Степной. По пути в Н. Колчурино. Сталинград 1946

ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЖИЗНИ ДОМА В СОВХОЗЕ СТЕПНОЙ И НА КВАРТИРЕ НА СТАНЦИИ СТЕПНАЯ, 1945-46 ГОДА.(часть 4)
   
   Летом 1946-го я заартачилась, захотелось увидеть мою бабушку Екатерину Фадееву (по фамилии моего дедушки Алексея Фадеева). Редко, но мы получали письма из д. Нижнее Колчурино, Татарстан.  Быбушка Еатерина (мамина мама) очень хотела с нами повидаться. Да и Наля (Наталья), наша двоюродная сестра-сирота, очень хотела выехать из Колчурино, чтобы работать на производстве. Наля работала с детства в колхозе,  в поле, как и бабушка Катя, но, когда бабушка ослепла, то Наля из всей семьи ходила работать одна, тётя Дарья сидела дома с маленькими детьми Женей и Мишей. Нале так же приходилось после работы стирать, помогать тёте Дарье и бабушке, ведь они жили в отдельных домах. И тут, и там были огороды, куры и т.д. Наля писала нам, что если кто-то приедет на родину, то она в сельсовете скажет, что за ней приехали родные, тогда ей выдадут паспорт, а иначе никого из колхозов не выпускают. Война кончилась, кто-то должен был в колхозе выполнять пятилетние планы.
   Я не могла не реагировать на эти письма. Мама в Нижнее Колчурино не поедет, Лена тоже - нет средств. А я сяду на крышу вагона и поездом до Сталинграда, а потом по Волге-реке до пристани Переволоки, а с пристани ходят попутные  машины даже дальше нашей деревни Н. Колчурино. Такой маршрут был в 1946 году. Это я всё выяснила. Мама была категорически против:"Ты что, с ума сошла? Хоть тебе и 16 лет, но ты же на 13-летнюю похожа, тебя любой хулиган обидит. А если что с тобой случится? Никто и знать не будет, ни я, ни в Колчурино.Нет,нет, и слушать не хочу!"
   Я стала доказывать маме, что я уже хитрая и ловкая, что вечерами из Ростова-на-Дону я домой благополучно приезжала даже с деньгами, а чего мне бояться, без денег, кому я нужна, меня никто и не заметит. Наконец, мама испугалась, что я всё равно поеду без разрешения, достала последние деньги, дала кошелку с едой на дорогу, я надела розовое шелковое платье с выпуклыми цветочками, обула выходные босоножки и поехала в Ростов-на-Дону, где купила билет до города Сталинграда.
   Помню был день. Светило солнце. Я стояла на вокзале Сталинграда и ничего не узнавала. Я думала, как мне добраться до пристани. Я спросила у мужчины, не подскажет ли он, как быстрее попасть на пристань.  Он:"Очень просто, по левой стороне пройдешь пустырь и увидишь пароходы, это и есть пристань." Я успела купить хлеб и хорошую рыбу для гостинца бабушке (на большее я не могла рассчитывать), и пошла. Иду и думаю. Откуда взялся этот пустырь, ведь в 1940-м году мы, проезжая через Сталинград в Обшаровку, останавливались в Сталинграде, где с дядей Ваней посетили музеи, скверы, парки и площади. Мы любовались красотой города с высокими стройными деревьями и бесконечными цветами и роскошными домами и дворцами. Вот это город! Я оглянулась вокруг и только сейчас заметила, как из-под земли шли, медленно выползая и поднимаясь к небу, клубы дыма. Люди варили в землянках, в подземельи. Оставшимся в живых негде было жить. А за этим пустырем виднелись пустые разрушенные дома с черными глазищами окон. Стало жутко... Неужели это Сталинград? Это здесь получил ранение отчим  дядя Ваня, а потом долго лечился в госпитале в г. Калач? Но ведь здесь мы бегали вприпрыжку с сестрой Леной от радости, что видели такой необыкновенной красоты город, город - чудо, гордость Советского народа, наша гордость без преувеличения. Мне сдавило горло. Сперва слёзы, а потом вопли вырвались из моего сердца. Я забыла, что рядом идут люди. Они останавливались, спрашивали что-то, а я не могла остановиться от рёва, и, только когда женщина тронула меня за руку и спросила:
- Тебя что, обокрали?
– Нет.
– Может ты потеряла что-то?
– Нет.
– А чего же ты плачешь?
 –Я видела Сталинград в 1940-м году, а теперь его нет.
Я заревела еще сильнее. Люди подходили, переспрашивали друг друга, что она говорит. Не потеряла? Не украли? А что? Помнит Сталинград? А-а-аа-... Женщина обняла меня и, заплакав, сказала:"Мы, деточка, уже 3-й год ревём, да уже выплакали все слёзы, а горю ничем не помогли. Будем строить и может наши дети увидят настоящий Сталинград. Не плачь. Не надо. Спасибо, что помнишь, у тебя чуткое сердце." Она проводила меня до пристани, спросила, куда я еду и пожелала удачной поездки и встречи с родными.


Рецензии
Гульнара, спасибо за исторические хроники. Хочется продолжения. (Завязка интересная, началось развитие, а кульминация резко закончилась...)

С уважением Светлана Е.

Светлана Ефименко   09.03.2023 08:43     Заявить о нарушении