Баба Галя. Все истории

Баба Галя.

Баба Галя – это не литературный персонаж. Это реальная женщина, ей 81 год, живет в Екатеринбурге. При ней дочь, внучка, два правнука и правнучка. Нет, забыла про собаку и кошку. Вот теперь действительно всё: семьЯ. Её жизнь достойна того, чтобы о ней и её многочисленном семействе писали.

Новая квартира.
       Нас никто не спрашивал, хотим ли мы из частных домов переселиться во многоквартирный дом. Просто поставили в известность, что нужно прийти за ключами и к такому-то числу освободить дома: они идут под снос.
    Мы переехали в двухкомнатную квартиру на 4 этаж. Мы – это дедушка, бабушка и я, внучка 5 лет. Огромная лоджия успокоила бабушку и вдохновила ее на то, что и здесь можно жить, как в своем доме. Она на третий день пришла с коробкой, и мы увидели однодневных цыплят в количестве 30 штук. Пока они подрастали, бабушка рассказывала нам, что скоро у нас будут свои яйца, а к осени и свое мясо. Мечты воплотились не совсем так, как планировала бабушка. Цыплята, все 30, подросли и, к нашему удивлению, все оказались петушками. Это полбеды. Беда случилась чуть позже. Они еще подросли. И стали всей округе сообщать о том, что они есть, и что живут они не где-нибудь, а на четвертом этаже конкретного дома.  Соседям их место жительства и их певчие способности в 4 утра почему-то не понравились. И тогда бабушка стала активно отучать их от ранней побудки. В 4 утра она садилась на лоджии, брала швабру и каждому, кто готовился подать голос, она шваброй давала понять, что кукарекать не надо. Не всегда успевала и то один, то другой звонкий голос оглашал всю округу. Надоела ей это занятие недели через 2 и всех петушков она вывезла в неизвестном направлении.
   Это не было концом наших приключений. Через несколько дней на нашей лоджии поселилось 4 кролика. Мы решили, что это лучше, чем петушки. Молчат, бегают, что-то беспрерывно жуют. Время идет. Крольчат, которых мы так ждали, все не было и не было. Пригласили специалиста, который популярно объяснил, что 4 крола приплода не дадут никогда.

 

 Баба Галя и бессонница.

  Мне 10 лет. На лето, как обычно, баба Галя забирает меня на дачу, которая находится на Голых камнях, так называется один их отдаленных районов Нижнего Тагила. Те времена я помню благодаря утренним весточкам, что огород кого-то из наших соседей почистили ночью. Что такое почистили? Это значит, что картошку выкопали, в теплицах сняли помидоры и огурцы, с гряд оборвали всю клубнику. Я слушала взрослых и думала о том, как воры в темноте это могут делать?
    Нас эти проблемы не касались. У нас своих хватало: бабушка Галя на нервной почве, как она говорила, потеряла покой и сон. Каждое утро собираемся за столом я, два моих брата, тётя и бабушка. И каждое утро она заводит пластинку, жалуется на бессонницу. Слушаем в очередной раз
- Ой, опять всю ночь не спала, каждый звук слышу, тревожусь, все уже болит.
    Нам её было так жалко, так жалко: дни пролетают за днями, а она никак уснуть ночью не может.

   Субботнее утро. Тётя пошла в огород за зеленью, возвращается, садится за стол и вместе с нами слушает причитания бабушки. Потом, рассмеявшись, говорит:
- Мама, да как же ты плохо спишь, ворочаешься всю ночь, каждый шорох слышишь, а у тебя под окном в это время наш огород чистят. Ни одной грядки не пропустили, все сняли, всё выкопали!
Бабушка какое-то время смотрит растерянно на нас всех, потом спокойно говорит:
- Наверное, сморило меня за столько-то дней без сна, а они в это время и явились.

 Баба Галя и дедушка.
   Дедушки нет уже много лет, но помню его хорошо. Да и попробуй его забыть. Высокий, статный, красивый, с прекрасным чувством юмора, благодаря которому все в него влюблялись, а родственники … страдали.
    Меня еще на свете не было, я эту историю от бабушки узнала. Собрался дед с тремя сотоварищами на рыбалку на Верх-Исетский пруд. Всё, как водится: в соседнем магазинчике прикупили воблы, по дороге в пивном ларьке очередь отстояли, трехлитровый бидончик пивом наполнили.  Всё, жизнь удалась.
    Пришли на берег, разлили пиво, выпили, закусили, еще разлили, выпили, закусили. Теперь и искупаться можно. С ходу в воду. Наплавались всласть, пора и на берег: на рыбалку все-таки пришли, хоть удочки забросить. Выбрались на берег. Деда моего нет. Брюки аккуратно на берегу сложены, сверху рубашка, а деда нет. Парни в воду, ныряли, кричали. Нет человека. Вещи сгребли и с опущенными головами побрели жене (бабе Гале тогда 27 лет было, деду 33, дочерям - три и год) печальную весть сообщать. Пришли, сообщили, выразили соболезнования по поводу потери кормильца, пообещали, что железная дорога все расходы на похороны покроет. И откланялись… Что было с бабушкой, не расскажешь…
   А этот «козёл, кровопийца» (лексика не моя, бабушкина) сидел все это время в камышах, смотрел, как встревоженные друзья его по дну ищут, и хихикал. Смеяться перестал, когда понял, что остался в трусах и с бидончиком, который ребята забыли в траве. До вечера сидел на берегу, а потом в потёмках короткими перебежками стал продвигаться в сторону дома. Молил Бога, чтобы в подъезде на кого-нибудь не наткнуться. Постучал тихонько в двери, чтобы девчонок не разбудить. Бабушка открыла и … съехала по стене на пол.

                Баба Галя, дедушка и священный напиток.
   Вы знаете, что для мужчины является священным? Напиток, о котором чаще пишут «слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля».
        Вот о нем и пойдет речь. У моей бабушки есть две сестры, очень правильные женщины, занимающие руководящие должности и такие серьёзные, что улыбка давно покинула их лица и никогда больше не появлялась. Когда они приходили к нам в гости, я старалась не попадаться лишний раз им на глаза: старые девы весь свой неистраченный педагогический талант оттачивали на мне. Дедушка тоже улетучивался из дома, но юмор свой уносил с собой.
   Однажды он со своими сотоварищами пошел пообщаться в гаражи. Пошли и пошли. Три женщины, и я в придачу, остались дома. Спустя полчаса примчался дед и с порога выпалил:
- Ой, девоньки, Виктора-то убили.
Бабушка подхватилась, бросилась к деду, сестры за ней:
- Что ты такое говоришь? Как понять «убили»?
- Да мы за пивом встали, какие-то отморозки на него набросились, … нет, бабоньки, нет больше Виктора.
   Сел, голову руками обхватил, раскачивается из стороны в сторону. Меня к нему приставили, а сами в пивной ларек. Прибежали. В очереди стоит Виктор. Развернулся к ним:
- Вас какие черти сюда принесли? Я Женьку за вторым бидончиком отправил. Он вас зачем сюда отправил? Бидончик-то где, скоро очередь подойдёт.
       Примчавшись домой, бабушка и её сёстры застали только меня, дед предусмотрительно сбежал. Вернулся он только к ночи, когда все уже остыли, простили деду его шутку и радовались тому, что с Виктором всё в порядке, можно жить спокойно дальше.

                Бабушка Галя и подработка деда.
    Дедушка вышел на пенсию, но сидеть дома категорически отказался: его деятельная натура даже мысли не допускала, что его запрут в четырех стенах. Как добросовестный налогоплательщик, он все подработанные деньги отдавал бабушке. А на пивко где взять? Нужно нелегальный заработок найти, чтобы домашний контроль не застукал с деньгами и не заставил платить дань.
   Мысли в космос дед отправлял исправно, поэтому возможность предоставилась. Старшая дочь позвала на лето за огородом присмотреть: сама не успевала, рвалась между работой, домашними уроками младшего сына и ремонтом квартиры. Дед согласился с огромным удовольствием: значимо для пенсионера быть востребованным.
   Приехал. Приступил к обязанностям. Зная его пристрастие к пивку и порой к чекушке, тетя Лена приставила к нему старшего сына, Димку.
   16 лет – возраст уже азартный, 60 лет – еще азартный. Стали жить-поживать да добро огородное продавать. Выставили стол перед домом, на нем разложили всё, что земля-матушка родила. Да так изловчились аккуратненько все делать: зелень пучок к пучку, морковочка помыта, хвостами сплетена. Ещё и доставку в виде Димки организовали. Бизнес у них процветал.
   Через пару дней тетя приехала. Ничего понять не может: денег у деда нет, сыну она тоже не оставляла, а в доме и марс, и сникерс, и газировка, и чекушечка для деда. Дед под шафе, значит чекушка была не одна. И тут на глаза попался список заказов на вечер… Ругаться не стала. Сыну подзатыльник и пять рублей за находчивость. А вот организатору пришлось отвечать по полной.

 

Сладкое детство. Зарисовки

       У вас детство каким было? Плохо помните? Мое было сладким.
В прямом смысле этого слова. В СССР в дефиците было всё: еда, одежда, средства первый необходимости, мебель, ковры, стройматериалы. И поэтому, если что-то удавалось достать, то брали коробками, мешками, упаковками.
       Моя бабушка не была исключением. Голодные годы в детском доме давали себя знать. Запасала она всё, но особое внимание уделяла почему-то конфетам. Может, потому что хотела, чтобы я ни в чем не нуждалась и мое детство было сладким? Конфеты я считала нашим достоянием: не у всех детей была возможность получать их килограммами, коробками, сумкам. Боже, какие они были вкусные!
       Сказать, что конфеты можно было есть горстями, я не могу: существовало ограничение. Но куда бы бабушка не спрятала их, я тут же клад находила. Следов я старалась не оставлять, поэтому яркие шуршащие фантики я прятала подальше от бабушкиных глаз. Вы не подумайте, я не одна ела конфеты, а с соседями, Алёнкой и Ваней. Жили мы на одной лестничной клетке, двери на замок не запирали, в гости ходили без приглашения.
       Однажды, когда я была в отъезде, а точнее, на сельской трудотерапии у тёти, Аленка пришла к моей бабушке попить чай, поболтать и, если повезёт, получить заветную конфету. Моя ба в тот день вернулась с магазина счастливая: приобрела по случаю 4 килограмма шоколадных конфет-ассорти. Напоив чаем мою подружку, угостив её (как положено, одной конфеткой), она спрятала остальные конфеты от греха подальше. Глаза Аленки она не посчитала посторонними и поэтому «закладку» сделала при ней. Ей и в голову не пришло, что тайник девчонка мне выдаст и он будет безжалостно опустошен. Так и вышло: возвращаюсь я с полей, худая и загорелая, тут Аленка с Ваней заявились, стоят, жмутся на пороге. Я тогда ещё не знала, что в них борется совесть и непреодолимое желание полакомиться ассорти. Советский, голодный до деликатесов ребенок, готов пожертвовать значком октябренка, если речь о конфетах или забугорных жвачках.
      В общем, про тайник мне рассказали. Но дело было к вечеру, поэтому пришлось, не солоно хлебавши, идти в постель. Взрослые на следующий день покинули квартиру. Ребята собрались у меня, чтобы претворить наш план в действие.
     Мы совершили самое настоящее разбойное нападение на тайник бабы Гали. Наелись. Разошлись по домам. Снова собрались у меня. Снова залезли в тайник. Снова наелись. И так до тех пор, пока, засунув руку в коробку, я не обнаружила, что конфет нет. Ни одной! Когда мы их смогли вытаскать, вроде, брали по несколько штук?
       В прихожей стукнула дверь. Всё, надо заметать следы. Что такое в нашей ситуации «следы»? Фантики! Приняли решение спрятать в кармане моего халата. Видимо, надёжнее места найти не смогли.
       Баба Галя обнаружила пропажу вечером. Её воинственный вид заставил бы самого Гитлера отказаться он нападения на СССР, не говоря о нас. Испугавшись её гнева, мои сотоварищи разбежались, а я осталась расхлёбывать кашу...
    Баба Галя быстро раскрыла преступление: нашла в моих карманах гору фантиков, выудила хитростью имена моих друзей, установила зачинщика и отправилась с претензиями к маме Алёны и Вани. Пообещала им, что напишет в милицию заявление на маленьких воришек, если не получит компенсации.
    2 недели в гости к друг другу мы не ходили, разговаривали через замочную скважину и ждали, когда моя бабушка сменит гнев на милость.
     Эта история научила меня быть внимательнее к выбору места для фантиков. Судя по всему, я понимала, что, если в доме снова появятся конфеты, я не смогу справиться с искушением и снова совершу налет на тайник бабушки, где бы он не находился.


Баба Галя и её реализованная мечта.

   Сколько помню, баба Галя с незапамятных времен мечтала о двух вещах:
- отправить нас всех во главе с дедом куда-нибудь, остаться дома, купить копченную курицу и съесть её одной;
- исходные данные аналогичны первому случаю, но купить надо несколько баунти. Неизменным остался последний пункт: все съесть одной.
    Я выросла, сама стала мамой. Рассказала подросшим мальчишкам о том, какая мечта была у их прабабушки. Они не задали ни одного вопроса, молча выслушали и ушли по своим делам. Каково же было моё удивление, когда спустя несколько дней они позвали меня на вечерний сеанс: обычно инициатива исходила от меня. Моё удивление усилилось, когда, вернувшись домой, я узнала, что сыновья открыли свои копилки, купили копченную курицу и с торжественным видом вручили её прабабушке перед тем как покинуть квартиру. Она её съела. Но мечта её не исполнилась. Через неделю пришлось купить курицу мне. Прихватив сыновей и собак, я ушла на берег пруда, чтобы бабушка могла спокойно насладиться едой. Но … через несколько дней желание съесть целую курицу проснулось снова. Мы решили, от греха подальше, перейти на вторую часть её мечты.
     Подшучивая над бабушкой и над своим желанием исполнить её давнюю мечту, мы купили сразу коробку баунти. Своё желание поделить конфеты между всеми членами семьи мы подавили в самом начале. Бабушка была счастлива несколько дней. Но мы поняли старую истину: если мечта касается еды, её реализовать невозможно.


Баба Галя. Новое хобби.

   Давно от бабы Гали не было весточек. И внучка, выполняющая роль передатчика, последнее время молчит. Неужели возраст взял своё и моя героиня села ровно и ждет Косую. Что-то не верится.
    Утро. Рассказ Карины.
   Наконец-то баба Галя очнулась от спокойной жизни и придумала, чем ей заняться. Обездвиженность, по её мнению, это не для людей после 80 лет. Знаете, что придумала? Решила проверить зубы. Уже интересно, если учесть, что своих только два, остальные новенькие. Какие пошла проверять, история умалчивает.
   Ни слова ни говоря, как только дверь утром закрылась и вся семья покинула квартиру, баба Галя оделась нарядно и отправилась реализовывать свой план. Экскурсия в больницу – это только ей прийти на ум может.
    Вечером её рассказ за столом. Регистратура. Талончик. Ожидание очереди.  Всё прошло непростительно быстро. Куда бы еще сходить? Шагает по коридору. Возле двери, где она уже дважды ставила прививку, никого! Надо воспользоваться ситуацией. Заглянула и … сделала третью прививку от ковида.
   На наш вопрос, зачем, зачем тебе третья прививка, ничего конкретного ответить не смогла, только сказала, что сидеть целыми днями дома в одиночестве и ждать вечера надоело.


Ликёр где?

   Вечером возвращаюсь с работы. Промёрзла на остановке. Решила, что 50 грамм ликера не помешает, тем более подруга сейчас придёт. НО ... моего любимого ликера нет. Поворачиваюсь к бабушке (понимаю, что бабушка, только она, может быть в курсе пропажи):
- Ликёр где?
 Её ответ:
-Ты о той, красивой бутылке? Знаешь, кофе с капелькой ликёра греет душу.
- Бабушка, сколько же капелек ты наливаешь? Это далеко не дешевый ликер. Я его для себя взяла.
- Ну, я же не должна пить какую-нибудь дрянь. Сама меня приучила к хорошим винам.  Опора семьи должна жить красиво.
 Смотрю на бабушку и думаю:
- Ты сама не представляешь, как ты права. Ты не просто опора, ты для нас - центр вселенной. Я ежевечерне рассказываю, что нового в школе. Тебе, именно тебе, я хочу поведать, чем живу, что меня радует, что огорчает. Всё, чего я достигла, твоя заслуга. Мои сыновья, твои правнуки, делятся с тобой своими успехами. Даёшь ты нам жизни своей непредсказуемостью, но без всех этих ситуаций жить было бы скучно.

 
Баба Галя тридцать лет спустя.

  Про переезд в новую квартиру, цыплят, кроликов мы уже благополучно забыли. Лишь изредка всплывут в памяти утренние побудки, которые гарантированно обеспечивали всей округе петушки, проживающие на нашей лоджии.  Да то, как они исчезли ранним утром, когда бабушкины нервы не выдержали, и она огромную коробку с петушками увезла в неизвестном направлении.
       Тридцать лет ничего в ее характере не изменили:
- до всего и всех есть дело;
- привычка вставать в шесть утра и «ненароком» будить всех нас стала чертой характера;
- слова и дела никогда не сходятся вместе, живут на разных полюсах;
- желание обратить на себя внимание всеми доступными и недоступными способами никуда не делось.
       О последнем пункте вспоминать не буду, потому что причина на поверхности: бабушка, а теперь и прабабушка, больше всего на свете боится быть невостребованной. И необходимость свою всей семье демонстрирует постоянно.

 Ситуация 1.
    Полгода уговариваю бабушку поехать в деревню к старшей дочери, отдохнуть от нас, помочь Елене по хозяйству, да в конце концов скрасить её одиночество (муж умер, старший сын ушел следом за отцом). Упирается руками, ногами, головой.
- Господи, бабушка, ей же там сейчас так одиноко, ей нужна наша помощь. Мы не можем все бросить и поехать. Чего ты упираешься! Поживешь месяц-другой, от нас отдохнешь.
- Да вы тут моих правнуков голодом заморите.
- Бабушка, ты что такое говоришь? С чего это мы их заморим?
- Так работаете с утра до вечера, с вечера до утра дома что-то доделываете. Кто за ними приглядит?
- Бабушка, так не забывай, что ты им прабабушка. У них еще и бабушка есть. Да и сами они могут себе что-нибудь приготовить, им 10 и 13 лет. С головой и руками у них все в порядке. Перестань с ними, как с малолетками обращаться, дай простор для принятия полномасштабных собственных решений.
- Вот помру, тогда и получите все свободу.

 Ситуация 2.
   Бабушка моя – кремень. До всего есть дело. НО … Предстоит операция на глаза, поэтому надо удалить зубные корни. Повезла бабулю в стоматологию. Не успели порог переступить, вместо моей сильной, здоровой бабушки рядом со мной идет развалина. Сгорбилась, ноги еле переставляет, охает. Я наблюдаю за ней в оторопи: ей внезапно стало так плохо? В кабинете врача совсем расклеилась, еле говорит. НО… когда врач сказал, что нужно прийти еще пару раз, она бодрым голосом заявила:
- А чего «удовольствие» растягивать, рвите все три разом.
- Нежелательно разом. Давайте все-таки по одному будем дергать.
- Нет, я больше к вам не поеду. Дергайте.
   Выдернули все три. Приехали домой. Ушла в свою комнату. Стонет. Я сбегала в аптеку, принесла прописанные врачом лекарства. Не пьет!
 -Потерплю. Чего травиться раньше времени!
  Прошло полчаса. Зашла ее проведать. В руках держу орешки в меду. Она стонать перестала, руку протянула и говорит:
- Ну-ка, дай пару, попробую, что это такое.
- Бабушка, тебе нельзя два часа есть. Да и чем ты собралась есть, у тебя во рту два зуба осталось, по одному с каждой стороны.
- Да я тихонечко пососу. В меду же орешки.
      Я хмыкнула, дала два ореха. Пошла в свою комнату. Следом идет бабушка, забирает пакет из моих рук со словами:
- Вкусные. Дай-ка, поем немножко.
Какое-то время была тишина. Захожу к ней в комнату, чтобы орехи забрать. А их нет, пустой пакетик!
- Бабушка, орехи где?
- Странный вопрос, где? Съела.
- Как ты их съела, как без зубов ты умудрилась их сжевать?
     В это время раздался звук открываемой двери. Бабушку мою как подменили. Легла, застонала. Заходит мой старший. Сразу к ней:
- Бабушка, ты как? Сильно болит?
-Ой, парень, сил нет терпеть, так больно.
    Во дает! Я столько лет под одной крышей с ней живу и не могу привыкнуть к ее моментальному преображению. Умерла в ней актриса, великая актриса.

 
Пакт о ненападении.

    Всё, учеба, на которую я решилась благодаря руководителю школы, закончилась. Мало мне моих трех дипломов, так еще решила стать нейро-психологом. Как это не печально, но силы мои тоже закончились: столько времени без выходных, а впереди диплом.
    Надеяться на помощь сторонних сил не приходится, поэтому собрала домашних в количестве 4 штук – сыновей 10 и 8 лет, мамы и бабушки, предупредила, что завтра меня до 10 часов не тревожить. Все согласились. Я приготовила на утро завтрак, проверила, чтобы мальчишки все забрали из моей комнаты. Всё, пошла спать. Заходит старший и ставит у меня на зарядку телефон. Спрашиваю, почему у меня. Ответ успокоил: все отключено. Что его надо будет утром забирать, до меня не дошло.
    Утро. Раннее утро, потому что темень за окном. Проснулась от какого-то зуммера. Схватила свой телефон. Не он. Стала в темноте искать по комнате. Наткнулась на телефон Никиты. Вспомнила всех святых, унесла к детям в комнату. В мою комнату, пока я бродила, зашла кошка, устроилась на подоконнике. Да Бога ради, не мешает же.
       Стала отключаться. За стеной звуки. Бабушка моет полиэтиленовые пакеты (эта привычка у нее с 90 годов, и искоренить ее мы не можем). Кошка, услышав движение на кухне, поняла, что она может пропустить завтрак, ринулась к двери и стала ее царапать. Ее услышали собаки, и с той стороны двери раздалось их сопение. Пришлось выпускать.
   Проваливаюсь в сон. Скрипнула дверь. Голос Никиты:
- Мама, я дневник потерял. Поищу у тебя. Я с фонариком, свет включать не буду.
    В это время младший идет из ванной и видит в моей комнате фонарик. Заходит, врубает свет со словами:
- Ты чего тут в темноте делаешь?
Шипение старшего было брату ответом:
- Ты с ума сошел, маму разбудишь.
     В общем, договорные обязательства моя семья не выполнила. И пример всем показала бабушка, вставшая ни свет, ни заря и поднявшая кота, собак, меня…
  Сыновья покинули квартиру. Я зашла на кухню и сказала бабушке:
- Я с тобой не разговариваю. Ты со мной тоже. У нас на сегодняшний день пакт о ненападении. Собрала вещи и уехала (суббота – законный выходной) на работу.


Рецензии
Прекрасно написано !!!

Григорий Аванесов   13.06.2023 14:11     Заявить о нарушении