Рибейра. Марсий и Апполон
Поскольку жюри составляли Музы, спутницы Аполлона, естественно, победа осталась за богам. У Марсия в наказание за дерзость содрали шкуру.
Сюжет очень выигрышный с живописной точки зрения и художественные массы часто обращались к нему. Особенно часто мастера кисти упивались страданиями Марсия. Одним из таких художников был испанец XVII века Рибейра, для творчества которого вообще характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием.
Несколько иначе трактует изображенное на этой картине, созданной для женского монастыря Сан-Мартино, советский литературовед В. Л. Смирнов: "На картине великого испанского художника Хусепе Риберы сатир Марсий привязан к дереву вверх ногами и, распростершись на земле, запрокинув голову, корчится и вопит от боли. Златокудрый, с утончёнными чертами лица, красавец бог Аполлон, хладнокровно наблюдая страдания Марсия, сдирает звериную шкуру с мохнатых ног сатира. Это символ его мучительного освобождения от низменной животной природы. Символично и расположение музыкальных инструментов на этой картине. Сиринга, инструмент сатира, подвешена на дереве у его звериных ног, а скрипка Аполлона -- символ возвышенного, благородного искусства, лежит у самой головы Марсия. Тело сатира вместе с музыкальными инструментами составляет одну диагональную линию, что указывает, в каком направлении должно меняться искусство Марсия по мере его духовного очищения: от низменного, пошлого к благородному, возвышающему души людей".
Свидетельство о публикации №223030800256