Ad majorem Dei gloriam или Песни о Будде

     Ad majorem Dei gloriam или песни о Будде, увиденном в замочную скважину 


     Между мнимой сложностью жизни и очевидной простотой бытия, как между Сциллой и Харибдой, мы и плывем. Над нами довлеет внутреннее убеждение, что чем глубже и выстраданней наш жизненный опыт, тем ценнее и сама наша жизнь. Радости могут, пожалуй, вводить нас в заблуждения. Но никак не страдания.
     Я никогда не забуду, сколько я страдал от неразделенной женской любви. Я как будто умышленно влюблялся в женщин, которые не могли меня всерьез полюбить. И к чему я пришел на старости лет? Страшно даже сказать. Я пришел к убеждению, что долго и настойчиво ухаживать за женщиной не то что бы не нужно, но это как бы нищенский вариант.
     Царский путь – это когда вы встретили женщину. Глубоко заглянули ей в глаза. И она глубоко заглянула в ваши. Сказали ей пару слов, которые вы могли казать только ей одной. И она вам ответила словами, предназначенными вам одному.
     А дальше вы не сговариваясь взялись за руки и пошли по жизни. Так, как будто вы уже знали друг друга вечность. И не может быть в такой любви никаких страданий. А сколько ей суждено продлиться на этой земле, вопрос другой.
     С моей второй женой я прожил в таком безоблачном счастьи два десятилетия, прежде чем она умерла от рака. До нее была встреча с моей бывшей одноклассницей. Мы встретились случайно двадцать пять лет спустя. Она ни разу не была замужем. Я был в разводе. Это была тоже любовь с первого взгляда. Но она продлилась ровно год.
     Ну так что же? Здесь год. Там двадцать лет. Длительность не имеет значения. Главное : после первой же встречи взяться за руки и молча пойти по жизни. Апогей божественной легкости. И он же, по моему убеждению, эталон подлинной любви.
     А страдание означает внутреннее сопротивление. Оно показывает, что люди недостаточно созданы друг для друга. Да, им для чего-то нужно соединиться. И опыт взаимного трудного отношения для них важен на данном этапе внутреннего развития. Но они – в пути. Их путь – поиск. Поиск чего?
     Для меня очевидно : той самой искомой божественной легкости, при которой можно часами молчать, не испытывая ни малейшего стеснения. А самое главное : при которой вам заранее простится любое неудачно сказанное слово. Даже такое, какое вы сами себе с трудом простите.
     Когда Будда сказал, что его миссия заключается только в том, чтобы помочь людям освободиться от страдания, он имел в виду прежде всего тот ключевой момент, что в страдании как таковом – вопреки учению христианства – нет никакого особого смысла. За исключением, разумеется, отработки плохой кармы.
     Стало быть и в любви – вопреки многочисленным апологетам сложной и прекрасной любви, не существующей без искусственных мучений – никакого особого смысла тоже нет.
     Я это испытал на собственном опыте.    


Рецензии