О странностях семейной жизни
Режиссер: Чарли МакДауэлл, США, 2014 г.
Семейная пара — Итон и Софи — по рекомендации психотерапевта отправляются в безлюдное поместье, чтобы провести несколько дней вдвоем и попытаться сохранить брак.
Банальная ситуация в семейной жизни — чувства притупились, взаимный интерес уменьшился. Ожидания, что встретил(а) того «единственного», — не оправдались, поскольку реальность никогда не соответствует идеалу.
Американский психиатр О.Кернберг пишет о бессознательных фантазиях, которые есть в каждой семейной паре — это фантазия о сопернике, как источнике ревности и тревог, и фантазия об идеальном партнере.
А теперь представьте необычную ситуацию, когда ваши фантазии материализовались, и рядом с вами появился ваш двойник, но только он (она) лучше вас, потому что это воплощение желаний вашего партнера. А еще появился двойник вашего партнера, но только он лучше его (ее), потому что воплотил ваши желания об идеальном спутнике жизни. И сразу начинается странная жизнь вчетвером, в которой каждому хочется избавиться от соперника и сохранить телесное воплощение своего идеала.
Казалось бы — вот счастливая возможность соединиться со своим идеальным партнером и жить долго и счастливо, хотя мы понимаем, что любой идеал, рано или поздно, обесценится и превратится в реального человека. Однако в этой ситуации есть одна сложность — желания толкают к человеку, с которым грезится счастье, а совесть не позволяет оттолкнуть свое прошлое. И не для каждого этот выбор очевиден.
Итон и Софи по–разному повели себя в этой ситуации. Софи готова отказаться от прошлого ради счастья в будущем. Она не сомневается в своих чувствах к новому, «идеальному» Итону и не желает спасать свои отношения с Итоном старым. Для Итона важнее его прошлая история с Софи. И хотя он чувствует влечение к «идеальной» жене, он старается сохранить прежние отношения с Софи «реальной».
Желания Итона и Софи несовместимы, поэтому неизбежно кто–то будет счастлив, а кто–то будет страдать. Однако если бы у фильма был такой финал, смотреть его не было бы смысла, потому что подобных ситуаций выбора мы видим немало и в реальной жизни.
Концовка неожиданна. Итон из двух похожих женщин выбирает свою, как он считает, жену и бежит с ней из этого страшного места. Но потом, по последнему эпизоду фильма мы понимаем, что выбрал–то он свой «идеал Софи», а не ту Софи реальную, с которой прожил много лет и с которой не хотел расставаться.
Остается только вспомнить слова З.Фрейда о том, что наше Я подобно всаднику, который только делает вид, что управляет лошадью, а на самом деле едет туда, куда она его несёт, т.е. туда, куда влечет нас наше бессознательное…
ИНАКО 2015. Выпуск 2: Психоанализ кино. — Новосибирск: Манускрипт, 2015, С. 82–83.
Свидетельство о публикации №223030800954