Праздник Пурим

   Солёный ветер с моря пахнет рыбой. Высота волн метров до полутора - прибой, отбой, прибой, отбой... Голубовато- серые при облачном небе, волны, как будто танцуют свой неповторимый танец, показывая, как исподнее бельё, белые, вызывающе дерзкие  гребни. Колышутся, похожие на веера, листья пальм на набережной. Неугомонные чайки громко кричат, кружась над волнами, проворно выхватывая из воды добычу. Шум прибоя и крики чаек заглушают другие звуки. На их фоне тёхканье мелких птичек почти не слышно. В семь часов утра в женский день 8 марта, и в праздничный день Пурим, в Израиле на берегу еще немного народу. Рабочие в оранжевых безрукавках поверх основной одежды убирают мусор. Кое-кто, мужчины и женщины, бегают по берегу трусцой для укрепления здоровья. Пожилые люди занимаются спортивной ходьбой с помощью специальных палок, чем- то напоминающих лыжные, но концы у них не такие. Пурим, как и все религиозные еврейские праздники, начался вчера с вечера. Дети в школах не учатся. День рабочий, но выходцы из бывшего СССР настроены на поздравление женщин. Ну а традиции Пурима чем-то напоминают русский Новый год, потому что люди переодеваются в карнавальные костюмы, маски-очки, украшают себя блестящей разноцветной мишурой, как новогодним дождиком, надевают парики, пляшут, поют, трещат трещётками, пьют вино и веселятся. Это очень большой праздник, история которого уходит в период за 600 лет до нашей эры.
   Во времена царствования на территории Персии царя Ахашвероша(Артарксеркс) всему еврейскому народу грозило полное уничтожение. Злой царский вельможа Аман возненавидел еврея Мордехая, который, сидя у царских ворот, отказался ему поклониться, сказав, что не поклоняется никому кроме Всевышнего Бога. И ненависть Амана перекинулась на весь Мордехаев род, и в злобе своей замыслил Аман истребить всех евреев от мала до велика, склонив к этому царя.
Одного не знал Аман, что жена Ахашвероша, прекрасная царица Эстер (Эсфирь) - еврейка и племянница Мордехая. В царском дворце был брошен жребий(пур), который определял день казни евреев. Отсюда название праздника Пурим. Мордехай сумел посвятить царицу в страшный план Амана и призвал Эстер спасти свой народ. Мудрая царица сумела повернуть дело так, что вместо Мордехая и его рода был казнён лютый Аман. И в честь своего спасения евреи уже более двух с половиной тысяч лет из  поколения в поколение празднуют этот благословенный праздник. Данная история описана в книге Эсфирь Канонической Библии. А Библия - Священное Писание и в Христианстве.
   Шумит Средиземное Море, как будто рассказывает людям удивительную быль о событиях глубокой древности: о наивном царе Ахашвероше, злом, льстивом и глупом царском министре Амане, бедном, но мудром праведнике Божьем Мордехае и красавице- царице Эстер.
Морской ветер, гуляя напрополую, гонит  волны  и разгоняет облака, давая солнцу "зажечь" море ярким пламенем - блеском на широком пространстве. И ликование волн передается  миру, празднующему Пурим.


Рецензии
"Одного не знал Аман, что жена Ахашвероша, прекрасная царица Эстер (Эсфирь) - еврейка и племянница Мордехая".

Дочь дяди - это "кузина", т.е. двоюродная сестра, а не "племянница".
"Племянница" - это дочь брата или сестры.
Я не знаю Вас, но зато знаю, как авторши подобных миниатюр любят стирать критические рецензии (виноват, если ошибаюсь).
Потому сегодня я изложил своё мнение не в рецензии Вам, а в коротком рассказе "Снова о Пуриме".

Ознакомьтесь: http://proza.ru/2023/03/15/608
Сдаётся, Вы о Пуриме многого не знаете.

Воки Шрап   15.03.2023 10:59     Заявить о нарушении
Уважаемый Воки, ознакомилась с Вашей короткой рецензией и рассказом по ссылке. Ответ мой изложу, как рецензию на Ваш рассказ. Стирать Ваш отзыв не собираюсь. О Пуриме я знаю всё, но не ставила перед собой цели в рамках миниатюры подробно излагать всю историю.
В книге Есфирь Библии всё написано, если кто хочет узнать подробности.
По изложению в ней Гадасса(Есфирь) - дочь дяди Мардехея, т.е. - двоюродная сестра. Вы правы. Но Мардехей забрал её на воспитание, как сироту, и воспитывал, как дочь. Это говорит о большой разнице в возрасте между ними.
В некоторых комментариях Есфирь называют племянницей Мардехея. И это не суть важно.
Я видела худ фильм Эстер, в котором говорили, что события имели место быть за 600 лет до н.э.
Чего Вы не увидели в книге Есфирь?
Вы за всем изложением не увидели Всевышнего Бога. А в этом - вся соль.

Вера Шляховер   15.03.2023 15:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вера (увы, не знаю Вашего отчества).

В своём рассказе я опирался именно на эту книгу Ветхого Завета. Все цитаты оттуда. Мои комментарии к ним — это исключительно моя трактовка, не более. И в трактовке я старался придерживаться только логики, без каких-либо предпочтений национального или религиозного окраса. И говорил я только о поступках, как они описаны в Книге Есфири, не уклоняясь в теологические рассуждения.

В логических же построениях о поступках людей я всегда исхожу из того, что тогдашние люди и люди нынешние мало отличаются своими характерами, пороками, пристрастиями, намерениями и капризами.
Вот и всё.

Ну да, Мардохей и Гадасса не ровесники, это очевидно. Что за «комментаторы» называют её «племянницей» Мардохею и откуда они тащат такую чушь, я не знаю. В Книге Есфири прямо сказано: «дочь дяди». Ч
то тут комментировать?

Артаксерксы (с Артаксеркса I по Артаксеркса V) правили с 465 по 329 год до н.э. Эти цари никак не могли жить «за 600 лет до н.э.», это выдумка режиссёра. Но художнику экрана не возбраняется такое вольное обращение с историей.

Видите ли, в Книге Есфири прямо сказано, что Марходей был: «Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем Иудейским».

Навуходоносор II действительно захватил Иерусалим в марте 597 года до н. э. И пленил иудейского царя Иехонию, отправил его (и его семью) в плен, в Вавилон. Но это было почти за полтораста лет до Артаксерксов. Марходей не мог прожить столько лет. И город Сузы стал столицей державы Ахеменидов только при Камбисе II, в 530-522 гг до н.э., через 67 лет после падения Иерусалима и пленения Мардохея. Кого под «Артаксерксом» понимал древний составитель Книги Есфири, спорят до сих пор. Ни у кого у персидских и вавилонских царей не было жены с именем «Есфирь». Она либо выдуманный персонаж, либо наложница из царского гарема, а таких там были сотни и тысячи. Их имён не сохранилось.

Составитель Книги Есфири жил, скорее всего, много веков позже описываемых событий, знал о них понаслышке, университетов наших не кончал, вот и нагромоздил путаницу из имён и дат. Мол, всё равно никто не проверит.
Недооценил мощь современной науки. Урок всем выдумщикам.
)
И насчёт «Всевышнего Бога» в Книге Есфири…
Как действующее лицо он там отсутствует. При молитвах Есфири и Мардохея летописец не присутствовал, это события интимные. А вот деяния он описал.
О них я и толковал, о деяниях.

Воки Шрап   16.03.2023 09:51   Заявить о нарушении
P.S. Иногда я называю Мардохея "Мархедаем"; не обращайте внимания.

Воки Шрап   16.03.2023 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.