две вдовы

               

     В жизни много совпадений. Кто-то считает их случайными, а некоторые «непонятыми закономерностями». Доказательств мнений нет, они же «не поняты». Учительница младших классов, Анастасия Николаевна об этом не задумывалась. «Колея жизни» была ограничена возможностями и убеждениями. Институт, замужество, дочь, работа – определили первую  половину дороги. Время шло к пенсии. Внешне все выглядело спокойно. Дочь нашла свою судьбу в лице военного и покинула семейное гнездо.  Ворчливый муж и глава семьи, по совместительству, приступил с опозданием, по его мнению, воспитанию жены.
    - Какие еще репетиции? В твоем возрасте петь уже неприлично.
    - С чего это вдруг?
    - С того. Хочешь петь, пой дома, …когда никого.
    - У нас один из лучших хоровых коллективов в городе. Мы столько лет затратили. И что? Все насмарку?
     - Почему все? Пусть они и дальше поют. Знаю я вас. Хор, банкет,… дальше сама знаешь.
     - Значит так. Во-первых, откуда такие знания? Во-вторых – раньше можно было, а сейчас нельзя. Ты не ударялся головой?
     - Не забывай, где я работаю. У меня в подчинении одни женщины. И все пытаются рассказать о сотрудницах и их проделках. Все женщины шлюхи. Но, ты права, раньше можно было. Ты спешила домой сразу после торжеств. В последний раз пришла в час ночи. Вы с Катериной где наклюкались?
     - У нее дома. День рождения же…
     - Вот, вот. День рождения, а не ночь. Разницу улавливаешь.
     - Можно подумать ты трезвенник.
     - Я лечусь. Сосуды расширяю при гипертонии. А тебе этого не надо, гипотоник.
     - А если я тебя не послушаю…
     - Разведусь и выгоню из дома.
     - Ты прав. Надо разводиться. И … выгонять тебя из моей половины.
Несколько таких скандалов ни к чему не приводили, но настроение портилось. Руководитель певческого коллектива, узнав об этом, сама предложила.
     - Не переживай, Настусь, за полчаса до концерта мы проведем распевку и вперед.  Так что успокой своего тирана. Скажи, что на репетиции уже не ходишь.

        В середине весны подруга Катерина, иногда коротавшая вечера в гостях, обратилась к фанату Домостроя.
     - Егор Николаевич, пора уже на дачу ехать. Там надо готовиться к посадкам. Я могу вам помочь. Все равно в квартире два дня делать нечего.
     - Отлично. Вот и езжайте вдвоем.  Мне там работы нет. Ваши пустые разговоры и тут надоели. Обеды на два дня с вас с Настей. Узнаю, что помощников приглашали, ноги вырву.
     - Настя. Как ты его терпишь? Я бы давно сковородкой перевоспитала…
     - Катя. Не учи жену вдовою быть. Сама уже с год без мужика. Может быть, ты его того?
     - В его смерти криминала нет. Сам ушел… за водкой. 

      Суббота и воскресенье прошли в суете. Мусор собрали и сожгли. Сухостой отпилили и замазали краской  срезы. Пропололи клубнику.  Договорились с трактористом о вспашке. Дело в том, что дача была сельским домом в ближайшей деревне. Двадцать соток земли никогда целиком не обрабатывали. Сил не было. Уставшие женщины вернулись в воскресение последним автобусом. Дома тишина и молчаливый глава семьи на диване.
     - Настя. Вызови «скорую». Мне что-то враз поплохело…
     - Пил?
     - В обед две рюмки. Я меру знаю. Было вначале хорошо, потом враз вот…
Диспетчер неотложной помощи обещала прислать машину «как только, то сразу». Все бригады на выезде.
Анастасия ждать не стала. Соседка, работавшая медсестрой в больнице, поняла все без разговоров.  Через минуту в доме все пришло в движение. Грузное тело усадили, ноги в горячую воду, уколы в вену и таблетки под язык. Давление  перестало расти, но «падать» не собиралось.
Через сорок минут после вызова в дверях показались «два белых халата».
Врачи молча обследовали больного, прочитали на поданном листке о проделанных процедурах. Потом уселись на стулья и молчали.
      - Что с ним? Анастасию удивили медики.-  Делайте что-нибудь.
      - А все, что мы могли бы, уже сделано. Готовим к кардиограмме. Там решим.
Лента кардиографа спокойно сообщила - инфаркт.  Старший бригады озвучил решение.
      - Сейчас мы сделаем все что положено, но забрать не можем. Трясти нельзя. Каждые два часа контроль давления и звонок нам о его состоянии. И еще. Скажите спасибо соседке. Не зря она победитель на звание лучшего специалиста области. Завтра на койку. При благоприятном развитии. Инсульт удалось предотвратить. Уже хорошо. Сегодня ужасный день.  Вы не первые и, боюсь, не последние.

          Три недели спустя бывший пациент районной больницы сидит в тени деревьев у своего подъезда. 
     - Кого ждете, Егор Николаевич? Как самочувствие?
     - Жду я Вас. Испытываю чувство, скажем так, стыда. Еще на койке сам себе пообещал, сколько раз Вас увижу, столько раз угощу. Вы же рыбу любите. Не отпирайтесь. Ваш муж подтвердил. И пиво. Кстати, я тоже перешел на легкие напитки. Заходите.
    - От рыбки не откажусь. От глотка пива тоже. Вам же советую отодвинуть употребление на период реабилитации. Путевку в санаторий обещали?
    - С этим все в порядке. Скоро еду. Прошу вперед.
Анастасия удивилась.
    - Это же надо. Женщину пропускает вперед себя, любимого. Растет. Проходите за стол. Он уже  полчаса в карауле.

         Прошло полгода. Соседи не сразу узнали о изменениях на площадке между квартирами.  Семья медсестры уехала в ближнее село. Три комнаты  разменяли на дом без доплат. Молодежь обрадовало жилье в городе, а пенсионеры возможность выжить «на земле». Все получили желаемое. В воскресное утро «новые крестьяне» обходили приобретенную заботу. Из соседнего дома вышла Анастасия Николаевна.
        - Привет Николаевна. И что Вы тут делаете? В гости приехали?
     - Да нет. У нас закрытие сезона. Это дача наша. Я так поняла, что опять соседями будем. Я рада.
     - А где помощник?
     - Он не бывает здесь. Ему врачи  посоветовали, все что тяжелее шланга не поднимать.
     - А рюмку?
     - Она же легче… он так говорит. Мы все лето здесь с Катей. Домой не тянет. Ворчание брюзги порой выносить не могу. А впереди зима. Хорошо, что комнат три. Есть где спрятаться.

     Близость к городу устраивало всех селян. Излишки продать, вещи купить. Рыночные отношения уже давно вошли в привычку искать «где дешевле». Случайная встреча с Катериной ошеломила.
      - Привет Катя. Как там мой пациент, муж Насти, поживает?
      - Уже никак. Умер вчера. Инфаркт. Скорая сорок минут добиралась. А вас рядом не оказалось. Пока Настя на улице машину ждала, он «ушел». Можно сказать, «на моих руках». Похороны завтра. Придете?
     - Обязательно. Проводим…


     Прошло еще полгода. Жизнь продолжается. Это особенно видно весной. В саду- даче одинокая женщина собирает мусор.
     Привет, Николаевна. Почему не зовешь на «открытие сезона»? И почему без подруги?
Сгорбленная фигура с трудом выпрямляется.
     А Кати нет. Умерла она. Мой муж у нее на руках, а она на моих.  Хотела все бросить. Зять отговаривает. Обещает помогать с посадкой, уборкой.  Посадить-то они помогут. Потом все лето мне «пахать». Убирать тоже приедут. Вот так…

     Вновь «закрытие сезона». Электричество отключено. Вода перекрыта. Зять с дочкой перед отъездом подают конверт.
    - Мы решили, мама, тебя порадовать. Вот здесь путевка в санаторий. Отдохни по-настоящему. И деньги. Немного, но на месяц хватит «ни в чем себе не отказывать». Мы тебя соберем и на поезд посадим. Там забудешь о даче, прополке, готовке еды.  К папе на могилку сходи, попрощайся. Обещай помнить его. Согласна?
    - Я так понимаю, что выбора нет. В школе уже не работаю. Отпуск в любое время. Спасибо.

     Санаторий в лесу обрадовал тишиной. Трехэтажное здание своими корпусами охватывало внутренний дворик. Скамейки, разделенные кустами сирени и липовые аллеи, обещали защищать от ветра и постороннего шума. На стойке один вопрос о номере «по желанию». Анастасия выслушала все варианты.
     - Хорошо. Мне двухместный. Желательно с соседкой близкой по возрасту.
     - Отлично. Вот Вам второй ключ от номера 25.
     - А первый у Вас, для контроля?
     - Шутите. У нас нет контроля ваших отношений. Первый ключ уже у Вашей соседки. С сумкой помочь?
     - Спасибо. Она не тяжелая.

       В номере, окнами во двор, стройная женщина распаковывала два чемодана.
     - Здравствуйте. Ничего себе багаж. Вы весь гардероб с собой привезли? Я Анастасия, можно без Николаевны.
      - Я тоже Николаевна, только Татьяна. И вы правы. Это весь мой гардероб. Специально увезла в целях сохранения.
      - От кого?
      - От сестры. Чтоб ей пусто было. Квартира общая, от родителей. Она думает, что и вещи общие. И продукты. Сбежала я от нее. Пусть сама о себе  думает.
      - А муж есть? Извините.
      - Так. Давай Настя без этих выканий. Мужа нет. Променял он меня на водку. Сейчас на облачке сидит, пиво пьет. А свою квартиру дочери с зятем отдала. Решили, что в бабушкиной вдвоем с сестрой поживем. Сто раз уже пожалела.  Думаю свою долю продать…
      - Мне полегче. Одна я. Дети далеко. Путевку вот купили.
      - А вещи твои где? Ты что? С одной сумкой приехала?
      - Два халата и свитер. Меня дочка собирала. Как раз в оставшееся место в шкафу. И тебе хорошо.

      Завтрак прошел плохо. Заезд только начался. Несколько невзрачных фигур огорчили Татьяну.
      - Не знаю как с обедом, но к вечеру мы с тобой должны быть неотразимы.
     - Зачем?
     - Придется взять шефство над тобой. Отдыхать надо уметь. У тебя в этом вижу большой пробел…
Перед ужином соседка открыла шкаф. Выбирай любое. В халате здесь не ужинают. Даже не спорь.
Поддавшись на уговоры, Анастасия взяла само скромное, по ее мнению, одеяние. Голым плечам  «дачницы» Татьяна позавидовала.
     - Ничего себе загар. На Канарах была?
     - Все лето буквой «зю» в огороде. Мне еще муж знакомой как-то сказал, что городских сразу видно. Они, в отличие от сельских, в купальниках управляются.

    Столовая была полна отдыхающими. Двое мужчин с подносами подошли к столику.
    - Дорогие дамы. Позвольте скрасить ваше время своим присутствием. Обещаем не приставать … до конца ужина. Меня Виктором зовут. На работе Иваныч. У мамы Витюша.  В Сети Вит.
     - Да чего уж там? Места свободны, пока. Я Татьяна. Иногда Николаевна. Иногда Таньчик.
 Товарищ Виктора молчал.  Зато пара «говорунов» словно соревновались в любезностях. Ужин закончился приглашением в гости. Номер двадцать восемь, окна на улицу. Часам к девяти они успеют накрыть стол. Уже в своей комнате Татьяна взялась всерьез за Анастасию.
     - Прическу и макияж я тебе сделаю А своим загаром ты , пожалуй, меня затмишь. Но это даже хорошо. Красоту надо «подавать» дозированно, как лекарство. Это я о себе.

      Стол ждал гостей. Коньяк и шампанское. Нарезка и фрукты. Татьяну удивили стопки.
     - Откуда такой эксклюзив? Богемское стекло и серебро.
Виктор объяснил.
     - Это все его. Мы съездили к нему домой. Десять минут не расстояние. Я-то сам не местный. Он мой друг детства, школы, института. Раз в десять лет мы собирались семьями. В этот раз одни. Так получилось. Могу документ показать…
Татьяна остановила.
      - Об этом позже. Приглашайте. Кстати, когда Ваш друг и свое имя назовет? А то пока здесь всего два «действующих лица». И шампанское оставьте на завтра. По глоточку «крепкого» не повредит.
Молчаливый мужчина плеснул  коричневую жидкость в раритетные стопки.
    - Прошу меня извинить. Егор Николаевич. За знакомство.
Рюмка в руках Анастасии дрогнула. Она осторожно опустила «микродозу» на стол.
     - У меня только один вопрос. Вы всех женщин считаете шлюхами? Или выборочно?
     - Раньше считал их редким явлением. Сейчас другого мнения….
     - Спасибо за откровенность. Что-то мне нехорошо. Извините меня. Я пойду к себе.
Через несколько минут прибежала  Татьяна.
     - Ничего не говори. Это твое решение. Кстати, Егор тоже ушел. Покурить. Мне Виктор сказал, что у него семейная драма. Поэтому они и решили отпуска провести по путевке.  Потом расскажу остальное. Пока.
Соседка умчалась к новым отношениям, а Анастасия подошла к окну. В свете фонаря одинокая фигура на скамейке казалась памятником. Тоска заставила накинуть на голые плечи свитер и спуститься во двор.
     - Пришла извиниться. Слишком много совпадений. Я не справлюсь одна. Моего мужа звали Егор Николаевич. Последние годы жизни с ним были для меня  тихим кошмаром. Внешне вроде бы нормально. Кем я только не была. И стервой, и шлюхой…  Терпела. Главное никакого повода не было. Он так и умер «безрогим». А тут нахлынуло.
    - Это Вы меня извините. Не сдержался.  У Виктора два года назад умерла жена. Мы созвонились, и я пригласил его в гости. Он приехал днем.  Мы сразу с работы в разгаре дня поехали к нам домой. А там… моя, уже бывшая, с моим шофером тоже в «разгаре». Я сам дурак. Когда на фабрике мебели нет водителю работы, то поручал ему «привезти – отвезти». Так мы и оказались вдвоем одинокими. Это он настоял взять путевки. В принципе все верно. Не надо готовить еду. И все время можно посвятить общению. Идея с банкетом тоже его. Он настоящий друг.  Я им мешать не буду. Может быть, что-то и получится у них. У меня вряд ли. Я как перегоревшая лампочка.  Но, работу не брошу. Люди там хорошие…
    - Вот о работе и расскажите. Что за фабрика? Мне интересно. Я в этом регионе впервые.
    - Хорошо. Вы заметили еще с поезда, какие здесь леса? Бук, граб, дубы столетние. Рай для мебельщиков. Конкуренция ужасная. Но мы нашли свою нишу. Заслуга художника. Каждое изделие уникальное. Даже «ширпотреб» там табуретки, стульчики с резьбой. Он и программист фрезеровщик. А вот сметой, сбытом заниматься не хочет. Для этого у него я в «помощниках». Сейчас оставил за себя. Обещал месяц продержаться. А вы кто?
     - Бывшая учительница, сейчас в контрольных органах. Дачница и … певица в хоре. Видимо бывшая. Запал уже не тот. Душа покоя требует.


       Анастасия с Егором  побывали на всех экскурсиях. Посетили местный театр. Каждый вечер гуляли в парке. Но, отношения так и остались на уровне первого дня знакомства. Огня не было. Татьяна же полностью    увлеклась новым чувством и в конце сезона Виктор тащил ее два чемодана на вокзал.  На другом конце необъятной Родины их ждала другая жизнь.  Изредка бывшие соседки по номеру перезванивались. Настя узнавала новости и об Егоре, вспоминая самые спокойные дни в своей жизни…
               


Рецензии
Любопытный рассказ, кстати, у меня жена сейчас в пение на караоке ударилась, а я этому только рад...

Жму кисть, п-к Чечель.

Полковник Чечель   21.03.2023 14:54     Заявить о нарушении