Фаина Раневская
чтобы его жизнь бросалась в глаза.
Стендаль.
Выходной. Михаил с внуком смотрят фильм «Золушка». В кадр врывается мачеха. Михаил громко, сказал – «Фаина Раневская!» На его лице появилась улыбка. Потом смех: « Ну, это наша Фуфа!» Внук, Максим, я вас с ним знакомлю. Удивленно пробурчал: «странное имя?». Дедушка, так будет лучше, подумал, дополнил: « эту великую актрису так в детстве родители называли!» «Дедушка расскажи про нее, она мне понравилась». Тот посмотрел на внука, потом в окно, на небо и грустно добавил: «Сейчас, ее звезда погасла, но свет от нее еще доходит до нас!» Он встал, медленно пошел по комнате. Глазами искал, на чем сосредоточиться. Остановился у картины «девушка в лодке», художник не известен. Вздохнул. Смотрит на нее - речка, ветерок гонит мелкую рябь по воде. Прекрасная девушка сидит во всем белом, вокруг над водой цветут кувшинки. На сидении, в носовой части, горят три свечи. Очень романтично, подумал дедушка, это Фаина в ином мире!
«Просишь рассказать», - дедушка заговорил, каким то таинственным голосом, которым сказки рассказывают: « Так! Начинать нужно с биографии, но там все как в сказке: «27 августа 1896 года – в доме таганрогского фабриканта Фельдмана царило оживление, так можно и нам начать. Супруга Гирши Хаймовича - Милка разрешилась от бремени четвертым ребенком. Девочку назвали Фаиной. И надо бы поставить точку, но нет – это не про Фуфу. Конечно, вам важен документ, пожалуйста, читаем « В метрической книге для записи родившихся евреев 27 августа 1896 год». Она есть. НО? Фаина потом косвенно подтвердила, этому году сомнение, что - она появилась на свет в 1895 году? Это странно, но тоже факт!
Но и это не все, она удивительный человек! При получении паспорта в 1930 году рассказывала друзьям: « Можно было назвать любую дату - метрик никто не требовал. С улыбкой добавляла: Любочка (Орлова) скастила себе десять лет. Я же, идиотка, только год или два, не помню, - улыбка не сходила с ее лица, - годы жизни, проведенные мною на курортах, не считаются. Вот и найди истину!
«А ее фамилия?», - внук попытался выговорить, но не смог: « а теперь Раневская?» Дедушка посмотрел на него, фамилию поменять, для нее было очень просто. Она рассказывала друзьям: «Однажды я получила денежный перевод от мамы. Шла по улице, налетел ветер, вырвал купюры из моих рук. Вместо того чтобы бросится за ними, сказала приятелю с улыбкой «как красиво летят!» «Ты совсем как Раневская …» изумился приятель и собрал деньги. Это прозвище ей понравилось. Она и потом это подтверждала: «что стала Раневской потому, что все роняла». Все может быть!
Внук слушает внимательно, но и спрашивает: «Когда она стала мечтать быть актрисой?» Ты не поверишь, она всем сразу отвечала на этот вопрос точно – «лет с четырех во мне проснулось «непреодолимое желание» изображать других, повторяя все, что они говорят и делают, улыбалась, обильно приправляя крепкими словцами, за что получала нагоняй». Со временем уточняла: «А в пять лет впервые почувствовала себя актрисой». Все возможно.
С возрастом, друзьям говорила: «Профессию я не выбирала, - она во мне таилась». И с этим нельзя было не согласиться.
Отчасти это правда, но и родители! Отца она сторонилась. Зато мама! Милка Рафаиловна. Отличалась чувствительностью к романтическому восприятию действительности. Это она старалась и прививала детям - любовь к музыке, театру, литературе.
В 12 лет Фаина попала в кинотеатр. Смотрела фильм «Ромео и Джульетта». Вспоминала – весь фильм рыдала. А в 1913 году уже в Москве, была в Художественном театре, затаив дыхание смотрела « Вишневый сад» Чехова. Это ее воодушевило - стала посещать частную театральную студию и играть в любительских постановках.
«Ну что, Максимка - кино кончилось», - сказал дедушка. Послышался женский голос: «Максим иди делать уроки!» «Она права, - сказал дедушка и выключил телевизор, - делу время, а потехи час». Он встал, посмотрел в зеркало. Прошептал: «ну, правильно, теперь я для вас, мой читатель, опять Михаил».
Сел за рабочий стол. Задумался. Хороший вопрос задал внук: «когда она стала актрисой?» Он повис в воздухе? Но не для нас с вами читатель. Достал альбом с фотографиями Фаины. Смотрит на них, задумался - на темном фоне, светлые пятна. Портрет неудачный? Вспомнил! У него есть художественный портрет. В чем разница? Видите, Фаина сидит в нескольких шагах от художника. Главное как он написал ее, краски яркие, мы видим – Фаина Раневская в возрасте, глаза ясные, внимательные и лучистые. Они смотрят пристально; кажется, видят все и все что видят, вбирают в себя, что бы потом в своих воспоминаниях, снова отдать нам. Да, как годы изменяют лицо человека. Ее взгляд просит меня вернуться в ее прошлое. Там есть отгадка сложного пути в ее жизни, искусстве. Ну что попробуем!
На глупые вопросы не отвечаем. Нахожу ответы только на такие вопросы, на которые она сама бы пожелала нам ответить.
«В театр актрисой меня не брали, работала статисткой. Знакомилась с людьми - Мандельштамом, Мариной Цветаевой, Верой Холодной. … И вот прошло время, я на сцене, первая роль в спектакле «Тот, кто получает пощечины». Роль без слов, но это меня не смутило. Зато попала в труппу некого Новожилова. Там! Я вышла на сцену под псевдонимом - Раневская». Смотрю на ее лицо, понимаю значение в выше сказанном. Значит я на правильно пути. Жизнь к Фаине повернулось лицом! Это произошло на ростовской сцене, где сияла звезда «провинциальной Комиссаржевской». Павлы Вульф. Она решила дать шанс своей восторженной гостье и подготовить на роль из мелодрамы «Роман». Через неделю сказала: « Мне думается, вы способная, я буду с вами заниматься». В этот день решилась судьба Фаины, как актрисы. И как человека, на полвека Вульф стала для Раневской не только педагогом, но и другом, «мамой Лилей».
Дела пошли, через два месяца Фаина вышла на сцену в образе Кавалини. Была официально принятая в Театр актера, получила новую роль – Шарлотту в «Вишневом саде». Проявив себя в ней в качестве характерной актрисы. За шесть лет работы на юге России Раневская сыграла более 200 ролей в пьесах Чехова, А. Островского, Л. Толстого, Гоголя, Горького, Шекспира, Ибсена …. Не зря про нее там говорили – Фаина Георгиевна в одиночку способна заменить труппу, настолько широким был ее актерский диапазон.
И вот февраль 1917 год – революция. Фельдманы, встревожены. Стали собираться в эмиграцию. Фаина, не мыслившая жизни без русского театра, ехать с семьей отказалась.
Осенью 1917 года, Раневская и Вульф провели, гастролируя по югу России. Фаина вспоминала: « В Крыму в те годы был ад. Шла в театр, стараясь не наступать на умерших людей от голода. Вдоль разграбленных магазинов». В 1925 году Раневская и Вульф устроились работать в передвижной Театр Московского отдела народного образования. Как она вспоминала: «Играла много и, кажется, успешно. Публика была ко мне добра».
В начале 1930 х годов Раневская загорелась идеей переезда в столицу, Москву. Написала письмо основателю московского Камерного театра Александру Таирову. Получилось. Таиров нашел для Раневской роль в новой постановке театра – «Патетической сонате». Кулеша. И опять ее воспоминания: « Дебют в Москве! Как это радостно и как страшно». Писала друзьям. Таиров нахваливал Фаину на репетициях. И 20 декабря 1931 года с успехом прошла премьера. Она покорила сцену и навсегда.
А вот кино? Это другое дело. Первая проба в 1934 году «Мосфильм». В картине режиссёра Михаила Рома «Пышка». Съемки проходили в недостроенных павильонах. Сбежала. Подруге пообещала, что после «Пышки» в кино ни ногой.
Довоенное время переживала сложно, была депрессия. Обещание забыто. Кино вытащило ее, появилась работа в фильме Анненского «Человек в футляре». Она сыграла роль супруги инспектора гимназии. По ходу съёмки даже придумала себе реплику: «Я никогда не была красива, но постоянно чертовски мила». На съемке фильма «Подкидыша» придумала реплику « Муля, не нервируй меня!» А иногда придумывала для себя в фильме сцены.
И вот 1941 год. Раневская вместе с семьёй Вульф уехали в Ташкент. Жили трудно, несмотря на то, что актерам выдавались продуктовые пайки. В 1942 году Раневской пришел вызов из Алма – Аты от Сергея Эйзенштейна, для снятия проб к фильму «Иван Грозный». Прошла пробы, все хорошо. Но! Не то с небес, не то поближе – председатель Комитета кинематографии Иван Большаков «забраковал» кандидатуру Раневской в связи с ее «выраженными семитскими чертами». Грустно, но не смертельно. …
В 1949 году перешла работать в Театр имени Моссовета, к Юрию Завадскому. Работала много.
В компании друзей, часто шутила, любила поговорки: «Деньги мешают, и когда их нет, и когда они есть». Или она говорила: «Мне непонятно всегда было – люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства».
Конечно, можно и точку поставить? Но в душе остается, какая то не досказанность! А где личная жизнь? Тема не для внука, но вы все поймете. Личная жизнь Фаины окутана слухами. Актриса ни разу не была замужем. Вам нужны факты – пожалуйста, это она друзьям рассказывала: «Все, кто меня любили, - не нравились мне. А кого я любила - не любили меня». Раневская уверяла, что на амурном фронте ее всегда преследовали неудачи. С близкой подругой делилась, но с какой-то грустью, нежеланием. « Ну, если хочешь – то!» Вульф вспоминала: «Она смотрела куда - то, только не в лицо собеседника». «На моем первом свидании выяснилось, что гимназист пригласил на рандеву сразу двух девочек. А потом с наслаждением наблюдал, как соперницы его делят. Завершилось печально, конкурентка, переговорив с гимназистом, стали швырять в меня камни».
А когда ей было особенно грустно, и ее пытались успокоить, что найдется человек, вы полюбите друг друга. В ответ она с горечью рассказывала: « мне угораздило влюбиться в «первого героя – любовника» театра. Он, однажды вдруг подошел и сказал «деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? – я кивнула головой, - так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов». Я принарядилась, накрыла стол, - голос ее странно зазвучал, - гость явился на два часа позже, - делала паузу, - да и не один, а с дамой. С порога, шатаясь уже от выпитого, гость заявил мне! «Девочка, погуляйте, где - ни будь пару часов».
А еще позже, вспоминала: «В Баку, ко мне пристал какой - то мужчина. Пытаясь от него отвязаться сказала: « Товарищ вы наверно ошиблись. Я старая и некрасивая женщина». Он обогнал меня, посмотрел на лицо и произнес: « Вы правы. Очень извиняюсь!» Ну, я ему крикнула: «мерзавец!» В конце таких рассказов добавляла: « Моя внешность испортила мне жизнь».
Да! Было у Фаины Георгиевны и светлое пятно в жизни! В середине 1940 х годов она в Кисловодске познакомилась с маршалом Федором Толбухиным. Друзья поговаривали об их романе. Повод она сама дала, когда ее спрашивали о нем, она говорила: «Он дивный!» Но? Война смешала карты. Их дружба длилась недолго - в 1949 году Толбухин умер.
Михаил так долго смотрел на Фаину Георгиевну, возможно, не заметил? Она опустила руки, сигарета погасла. У него сложилось такое ощущение, что она вот сейчас встанет и уйдет. Он тихо прошептал – «если сможешь, помолись за нас. А мы подумаем о вас хорошо». Михаил встал, подошел к окну, посмотрел на небо. Спокойно сказал нам всем: « Такие люди как Фаина Раневская! В наше время - являются невидимыми членами нашего общества».
Свидетельство о публикации №223030800641
Валентина Григорьева 4 11.03.2023 05:56 Заявить о нарушении