЭПИДЕМИЯ ДЕТСКОГО ПАРАЛИЧА -
                - ПОЛИОМЕЛИТА. НАША МАМА ПОЕХАЛА
                НА КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРА-
                ЧЕЙ.
                =================================

           Это было в 1958 году. Нашу маму- Блюму Моисеевну Зофман-Садыкову,на
работе,срочно направили на курсы усовершенствования врачей,в город Запорожье.
Наш папа- Рагиб Ркмович Садыков работал по-прежнему,директором в ДТС (Детская,Тех
ническая Станция) и всё своё свободное время отдавал нам: мне и старшей сестре Хадиче. В это самое время,в столице нашей прекрасной Родины- СССР,в Москве,- прово
дился Молодёжный  Фестиваль.
           Я часто болел гриппом,меня часто тошнило и вообще,я был исключительно нежным ребёнком. Изнеженным,донельзя. Я был более восприимчивым к болезням и намного тяжелее переносил недомогания,грипп,чем Хадича. Она была намного выносли-
вее меня. Я панически боялся уколов. Лекарства,которыми лечили нас,наши родители,были такие: сироп шиповника, и очень похожий на него- ХАЛАСАС, детский ГЕМАТОГЕН в плитках и жидкий, белый СТРЕПТОЦИД,зелёнка,метиленовая синька,йод,марганцовка,анисовые капли,капли ДАТСКОГО КОРОЛЯ,хлористый кальций,
КАЛЬЦЕКС,ПУРГЕН,КАПСИН,Камфарный спирт,горчичники,ФОРМИДРОН,Банки, стеклянные,медицинские,чтобы помотав в них- огнём,ставить их на спину,а также грелка,лампа-рефлектор с синей лампой,резиновые груши для клизм,шприцы для уколов,вазелин-ДУШИСТЫЙ,с приятным и нежным ароматом и калёный сахар.
           Мы с сестрой Хадичой,были родителями нашими,изолированы от всех детей,так,как в это самое время ,началась эпидемия ПОЛИОМЕЛИТА - детского паралича. Сначала,у детей,начиналось недомогание,как при гриппе,а потом- начинались параличи рук,или ног,а некоторые дети - вообще умирали. Выжившие пос-
ле ПОЛИОМЕЛИТА,дети на всю жизнь становились калеками и инвалидами.
           Ясно было,что во-время Молодёжного Фестиваля,кто нибудь из врагов нашей прекрасной страны СССР,под видом " друзей " ,проникали в СССР и  раздавил
незаметно ампулку с вирусами ПОЛИОМЕЛИТА,выпустив вирус на свободу,с чёрной и злобной целью - заразить наших советских детей,этой страшной болезнью.
Уже в это время,тихо и незаметно шла бактериологическая война. Ведь на Молодёжный Фестиваль приехало очень много людей из разных стран,разных национальностей,разных народов. И,не все благоволили к нашей стране СССР.
           Поэтому,наши родители - строго и неукоснительно следили за нами,чтобы мы не общались с чужими и незнакомыми детьми и не подхватили ПОЛИОМЕЛИТ.
Они очень боялись за нас. Мы с Хадичой,выполняли их волю: покорно сидели дома,а с другими детьми не общались,а занимались самовоспитанием и самообразованием и
самоусовершенствованием. Особенно - своего духовного,нравственного и художественно-эстетического развития.Нам с Хадичой,тоже очень хотелось общения
со-своими сверстниками и ровесниками,хотелось новых игр,новых и очень интересных
знакомств,одним словом,-всего того,что называется обыкновенным,детским счастьем,но сло наших родителей,- всегда было для нас - законом №1 и мы его выполняли тоже,с огромной охотой и с чувством серьёзной ответственности и перед нашими родителями и перед собой.
          Ещё будучи,совершенно маленькими,мы с Хадичой,усвоили то,что надо быть всегда честными перед собой и другими людьми и не врать,а если обещали,- то стараться выполнить всегда. Мы прекрасно понимали,что родители очень боялись за нас и поэтому берегли нас от этой страшной болезни,которая губит детей ,посылая
им смерть,или превращая их в инвалидов и калек.
          Но нет худа,без добра: лишившись общения с другими детьми,мы с сестрой
Хадичой,тоже не теряли времени даром: Хадича,потихоньку,приобщала меня к любви к и училась со-мной- всему культурному,интеллигентному,к хорошему вкусу и даже к танцам.
          Всё - мы впитывали в себя,как губка- впитывает воду,в себя.
Однажды,Хадича учила урок по русской литературе,стихи Пушкина - ЦЫГАНЕ. Я,по сво
ему обыкновению,как всегда это бывало,стал тоже повторять эти волнующие и замечательные стихи. Мне тоже очень захотелось иметь...такой-же шатёр,как у цыган.Наш папа обещал мне устроить такой-же,как цыган,шатёр.
          Он принёс из ДТС,трёхногий стояк для фотоаппарата,куда фотоаппарат кре
пится. В комнате-зале,папа растопырил широко этот фото-стояк,а потом,накрыл его
верблюжьими и пикейными одеялами. Получился прекрасный шатёр. Мы с Хадичой,- прятались в этом шатре. Были очень довольными.
           Мы с Хадичой,часто привязывали одеяло к обеим спинкам нашей кровати и
получалось странное,трёхэтажное сооружение: первый этаж- на полу,под кроватью.
Второй этаж - на самой кровати,а третий этаж- на одеяле,сверху.
           Потом,нам,с Хадичой,эти- многоэтажки и шатры - надоели. Видя это,наш папа- Рагиб Румович Садыков снова унёс фотографический стояк,снова в ДТС.
Папа купил в магазине,у своей ученицы-продавщицы Гали,два отреза штапеля,очень мягкого,для будущих платьев,которые он решил сам сшить,в подарок ,к приезду насовсем,из курсов усовершенствования врачей,нашей мамы- Блюмы Моисеевны Зофман-
-Садыковой. Один отрез штапеля был бордового ( вишнёвого) цвета,с белыми и розовыми цветками). Другой отрез штапеля был светло-синего цвета с белыми и розовыми цветками- тоже.
           Папа- Рагиб Румович Садыков собирался их сшить маме-Блюме Моисеевне
Зофман-Садыковой,под её любимый фасон: под- татьянку.
Папа купил вязальные спицы и крючок,а также четыре больших клубка ниток:два клубка ниток были синевато-серыми,а два клубка ниток были - алого цвета.
Так он думал коротать длинные,зимние вечера. Вязать папу- Рагиба Румовича Садыкова научила его бабушка,которую звали-  Бибикамал. Папа хотел научить вязать и меня с сестрой Хадичой,но мы предпочли вышивать цветные вышивки.
           Мы с Хадичой,помогали папе пороть старые чулки и носки и мотали эти нитки в огромные клубки,разных оттенков бежевого,коричневого,розовато-коричневого и тёмно-коричневого -цветов.Так мы втроём и коротали долгие ,зимние
вечера.Мы с сестрой Хадичой играли в детский биллиард,игру-ТЕРПЕНИЕ и игру - ОТ
МОСКВЫ,ДО РОСТОВА. Играли также в шашки.У нас дома были шашки-шахматы,домино,лото,карты,мы слушали радио,патефон,вышивали вышивки.
           У меня,почему-то часто портилось вечерами,настроение,совершенно без
всякой причины. Я затихал,хмурился и на душе ощущал какое-то неосознанное беспокойство,тревогу,волнение и грусть.
Я тогда смотрел на потолок и стенно-потолочные полосы- границы между стенами и потолком,с их окантовками,а на душе возрастали беспричинные: тоска,грусть,тревога, и скука.
            Может,я просто,скучал по маме. Это было и тогда,когда папа уезжал в свои многочисленные командировки,тоже.А может это было потому,что день закончился и опять наступает вечер,что скоро наступит ночь,а мне ещё очень хочется играть с своими игрушками,но надо ложиться спать.
            Ведь вечер,- это и есть предверие ночи!
В таком случае,я брал свои любимые книги: " ПРЫГОДЫ НЭЗНАЙКЫ, ТА ЙОГО ТОВАРЫШЫВ"
на украинском языке и " КРАЙ  РОДНОЙ " - на русском языке и развлекал себя чте-
нием. С детских лет,ещё будучи дошкольником,я прекрасно понимал и читал и на украинском и на русском - языках.
            Потом,перед сном,-мы с сестрой Хадичой ,делали ГОГЕЛЬ-МОГЕЛЬ из сырых яиц с сахарным песком,куда мы кидали ванильную,сдобную булку-слоёнку,кусочками и размешивая -ели.А иногда делали своё домашнее,шоколадное масло: Небольшой кубик сливочного масла клали в чашку. Брали сахарный песок,смешивали его с порошком какао " НАША МАРКА " и сыпали в в чашку с маслом и растирали,постепенно получалось шоколадное масло.Мы им смазывали разрезанные
булки- ФРАНЗОЛИ и ели ,запивая их чаем.
Булки- ФРАНЗОЛИ были в форме лодочки,а в центре - продольный разрез с поджаренными внутри " гребешками ".
Любопытно,что булки- ФРАНЗОЛИ и сейчас тоже делают,только они без " гребешков ",
один продольный разрез и они называются по -другому: ГОРОДСКАЯ БУЛКА.
Наевшись и напившись чая,мы с сестрой Хадичой,ложились спать.

                ( Продолжение следует).

 


Рецензии