Переписка с министром образования

 
ПЕРЕПИСКА   с   Министром  ОБРАЗОВАНИЯ


                Министру  В и ССО  Р Уз
                Ходиеву Б.Ю.




               Уважаемый Баходир  Юнусович!

  В свое время   я  уже обращал внимание   руководства   страны  и   Министерства   высшего  и среднего специального образования Р Уз   на состояние   дел   в  сфере ОБРАЗОВАНИЯ.
Однако  все  мои  замечания  и предложения  остались без  КАКОГО-ЛИБО   внимания, в  т.ч. и  прежнего руководства  Минвуза Р. Уз…
Надеюсь, что МОЕ  настоящее послание  найдет ПОНИМАНИЕ  со стороны  нового  руководства   М ВиССО    Р Уз.

Мне   человеку  уже  достаточно   солидного возраста   ОЧЕНЬ хотелось  бы обратить Ваше  внимание  на  состояние   СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ    Р   Уз     и, заодно,   такого   учебного подразделения, как  Ташкентский филиал  РГУНГ им. акад. Губкина…

Созданные    за последние   годы   ФИЛИАЛЫ   Московских   вузов    в  Республике  Узбекистан  призваны  поднять  как   саму  систему   образования   Р Уз,  так и подготовку   специалистов  определенных   направлений  на более высокий    качественный  УРОВЕНЬ.
Для этого, в  частности,   переоборудован  ряд  зданий, принадлежащих  определенным  учреждениям некоторых    ведомств  и министерств…
 Так, например, весь  комплекс  Ташкентского филиала  РГУНГ  им. Губкина   вызывает восхищение  и уважение…  после переоборудования ряда зданий  Института Кибернетика  Уз АН…
 Чего,  увы, нельзя  сказать  о состоянии  учебного процесса   в этом превосходном здании…
 Ошибки начались, прежде всего,   с назначения   руководства  вуза со стороны   Узбекистана. Так, например,  исполнительным  директором  филиала РГУНГ был назначен   к. ф.-м..н (б. зам. Директора Института  геологии и геофизики  АН   Р  Уз)   Нуртаев  Бахтияр Сайфуллаевич. (Одно могу  сказать,     что он -  прекрасный ученый, грамотный специалист,  интеллигентнейший  и милый человек…, но не имевший  никакого опыта  работы    в системе  ОБРАЗОВАНИЯ…  ему бы  больше  бы тогда подошла  должность  Проректора  по  научной работе  и по иностранным связям  в Губкинском филиале ...)
Не  внушает   соответствующего  ДОВЕРИЯ   и кандидатура  нынешнего  исполнительного  Директора  ТФ  РГУНиГ  им Губкина   Якубова М.М.  ( являющего  специалистом  в области цветной металлургии ).
На этом месте должен быть специалист  по  разведочному бурению либо по геофизическим методам  изучения земных недр ( геофизик-нефтяник).
 Мне же кажется, что этот  ВУЗ     должен  возглавлять  человек  более  требовательный, жесткий, решительный   и не  являющийся  марионеткой  в руках  псевдонаучной  московской  «братии»,    которая  прибыла  в  республику  не с целью  помочь  в организации ДЕЛА, а чтобы  решить, возможно, и  свои шкурнические интересы…
Такими руководителями могли бы стать,  например, проф. Ф.Х.Зуннунов  или доц. И.Х.Халисматов, являющихся  прекрасными специалистами   в  области  поисков и разведки  углеводородного сырья, и имеющими   богатый  опыт  руководства  в  определенных сферах  специального образования.

Спрашивается, что   могут  дать и сделать  руководители  от Российской стороны вуза, если они   в  течение учебного года чаще  бывают в  Москве, нежели находятся   на ташкентском объекте?

 Подобными   варягами- гастролерами   являются  и  представители  профессорско-преподавательского   состава   головного вуза,   изредка  совершающие «НАБЕГИ» на   «ташкентский берег»…
  Своими,   изрядно,  « заматематикотизированными» курсами,  созданными   на «асфальтовых  московских тропах»  они,    если научат  чему-либо, так  ЭТО   « не обнаружить,  т.е. (открыть), а, наоборот,  «зарыть»  залежИ  полезных ископаемых, которые можно было бы   спокойно    найти,  используя рациональные и прогрессивные методы поисков  и разведки полезных ископаемых»   
      В  свое  время    «определенными   силами» в самой  Р Уз   отведена  от  возможного руководства  филиалом   кандидатура  такой  незаурядной  личности, как проф.  Зуннунов Фархад Хасанович…
   Кто  мог  эффективно  руководить  новым  учебным заведением    -  так это   проф.Зуннунов Ф.Х.  ( либо доц.  И.Х.Халисматов).
  Ф.Зуннунов является   ученым и специалистом   известным  в широких  мировых кругах  (США, Германии,  Японии,  Франции, Израиля, России, Австралии…и др.),  где пользуется  большим авторитетом  и уважением со стороны  многих  ученых-геофизиков и специалистов другого геолого-нефтяного профиля.
Кроме того у   Ф.Х.Зуннунова  большой   производственный  ( около  10 лет он  проработал   в  Ферганской  ГФЭ.,  именно  им ( с помощью сейсмических методов)  была   оконтурена  нефтенная залежь   Мингбулакской  структуры, наделавшая в свое время столько шуму   в  нефтегазовых  кругах),  научно-исследовательский   ( он  около 20 лет  проработал  на самых ответственных должностях  Института  геологии и геофизики  им. Х.М.Абдуллаева, где   им  выполнены  серьезные  работы,   положенные    в основу его докторской диссертации, и  успешно защищенной  им   в  системе   АН  Украины, где находился  один из авторитетнейших Ученых  Советов   б.  СССР  в своей области)  и самое главное -   вузовский  ( он более 20 лет заведовал  кафедрой  «Структурной геофизики»    ТашГТУ  - являющейся  главным поставщиком  молодых специалистов  для   ОАО  « Узбекгеофизика»   и её подразделений)   опыт  работы.
 
Проф.  Ф.Зуннунов  мог бы  быстро навести надлежащий порядок  в этом учебном подразделении республики,  а   исправлять   там есть  ЧТО:
• до сих пор ( прошло три года обучения)  на кафедрах  ТФ РГУНГ им. Губкина  нет ни одного прибора для проведения  лабораторных и практических занятий – хотя первое поколение   ташкентских «губкинцев» приступило уже к  изучению спец.дисциплин  - российская  же сторона ( словно посторонний наблюдатель)  не «ударила на этот счет палец о палец»;
• не решенным является вопрос  об учебном   полевом полигоне  вуза, где могли бы оттачивать свое  «мастерство»  будущие разведчики земных недр;
• библиотека вуза  содержит  малое число печатных пособий, в том числе и тех,  что относится  классическим трудам  в области бурения  и  разведочной геофизики;
• московские   «варяги»  запустили  туда преимущественно свои  труды  еще  не прошедшие  достаточного и должного  испытания временем…Причем многие книги ( учебники, учебные пособия) были проданы  ИРЦ  ТФ РГУНГ    по спекулятивным ценам ( у других дилеров эти книги можно было приобрести по два раза более низким ценам)
• в  ИРЦ   вуза отсутствуют  программы  и другие  материалы  по компьютерной обработке  геофизических данных  и технологиям оптимального бурения…
• оставляет желать лучшего  начавшаяся подготовка  нового поколения  буровиков и геофизиков  нефтегазового направления, которые  вряд ли составят  серьезную конкуренцию  питомцам    факультета нефти и газа ТашГТУ  ( об этом в частности говорят  результаты  интеллектуального тестирования, проведенные  одним из лучших специалистов Р Уз  по креативному  мышлению  доц. В.С.Фефеловым  (  см. Приложение)
Хотелось  обратить  Ваше  внимание также, что  подготавливаемые   для нефтегазовой отрасли  молодые специалисты   факультетом  нефти и газа  ТашГТУ   имеют не только более высокий уровень обученности,   но и обходятся  бюджету   республики  в  десятки и даже  сотни  раз дешевле.
Это    результат и следствие  разумной  и  оптимальной   политики   в области образования, что   проводит   в  ТашГТУ   проф. Ф.Х.Зуннунов  и возглавляемые им долгие годы коллективы кафедр факультета (включая филиалы кафедры на производстве).
Опыт  работы    по подготовке научных и производственных кадров, накопленный за долгие годы работы подразделений,   возглавляемых проф. Ф.Х.Зуннуновым,  должен  быть усвоен и    oсвоен  всеми работниками  учебных учреждений   Р Уз  и,  в первую очередь,   заведений, готовящих специалистов  по горно-геологическим  и др.  инженерным отраслям.
Но  те же  самые или другие   «темные  силы» ( иначе их  и не назовешь)  постарались  отнять  места подготовки ( бакалавров + магистров) НЕФТЯНОГО ПРОФИЛЯ  от кафедры проф. Ф.Х.Зуннунова…мотивируя ЭТО тем,    что  подготовку  специалистов  такого же профиля   ведет  Ташкентский филиал  РГУНГ им.Губкина ( и на более высоком уровне).
 Как   СПЕЦИАЛИСТ  в  соответствующей  сфере обучения   могу  твердо сказать,   что   ташкентские  «губкинцы»   на  рынке  ТРУДА  не выдержат  конкуренцию со стороны воспитанников  проф. Ф.Х.Зуннунова.  Уровень подготовки  «зуннуновцев» намного   выше, а самое главное - они обходятся  КАЗНЕ    в   десятки- сотни раз ДЕШЕВЛЕ…
Хотелось  также  заметить, что   узбекистанские  школы  геологов  ( А.С.Уклонского,  Х.М.Абдуллаева, Г.А.Мавлянова, В.И.Попова  и многих др.)  были  одними  из лучших   в   б.СССР.
Подобными успехами  славились  научно-производственные  школы   буровиков (основатель  проф. А.М.Магурдумов)   и разведочной геофизики   ( основоположник – горный инженер первого ранга и Директор второго ранга  А.Г.Карелин), обеспечившие Средне-азиатский регион и  Казахстан  специалистами   высокого уровня,  что  позволяло  обходиться   от   «привозной продукции»  российского производства.
 
Попутно, хотелось заметить, что  повсеместный переход   всех  вузов   Р Уз  на  двух ступенчатую систему обучения  ( бакалавр – магистр)  ничего кроме снижения качества образования  и больших экономических потерь   Республике   не принес.
Мне  думается, что  государственные чиновники,  внедрившие данную  систему ( без достаточного обоснования ( эксперимента)  и проверки её эффективности)  должны  понести  суровое наказание.
Хотелось  высказать свое личное мнение ( кстати созвучное с мнением многих уважаемых специалистов), что было бы  для экономики  Республики  лучше  и   эффективнее, если бы  вместо   филиала  РГУНГ им. Губкина  был бы  создан   филиал  РГ геологоразведочного  университета, ведущий  подготовку специалистов геологического профиля  по твердым ( руды, уголь, хим.сырье, стройматериалы и пр.) полезным ископаемым,  гидрогеологии  и инженерно-геологическим исследованиям…( так  по данным  б. директора  ИМР   проф. Б.А.Исаходжаева   Республика  ввозит  ежегодно  некоторые виды полезных ископаемых на сумму более 200 млн. долларов… мне думается,  что многие  виды  недостающих для  работы некоторых отраслей промышленности  полезных ископаемых   геологи  Узбекистана   могли бы  найти  на своей территории  в самое ближайшее время, на это  нужны  только дополнительные ассигнования).
В  целях  поднятия  уровня  экономики  страны  государство  должно делать ставку  не только  на поиски углеводородного сырья, но и  на  поисково-разведочные работы  на твердые полезные ископаемые и воды различного назначения (руды, уголь, химическое сырье, стройматериалы …воды: пресные, минеральные, термальные, технические  и др.).
 Считаю  более целесообразным      в  ЗДАНИИ   нынешнего  РГУНиГ  им  акадГубкина  разместить ( предварительно ЕГО образовав)    ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ  ( с   отделениями –факультетами    НЕФТЯНЫМ,    ..РУДНО-геологическим… и факультетом  Гидрогеологии и инженерной геологии)   благо   вблизи   ЭТОГО объекта   находятся    НЕСКОЛЬКО   мощных   научных и научно-производственных  ЦЕНТРОВ:  таких  как    институт  ГЕОЛОГИИ и ГЕОФИЗИКИ   АН  Р Уз,   ГИДРОИНГЕО,  штаб-квартира ЦГГПЭ  ГГП«Самаркандгеология» с…и  ОАО  «Узбек геофизика»…
    Ориентация   ЭКОНОМИКИ    Узбекистана  на развитие   геолого-поисковой  СФЕРЫ   может   дать  самые высокие  экономические   результаты     (отказаться  от привозного  минерального сырья… углеводородных  веществ   и  способствовать поиску   ВОД   различных типов ( питьевых, технических, минеральных…и пр.)

В целях  экономии средств  при подготовке  специалистов  по ГЕОЛОГИИ (геофизические, геохимические, гидрогеологические пр. прочие методы)  необходимо ,      осуществить объединение однотипных  кафедр  в НУ Р Уз  и  ТашГТУ,  а также    ТФ  РГУНиГ им.Губкина   в одни структурные единицы ( это позволить сконцентрировать на кафедрах   специалистов-преподавателей  узкого профиля , давая им достаточного количества   часов для выполнения учебной нагрузки, не распыляя их силы по разным заведениям). Так, например,  наличие  трех кафедр по  «Геофизическим методам  исследований»  экономически невыгодно во всех отношениях: распыляются  преподавательские кадры, техника, помещения и пр.
Объединение   родственных кафедр  в  Р Уз   позволит  сэкономить значительные средства   за счет  концентрации   всех   технических ( аппаратура, оборудования и т.д.) , материальных ( в т.ч. и геологических музеев)  и  педагогического персонала   в  «единый мощный кулак», а самое  главное   повысить КАЧЕСТВО  подготовки   специалистов  определенного профиля   для  разных отраслей  хозяйства    страны.
 
                А.Г.Антонец
                ( быв. работник Института проблем 
                высшей и средней специальной школы)


P.S.
 
               
Попутно  хотелось  отметить, что   недопустимой является  « кампания»   по  резкому  омоложению  профессорско-преподавательского  состава   учебных  заведений    Р Уз .
Когда на место,  полных еще  физических сил,   зрелых  специалистов   искусственно возводится   «зеленая молодежь».  Ничего  кроме вреда такая   практика    не  сможет принести.
Мировой   опыт  всех  стран и народов  показал, что   во все времена    племенами            ( стоящими  в т.ч. и  на грани «выживания»)   всегда руководили  старейшие, а  значит и мудрейшие  члены  коллектива…
Накопленный   ими за долгие годы   ОПЫТ и богатейшие знания  позволяли    им эффективно   руководить  своими собратьями,   не давая  порою «погибнуть»  целым  народностям  в  схватках  с   неприятелем  или  с грозными силами природы…
В то же самое время   моложавые    правители   приводили  к  ГИБЕЛИ  целые цивилизации   ( Николай 11,  Горбачев, Ельцин…Нерон…Наполеон…Гитлер…)
В системе    образования  любой  структуры   главные достоинства –   это глубокие знания  и   большой жизненный опыт…
Спрашивается  чему   могут научить  студентов   еще  сами  «недоучившиеся молодые преподаватели»  ( формализму   и   «книжным» истинам самого низкого пошиба и пр.)   
  Как  показывает мировой   опыт   -    лучших  результатов добиваются  научные, образовательные коллективы,    где   наблюдается  оптимальный «сплав    молодости  и   зрелости»… Молодые  должны  учиться   у   мудрых и знающих… Игнорирование   этих положений   приводит   к плачевным результатам…и снижению     показателей  всех уровней….
Так, например,   отстранение  от заведования кафедрой   мудрейшего   академика  К.Н.Абдуллабекова  и заменой  его  на недостаточно  опытного и подготовленного                проф. Каюмова   А.Д. ( ему  бы еще  поработать под руководством  более опытных коллег)   сказалась негативно на всех участках деятельности кафедры.
Как  показали последние исследования  психологов, что самым   эффективными  педагогами  являются   лица,   чей  возраст  находится  в  интервале    55 -  71 год…
Так с     работавшим ( до недавнего момента)  на факультете   ГиГД   94-летним   проф. Никифоровым  по  передаваемым знаниям   не могли сравниться    его младшие коллеги, не говоря  о  его   «научно-педагогических   внуках».
В  науке…в преподавании  и т.д., как и в спорте   должны побеждать   сильнейшие   независимо  от  их паспортного возраста,…а  не   субъективные  мнения   чиновников любого ранга  по поводу  установления  возрастных   «дискриминационных»  барьеров.





 


Рецензии