Возвращение в юность. Эссе

К 85-ЛЕТИЮ СТАРОЮРЬЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Как давно это было! 50-е годы - годы моей учёбы в школе.Сначала - начальное звено (1-4 кл.)в Погореловской школе под чутким взором Игнатова Сергея Лаврентьевича, бывшего фронтовика. Затем с 5 по 10 класс - в стенах Староюрьевской средней школы.
Классным руководителем 5 по 7 класс была т
Татаринчик Анастасия Наумовна, математик.
Строгая, но очень душевная учительница. Посещала всех учащихся на дому, знакомилась с условиями быта, давала родителям рекомендации по воспитанию детей. Даже советовала, где лучше поставить письменный стол и с какой стороны повесить лампу.
Да, уроки делала при свете керосиновой лампы.
И хорошо, если была "молния" с абажуром - от неё был более широкий круг света.
  До сих пор в памяти дорогие лица учителей - Зои Ивановны Петровой (история), Клавдии Прокофьевны Кузнецовой (русский язык), Евдокии Анисимовны Поповой (география), Галины Павловны Егоровой (ботаника и зоология), Анастасии Назаровны
Юдаковой (литература). Все они отдавали душу и сердце ученикам, вкладывая в нас те знания, которые потом всю жизнь были с нами.Несмотря на то, что мы порой приходили в школу полуголодными, большинство не спешили домой, а оставались заниматься в различных кружках - хоровом, струнном, драматическом, спортивных секциях. Всю жизнь благодарным словом вспоминаю Илью Афанасьевича Суворинова - преподавателя физкультуры. С каким знанием он проводил уроки, умело отбирал в секции желающих, совершенствуя и развивая в них спортивные навыки. Мне довелось заниматься под его руководством в секции художественной гимнастики и акробатики. Как пригодились эти навыки в жизни! В старших классах эстафету этих занятий подхватил молодой учитель - Истомин Владимир Иванович. А как умело вовлекал в занятия музыкой Тимошин Николай Лаврентьевич! Под его руководством даже многие мальчишки-шалопаи становились членами музыкального коллектива - струнного оркестра, пионерского хора. Не миновала и меня сия участь: я пела в хоре, играла в оркестре на мандолине. И, вобщем-то, благодаря полученным навыкам, смогла потом работать 2 года в Новиковской школе учителем музыки, а затем музыка стала моей профессией.
  Годы шли. Окончив семилетку, некоторые мои одноклассники оставили школу. Остальных - разделили и соединили с приезжими (из разных сёл) учениками. Так образовался наш класс, собранный из учащихся Новоюрьева, Поповки, Подгорного и других сёл. Сменился и классный руководитель. Им стала Сусанна Юрьевна,которая, проработав некоторое время, переехала в город. Говорят, вышла замуж. А к нам пришёл Андрей Поликарпович Бирюков, который вёл литературу. Этот добрый и отзывчивый наставник и привёл нас к выпуску. Под его руководством в школьном театре ставились спектакли. Мне запомниласьпостановка "Русалки" по А. Пушкину В роли Наташи - Аня Кузнецова, Мельника - Сергей Копылов Русалочки- маленькая дочка Андрея поликарповича - Танечка, а в роли Князя - наш общешкольный Дон Жуан - Юрий Юдаков.
  Как мы радовались, когда в школе был открыт спортзал! Там были гимнастические снаряды - кольца, брусья, конь.
Теперь не надо было на уроках бегать на цыпочках босиком по коридору, чтобы не мешать занятиям в классах. А в праздничные вечера этот зал с колоннами становился местом проведения школьных балов. В памяти наши танцевальные вечера под бессменный аккордеон Евгения Ивановича Шульчева. Этот разносторонне одарённый человек не только умел хорошо рисовать (вёл рисование и черчение), но и замечательно играл на аккордеоне. Также руководил хором старшеклассников.Помню, однажды организовала я группу учащихся удрать с хора на какой-то хороший фильм, который в клубе показывали только один день.
На следующем уроке по черчению он вызвал меня к доске и поставил "столбом" на целый урок, а потом за отсутствие на хоре ещё и двойку закатил в дневник! Это была моя первая и, кажется, единственная плохая отметка. Было обидно, чертила-то я хорошо! Класс взбунтовался.Учитель посадил меня на место, но двойка в дневнике так и осталась. А потом я участвовала под его руководством в конкурсе рисунков и заняла призовое место.
      
ГДЕ ВЫ СЕЙЧАС, МОИ ОДНОКЛАССНИКИ?

С некоторыми встречаемся: Маша Сибикина и Маша Слепцова из Новоюрьева, Слава Петраков из Чугуновки, Валя Попова и Коля Толстов из Подгорного иногда навещают. А некоторых не видела после окончания школы ни разу - Вова Гудков из Каньшино, Лёня Толстов из Подгорного, Слава Куликов, Тамара Кошеварова, Тамара Рассохина - как хочу я вас всех видеть, говорить с вами, убедиться, что живы  и всё у вас хорошо. А ведь нет уже в живых Ивана Кулакова (Новоюрьево) - нашего богатыря, похоронен и моряк-подводник Вова Архипов (Подгорное)... Все, кто живы, приходите, приезжайте на встречу в день юбилея школы.
Может, это будет последняя встреча. Ведь, возвращаясь сюда, в Староюрьево, в нашу юность, мы вспоминаем самое светлое и самое прекрасное.Мне вспоминается мой одноклассник Виктор Дробышев. Учились вместе с 5 по 7 класс. Оба мы были отличниками, поэтому наши фотографии повесили рядом на Доску почёта. Сообразительные одноклассники сразу же нас приплюсовали друг к другу. Однажды приходим - на школьной доске мелом крупно: В. Дробышев + Н.Цурикова = Любовь. Я пришла первой, он потом. Покраснел, разозлился и на меня:- Это ты написала? -Я? Да больно ты мне нужен! А класс хохочет, наблюдая нашу ссору. Потом мы привыкли и уже не реагировали так остро. А на выпускном я даже рискнула пригласить Виктора на танец. Танцевать он не умел, да к тому же развязались шнурки. Не повезло. Но парень он был очень умный, потом учился в МГУ. Вот такая первая "любовь".
  Дружной семьёй жил не только класс, но и вся школа.Этому способствовали совместные дела - сбор макулатуры, праздничные мероприятия. Помню, как все мы были в восторге от сообщения о полёте Юрия Гагарина в космос. В школе сразу же собрался митинг в спортзале, от каждого класса выступали учащиеся Я тоже, как староста и член комитета ВЛКСМ, произнесла торжественную речь в честь этого события.
  Помню, как оперативно мы коптили во дворе школы куски стекла, чтобы вместе с учителем астрономии Степаном Фёдоровичем Юдаковым наблюдать затмение солнца, которое пришлось как раз на время его урока. Повезло!
  Во время каникул тоже было чем заняться. Летом записывались в бригады по выращиванию свёклы, махорки. В одну из таких бригад записалась и я.  Мы выращивали махорку, причём от начала, до конца.Даже сдавать в приёмный пункт ездили сами. Бригадиром у нас была горластая Римма Кашлева. А с Ларисой Поляковой мы вместе возвращались с работы одной дорогой. И, хоть усталые, но довольные своим трудом, пели песни на два голоса.
  Детство этих лет было нелёгким. В семье постоянные нехватки, но мы цеплялись за знания, за жизнь, преодолевали болезни, выживали (у нас в семье из 8 детей выжило 4), чтобы продолжить жизнь дальше. Ведь именно нашему поколению выпала участь быть на изломе двух столетий и, почерпнув всё лучшее из двадцатого века,
перенести это в двадцать первый, закрепив в своих детях и внуках. Тогда мы этого ещё не осознавали. А вот наши учителя это предвидели. Ведь они пережили войну и поэтому старались, чтобы мы были лучше, достойнее и пошли дальше их.И это случилось. Я могу с уверенностью сказать, что из нашего выпуска 10"б" класса нет ни одного подлеца. Все нормальные, хорошие люди. И это благодаря во многом школьному, прекрасно поставленному воспитанию и обучению. Ведь когда я сдавала в Рязанском медицинском институте экзамен по немецкому, профессор поставил мне "отлично" и спросил меня (по-немецки) у кого я занималась.
Я также ему "прошпрехала", что у Ивана Алексеевича Игнатова.Я свободно перевела газетный текст и ответила на все вопросы. И это благодаря тем знаниям, которые получила в своей родной школе.Чтобы заинтересовать нас своим предметом, учитель даже организовал нам переписку с немецкими школьниками. Один из адресов достался мне. Я помню даже имя мальчика,который писал мне письма - Харальд Хадер. Читали и переводили мы их всем классом.
А как вёл математику Владимир Сергеевич Попов! Он так разъяснял и втолковывал теоремы,что даже малопонятливым ученикам не понять было невозможно. Он в шутку даже иногда говорил: "Уже и до меня дошло, неужели до вас ещё нет?" Удивительно, что многие учителя в старших классах обращались к нам на "вы". Так, Иван Наумович Крицкий, Андрей Поликарпович Бирюков и большинство других никогда не позволяли себе грубых, оскорбительных выражений в адрес учащихся. Они нас уважали, воспитывая этим у нас уважение друг к другу и к ним.
  ...Иногда мне снится сон: я прихожу в школу и сажусь за парту в своём классе, где раньше был 10"б". Только не за первую, где постоянно сидела с Тамарой Рассохиной, а за последнюю (на "камчатку"). А вокруг - незнакомые ученики. Но учитель - мой. Он входит в класс и, когда все садятся, говорит: "Сегодня с нами на уроке моя бывшая ученица - Нина Цурикова. Она вновь захотела учиться в этой школе..."  Мне действительно этого хочется. Думаю, как бы я была благодарна учителям за всё при жизни, именно в это время, а не потом. Порой поздно мы понимаем важность происходящего с нами и недооцениваем то, что делается для нас.
Думаю, что многих мучает это позднее раскаяние. И мы приходим к ним, благодарим их и просим прощения за свои шалости, дурные выходки. И говорим: всё, что есть в нас хорошего, светлого - это от вас! Вы живёте в нас и будете жить вечно Вашим словом, терпением, Вашей любовью.

         От имени выпускников 10"б" класса - Нина Цурикова

ПОСЛЕ ВЫПУСКНОГО
Нина Цурикова

Эта фотография - как песня
Отзвеневшей юности моей.
Мы на ней,пока ещё все вместе,
В ожиданье участи своей.

Платья выпускные и костюмы,
И неясность полная в судьбе...
Навсегда застывший и бесшумный,
Возле школы наш 10-ый Б.

И учителя меж нами тоже -
Все живые, хоть давно уж нет.
Их глаза, как будто ещё строже,
В души смотрят через толщу лет.

Будто вопрошают, как мы жили,
Испытали зрелостью себя?
Всё ли мы достойно выносили,
Что преподносила нам судьба?..

Милые!.. Давно учениками
Школьная прочитана глава,
Мы экзамен держим перед вами,
Отвечая за свои слова.

И в воспоминаньях - нету боли,
Ждут родные отчие края!
Наш поклон земной - любимой школе
И служившим в ней учителям.



Опубликовано в газете "Староюрьевская звезда" 23 июля 2003 года
 


Рецензии
Спасибо Вам, очень тепло и уютно.

Роман Петров

Нина Цурикова   20.03.2023 16:32     Заявить о нарушении
Нина Петровна, я узнала вас! Чему бесконечно рада!!!

Вера Юдакова

Нина Цурикова   20.03.2023 16:36   Заявить о нарушении