Сторож4

Еще я не знал: кто такой жид, еврей, или хохол.
Я клянусь, пионерским значком, что этого не знал.
У мамы, в библиотеке, с «Робинзоном Крузо», была толстая книжка, про приключения одного мальчика.
Сюжет был примерно таким; маленький мальчик, находит больную собаку.
У нее сломана лапа.
Тогда мальчик захотел вылечить ее.
Кормил хлебом, поил водой, накладывал повязки на лапу.
Когда она выздоравливает, то семья мальчика, становиться против собаки.
И выдвигает ультиматум: или ты, или она.
Но мальчик решает уйти из дома, вместе с собакой.
Он собирает вещички в котомку, и одним утром, пока все спят, сбегает из дома, вместе со своей собакой.
Они бредут где-то по лесам, по полям, им встречается один человечек, называемым «фунт с полтиной»
Фокусник. Алкаш, в придачу сутенер в стриптизе — по кличке «пол-фунта».
Ещё контрабандист.
Это очень было интересно читать, только вот там встречались постоянно странные слова; водка, стриптиз, сутенер,  жид, контрабанда, еврей.
(это была обычная детская книга, какого-то автора. На русском языке.
Издание «Детгиза», 195-ых годов, с черно-белыми иллюстрациями, на страницах, возле текста)
В книге были замечательные рисунки, сопровождавшие повествование.
Они бы сделаны вроде черным карандашом.
Я очень вдумчиво рассматривал их, стремясь понять мир, вокруг себя, вокруг того мальчика.
Вот на рисунке собака. Она страдает и мучается, судя по выражению ее глаз.
А мальчик помогает ей выздороветь.
На другом; дом, сарай, двор, где живет мальчик и его семья.
Это было очень красиво.
Потом природа, где мальчик с собакой держать путь в неизведанную даль.
Рисунок «пол-фунта», изображавшего пьяненького мужичка.
Он был похож, знаете на кого?
На Краморова, того самого.
Которого мы знаем по фильмам.
А там был просто рисунок, возле того сюжета, где он стал пить водку, из какой-то бутылки.
Я знал про бутылки всё: они бывают молочные, или кефирные.
У них широкое горло, закрываются шоколадной фольгой, продаются в нашем магазине, называются «молоко», или «кефир».
Хотя есть еще «катык».
Но такие бутылки видел в первый раз.
А потом рисунки, после нескольких глав пропали, поэтому читать стало очень сложно и непонятно.
Она была очень интересная, но я ничего не понимал из-за некоторых слов; жид, еврей, контрабанда, водка…
Это были повседневные слова, которые употребляют другие люди, но я не понимал настоящее значения этих слов.
Вот что такое контрабанда?
А что такое водка?
Кто такие жиды?
А кто такие евреи?
А кто такие евреи?
Фунт, полтина, — также не увязывались в мою картину миру.
Но я принимал, так положено, ведь этому учат взрослые.
Это только прозвище бродяги.
Как и название всего: курица, свинья, петух, корова, — они все сливались в один бесконечный словесный ряд моего понимания, точнее сказать восприятия всего.
Когда это можно написать это слово по буквам или произнести по слогам.
Значения слов, — вот допустим мат.
Слово «****ь».
Я не знал, что оно означает в жизни, на самом деле.
****ь и *****, — для меня это выглядело нормальным словом.
Но когда я его впервые произнес, то все насмерть перепугались.
— Этого нельзя говорить! —  воскликнула бабушка.
А с мамой случился нервный обморок.
Меня не стали бить, наказывать ремнем.
Так, поругали, заставили стоять «в углу», это такое наказание.
Мне запомнился эпизод, когда мальчик с собакой, встречают бродягу Пол-Фунта.
Им всем хотелось кушать, тогда бродяга достал вареное яйцо, корочку хлеба, бутылку водки. И как бы так.
Сцена еды, поедания, выпивания
Описаны очень, очень художественно.
(нет, я так не смогу, даже не уговаривайте)
Поедание вареного яйца, — это что-то…
Но мой, детский ум не мог этого понять, как-то переосмыслить
Тогда я начинал думать
«жид», «хохол», или «еврей»?
Кто тогда они?
Может страшные люди, которые хотят съесть маленьких мальчиков ночью?
Я накрывался с головой одеялом и дрожал от страха.
А что такое «водка», от которой люди становятся пьяными, и ложатся спать беспробудным сном, точно мертвые.
Мне было всего шесть лет.
Я тоже не спал по ночам и всё думал и думал.
Мне было интересно думать. А не спрашивать, каждый раз:
— ма, а это что такое?
— Мама, как оно называется?
Сроду ненавижу задавать людям тупые вопросы.
Если ты задаешь их сам.
То возможно ты сам немного туповат от природы.
Тогда мама стала прятать от меня эту интересную книжку.
Но я, как-то находил ее снова и снова.
Самое интересное, через несколько лет, всё прошло, вопросы отпали.
Водка это водка, жид это жид, еврей, это еврей.
Но никто меня этому не учил.
Абсолютно.
Знание приходило в голову, словно из воздуха.
Щелк. И всё, словно это нажатие выключателя.
*
Вечером, пришел в детсад, на свою первую смену.
Через плечо сумка, в руке пакет, с необходимыми вещами.
Чай, кофе, стакан, ложка, в общем всё такое, чтобы пережить ночь без проблем.
Садик, и его двор выглядели пустым, когда открыл входную калитку, зашагал внутрь территории. Меня встретила сменщища, дневная вахтерша.
Она представилась:
— Я Назиба.
**
Среди ночи, разбудил странный звук.
Я немного задремал, очнулся и обвел глазами помещение.
Нет, все было на месте: пульт пожарной охраны, монитор.
Но что-то было не так.
Я слез с кресла, взял фонарик, отправился на звук.
Он раздавался со стороны входа в подвалы.
Звук был немного странный, немного похож на стрекотания сверчков летом.
Но сейчас зима, февраль, насколько знаю и помню, за окном снег и мороз.
Тут увидел одно существо, это оно стрекотало.
Но когда я приблизился, то оно утихло.
Наверно испугалось.
Я взял его на руки и стал рассматривать, это насекомое, оно только немного большое с усиками как антенны, крылышки с узорами.
— Ты кто? — почему-то спросил это насекомое.
Ведь это глупо, совершенно глупо спрашивать каждую букашку, о чем она даже не может… или может..
— Я сверчок. А ты?
— Я человек..
— Нет, ты сторож.
— Так то, да: я человек и сторож. Вот, недавно сюда устроился.
Слушай Сверч: может у меня глюки, или это сон?
— Неа, не это сон.
Сверчок нагло сдвинул усы, и посмотрел на меня своим глазищами.
— Как ты сюда попал?
— Ну как: устроился. Нужны деньги, и работа.
— А почему?
— Нууу, это долгая история…
— А покороче никак?
— Можно и покороче: в общем я всё просрал в жизни..
— А ты помнишь, что это за место?
— Нет, не знаю, если честно…
— Дурачок, наверно ты забыл, что это место, где ты вырос, с трех лет.
Вспомни: ту девочку на которой обещал женится.
А Юра, которому ты был другом, а потом окунул его головку в унитаз
Он чуть не захлебнулся и чуть не умер…
— Замолчи!!!
Я перевел дыхание от долгого крика:
— Замолчи, пожалуйста. Просто молчи.
Понимаешь,  мы были маленькими детьми. Это была игра такая.
— Игра, от которой можно умереть. Понимаю… — Ехидно сжал губы и рот, сверчок.
— Что ты меня хочешь?! Поганая тварь!
— Я? Ничего. Хотя возможно другие хотят. Ведь ты стал Сторожем.
— Сторож и сторож, но какая в этом к черту разница. Где смысл?! А его нет…
Я устало опустился, присел на ступеньки возле входа к подвал.
Сверчок перелез на выемку, возле горячей батареи отопления.
— Смысла нет, как и во всём, в другом. Впрочем, на сегодня достаточно. Иди, и думай.
Хотя нет, открой дверь подвала и отнеси меня вовнутрь, где потеплее, а то я слишком стар, для таких манёвров…


Рецензии