О работе. Общие положения

       О работе учителя один весьма известный и неглупый писатель сказал: учитель это не профессия, а разновидность нищеты. Финансовую сторону работы я пока оставлю в стороне, замечу лишь, что зарплпта учителя всегда, а я вращаюсь в этом вареве уже больше сорока лет, была и остается недостойной человека. Сделано все, чтоб выжать из школы мужчин и достойных учителей. Контингент учителей: убог, малопрофессионален и некомпетентен. В школе работает две категории учителей, молодые - не представляющие из себя ничего интересного девицы и старушки пенсионерки, которым давно на все наплевать, лишь бы был приработок к мизерной пенсии. Средний, наиболее дееспособный возраст, конечно, есть, но он малочислен и давно не делает в школе никакой погоды, приспособившись тратить энергию по мере надобности и обстоятельств.
      Итак, я вновь оказался в своей прежней роли, учителя технологии в заведении, гордо именуемом - лицей, а по факту в зачуханной окраинной школке, ничего общего не имеющей с задекларированным названием.
       Сразу расставлю точки над i. Урок технологии, несмотря на все потуги свыше, остался самым трудным для учеников и учителей, в плане затрат физической и духовной энергии, наиболее дорогим из всех школьных предметов и наименее уважаемым, и значимым в глазах общества.  Подумаешь, технология, презрительно скажет и школьник прогульщик, и коллега филолог или математик, не говоря уже о начальстве.
       Никто из них и близко не стоял к пониманию того, как дается этот урок человеку, который проводит именно уроки технологии, а не пародии на них, занимая детей чем попало, чтоб не болтались в корридорах. Особенно трудно такому учителю после того, как настоящую технологию не вели даже несколько месяцев. Дети не знают элементарных вещей не умеют ничего. Мастерская разгромлена, инструменты и оборудование растащены. Необходимых материалов нет и приобрести их никто не торопится.
       Чем же сложна технология? В первую очередь подготовкой самого учителя. Его лучше всего сравнить с клоуном в цирке. Профессиональный клоун, чаще всего, обыгрывает комизм ситуации номеров других артистов цирка, а для этого требуется одна простая вещь. Он должен исполнять комический трюк, иммитируя: акробата, жонглера или атлета на уровне выше того кто этим жанром зарабатывает на хлеб.
      Настоящий учитель технологии должен владеть несколькими десятками профессий на профессиональном уровне, чего не умеет ни один учитель любой другой специальности в школе. Если ты взялся научить детей, скажем, столярному делу, ты обязан знать это дело в совершенстве. Не знаешь, грош тебе цена, ничему ты никого не научишь. Столярка это лишь пример, в программе кроме нее много еще чего задумано, но суть, я думаю, понятна.
      Хорошо, ты сам все умеешь, чему должен научить и вроде никакого напряга с этим нет. Но, но уметь самому еще не означает, что ты сможешь научить этому. Для того чтоб научить нужно выполнить три необходимых условия. Во-первых, оборудованные рабочие места под тот вид работ которому ты собираешься научить. Во-вторых, исправный, налаженный, наточенный, качественный инструмент для работы каждого ученика. Не один на всех и не только для показа, а именно для работы и очень желательно, адаптированный именно для детей. В-третьих, нужны материалы для работы. Качественные, разнообразные и в количествах таких, чтоб не возникало ни сожаления о том, что они будут испорчены и превратятся в обычный мусор, и попыток освоить то или иное дело будет далеко не одна. О том, что ты обязан владеть методикой обучения не заостряюсь, это подразумевается само собой. Мало уметь самому, надо уметь научить. так какой предмет в школе самый сложный и затратный?! Ответ верный! Вернемся в лицей.

               


Рецензии
Вопрос поднят правильно. Я учительствовал лет десять и деканил лет пять. Разных детишек навидался. Основное - надо с ними говорить. В семье с детьми говорят только бабушки. У родителей не всегда выходит. Это и есть школа. А то что дети все подмечают и высмеивают старших -факт. Приходилось в 90 даже самому разрабатывать новые профессии, потребность была, а учебников - ноль.

Владимир Падейский   14.03.2023 18:52     Заявить о нарушении
Савсибо за визит и мнпние. Наверно я зря не написал рассказик о детях в цикле, О работе, но откровенно они меня уже достали. Икнется нам вскорости эта эпоха сидения всех сплошь в смартфонах.

Мстислав Лис   15.03.2023 05:09   Заявить о нарушении
Помнить надо другое - учительство не работа, это миссия. Как проповедники в АФРИКЕ

Владимир Падейский   15.03.2023 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.