Памяти Анны Ахматовой

Март богат литературными событиями.
5 марта был день памяти великой поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Её лирика любви – настоящий подарок женщинам к Международному дню 8 Марта.
АХМАТОВА АННА АНДРЕЕВНА (настоящая фамилия - Горенко) (11(23).06.1889– 5.03.1966) – великая русская поэтесса.
 Со стороны матери Анна Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала псевдоним.
Была женой известного поэта Николая Гумилёва. С мужем совершила путешествие в Париж. Гумилёв ввёл её в литературную среду. Много путешествовал. Ахматова хочет утвердиться в литературе, не опираясь на известность мужа.
По возвращении Гумилёва из Африки в марте 1911 года Анна Андреевна читает ему то,  что сочинила за время отсутствия мужа, и получает одобрение. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший через год сборник «Вечер»  стал успешным, хотя проникнут мотивами  одиночества («Песня последней встречи», «Хорони, хорони меня, ветер!», «Сероглазый король»).
 В нём и в последующих сборниках («Чётки», 1914; «Белая стая», 1917) нашёл выражение замкнутый мир утончённых эстетических и любовных переживаний. Сборник «Чётки» (переиздавался около 10 раз), принес поэтессе славу и утвердил в поэзии понятие «ахматовской строки». Портреты Ахматовой пишут художники, ей посвящают стихи.
Биографы отмечают, что с началом Первой мировой войны поэтесса ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулёза, опасается смерти (от этой болезни ушли из жизни две её сестры). Много читает, и несколько меняется её стиль.
Тяга к парадоксальности отходит на второй план. Критика отмечает в сборнике «Белая стая» нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). В.В. Маяковский пишет: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
После революции жизнь Ахматовой полна лишений и отдалением от литературной среды, но после расстрела Гумилёва поэтесса участвует в литературных вечерах, публикуется в периодике. В 1921 году выходят её сборники «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 А.А.Ахматова выходит замуж за искусствоведа Н. Н. Пунина, но живёт с ним не очень долго.
В 1924 на творчество поэтессы наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы, статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина.
В 1935 арестованы её сын Лев Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. Она и сама находится под угрозой ареста... В 1938 вторично арестовывают сына Ахматовой и отправляют в лагеря на пять лет за антисоветскую деятельность. Именно тогда Анна Андреевна написала знаменитые строки: «Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне». Переживания этих мучительных лет и составили цикл «Реквием».
В 1940 году выходит её сборник «Из шести книг». В нём - стихи разных лет,  итог  преодоления настроений одиночества. Однако вскоре он подвергается идеологической критике, изымается из библиотек. В стихах, созданных в годы Отечественной войны (сборник «Избранное», 1943), зазвучала патриотическая тема. Стихи «Клятва» и «Мужество»  стали всенародно известными.  По распоряжению властей Ахматову эвакуируют из Ленинграда в Ташкент. Там она пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-1965).
В 1946 году она вновь навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина.  Ахматову называли «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии».  Снова запрещают её  публикации до 1950-ого года.  В этом году она пишет стихи  к юбилею Сталина, чтобы  смягчить участь сына в заключении.
В 50-ые годы Анна Андреевна занимается переводами.  Вышел сборник «Корейская классическая поэзия» (1956 и 1958). Ей принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, латышских, еврейских поэтов.
. В 1965 издан последний при жизни сборник «Бег времени».  . В 1960-е годы творчество Ахматовой получило широкое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию. Поэтессе было разрешено принять итальянскую литературную премию «Этна-Таормина» в Италии(1964) ,  звание почётного доктора Оксфордского университета (1965).
Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 года. Это стало настоящим потрясением для ее поклонников, хотя ей на то время уже было 76 лет. Она долго болела, периодически лечилась от туберкулеза. Смерть наступила во время ее пребывания в Домодедово.
Стихи Ахматовой переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, японский, польский, чешский и другие языки.
Поэзия «поэтессы века», как называли Анну Андреевну Ахматову, близка читателю и сейчас сдержанной, но яркой, классической  точностью Слова.

В моей подборке несколько  стихотворений Анны Ахматовой.

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Ты куришь чёрную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться ещё стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце моё тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
              1913

*****************************************
              Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
                Навеки!
****************************************
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
21 января 1940
**********************************************
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Июль 1922, Петербург
*****************************************
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.
Январь 1917, Петербург
***********************************************
А ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок -
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь.
Июль 1921, Царское Село
***********************************************
Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу - зренье,
Или актёру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены - и это знаем сами -
Мы расточать, а не копить.

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
1915
*****************************************
Широк и жёлт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но всё-таки тебе я рада.

Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди весёлыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь -
С моими детскими стихами.

Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
1915
****************************************
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам за смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
1915
******************************************
Есть в близости людей заветная черта,
Её не перейти влюблённости и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвётся от любви на части.

И дружба здесь бессильна и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а её
Достигшие - поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего моё
Не бьётся сердце под твоей рукою.
2 мая 1915, Петербург
*************************************
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану - Христос, помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчётливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питьё,
Слишком плотны любовные сети
Пусть когда-нибудь имя моё
Прочитают в учебнике дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
1913
********************************
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
1913, Царское Село
***************************************
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912

Материал выбран и составлен из различных статей, взятых в Интернете.
И ясно, что это не критическая статья, а элементарный ликбез. Составляю текст прежде всего для себя. Возможно, кому-то пригодится.
Галина Аникина


Рецензии