Моисей Рыбаков

Моисей Александрович Рыбаков родился в 1919 году в Иркутске. Детские годы поэта прошли в Бодайбо. Окончил физико-математический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы  увлекался поэзией. Сначала его стихи публикуют в стенгазете, потом в областных газетах, в журнале «Сибирские огни», альманахе «Новая Сибирь». В 1941 году был призван в армию. Погиб в 1943 году рядом с селом Русское Ростовской обл.

ДВА РУССКИХ СЛОВА

Опять бои... И, двигаясь упрямо
По снежным селам средь гремящей тьмы,
В часы затишья с детским словом «мама»,
Таким родным, не расстаемся мы.
И каждый вспомнит о своем, о дальнем,
О городе над гордою рекой,
О мирных днях, о детстве беспечальном,
О шумных играх и о ней, родной...
Стучит метель обледенелой рамой.
В чужом дому, за тридевять земель,
Два русских слова — Родина и мама —
К нам прилетают в холод и метель.
Как близнецы, они неотделимы.
Они — одно, и нам без них не жить,
Бесценный клад их в сердце сберегли мы
С тех пор, как научились говорить.
За каждой кочкой, рытвиной и ямой
Мы бьемся, стиснув зубы, до конца.
Два русских слова — Родина и мама —
Отвагой вдохновляют нам сердца…
1942

***

Когда-нибудь, я верю, это будет:
В спокойный час, у тихого огня
Познавшие иное счастье люди
Из уст твоих услышат про меня.
Охваченная радостным и новым
Свободная счастливая семья
Услышит и помянет добрым словом
Меня за то, как жил и умер я.
А как живу я, знаешь ты неплохо:
Сурово здесь солдатское житье.
Но до последнего готов я вздоха
Сражаться за грядущее твое.
С годами, может, сыну или внуку,
Ты, бабушка седая или мать,
Расскажешь про нелегкую науку
Бороться, ненавидеть, побеждать.
1942

***

Нет, и годам и тягостной разлуке
Меж нами связи прочной не порвать.
Я сердце взял надолго на поруки
И приказал ему не горевать!
Идя сейчас дорогами чужими,
Под рев войны, сквозь холод ледяной,
Я берегу в груди родное имя,
Мне кажется, что ты всегда со мной.
Я знал тебя веселой непоседой,
Смешной девчонкой, милой и простой...
К тебе вернуться с горем, не с победой
Я не могу. Я не покину строй!
1943


Рецензии