Ленинград. Ноябрь

Картина «Ленинград. Ноябрь»,поставленная в 1990 году молодыми режиссерами Олегом Морозовым и Андреасом Кристофом Шмидтом,строгая в своем минимализме, как черно-белый офорт, уже своим названием выдает место и время действия.
Сюжет этого странного фильма выглядит рассыпанным на части , которые не стыкуются друг с другом, а смысл порой непонятен, размыт и тяжеловат,как осеннее ленинградское небо. Однако уже минут через пятнадцать от начала просмотра эти странности начинают нравиться, и даже завораживать, поскольку подчеркивают, что речь идет об "умышленном" городе , который выбрали для наблюдения создатели картины.
Ноябрьский промозглый Ленинград, пока еще не Санкт-Петербург, город на стыке эпох, стыдливо обнажает свои неприглядные интерьеры, как-бы подчеркивая, что незачем ими любоваться искушенному постороннему, тем более иностранцу. Так же стыдливо он демонстрирует неуместные в его строгих декорациях яркие пятна кумача знамен ноябрьских демонстраций, уже обреченных на скорое вымирание. Здесь этот посторонний - главный герой, Макс, который приезжает в родной город, в надежде на обьяснение с тяжелобольным отцом, не простившем ему эмиграцию в Германию . Но отец не примет этих обьяснений, так же как бедный, но самодостаточный город не примет своего блудного сына.
Его тело пронизывает ноябрьский промозголый ветер, душу гнетут воспоминания , а покой смущают странные встречи с легким налетом сюрреализма. Оператор Олег Морозов с удивительной точностью передает атмосферу города на Неве , будь то ленинградское "утро туманное, утро седое" , сгущающийся под низким осенним небом вечерний сумрак, или во все времена манящий и порочный , сверкающий ночными огнями, прекрасный Невский проспект.
Нашего героя, так и не нашедшего в оставленном им когда-то городе ни любви, ни дружбы, ни отеческого прощения , поезд с тяжелым сердцем уносит с Витебского вокзала куда-то совсем в другую , наверно, вполне благополучную, размеренную , и спокойную жизнь добропорядочного бюргера.
А равнодушный город холодно ,без сожаления , и сочувствия провожает чужака, как будто понимая , что ему уже никогда не суждено будет вернуться в тот пасмурный пронзительный ноябрь, в ТОТ Ленинград...


Рецензии