Актёры, ушедшие рано Олег Даль Часть 7
ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
И вновь идя по следам фильмографии Олега Даля мы имеем возможность
видеть все нюансы этого интереснейшего мира кино.
"ЗЕМЛЯ САННИКОВА"
*******************
Отзывы о работе в фильме оказался разноречив,но многие исследователи отмечали,
что ожидания,связанные с экранизацией фантастического романа Владимира
Обручева,у членов киногруппы были изначально завышенными.Предполагалось,что
картина,в которую режиссёры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили большую
группу известных артистов,пополнит список советских приключенческих лент,а
трюковые сцены помогут исполнителям раскрыть их нереализованные возможности.
Однако,никакого "открытия" по утверждению актёра Юрия Назарова не произошло: с
первых дней стало понятно,что на площадке царит "вакханалия
непрофессионализма".Киновед Наталья Галаджева писала,что Олег Даль,игравший в
"Земле Санникова" офицера Евгения Крестова,в определённый момент даже решил
вместе с Владиславом Дворжецким покинуть киногруппу - им претило участие в
"дешёвом и безвкусном" шоу с песнями а плясками.После вмешательства
руководства "Мосфильма" работа в картине была продолжена,однако с тех пор Олег
по словам кинокритика Натальи Басиной "стал отчаянно бояться халтуры".
Отдельного внимания исследователи удостоили песни Крестовского,которые за
Олега Даля переозвучил Олег Анофриев.По воспоминаниям композитора Александра
Зацепина Олег во время записи песен находился не в оптимальной форме,не всегда
попадал в такт,и директор "Мосфильма" Николай Сизов,прослушав фонограмму,
потребовал найти другого исполнителя,Олег Анофриев,приглашённый на
переозвучание,быстро выучил "Есть только миг" и попал в мелодию " как
снайпер".
Версию Александра Зацепина опроверг биограф Олега Даля киновед Александр
Иванов,указавший,что при работе,над двумя песнями Олег записал десять
голосовых дорожек,в том числе несколько дублей с оркестром и среди этих
вариантов есть вполне достойные.Обвинения А.Зацепина в том,что Олег Даль был
не в ладах с "тактом и артикуляцией" Иванов назвал провокацией.
В архиве Олега сохранилось письмо от сотрудницы "Мосфильма" О.Г. Бурковой от
10 декабря 1972 года,в котором содержится информация о том,что проблемы с
перезаписью можно решить с помощью обращения к Григорию Чухраю -
художественному руководителю Экспериментального творческого объединения
киностудии "Мосфильм".Считая ситуацию с песнями в "Земле Санникова"
несправедливой,Буркова призывает Олега Даля:А Вы? Не хотите вступать в
единоборство защищающую свою актёрскую честь и своё право на Крестовского?
Поймите,время ещё есть,и возможность у студии тоже есть." Тем не менее в
фильме,вышедшем на экраны 1 октября 1973 года исполнителем песен является Олег
Анофриев.
"ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК"
**************************
Прежде чем приступить к съёмкам фильма "Плохой хороший человек" по повести
Антона Чехова "Дуэль" Иосиф Хейфиц изучил историю театральных постановок этого
произведения.Узнав,что в довоенном спектакле ленинградского государственного
театра Драмы имени Пушкина Лаевского играл Николай Симонов - актёр весьма
крепкого телосложения с бородой и усами.Режиссёр ради "полемического контраста
предложил создать тот же образ артиста с совершенно иными внешними данными -
Олегу Далю. На роль оппонента Лаевского - зоолога фон Корена был приглашён
Владимир Высоцкий.Режиссёрский выбор вызвал недовольство директора "Ленфильма"
Ильи Киселёва.По утверждению жены Олега Даля Елизаветы Апраксиной у Хейфица
состоялся непростой разговор с руководством студии,который даже поставил
ультиматум: "Или я - или Олег Даль!".На что получил ответ:"Ну,Даль тогда".
Впоследствии,объясняя своё желание отстоять актёра режиссёр говорил,что Олег -
человек "нервный,чрезвычайно самолюбивый,ранимый"- был психологически близок
Лаевскому,а потому мог раскрыть такие черты чеховского героя,как возбудимость
и склонность к рефлексии.Худсовет студии поддержал Хейфица:к примеру Григорий
Козинцев "при просмотре рабочего материала отмечал "сильную" работу обоих
артистов - Даля и Высоцкого рекомендовал "сделать Лаевского" основной фигурой
притяжения".
Во время съёмок "Плохой хороший человек" произошло сближение Даля и Высоцкого,
который познакомил Олега с доктором Германом Баснером.Тот в апреле 1973 года
вшил Олегу Далю так называемую "торпеду"- капсулу,используемую для борьбы с
алкогольной зависимостью".По воспоминаниям Елизаветы Апраксиной,на премьере
показа фильма "Плохой хороший человек" Владимир Высоцкий отведя её в сторону
сообщил,что срок действия кодировки составляет два года,после чего Олег
наверно захочет "зашиться снова".
Вот, что говорил по поводу исполнения Олегом роли в этом кино Иосиф Хейфиц:
Играл на мой взгляд,Олег прекрасно.В нём жил человек душевно
угасший,придирчивый,не по - молодому брюзгливый,какой - то не ухоженный,
эгоист.Олег замечателен в сценах,где с циничной лёгкостью требует денег у
Самойленко,зная,что никогда не вернёт долга.Он постоянно голоден.
"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!"
******************
В 1973 году режиссёр Леонид Гайдай и драматург Владлен Бахнов направили на
"Мосфильм" заявку на сценарий фильма по мотивам произведения Михаила Зощенко.
Непосредственная работа над картиной,получившая название "Не может быть!"
начался летом следующего 1974 года.В основу альманаха легли три новых новеллы:
"Преступление и наказание","Забавное приключение" и "Свадебное происшествие",
причём наиболее сложной для постановки,по замечаниям киноведа Евгения
Новицкого,стала вторая киноистория.Дело в том,что первая и третья новеллы
снимались по одноактным пьесам Зощенко,где развитие сюжета изначально строился
на диалогах.Вторая новелла представляла собой экранизацию зощенского рассказа
из "Голубой книги".Прямая речь в нём сводится к минимуму и для перенесения на
экран авторского стиля "хрестоматийного сказа".Писателю,режиссёру требовался
по настоящему сильный артист.Им стал Олег Даль,который Новицкий характеризует,
как "Чрезвычайно импозантного драматического актёра".
Во время кинопроб Леонид Гайдай соединил одну пару О.Даля и(по сюжету артиста
Анатолия Барыгина - Амурского)и Михаила Кокшенова(обитателя коммунальной
квартиры).Контрастное сочетание двух разнохарактерных персонажей показалось
режиссёру интересным,и оба актёра приступили к съёмкам в новелле "Забавное
приключение","в котором их герои оказались участникам любовного
шестиугольника".Натуральные съёмки проходили осенью 1974 года в Астрахани;
выбор города возможно был связан с тем,что в нём сохранились приметы
нэповского времени,в том числе старинная булыжная мостовая.Олег по
воспоминаниям М.Кокшенова находился в ту пору в гармоничном состоянии и работа
над фильмом проходила легко.Вероятно,этому способствовала и непринуждённая
атмосфера в киногруппе.
Как рассказывал Михаил Кокшенов,вечером они с Олегом Далем обсуждали итоги
очередного съёмочного дня в гостиничном номере Леонида Гайдая "ели золотистую
воблу и заедали её огромным астраханским арбузом".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
09.03.2023
Свидетельство о публикации №223030901633