Как нужна для жемчужины полная тьма. Омар Хайям
Так страдания нужны для души и ума.
Ты лишился всего, а душа опустела?
Эта чаша наполнится снова сама.
В этом стихе Омара Хайяма говорится о том, что страдания очищают душу человека. Когда душа, живое существо, получив тело человека, начинает грешить, нарушать законы Бога, тогда Господь посылает страдания, чтобы отрезвить заблудшую душу, подобно тому, как любящий отец наказывает ребёнка для его же блага, чтобы он вырос порядочным человеком. Иногда страдания приходят, казалось бы, незаслуженно, но надо понимать, что это значит, что человек получает наказание, испытывает плохую карму, за грехи в прошлой жизни. Закон кармы таков: "Что посеешь, то пожнёшь." Не обязательно, что человек испытывает последствия своей деятельности в этой жизни, частично конечно испытывает, но также последствия могут прийти в следующей жизни. Если человек в прошлой жизни заработал хорошую карму, а в этой жизни грешит, то он может не сразу получать расплату за свои грехи, а пока ещё пользоваться плодами былых благочестивых поступков с прошлой жизни. Но каждый греховный поступок также сжигает его хорошую карму, подобно тому, как человек, совершая недостойные поступки, всё больше и больше теряет к себе былое уважение. За каждый греховный поступок будет неотвратимое наказание. Законы кармы сложны, их математически вычислить невозможно, но мы можем понять принцип: судьба в этой жизни - это результат наших поступков в прошлой жизни, наша карма за поступки в прошлой жизни, а своими поступками в этой жизни мы нарабатываем себе карму, судьбу на следующую жизнь. Можно уйти от наказания по законам государства, но от наказания Бога уйти невозможно. Избавиться от плохой кармы можно лишь отстрадав за неё, либо искупив грехи. Единственный метод, как искупить свои грехи - это изменить своё сознание, искоренить корень греха, семена греха, которые расположены в сердце человека. Для этого необходим духовный метод и общение с людьми, которые уже преуспели этом направлении, с духовными людьми (с истинно духовными). Просто лицемерное покаяние без изменения сознания, без совершения духовных усилий, аскез, недостаточно. Можно прийти в храм, исповедаться или просто помолиться о прощении грехов, но этого недостаточно. Иисус Христос говорил: "Иди и больше не греши." Повторное совершение грехов апостолы сравнивают с тем, как пёс возвращается на свою блевотину. Индийские ведические писания, Шримад Бхагаватам, приводят пример слона, который искупавшись в реке, тут же начинает осыпать себя песком и грязью. Осознанно грешить, надеясь на прощение Господа, является оскорблением Бога, и за это придут реакции от Бога, воспитательные. У Омара Хайяма есть такой стих: "Одной рукою держим мы бокал, другую руку держим на Коране. Так и живём под небом голубым полубезбожники и полумусульмане." Человек должен искренне раскаиваться, а потом прилагать усилия, волю, чтобы не грешить снова. В этом помогает духовный метод молитвы, чтения священных писаний, развитие понимания заповедей, духовной философии. И необходимо общение духовное с тем, кто бы помогал и разъяснял, давал бы ответы на вопросы с позиции духовного знания. В Бхагавад Гите 2.59. , священном писании Индии, есть стих: "Человек пытается воздерживаться от грехов, чувственных удовольствий, но мысли о них (об объектах чувств, подобных яду) к нему возвращаются, но испытав высший духовный вкус, (счастье, которое даёт Бог), он теряет вкус к прежнему (к греховной деятельности)". Это подобно тому, как нищий человек скитался по помойкам, ел отбросы и нечистую пищу, а потом его взяли, отмыли и накормили чистой качественной пищей. Получив нечто высшее, лучшее, человек может отказаться от низшего, худшего. Нельзя просто так забрать у человека удовольствия, наслаждения, и ничего не дать взамен. Человек всегда будет думать и помнить об удовольствиях, потому что изначально душа каждого живого существа ищет счастья, блаженства, ананды, духовного счастья. Но из-за влияния качеств, гун страсти и невежества наше сознание загрязнилось, как наше зрение искажается из-за цветных очков, и мы ищем счастье не там, где нужно, в материальных, эгоистичных чувственных удовольствиях. Когда мы находимся в страсти и благости, мы ищем удовольствия, соблюдая заповеди Бога. Когда наше сознание попадает под влияние невежества, гуна страсти смешивается с невежеством, тогда человек превращается в преступника, в тяжкого грешника. Гуна, качество невежества, прямо противоположна гуне благости, если гуна благости означает знание Бога и Его законов и соблюдение Его заповедей, то гуна невежества прямо противоположна, под её влиянием человек не знает Бога, Его законов и нарушает все Его заповеди. Гуна страсти толкает человека, или душу, к наслаждению чувств. Чистая благость - это состояние, в котором душа, живое существо, человек не стремится наслаждаться жизнью отдельно от Бога, наслаждая свои чувства и ум (ум считают ещё одним шестым чувством, он является центром деятельности всех чувств), а старается искать удовольствие в том, чтобы доставить удовольствие Богу, своё счастье ищет в том, чтобы доставить удовольствие Господу. В этом материальном мире самым чистым примером любви и такого служения является любовь матери к своему маленькому ребёнку, ей ничего не надо от её ребёнка, и она счастлива, если ребёнок счастлив. Это пример, помогающий понять образец высшего духовного совершенства, когда человек ради служения Богу полностью оставляет все личные свои желания и желает лишь служить Господу. Человек должен постепенно подниматься от невежества к страсти, потом к благости. Нужно стремиться прекратить запрещённые Богом действия, греховные наслаждения, постепенно заменяя эти наслаждения на дозволенные Богом. Господь не лишает человека чувственных удовольствий, Он их регулирует правилами и предписаниями. Основные потребности человека еда, сон, совокупление и оборона свойственны и животным, но человек, в отличие от животных, обладает развитым разумом, с помощью которого он может понять Бога. И человек способен на аскезу, сознательное ограничение своих потребностей в наслаждении чувств ради осознания Всевышнего. Бог ограничивает и регулирует эти потребности своими заповедями, правилами и предписаниями. Предназначение жизни человека - осознание Бога и своих с Ним взаимоотношений. Постепенно человек всё больше привязывается к Богу, и его привязанность к материальным наслаждениям становится всё меньше. Чем больше человек привязан к Богу, тем меньше он привязан к мирскому. Чем больше человек привязан к мирским наслаждениям, тем меньше он привязан к Богу, тем больше забывает о Нём. Таков закон Бога.
Зная эту философию нам становятся понятны слова Христа, когда Он говорил богатому человеку, который был набожным, соблюдал все заповеди от юности своей: "Если хочешь быть совершенным, то продай своё имение, раздай нищим и приходи, следуй за Мною." Тот человек был привязан к своему богатству и Иисус сказал: "Трудно богатому войти в царство Божие, легче верблюду пройти в угольное ушко, чем богатому войти в царство Божие." Ученики спросили: "Кто же тогда может спастись?" Христос сказал: "Человеку это невозможно, но всё возможно Богу". По милости Бога, если человек искренне обращается к Богу и стремится оставить все грехи, то Господь даёт человеку испытать высшее духовное счастье, блаженство, высший вкус, который поможет ему воздерживаться от личных, эгоистических чувственных удовольствий. Бхагавад Гита помогает нам понять заповеди Христа. Также слова Христа: "Кто любит мать или отца больше нежели Меня, недостоин Меня, кто любит сына или дочь больше нежели Меня - недостоин Меня. И кто не берёт креста своего и не следует за мною, тот недостоин Меня." Иисус Христос говорит здесь о высшем уровне преданности Богу, об отказе от личных чувственных удовольствий. Об этом же говорят и ведические писания, к этому нужно стремиться. В исламе тоже есть подобные высказывания. Иисус поведал притчу о блудном сыне: "У богатого отца были послушные сыновья, но один непослушный сын получил наследство и уехал в чужую страну, там промотал имущество и стал нищим. И там, в чужой стране, он бедствовал, голодал и должен был работать целый день, пасти свиней и в пищу вынужден был есть те же отбросы, которыми кормили свиней. Такая у него была там тяжёлая жизнь. И однажды он вспомнил про своего любящего Отца и решил вернуться к нему и попросить прощения, пав к Нему в ноги. Когда отец увидел своего сына, он с радостью бросился ему навстречу, обнял его и приказал приготовить пир в честь возвращения блудного сына. Послушный сын сказал отцу: "Я был послушен тебе всегда, а мне ты не заказывал такого пира, как непослушному сыну." И отец сказал ему: "Твой брат был мёртв - и ожил, пропадал - и нашёлся!"
Так и мы все в этом мире являемся блудными сыновьями нашего Отца, Бога, и чтобы не жить жизнью свиней, не есть отбросы материальных чувственных удовольствий, мы должны обратиться к Богу, Господу, нашему истинному Отцу. Если мы делаем один шаг навстречу к Богу, то Он делает нам навстречу сто шагов. Солнце светит нам, - не нужно сидеть в тёмном подвале, в своей тюрьме эгоистических желаний.
Душа каждого человека и не только человека, каждого живого существа чиста, подобно алмазу или жемчужине. Алмаз или жемчужину нужно очистить от грязи, и она засверкает. Для того, чтобы выросла жемчужина, нужна чёрная мгла, так страданья нужны для души и ума. Если под влиянием страданий человек вспоминает о Боге и обращается к Нему, начинает преданно служить Ему, тогда душа человека начинает очищаться от грязи, накопившейся из-за многих грехов, совершённых в этой и прошлых жизнях. У Омара Хайяма есть стих: "В аду горят не души, - а тела, не мы - а наши грешные дела. Я руку омочил и сунул в пламя - вода сгорела, а рука цела." Цель страданий, которые нам посылает Господь - исправить нас. Как только мы исправимся, то жизнь исправится, страдания прекратятся. Подобно тому, как облака проливают дождь на горящий лес и тушат пожар, который ничем нельзя потушить, только по воле Бога появляются облака и проливается дождь. Так и Господь проявляет Свою милость и гасит пожар наших материальных страданий. Когда отец наказывает ребёнка, ставит его в угол или на горох, если ребёнок искренне раскается в проступке и попросит у отца прощение, то отец может тут же отменить наказание. Смысл наказания не в том, чтобы издеваться над ребёнком, а в том, чтобы ребёнок осознал свою ошибку и исправился. Если ребёнок всё понял и изменился, исправился, то смысл в наказании отпадает, оно больше не нужно. Об этом как раз говорил Шукадева Госвами с Махараджей Парикшитом в Шримад Бхагаватам, что истинное покаяние в грехах заключается в изменении своего сознания, ума, в очищении души от греховных желаний, в искоренении семян греха. В ведических писания говорится: "Кришна, Бог, подобен солнцу, а майя, иллюзия - это тьма. Там, где есть солнце - там нет тьмы, там, где есть Кришна, Бог, - там нет иллюзии, майи." Лучший путь контроля чувств и ума, воздержания от греха - это занять свой ум мыслями Боге, тогда иллюзия, майя, (языком аврамических религий дьявол, шайтан), не сможет влиять на наш ум, при свете солнца тьма исчезает. Рекомендуется позитивный метод контроля чувств и ума - занять ум и чувства в служении Богу. Самый простой метод - повторение святых имён Бога на чётках, вслух или в уме. В каждой религии есть свои молитвы, имена Бога, которые повторяют на чётках. Это называется очищением запылённого зеркала ума.
Если человек в своих страданиях обратился к Богу и начал менять свою жизнь и мысли, значит, несмотря на все потери и трудности, его чаша души скоро наполнится истинным духовным счастьем, и страдания скоро отойдут, как стихает лесной пожар под проливным дождём. Если блудный сын вернулся к своему любящему Отцу, то его страданиям придёт конец, и жизнь снова наполнится счастьем. Страдания должны стать стимулом к духовному развитию. Иначе, под влиянием страданий, если человек не обращается к Богу, то он деградирует, начинает ещё больше грешить и попадает в ад.
В нашей нынешней жизни, в современной цивилизации, люди деградировали, совсем потеряли совесть и духовный разум. Поэтому Господь приступил к операции нашего лечения. Кроме дождя, никто не может потушить лесной пожар, и единственный выход для нашей цивилизации - это обратиться к Богу и начать менять своё сознание. Иисус Христос говорил: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а в своём бревна не замечаешь. Лицемер! Вынь сперва бревно из своего глаза, а потом поймёшь, как вынуть сучок из глаза брата своего."
Сейчас есть стимул, благодаря страданиям, трудностям, начав с себя, вступить на путь к Богу и исправить и себя, и окружающий мир. Потому что не исправив себя, не исправить и окружающий мир. Иисус это объяснил. А мир исправлять нужно, в нём много зла.
Свидетельство о публикации №223030801868