В Канаду пришло письмо... , Глава 3. 2

ГЛАВА 3.2. Первые шаги в бизнес


::::: КОНСУЛЬТАНТЫ :

Разные источники информации приводят по сути одни и те же цифры: сейчас за рубежом временно или постоянно проживает более 30 миллионов граждан, закончивших учебные заведения с системой образования, созданной в социалистическом обществе. Этих людей не учили финансам, кредитам, инвестированию. А в странах, где они потом оказались, деньги — в центре внимания.

То же сейчас происходит и в государствах с переходной экономикой. До сих пор в школах не обучают принципам функционирования денег. Так как же живут люди без этих базовых знаний, кто их учит? Учат банки, кредитные компании, другие организации и отдельные лица. Учат, а заодно зарабатывают на незнании своих клиентов.

Прочтя эти строки, можете сказать: «Верно написано, мы и сами это понимаем. Однако ж, как учить? Что преподавать? В программе для этого часов не отводится, методические материалы отсутствуют. Да и учителей уже больше загружать некуда».

Так-то оно так, но всё равно навыкам обращения с деньгами нужно обучать с раннего возраста в школе, семье. О том, как пытаются это делать родители в странах с развитой экономикой, и с чего начинается малый бизнес, расскажем на нескольких обширных примерах.

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ

В выходной день в торонтском парке Реймор, как обычно, многолюдно. На садовую лавочку, что в метре от нас, садятся женщина с дочкой. Девочка держит в руках какие-то рисунки, рассматривает их, заметно волнуется. Однако вскоре она поднимается и идет к мужчине, который, прогуливаясь, приближается по дорожке: «Купите у меня рисунок», — обращается к нему.

Наступает пауза. Тут мама добавляет: «Это Лесли сама нарисовала. Она собирается купить художественные краски. Рисунок стоит один доллар, можете поддержать ее, если хотите». Мужчина берет рисунки, пересматривает, выбирает один, достает из кармана мелочь и, не считая, передает девочке: "Здесь больше. У тебя хорошо получается. Желаю тебе успехов."

От него маленькая художница направляется к женщине, что стоит в тени у дерева. То же предложение: «Купите у меня рисунок». — «А кто это рисовал?» — «Я», — смущенно отвечает девочка. «Это ее собственные, — вновь дополняет мама. — Она уже третьеклассница. Собирается на заработанные деньги купить себе краски, чтобы ими рисовать...»

На реку как раз садились дикие гуси, потому продолжение разговора не расслышали. Но по результату видно, что дело удалось, и очередной доллар, заработанный собственным трудом, — в кармане у ребенка.

По парковой дорожке деловито идет мужчина серьезного, даже озабоченного вида. «Мистер, купите у меня рисунок», — слышится снова, но прохожий не реагирует, идет дальше, словно не к нему было обращение. Девочка растерянно остановилась.

После этого мама с дочкой о чем-то долго разговаривали. Тем временем на берегу речки недалеко от них кормил гусей отдыхающий. Вдруг девочка поднялась и направилась к нему. Заинтересовали гуси? Нет, предлагает рисунки. Сквозь легкий гусиный базар слышен голос: «Цветы мне очень нравятся, как живые, а вот кошка за вазой — это, пожалуй, плохо. Она же ее перевернет!» — «Нет! Ни за что! — живо реагирует малышка. — Это кот нашего дедушки. Зимой он живет с нами, а летом в саду. Дедушка ему сделал домик, как настоящий, со ставнями. А я на ставнях нарисовала мышек, чтобы ему было приятно смотреть на них, когда идет домой. Этот котик очень осторожный, никогда ничего не переворачивает, и вазу тоже не перевернет. У него лапки мягенькие, даже мышки не слышат, как он ступает». — «Так-так, интересно, а как звать кота?» — «Просто Мурчик».

Еще раз оценивающе взглянув на картину, собеседник говорит: «Вижу теперь, что картина и впрямь стоит того, чтобы ее купить. Я дам тебе за нее аж два доллара!» — «А мне мама говорила, что она стоит один». — «Может, другие и доллар, а эта — больше».

Девочка смотрит на маму, что как-раз подошла к ним, глазами просит подсказать, как действовать далее. Паузу заполняет покупатель, поворачиваясь теперь уже к маме: «Я посмотрел рисунок, цветы мне очень понравились, потом присмотрелся — кот, и прямо трется об вазу. Так он же ее перевернет, размышляю. Но мне... как ты сказала тебя зовут?...» — «Лесли». — «...Лесли рассказала всё о нем — и где живет, и какой он осторожный. Тогда я оценил рисунок по заслугам и даю за него вдвое больше. Повешу рисунок дома на стене. А когда придут ко мне друзья, знакомые, и станут спрашивать, кто это тебе нарисовал такую замечательную картину, я скажу, что это Лесли нарисовала...»

«Погоди, а если забуду, что тогда делать? — перебил сам себя покупатель. Потом словно сообразил: — Вот! Чтобы не забылось, подпиши-ка мне рисунок». Девочка бежит с рисунком в руках к скамейке, становится перед ней на колени, старательно выводит буквы, получает два доллара и, как нам показалось, долго смотрит вслед такому хорошему покупателю и собеседнику. Когда его фигура затерялась среди отдыхающих, мама заговорила: «Ти молодец! Смотри, как важно разговаривать с людьми, убеждать их в качестве того, что ты предлагаешь...»

Чтобы лучше рассмотреть рисунки, к месту, где сидели мама с дочкой, подошли и мы. От талантов начинающей художницы разговор перешел к вопросам финансовой грамотности. Женщина и говорит: «Как обучать ребенка рисованию, даже реализации своих работ, расчетам с покупателями, я представляю. Но вот она заработала несколько долларов. Как показать, что делать с ними дальше? Финансовые операции для нее еще не понятны. Держать заработанные доллары в кармане ребенка не годится. Счет в банке на нее не откроют. Зачислять на мой — ей будет не интересно».

«А каким образом Вы учите ее рассчитываться с покупателями за эти рисунки? Ну, или продукты, которые покупаете? В магазинах платит кассиру, вероятно, она сама?» — высказали предположение.

«Нет, всё делаю я. А с ней мы играем в продавца и покупателя. Для этого я купила в сувенирном магазине игрушечные доллары; малую часть дала ей, остальные придержала. На вид они как настоящие, только меньшего размера. Центы обычные. На заднем дворике она ставит раскладной столик, выкладывает разные вещи, свои игрушки, и прочее. Сама садится на стульчик и ждет покупателей. Это, естественно, я сама, хотя иногда играет ее папа, дедушка или бабушка. Начинаю рассматривать товар, выбирать. Что-то беру в руки. Лесли доказывает преимущества каждой вещи, привлекшей мое внимание. Со словами "ты меня убедила", я плачу ей деньги. Она отсчитывает сдачу. Потом я снова что-то покупаю, и снова расчеты. Другим разом договариваемся, будто я продавец, а она покупатель. Правила те же. В этой игре она так увлекается, что не замечает ничего и никого вокруг. Пожалуй, именно благодаря этому она имеет неплохие успехи в математике. Хотите убедиться? Назовите стоимость товара в пределах ста долларов, можно с центами, и скажите, какие денежки вы за покупку даете, и Лесли скажет, сколько полагается сдачи.»

И вот девочка внимательно слушает вопрос: «Если тебе хочется купить игрушку за 34 доллара и 75 центов, а у тебя только две бумажки по 20 долларов — сколько тебе должны дать сдачи?» Лесли задумалась, потом уверенно назвала цифру: «Пять долларов и 25 центов». Убедительно. Вслед за этим вдруг повернулась на одной ноге, отдала маме рисунки и побежала к знакомому кормить уток.

«А я снова о своем, — продолжила женщина. — О банке. Не знаю, как быть с ее деньгами.»

«Попробуйте, — предложили мы, — те деньги, что она заработает на рисунках ли, или чём-то другом, положить в банк на свой счет, но когда будет отметка в банковской расчетной книжке, от руки допишите в скобках ее сумму. Покажите и расскажите Лесли, где ее деньги, и как эта цифра меняется в зависимости от того, сколько она зарабатывает или тратит на приобретение красок или другие потребности... Если будет желание, позвоните. Хотелось бы узнать, насколько полезным оказался совет.»

Где-то месяцев через два — звонок. «Идея сработала», — сообщила мама девочки, и далее рассказала, как они теперь обустраивают свои “банковские дела”...

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ВОСКА

Теперь попытаемся оценить, насколько реально применить что-то из этого опыта в условиях Украины, и как именно.

Представим себе ученика, отец которого, например, держит пасеку. Скорее всего, воск они сдают за бесценок. Вероятно, директору стоило бы предложить учителю труда заинтересовать ребенка изготовлением из этого ароматного материала декоративных сувенирных свечек ручной работы. Для этого не требуется стартовый капитал, дорогое оборудование, особый инструмент. С воском легко работать.

Что стоит на полоску из воска положить фитиль, скрутить ее в три-четыре слоя — и свечка готова! Или взять твердых сортов яблоко, вырезать серединку, вставить по центру фитиль и залить воском. Чем не декоративная свечка? Воск, залитый в форму куриного яйца, тоже дает в итоге красивое изделие (без фитиля нет свечи, поэтому во всех конструкциях он присутствует, даже если отдельно не упоминается). Интересные разновидности можно делать из маленьких бутылочек самых разнообразных форм, цветов и размеров: налить воду, можно подкрашенную, и в горлышко опустить тонкую свечку меньшего диаметра. Если добиться, чтобы та сохраняла вертикальное положение, то по мере сгорания выступающей части сама вода будет подавать ее вверх, держа огонь над поверхностью. Для следующей свечки используем, скажем, флакон из-под духов, разновидностей которого можно найти много. Понятно, что такие варианты не предназначены для освещения помещений, потому и называются декоративными. Свечки делают также в виде грибов, конусов, пирамид. В сечении они могут быть квадратными, круглыми, овальными, винтовыми, иметь форму других геометрических фигур. Восковые свечи украшают соломкой, камушками, узорами, вырезают на них цветы, добавляют декоративные элементы разного цвета, даже обвивают медной проволокой, полосками белой жести. Работа над такими проектами убедит ученика, что он способен думать, фантазировать, а затем и воплощать свои идеи в изделия.

Обычные же свечи можно предложить, например, при аренде школьной столовой для проведения праздничных обедов. Это придаст тому или иному мероприятию ощущение большей торжественности, а ученику принесет символический заработок за реализованные собственные изделия. Выкроить его можно за счет стоимости аренды столовой и фойе, справедливо подняв ее на какую-то пару гривен.

Свечки из настоящего пчелиного воска имеют большое преимущество перед парафиновыми. В частности, они дольше горят, не выделяют токсичных продуктов сгорания, дают сравнительно много тепла и света, а по утверждениям некоторых источников даже очищают воздух, снимают стресс.

Как среднего размера, так и маленькие свечи желательно постоянно иметь в жилом помещении, машине. Во время метелей при вынужденной остановке автомобиля зимой ими можно обогреть салон (при этом следует в окне оставлять щель для доступа свежего воздуха), а с помощью крышки или стакана растопить снег и получить теплую воду для питья. Водителям, которые попали в беду во время снежных заносов, весеннего или осеннего бездорожья, или людям, кто остался в собственных домах без отопления, восковые свечи помогают буквально выжить. Именно благодаря им удается освещать и согревать не только салон автомобиля, но даже небольшого размера комнату. Летом, когда в машину, туристическую палатку или темную комнату налетят комары, зажженная свечка если не приманит и тем самым уничтожит их сама, то хотя бы позволит увидеть и перебить вручную.

На уроках труда такие “свечки для выживания” можно делать в нескольких вариантах — от больших, весом с килограмм каждая, до карманных. Они должны быть в жестяных банках с крышками. Кроме того, в свечки больших размеров целесообразно вставлять металлические полоски, которые превратят их в мини-плиты для приготовления еды.

На свечках весом в 1 кг и четырьмя фитилями можно вскипятить воду, приготовить многое из того, что готовится на домашней плите. Подобная свечка способна гореть непрерывно 100 часов, а с перерывами — 250, а то и 300. При весе в полкилограмма, время горения составляет соответственно 60 часов, и 100-120. Карманная диаметром в 3 см и высотой 2,5 см (весом немногим больше 40 г) горит 7-8 часов.

Следует отметить, что фитили лучше изготавливать из волокон растительного происхождения. Толщина зависит от диаметра свечи, что открывает ученикам еще более широкое поле для исследований. Вот лишь некоторые задания. Фитиль не должен растапливать воск вокруг себя до краев свечки, но от каких факторов это зависит? Придется экспериментально исследовать влияние материала, толщины фитиля и диаметра свечи на время её горения, составить таблицу или график зависимости между этими величинами. Или такая задача. При пользовании восковыми свечами рекомендуют периодически подрезать фитиль и постоянно держать его выступающую часть в диапазоне от 0,5 до 1 см, так как при большей длине скорее и шире растапливается воск. Первый раз фитиль подрезают через два часа, следующие — через один. Каждые три часа рекомендуют гасить свечку и подождать до полного загустения расплавленного воска. Как, зная всё это, достичь максимальной эффективности и экономии для разных типов свечей?

При такой постановке дела через короткое время ученики будут знать о воске так много и вооружены практическими знаниями настолько, что часть собственных изделий из него смогут продавать. Надо лишь помочь им научиться это делать.

"МАГАЗИН" НА БЕРЕГУ ОКЕАНА

Относительно того, что и как продавать, расскажем историю, которая состоялась на канадском берегу Атлантического океана, возле знаменитого трехкилометрового моста, соединяющего Остров Принца Эдуарда с материковой Канадой. Погода выдалась холоднее обычной, но машины подъезжали, люди выходили на берег, любовались мостом, бродили босиком по соленой воде океана. Пошли по берегу и мы. Через некоторое время обратили внимание на необычную ракушку. Понятно, подняли — мол, будет дома украшение для настольного фонтана. В нескольких метрах подобрали еще две, другой формы и цвета. Дальше — больше. Так насобирали десятка три ракушек и камушков.

Куда нам столько? Аккуратно разложили на камне, чтобы отобрать лучшие, а остальные, ясное дело, выбросить. Стоим, разглядываем.

Тут подходит женщина с девочкой лет семи. «Мама, купи мне ракушку», — кинулась малышка, увидев что-то похоже на распродажу товаров. «Почем продаете?» — «Доллар штука, или три за два доллара», — шутя, назвали цену. Девчушка стала выбирать ракушки, но не могла остановить свой выбор и взяла две понравившиеся. Отступать было некуда. Предложили взять еще одну. Получили два доллара. Сумма символическая, но и символичная.

В это время по мокрому от волн песку пробегал мальчик. Остановился, подошел, посмотрел на довольную девочку и, разглядывая "товар", спросил, сколько стоит одна.

Повторили цену. Он побежал назад и спустя минуту появился снова, уже с дедушкой. «Какую хочешь?» Внук показал. На удивление, коллекция заинтересовала пожилого мужчину не меньше, чем внука, и он выбрал еще две, за что получил значительную скидку. Увидев видеокамеру, попросил: «Меня не снимайте — времена, когдя я выглядел фотогенично, давно прошли». Однако когда показали снимок ракушек у его ног, сказал, улыбаясь: «Так можно». Пора было ехать дальше, и мы, заработав вот так шутя несколько долларов, завершили эксперимент, и с тем закрыли нашу “лавку”.

ДЕРЕВЯННЫЕ ПОДЕЛКИ

Самодельные изделия часто пользуются спросом, особенно если они сделаны со вкусом и очень качественно. Так, в небольшом городке лесного штата Мэн (США), на придорожном местном рынке увидели людей, продававших собственные изделия из дерева — много и разных. Заинтересовала нас, в частности, простейшая подвеска для горшков с цветами, которую хозяин с удовольствием демонстрировал, рассказывая тем временем, как он делает их из квадратных деревянных брусочков. Во-первых, интересной была сама идея. Во-вторых — полезная вещь. Наконец, выполнена так, что может украсить любое жилое или служебное помещение.

«Берите, — говорил мастер. — Обычно я их продаю по девять долларов, но сегодня отдаю за семь, и уже три продал. Остались две. Или возьмите вот эту. Она такого же назначения, но другой конструкции. Еще я делаю такие декоративные тележки для цветов — они на самом деле украшают усадьбу...»

Другой пример — и совсем не похожие изделия из дерева. Это уже гористые места штата Вермонт. Между гор, вдоль реки змейкой вьется дорога. Дикая природа необыкновенной красоты, легкий туман. Вдруг у самой трассы — садовые поделки. Простейшие по конструкции, словно рубленые, и вроде проще некуда, даже немного грубоватые изделия, но по-своему привлекательные.

Тормозим, чтобы поговорить с хозяином. Остановились, проскочив немного, и сдаем машину назад. Тут и он выходит. «Как идет торговля?» — спрашиваем. — «Отлично, — по-американски оптимистично говорит мастер. — Не скажу, что с этого можно жить, но добавка ощутимая.»

Разглядываем ближе. Хозяин поясняет с гордостью: «Это всё сделано из стволов и ветвей старых деревьев, что уже упали — у нас такого добра хватает. Ни одного живого дерева я для изготовления этих лавок не срезал. А делать их очень просто. Как видите, от ствола дерева отрезаю колодку, по длине распиливаю ее пополам, сверлю три или четыре отверстия для ножек — и лавка готова».

«Сколько же стоит меньшая?» — спрашиваем. — «Двадцать долларов. Большая — 35». — «С удовольствием купили бы, но уж очень далеко везти до Канады. В багажнике и места нет. А кто же покупатели Ваших изделий тут?» — «Лавочки берут даже разные организации, фирмы. Впрочем, среди покупателей большинство, конечно, составляют те, кто украшает усадьбы под старину, стремится к гармонии с природой. Такие лавки были когда-то у наших дедушек, их родителей».

Прощаясь, пожелали хозяину успеха в его простом, но оригинальном малом бизнесе.

А вот магазинчик для туристов невдалеке от точки, где сходятся границы трех восточных провинций Канады. У прилавка много людей — голоса, смех, шум. Посредине — мужчина со змеей, извивающейся в руке. Неужели живая? Подходим ближе, чтобы лучше рассмотреть.

Вот она, лежит на прилавке — теперь хорошо видно, что это просто сувенир. Разглядываем прикрепленную к хвосту бирку: «Змея 61 см из орехового дерева; ручной работы, сделана Анной О’Хим из провинции Новая Шотландия; цена $110», дальше — адрес, телефон, электронная почта, веб-сайт. Рядом разевает рот и гибко бьется в руках рыбина, работа того же автора. Подержав изделия, убеждаешься, что технология изготовления и качество — просто безупречны.


Перечисленные выше вещи, сувениры ручной работы (возможно, за исключением двух последних) без сомнения в состоянии делать и ученики старших классов. Надо лишь дать им идею, обучить, поддержать, а особенно помочь словом и делом при продаже. Далее у них будут и свои идеи, придут и навыки в работе, сами научатся зарабатывать деньги.

Может случиться, что на первых шагах изготовления новинок понадобятся какие-то дополнительные средства. Учитель должен помочь ученику решить эту проблему. Инвестировать в изделия могут местные предприятия. В этом случае помощь учителя, как на стадии переговоров, так и при подготовке банковских документов и расчетах, тоже нужна.

Родителям, учителям, самим ученикам необходимо помнить, что деловой мир держится на производстве, продаже и прибыли. В наше время большинство людей связаны с торговлей. Одни продают свои или чужие вещи, другие — услуги, третьи — знания. Что именно — в нашем случае не так существенно. Важнее понять, что слово “продают” может звучать не только в традиционно негативном “торгашном” значении, которое навязывалось десятилетиями плановой экономики, но и в неожиданно светлом и даже почетном понимании — как жизненно полезное умение реализовывать результаты своего творческого труда. Ведь если сделанное тобой никому не нужно, то есть на него нет спроса и ты не можешь убедить никого в обратном, то, может быть, имеет смысл подумать, стоит ли твое дело вообще того, чтобы возлагать на него далеко идущие планы?

Соответствующий опыт следует приобретать еще в школьные годы. Продавая на первых порах те же свечки собственного изготовления, ученик незаметно для себя будет обогащаться в первую очередь навыками, знаниями, которые так или иначе понадобятся в будущем, кем бы он ни работал, как бы ни жил. Производство и продажа своих изделий заставят изучать рынок, давать толк финансам. Школьники вскоре заметят и убедятся, что товары и изделия, выгодно отличающиеся от других, пользуются большим спросом. Появится потребность замечать примеры изобретательности, оригинальные конструктивные, технологические или организационные решения, проявлять находчивость самим — будь то в свечках или чем угодно другом. А возможно, появится резон заняться другим делом, перейти на совсем иной вид деятельности, пользующейся большим спросом в конкретной местности.

Именно рынок научит подростков общаться с людьми, знать цену деньгам и труду, ставить перед собой реалистичные цели и достигать их. Опять-таки, этому нужно учиться в школьные годы, иначе позже на такие уроки придется тратить очень большие суммы, а то и расплачиваться утраченными предпринимательскими возможностями.


Рецензии