Василий и постмодернизм. Часть 19
Часть 19.
"Переведи внимание на тело, на предметы, на пространство вокруг тела, в котором оно находится и на то, что в пространстве происходит, на ощущения тела, и никого призывать или убеждать не потребуется. Тело быть, оно существует без необходимости в отражениях. Это прекрасно видно на растениях, животных. Чтобы ощущать собственную телесность, материальность никто дополнительно не нужен. Но ты не только тело, ты вообще не тело - ибо то, что "ты", это некто, находящийся якобы внутри тела. И тебе мало одной лишь телесности. "Ты" всё время играет в игру - что-то ищет, куда-то стремится, зачем-то спешит, чего-то хочет или чем-то не довольно, борется, гонится, убегает и возвращается. Телу от этого нет покоя, тело - оно, в котором подселился "ты". Но с рождения тела в нём никого не было, до вспышки самосознания. Так и самосознание не было тобой, а было осознанием ощущения "я быть", оно было слито с бытийствованием. Так вот эта деятельность ума и создаёт "тебя, как некое Ты, отдельное от Других". И "ты", и "другие" - образы, отражения. Так это лишь деятельность ума, становящаяся тобой, и только в ней, и посредством неё возникает и сохраняется образ тебя. Хорошо, назовём некий совокупный образ, созданный деятельностью ума, твоей индивидуальностью и личностью. Потому что над образом тебя работает не только индивидуальное сознание, но и коллективное, т.н. социум. Телу не нужен помощник или сообщник, чтобы пребывать, но тебе нужен кто-то ещё. Да то же тело тебе нужно, чтобы благодаря ему, за компанию с ним пребывать в существовании. И тебе нужен кто-то, чтобы в нём отображаться. Ведь для того, чтобы казаться кем-то нам нужен образ другого, иначе кажущность не возникнет. В мире "казаться" преобладает над "быть". И ещё для игры в кажущность тебе нужен напарник и собеседник. Чтобы возникал обмен образами и смена ролей. Но улавливаешь черты и свойства, создавая из них образы, разглядываешь их и меняешь не ты, этим занимается ум, причём так же естественно, как тело дышит. Разве это твоя игра? Ты можешь не играть?
Могу. Молчать. Не думать о чём-то. Не делать чего-то.
Говорить или молчать - это игра. Любой вопрос и ответ, отсутствие ответа, выбор вариантов, тоже разновидности игры. Сон - игра. Попытка понять смысл игры или выйти из игры - игра. Ты внутри отражений и сам являешься отражениями. Не застывшим отражением, а их движением, как в калейдоскопе. Всё что ты думаешь, чувствуешь, желаешь, чего боишься, всё делание - отражения.
А действия?
Действия нет. И отсутствие вопросов, мыслей, слов - уже остановка отражений. Но подобное в мире редкость, людей, способных на такое, единицы на тысячу. Но мы хотим играть, потому что ум вынуждает нас этого хотеть. Поэтому каждому из нас нужен Другой. Не столь важно, где он отражается, внутри или снаружи, но он нам нужен. Если бы ты действительно почувствовал нужду оставаться в Бытии, то в тебе не возник бы собеседник и не начался внутренний диалог. Чем бы ты при этом занимался - без разницы, мыл посуду, полы, готовил еду, ходил, шил, рубил дрова, носил воду, ты пребывал бы в настоящем моменте. Настоящий момент - это не категория времени, это состояние единства материи и духа. И всё бы хорошо, но ты этого не можешь хотеть и совершать, потому что "ты" - это производное деятельности ума. "- Что значит - без разницы?! Да как так?! - выскакивает чёртик, корчит гримасы, жестикулирует. - Это ж обо мне, моём существовании никто не узнает, я буду никому не нужен, неинтересен, и не иметь значимости?! Это угроза моему существованию, а значит и твоему, мы же вместе, я же и являюсь тобой же! Не сметь! Не допустить! Ты нужен людям и миру, твоя жизнь имеет значение! Только тебя им и не хватает, без тебя мир рухнет! Скажи же миру - вот же я, я такой, я здесь! Мир - это рынок спроса и предложений, заяви о себе в любой способ. Не будь других, не было бы и тебя, ты от них зависишь, к ним привязан, ты им обязан, чёрт побери!" И так с каждым. В каждом есть подобная чертовщинка. И социум тебя уговаривает: будь на рынке и покупателем, и продавцом, и глазеющим ротозеем, прогуливающимся вдоль прилавков и витрин, это же интересно - ролевые игры, то, сё. Ну же, смелее, хитрее, ловчее. Что значит, не хочу - нужно. Мир смотрит на тебя, приглашает, обольщает, запугивает, мир ждёт от тебя соучастия. У мира огромный арсенал провокаций и манипуляций.
Да, что-то подобное описываемому он с нами проделывает, этот чёртик и этот чёртов мир. Только мне этого всё меньше хочется, всё меньше нравится и всё чаще неинтересно. В этих играх я всё чаще ощущаю себя не персонажем, играющим роль, что тоже скучно, но товаром. Или машиной по производству товаров и предоставлению услуг. Игра уже не воспринимается как игра, превращаясь в изматывающее соревнование, в жестокую борьбу или монотонную обязаловку. Исчезает вкус жизни.
(Указательный палец вверх) Вкус жизни ощущается только в проживании настоящего момента.
И что самое печальное - других много, а общаться в живую не с кем. Люди, вроде как, и есть вокруг, но живых среди них всё меньше, и найти живого человека среди зомби всё сложнее. Люди, в своей массе, механические куклы, с набором ритуальных программ на каждый случай жизни, они всё делают механически, автоматически, многие не способны мыслить, развёрнуто и структурировано говорить, лишены творческой энергии. Они ограничены поиском сиюминутных удовольствий, зачастую очень примитивных, несмотря на весь пиар и понты. Но это пол беды. Вторая половина беды в том, что активная часть общества, способная мыслить, изобретать, имеющая волю для принятия решений и готовая развить бурную деятельность, те, кто являются волевыми, харизматичными, творческими личностями, яркими и сильными индивидуальностями зачастую ужасно эгоцентричны, амбициозны, честолюбивы и тщеславны, так что вся их активность направлена во зло обществу и человечеству, если и не напрямую, то косвенно. Зло, как мы видим в фильмах и знаем из книг, привлекательно, разнообразно, интереснее. Только я не настроен сейчас морализировать на тему добра и зла. Фауст встретил интересного собеседника, умного, яркого, обаятельного и таинственного, во много раз превосходящего его в познании мира и людей, более могущественного, чем любое земное существо, стал его учеником, приняв предложение о содействии, помощи, руководстве. Не к каждому явится Мефистофель, чтобы сделать выгодное предложение. Не каждый сможет быть ему собеседником. Интересно, Мефистофель - это тоже отражение? Если да, то чьё?
Там же у Гёте есть ответ. "Я - часть той Силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Часть Силы той, что без числа творит добро, всему желая зла. ... и только спесь людская ваша с самомненьем смелым себя считают вместо части целым". Но в мире действует чаще обратное. Перефразируя Гёте: "Я - часть той силы, которая вечно хочет добра, стремится к добру, говорит и мечтает о добре, но вечно совершает зло и пожинает плоды зла".
Есть подобное высказывание в Библии: "благими намерениями дорога в ад вымощена".
Вот-вот. Так к чему ты призываешь вернуться? К тому, что тебе интересно или к тому, что ты для себя наметил и хочешь этого придерживаться? То, что проявляется в данный момент и является твоим непосредственным интересом, а намеченные цели и составленные планы, это прошлые интересы, ждущие своего часа, чтобы вновь вспыхнуть и увлечь за собой. В независимости от заявленных тем, ты всё время возвращаешься к процессуальности, не смотря на призывы к возвращению в бытийствование всё время скатываешься к разговорам, чтобы складывался текст. Значит, у тебя есть, пусть это происходит подсознательно, и цель, и значимость того, чем ты занят, и интерес к этому занятию. Продолжай отражаться.
Приходится самого себя отслеживать, и возвращать течение текста от естественного русла, которое он себе и проделывает, к выстраиваемому умом искусственному каналу. Возвращаюсь от эзотерического трактата к обозначенному тракту - к рассказу о себе и моей связи с постмодернизмом. Согласен, что это порочащая меня связь, но многое объясняющая. К тому же, кто из современников, а это не одно поколение, охват сразу в три-четыре поколения, без этого греха, если мы жили в эпоху постмодерна? Кто не запятнан этим инфекционным инфовирусом, пусть бросит камень в мой плот. Плывём дальше.
Погоди-ка грести, успеешь пересесть на свой трактор и ездить по тракту, давай ещё чуток поелозим иглой внимания по эзотерическому треку. Желающих узнать мнение дилетанта о постмодернизме немного, подождут. И вообще, кому уже интересен мёртвый постмодернизм, разве что таким же, как и ты мумиям из прошлого, из полуразрушенного мира. Ты будто пытаешься предъявить публике от мёртвого осла уши, в то время, как большинство уже устремились в Мета, уставившись в экраны гаджетов и очки виртуальной реальности. Мы перешли в метамодерн. Продолжим плыть в потоке сознания не имея цели, берегов, не чувствуя дна, не видя звёзд в небе, будем рождать формы и содержание по ходу проявления текста. Само движение внутри пространства порождает так же и смыслы, потому что тело в Бытии, а сознание течёт в пространстве Смысла. Жизнь - это движение, изменение. Сознание - Творец, Бытие - Творение, Жизнь - Творчество. Жизнь не совсем уж тождественна Существованию, нужно различать эти понятия. Другими словами, Жизнь - это Творческая Энергия.
Если слова не заученные и не произносятся автоматически, а рождаются из настоящего момента, то они живые. И в этом живительном потоке вспыхивает живой интерес к живому Слову, которое оживляет "мёртвых", те же мёртвые смыслы, идеи, образы, пробуждает сознание и служит телу импульсом для действия - творческого акта. Если мы не находимся в рамках, а раскрыты, как система, то любое наше действие превращается в творчество, в игру. Задача - вернуться в пространство игры, творчества и будет возвращением в полноту жизни с возобновлением остроты ощущений, чувств, впечатлений. К чертям собачьим постмодернизм - Бобик сдох. Его в землю закопали, надпись написали.
Но только что говорилось, что возможно оживлять мёртвых. Вот мы этим и пытаемся заниматься.
Всё что ты скажешь в дальнейшем о постмодернизме, как и всё сказанное тобой ранее, является прощальной песней пигмея постмодернизма. А ты яви панегирик жизни, разродись гимном жизни, одой сознанию, симфонией существования. Наподобие "Песнь Песней", "Песнь о себе", сонетов Шекспира, рубаи Омара Хайяма. Помолчи неделю, месяц, год, сколько нужно, чтобы не брызгать ежедневно мочеиспусканием, а излиться "Дао де цзын". А ты всё кропаешь личные записи в окололитературном изложении. Тебе много чего не хватает, нужно учиться и трудиться. Яви шедевр, чтобы через Текст ты смог родиться во второй раз, и в Нём остаться в вечности. Ну или в человеческой истории и культуре.
Ну и провокация! К чему ты меня толкаешь!
Вдохновляю, Василий. Ну а что ты всё топчешься в себе, исходил уже вдоль и поперёк, а себя так и не нашёл, и выдаёшь топтание на месте за путь без пути. Если ты таки идёшь, а пути нет, то ты месишь болото. Кто ж тебе об этом скажет, как ни Я. Если чувствуешь потенциал, свою избранность, то смоги явить великое и прекрасное, глубокое и изящное, грандиозное и грациозное - дерзни шагнуть к Бездне, хватит в Неё заглядывать. Шагни в Бездну внутри, и проверь, появятся ли у тебя крылья для полёта в свободу, был слышен тебе Зов, или слуховая галлюцинация. Шок превращает человека в немого, а чувства ужаса и восторга вызывают крик. Встреча с реальным ошеломляет, погружая в безмолвие. Может, час уже близок? И жизненные обстоятельства так складываются, будто подталкивая к роковому шагу. Решайся. Выплёвывай жвачку постмодернизма, а то так и будешь жевать сто глав.
Как высоко ты поднял планку, предлагая мне её перепрыгнуть. У меня нет планов, целей, амбиций.
Не было до этого момента. Этот момент принёс тебе вызов.
* * *
Прекрасное! Но не бессмыслица.
Разумное! Но не безвкусица.
Слово дано, чтобы возвыситься.
Молчание – чтобы ...
Пишу лишь потому, что просится,
И потому ещё, что нравится.
Но первым делом, чтоб исполниться,
Дело десятое - тщеславиться.
Хочу проникнуть в потаённое,
За формой видеть сокровенное,
Чтобы впитать неизречённое
И обнаружить неизменное.
Прислушаться ко всем звучаниям,
Всмотреться в каждое мелькание...
И испытать в своём сознании
Восторг и ужас мироздания.
Красивостью не очарованный,
В разумности не заблудившийся,
Безмолвием преобразованный
И снова в Слове воплотившийся.
Свидетельство о публикации №223030900423