Фаина Раневская

                Если у  человека  есть сердце,  он не  хочет,
                чтобы  его  жизнь  бросалась  в  глаза.
               
                Стендаль.
             Выходной.  Михаил  с  внуком  смотрят  фильм «Золушка».  В  кадр  врывается  мачеха.  Михаил громко,  сказал – «Фаина  Раневская!»   На его  лице  появилась  улыбка.  Потом  смех:       « Ну, это наша  Фуфа!»  Внук, Максим,  я  вас  с  ним  знакомлю.  Удивленно  пробурчал: «странное  имя?».  Дедушка, так  будет лучше,  подумал,  дополнил: « эту  великую  актрису  так  в  детстве родители  называли!»  «Дедушка  расскажи  про  нее,  она мне  понравилась».  Тот  посмотрел  на  внука,  потом в  окно,  на  небо и  грустно  добавил: «Сейчас,  ее  звезда  погасла,  но  свет от  нее  еще  доходит  до  нас!»  Он  встал,  медленно  пошел  по  комнате.  Глазами   искал,  на  чем  сосредоточиться.  Остановился у картины «девушка  в  лодке»,  художник  не  известен.  Вздохнул. Смотрит  на  нее  -  речка, ветерок  гонит  мелкую  рябь  по  воде. Прекрасная  девушка  сидит  во  всем  белом,  вокруг  над  водой  цветут  кувшинки. На  сидении,  в  носовой  части,  горят  три  свечи.  Очень  романтично,  подумал  дедушка,  это Фаина  в  ином  мире!   
     «Просишь  рассказать», - дедушка  заговорил,  каким  то  таинственным  голосом, которым  сказки  рассказывают:  « Так!  Начинать  нужно   с  биографии,  но  там все  как  в  сказке: «27  августа 1896  года – в  доме  таганрогского  фабриканта  Фельдмана  царило   оживление,  так  можно  и  нам  начать.  Супруга  Гирши Хаймовича -  Милка  разрешилась  от  бремени  четвертым  ребенком.  Девочку  назвали  Фаиной.  И надо бы  поставить  точку, но  нет – это  не  про Фуфу.    Конечно,  вам  важен  документ,  пожалуйста,  читаем « В  метрической  книге   для  записи  родившихся  евреев  27  августа 1896 год». Она  есть.  НО?  Фаина потом  косвенно  подтвердила, этому  году сомнение,   что -  она появилась на  свет в 1895  году?  Это странно,  но  тоже  факт!
    Но и  это не  все,  она  удивительный  человек!  При  получении  паспорта в 1930  году  рассказывала  друзьям: « Можно  было  назвать  любую  дату -  метрик  никто не  требовал. С  улыбкой  добавляла:  Любочка (Орлова) скастила  себе десять  лет. Я  же,  идиотка, только  год  или  два,  не помню, -  улыбка  не  сходила  с  ее  лица, -  годы жизни,  проведенные  мною  на  курортах,   не  считаются.  Вот  и  найди  истину!
    «А ее  фамилия?», -  внук  попытался выговорить, но  не смог: « а  теперь  Раневская?»  Дедушка  посмотрел на  него,  фамилию  поменять,  для  нее   было очень  просто. Она  рассказывала  друзьям:  «Однажды  я  получила  денежный  перевод  от  мамы. Шла  по  улице,  налетел  ветер,  вырвал  купюры  из  моих  рук.  Вместо  того чтобы бросится  за  ними,  сказала  приятелю  с  улыбкой «как  красиво  летят!»  «Ты  совсем  как Раневская …» изумился приятель  и  собрал  деньги.  Это  прозвище  ей  понравилось.  Она  и  потом  это подтверждала: «что  стала  Раневской  потому,  что  все роняла».  Все  может  быть!
       Внук  слушает внимательно,  но  и  спрашивает: «Когда  она  стала мечтать  быть  актрисой?»  Ты  не  поверишь, она  всем  сразу  отвечала на этот вопрос точно – «лет  с  четырех во  мне  проснулось «непреодолимое  желание»  изображать  других,  повторяя все,  что они говорят  и  делают,  улыбалась,  обильно  приправляя крепкими словцами,  за  что получала  нагоняй».  Со  временем  уточняла:  «А в пять  лет впервые почувствовала себя  актрисой». Все возможно.
   С  возрастом,  друзьям  говорила: «Профессию  я не  выбирала, -  она  во мне таилась».  И с этим  нельзя  было  не  согласиться.
     Отчасти  это  правда, но и родители!  Отца  она  сторонилась.  Зато  мама! Милка  Рафаиловна.  Отличалась чувствительностью  к  романтическому   восприятию  действительности.  Это  она  старалась и  прививала  детям -  любовь к  музыке,  театру,  литературе.
            В   12  лет  Фаина попала  в кинотеатр.    Смотрела  фильм «Ромео  и  Джульетта».    Вспоминала – весь  фильм  рыдала.  А в 1913  году  уже  в  Москве,  была  в Художественном    театре,  затаив  дыхание  смотрела  « Вишневый  сад»  Чехова.   Это  ее воодушевило  -  стала посещать  частную  театральную  студию и  играть  в  любительских  постановках. 
   «Ну  что,  Максимка -  кино  кончилось», -  сказал  дедушка.   Послышался  женский  голос: «Максим  иди  делать  уроки!»  «Она  права, - сказал  дедушка и выключил  телевизор, -  делу  время,  а потехи  час».  Он  встал,  посмотрел  в зеркало.  Прошептал: «ну,  правильно, теперь  я для  вас,  мой  читатель,  опять  Михаил».
    Сел  за  рабочий  стол.  Задумался.   Хороший  вопрос задал  внук: «когда  она стала  актрисой?»  Он повис в воздухе? Но  не  для  нас  с вами читатель.  Достал  альбом  с фотографиями  Фаины.  Смотрит  на  них,  задумался  -  на  темном  фоне,  светлые  пятна.  Портрет  неудачный?    Вспомнил!  У него  есть художественный портрет. В чем  разница?  Видите,  Фаина  сидит  в  нескольких  шагах  от  художника.   Главное  как   он  написал  ее,  краски  яркие,  мы  видим – Фаина Раневская в  возрасте, глаза  ясные, внимательные  и  лучистые.  Они  смотрят  пристально;  кажется,  видят  все  и  все  что  видят,  вбирают  в себя,  что  бы  потом в  своих  воспоминаниях,  снова  отдать  нам.  Да,  как годы  изменяют  лицо  человека.  Ее  взгляд  просит  меня   вернуться  в  ее  прошлое. Там  есть отгадка  сложного  пути  в ее  жизни,  искусстве.   Ну  что  попробуем!   
    На  глупые  вопросы  не  отвечаем.  Нахожу  ответы  только  на  такие  вопросы, на  которые    она  сама  бы пожелала  нам  ответить.
    «В  театр  актрисой  меня  не  брали, работала статисткой.  Знакомилась  с  людьми -  Мандельштамом, Мариной  Цветаевой,  Верой  Холодной. …  И вот  прошло  время, я  на  сцене, первая  роль  в  спектакле «Тот, кто получает  пощечины».  Роль  без  слов,  но  это  меня  не  смутило. Зато  попала в  труппу  некого  Новожилова.  Там!  Я  вышла на сцену под  псевдонимом - Раневская».   Смотрю  на  ее  лицо,  понимаю  значение  в  выше  сказанном.  Значит  я  на  правильно  пути.  Жизнь  к  Фаине  повернулось лицом!  Это  произошло  на  ростовской  сцене,  где сияла звезда  «провинциальной  Комиссаржевской». Павлы  Вульф. Она  решила  дать  шанс  своей  восторженной гостье  и  подготовить на  роль из  мелодрамы «Роман».  Через  неделю  сказала:  « Мне думается, вы  способная,  я буду с  вами  заниматься».  В  этот  день  решилась судьба  Фаины,  как  актрисы.  И как человека,  на  полвека  Вульф  стала  для   Раневской  не  только  педагогом,  но  и  другом, «мамой Лилей».   
       Дела  пошли, через  два  месяца  Фаина  вышла  на  сцену  в  образе  Кавалини.  Была официально  принятая  в  Театр   актера,  получила  новую  роль – Шарлотту в  «Вишневом  саде». Проявив  себя в ней в качестве   характерной актрисы.  За  шесть  лет  работы  на  юге  России   Раневская  сыграла  более 200 ролей  в пьесах  Чехова, А.  Островского, Л. Толстого, Гоголя, Горького, Шекспира, Ибсена ….  Не  зря  про  нее  там  говорили – Фаина  Георгиевна  в  одиночку   способна заменить  труппу,  настолько  широким  был  ее  актерский  диапазон.
       И  вот  февраль  1917  год – революция.  Фельдманы,  встревожены.  Стали  собираться  в  эмиграцию. Фаина, не  мыслившая  жизни  без  русского  театра,  ехать  с  семьей  отказалась.   
        Осенью  1917  года,  Раневская и  Вульф  провели, гастролируя  по югу  России.   Фаина вспоминала: « В  Крыму в те  годы был  ад.  Шла  в  театр, стараясь не  наступать на  умерших  людей от  голода. Вдоль  разграбленных  магазинов».  В 1925 году  Раневская и  Вульф устроились работать в  передвижной  Театр  Московского  отдела народного  образования.  Как она  вспоминала:  «Играла  много  и,  кажется, успешно. Публика была  ко мне  добра».   
   В  начале  1930 х годов Раневская загорелась  идеей  переезда  в столицу,  Москву.  Написала   письмо  основателю  московского  Камерного театра  Александру  Таирову.  Получилось.  Таиров нашел  для Раневской  роль в  новой  постановке театра – «Патетической   сонате».  Кулеша.  И  опять  ее воспоминания: « Дебют в  Москве!  Как  это радостно  и  как страшно».  Писала друзьям.          Таиров  нахваливал  Фаину  на  репетициях.   И  20  декабря 1931  года  с  успехом прошла премьера.  Она  покорила  сцену и навсегда.
А  вот  кино? Это  другое  дело.  Первая  проба в 1934  году  «Мосфильм».  В  картине режиссёра   Михаила  Рома  «Пышка».  Съемки  проходили  в  недостроенных  павильонах.  Сбежала. Подруге  пообещала,  что  после «Пышки»  в  кино  ни  ногой.   
     Довоенное  время переживала  сложно, была  депрессия.  Обещание  забыто. Кино  вытащило  ее,  появилась  работа  в  фильме  Анненского  «Человек  в футляре».  Она  сыграла  роль супруги инспектора гимназии.  По  ходу   съёмки  даже  придумала  себе реплику: «Я никогда  не была  красива,  но  постоянно  чертовски  мила».  На  съемке  фильма  «Подкидыша»  придумала  реплику « Муля, не нервируй меня!» А  иногда  придумывала  для себя  в  фильме  сцены.               
  И  вот 1941 год.  Раневская  вместе с  семьёй  Вульф  уехали  в  Ташкент. Жили  трудно, несмотря на то,  что актерам выдавались продуктовые  пайки.  В  1942  году Раневской пришел  вызов из  Алма – Аты  от  Сергея Эйзенштейна,   для  снятия  проб к фильму  «Иван  Грозный».  Прошла  пробы, все  хорошо. Но!  Не  то  с  небес, не то  поближе – председатель Комитета  кинематографии  Иван Большаков  «забраковал»  кандидатуру  Раневской  в  связи  с  ее  «выраженными  семитскими  чертами». Грустно, но  не  смертельно. … 
        В  1949  году  перешла  работать в  Театр имени Моссовета, к Юрию  Завадскому.  Работала  много.
     В  компании  друзей,  часто  шутила,   любила  поговорки: «Деньги  мешают, и  когда их  нет,  и  когда они  есть». Или  она  говорила:  «Мне  непонятно всегда  было – люди  стыдятся  бедности и  не  стыдятся богатства».   
     Конечно,  можно  и точку  поставить? Но в  душе  остается,  какая  то   не  досказанность!  А   где личная  жизнь?  Тема  не  для  внука,  но  вы  все  поймете.  Личная  жизнь  Фаины  окутана   слухами.  Актриса ни  разу  не  была  замужем.  Вам  нужны  факты –  пожалуйста,   это  она  друзьям  рассказывала:  «Все,  кто  меня любили,  -  не нравились  мне.  А  кого  я  любила  -   не  любили  меня».    Раневская  уверяла,  что  на  амурном  фронте ее  всегда  преследовали   неудачи. С  близкой  подругой делилась, но  с  какой-то  грустью,  нежеланием. « Ну, если  хочешь – то!»   Вульф  вспоминала:  «Она  смотрела куда  -  то,  только  не  в  лицо  собеседника».                «На  моем  первом  свидании  выяснилось, что  гимназист  пригласил  на  рандеву  сразу  двух  девочек.  А  потом  с  наслаждением  наблюдал,  как  соперницы  его  делят.  Завершилось  печально,  конкурентка,   переговорив  с  гимназистом,  стали швырять  в  меня  камни». 
         А  когда ей было особенно  грустно,  и ее  пытались  успокоить,  что найдется человек, вы  полюбите  друг  друга. В  ответ она  с  горечью  рассказывала: «  мне  угораздило  влюбиться  в  «первого героя – любовника»  театра.  Он,  однажды  вдруг подошел и сказал  «деточка,  вы  ведь  возле  театра комнату  снимаете? – я  кивнула  головой, -  так  ждите  сегодня  вечером,  буду  к  вам  в  семь часов».  Я  принарядилась,  накрыла  стол, - голос  ее  странно  зазвучал, - гость явился на  два часа позже,  -  делала  паузу, -  да и  не  один,  а  с  дамой.  С  порога,  шатаясь  уже  от выпитого, гость заявил  мне!  «Девочка,  погуляйте,  где  - ни будь пару  часов». 
      А  еще  позже,  вспоминала:  «В  Баку, ко  мне пристал какой - то  мужчина.  Пытаясь от  него  отвязаться сказала: « Товарищ  вы  наверно  ошиблись.  Я  старая и  некрасивая женщина».  Он  обогнал  меня, посмотрел  на  лицо и  произнес: « Вы правы. Очень  извиняюсь!»  Ну,  я ему   крикнула: «мерзавец!»   В  конце  таких  рассказов  добавляла: « Моя  внешность  испортила  мне  жизнь».
       Да!  Было  у  Фаины Георгиевны  и  светлое  пятно  в  жизни!  В  середине 1940 х  годов  она в  Кисловодске  познакомилась  с   маршалом  Федором  Толбухиным.  Друзья поговаривали  об  их  романе.  Повод она  сама  дала,  когда ее спрашивали  о  нем,  она  говорила: «Он  дивный!»   Но?  Война  смешала  карты.  Их  дружба длилась  недолго  -  в 1949 году Толбухин  умер.       
      Михаил   так  долго смотрел на  Фаину  Георгиевну,  возможно,   не  заметил?  Она  опустила  руки, сигарета  погасла.  У него  сложилось  такое  ощущение,  что  она  вот сейчас  встанет  и  уйдет.  Он  тихо  прошептал – «если  сможешь,  помолись  за  нас.  А мы подумаем  о вас  хорошо».  Михаил  встал,  подошел  к  окну,  посмотрел  на  небо.  Спокойно  сказал  нам  всем:  « Такие  люди   как  Фаина  Раневская!  В  наше  время  -  являются   невидимыми  членами  нашего  общества».


Рецензии
Да и таких колоритных уже не найти. Её нельзя было не любить.Это моя муза. Спасибо за рассказ!Всех благ! С уважением.

Валентина Григорьева 4   11.03.2023 05:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.