США и американцы в рассказе Оскара Уайльда 2 часть

Продолжаем разговор, начатый в предыдущем материале.
    С американским семейством, несущим обыденное, утилитарно-бытовое, материалистическое сознание, связан важный готический лейтмотив - узурпация власти. Кажется на первый взгляд: в нравственном облике Отисов, приверженцев демократической партии, нет ничего общего со средневековыми деспотами. Родовой замок Кентервилей переходит к мистеру Отису в результате законной сделки, с соблюдением всех необходимых формальностей. Посол подчеркнуто заботится о защите законных прав Кентервилей - готов вернуть им шкатулку с драгоценностями, подаренную сэром Симоном Вирджинии. Но возникает неожиданный аспект: не насильственный захват тираном принадлежащих другому роду прав, а духовная экспансия одной нации за счет жизненного пространства другой. Она реализуется, вытесняя исконную английскую культуру с ее традициями, заменяя все   сомнительными американскими ценностями. Налицо внешние приметы культурной агрессии: фамильные портреты в рамах сменяются фотографиями членов американского семейства; даже привидение покойного сэра Симона норовит «выжить» из замка «единственный подлинный и оригинальный призрак - дух фирмы Отис», установленный близнецами.
    Снисходительное, недоверчивое отношение американцев к стране-прародительнице проскальзывает в разговорах, разрушая традиционную атмосферу английских чаепитий. Американцы во всем видят превосходство «новой» культуры: американской актрисы Фанни Давенпорт над француженкой Сарой Бернар, американской кухни над английской, исключительное значение Бостона для духовного развития всего человечества, рекомендации Вирджинии, юной дочери Отисов, сэру Симону «съездить в Америку да подучиться немного» - всюду назойливое подчеркивание главенства заокеанской культуры, духовный снобизм, высокомерие и чванливость, притязание на культурное превосходство, агрессивное внедрение американской системы ценностей, материальных и духовных. В двадцатом веке мы увидели результаты агрессивного воздействия американских кинофильмов на киноискусство Европы. Мало того - все, что обозначил Оскар Уайльд, было только цветочками. В современном мире наблюдается полное следование Европы за США во всех направлениях: от экономики до интимных человеческих склонностей, до утраты суверенности европейских стан.
    «Сами Отисы - с европейской точки зрения безродные - выскочки: мать семейства в прошлом нью-йоркская певичка, а у посла несомненные повадки ковбоя с Дикого Запада. Как и исторические узурпаторы, они спешат обзавестись замком - родовым гнездом, создать собственную родословную, породнившись со знатью. Эту общую для американцев тягу к обжитому культурному пространству Англии, ностальгию по корням, выраженную в привычном финансовом эквиваленте, замечает маленькая Вирджиния: «Я знаю многих людей, которые дали бы сто тысяч долларов за обыкновенного деда, а за семейное привидение - и того больше». Вот так было отмечено начала процесса, когда страна, у которой история не дотягивает до трех веков, учит жить государства с пятью- восьмью тысячелетней цивилизацией.
    Да и своих современников, особенно творческую элиту, писатель изображает гротескно. Все их деяния полны, как и у призрака, актерского тщеславия и авантюрной жилки: призрак «перебирает гардероб», стремясь «как можно эффектнее обставить свой выход», подыскивает «сложный грим» для особых ролей; каждое появление на сцене вызывает у него чувство самоуспокоения, «какое ведомо всякому истинному художнику». Автор играючи вводит в привычный круг облик потустороннего героя, наделяет его характерными слабостями людей искусства - тщеславием, игрой «на публику», болезненным самолюбием, представляет его неким фатоватым светским львом, который и после смерти не в силах расстаться с привычной ролью. Возвышенная роль носительницы нравственного начала реализуется в юной героине, на её инфантильном уровне как милая нравственная строгость и твердость: «нечестно таскать краски без спросу», «убивать вообще нехорошо». Противостояние вселенского злодея-призрака и невинной девы должно разрешиться подобающим финалом: духовная чистота героини в силу определения одерживает верх над кознями антигероя.      Существенным фактором формирования нравственных, идейных ориентиров в американском обществе является то, что у американцев не было родового дворянства, убедительных героев служения Отечеству, борцов за свободу Отечества: полководцев, адмиралов, офицеров, рядовых, ученых, философов, общественных деятелей – им не на кого оглядываться, не с кого брать пример. Американская мечта включает в себя желание, прежде всего, разбогатеть. Отцы-основатели, к сожалению, были рабовладельцами. Не было и дворянской творческой интеллигенции, утверждавшей идеи развития, нравственные ценности свободно, независимо от власти. Вспомните русских полководцев, писателей, находившихся в опале у власти «за дерзание видеть и честно выговаривать узренное, не считаясь ни с чем, кроме личной, религиозной, художественной или познавательной совести» (И. Ильин. Книга «О тьме и просветлении»). Вспомните А. Суворова, А. Пушкина, Л. Толстого и других. Поэтому все у американцев, по сути дела, сводилось к утверждению власти денег любым путем. В конечном счете, в рассказе О. Уайльда художественный конфликт переведен в план столкновения английского и американского менталитетов, мировосприятий. Но как мы видим, полтора столетия, прошедшие с той поры, практически нивелировали эту разницу. И США пошли намного дальше «своих прародителей». Ныне Великобритания во всем следует за «старшим партнером». США как государство являют в мире неслыханную агрессивную жестокость, в основе которой нацизм и завышенные представления о собственной исключительности, право на доминирование во всех сферах жизни. Они  пренебрегают любыми установленными в мире нормами морали, религиозной терпимости, неизвестно почему объявив себя исключительными и всесильными, имеющими право решать судьбы других стран и народов. Это и ведет мир к осознанию возможности начала Третьей мировой войны, мысль о которой заставляет народы просыпаться и заявлять о своем нежелании идти по этому пути. Об этом неплохо бы было знать и думать тем, кто хочет вести переговоры с американцами.
            


Рецензии