***
Глава молодой семьи, вернувшись с армии, устроился на работу пожарника, потому как шахта уже была закрыта. Весь жилищный фонд перешел в ведение поселковой власти. Прошла приватизация. Жильцы, которые когда то получали квартиры от шахты, теперь стали их собственниками. Семья родителей Олега была одной из таких собственников. Оксана, окончив торговое училище, перебивалась работой у частных предпринимателей. К тому же ей в недалеком будущем работа не светила вообще, она была беременна.
Еще до свадьбы Оксана знала, что они будут жить в квартире родителей Олега. Олег не мог дождаться, когда родители сьедут в пустующий дом умерших дедушки и бабушки, а он станет хозяином квартиры. Оксана,выросшая в частном доме, не представляла, как она будет жить на этажах. Пока они жили у её родителей, в отдельной комнате.
Д вухэтажный, восьмиквартирный дом выглядел, вполне прилично, и получить в нем квартиру, в своё время, было удачей для шахтерской семьи. Печное отопление углем, отсутствие водопровода и канализации, шахтеров и членов их семей вполне устраивало, тогда так жили все.. Во дворах для угля были предусмотрены сараи для каждой квартиры, не большие летние кухни. Во дворе была водопроводная колонка. Общественный туалет находился чуть поодаль на возвышенности, так получилось, такой рельеф двора, а рядом бетоная уходящая вглубь, яма, сверху покрытая решеткой, для слива помоев и деревянный контейнер для мусора. Когда дома находились в ведении шахты, все выглядело в соответствии с санитарными нормами. Фикальная машина своевременно выкачивала выгребнаую яму туалета, и сливную яму, также вовремя вывозился мусор.. Постройка туалета, бетонный выступ ямы, деревянный контейнер выбеливались постоянно известью, в туалете едкий запах хлорной извести резал глаза.
С годами уборка мест общего пользования проводилась все реже и реже. В результате чере з несколько лет обстановка стала критической. Выгребная яма была переполнена, стены постройки внизу подгнили и из под них текли жидкие, очень зловонные струйки. Бетонная яма также была полная и лить в неё было просто не возможно. А контейнера не было даже видно, он был завален мусором, вперемешку с помоями. В результате образовалась большая свалка, возле которой постоянно крутились кошки, собаки и даже куры и гуси с близлежащих частных домов. В туалет невозможно было зайти, особенно после дождя, потому что крыша текла. Наступив на проложеный щит, можно было окатить себя зловонной жижей. По этой причине многие жильцы справляли нужду в квартирах на ведра, которые в темное время суток, выносили и выливали на свалку. Запах стоял удручающе неприятный не только во дворе, но и далеко за его пределами..
Когда перед глазами Оксаны открылась эта ужасающая картина, она была в шоке. Жильцы дома давно смирились, и на предложение Оксаны написать жалобу отреагировали вяло. Мол писали и не раз, только обещают. Первое время Оксане казалось, что все вокруг пропахло вонью, она даже окна не открывала в квартире. белье не могла сушить во дворе. Но ходить стирать у мамы ей становилось все трудней
Оксана знала, что во многих многоквартирных домах жильцы сами провели водопровод, устроили сливные ямы. Они пользовались ванной, туалетом как в городских квартирах, не было только газа. Мысль о таком благоустройстве засела в голове у молодой мамы и она старалась вдолбить её мужу. особо после рождения дочери. Олег только и занимался, что носил воду на второй этаж, а после купания ребенка и стирки, выносил воду на помойку. И это продолжалось изо дня в день. Оксана твердила, что втакой обстановке жить невозможно, Олег упрекал, что Оксана использует очень много воды.
. --Или ты что то делаешь, или я ухожу к маме –решительно заявила Оксана.
- Хорошо, сказал Олег, я сделаю этот, чертов слив, а ты иди договариваться с соседкой с нижнего этажа. Видишь, там где нужно капать яму, она сажает картошку. Оксана выглянула в окно с кухни, внизу ровными рядами цвела картошка.
Оксана долго не могла осмелится заговорить с соседкой. Весь её вид показывал, что она здесь хозяйка. Когда им приходилось сталкиваться в подъезде, Оксана, просто влипала в стенку, что бы пропустить объемную волчиху. Фамилия у них с мужем была Волковы, но за глаза он так и был Волков, а она волчиха. Это прозвище ей вполне соответствовало. Её хищные глаза сверкали ненавистью к соседям, а гордая походка с поднятой головой говорила о превосходстве, Никто из соседей не рисковал даже связываться с волчихой.
Хотя на работе, волчиха работала поваром в кафе, она была доброй и обходительной, ее ценили как хорошего повара и человека. Этим она и гордилась, унижая и оскорбляя соседей. Не церемонилась она и с родственниками, которых не пускала на порог своей квартиры. Разговаривала во дворе, в лучшем случае заводила в летнюю кухню.
Волчиха выросла в многодетной семье, где родились одни девочки, она была вторая, а после нее еще пять. Все выросли, но жили бедно, не у всех сложились семьи Только Надя достигла всего сама. После школы закончила кулинарное училище и была направлена работать в шахтерскую столовую. Надя быстро завоевала уважение шахтеров, потому что на её смене еда была вкусной с нормальным вложением и мяса и сметаны. Поэтому шахтеры толпами ходили за ней, предлагая себя в мужья. Надя помнила своего хилого отца, который вечно не доедал, поэтому он не был способен на сына, так думала Надя. Из всех шахтеров, которые настойчиво оказывали ей внимание, Надя выбрала Бориса. Он был крепкого телосложения, работал в забое, и как только они поженились, получил квартиру. Со временем Надя обставила квартиру как игрушку, и муж и двое сыновей ходили у неё по струночке.
Время быстро пролетело, дети выросли, разьехались, поженились, шахта закрылась, соответственно и столовая. Все столовые, кафе, рестораны оказались в частных руках после приватизации. Во многих остались работать рабочие коллективы. Вот и Надюшка, как ласково называл её Борис, работала в коллективе кафе, где была на хорошем счету. Бориска, как называла его Надя, как преданная собачка, каждую смену провожал и встречал жену. Жили они дружно, не было ни криков, ни скандалов, как у некоторых соседей. А они всегда вместе, дружные и ласковые друг к другу.
Этот огород фактически Надя сделала сама. Она вывезла мусор, перекопала землю, выбрала все камни и камушки, навезла земли. Конечно все это делали вместе с мужем, который бесприкословно выполнял все её команды. . Она так к этому огороду прикепела всей душой, радовалась и гордилась им. Не то что ей не хватало денег на картошку, они были хорошо обеспечены, просто это было ее увлечение, которое видимо приносило ей удовлетворение.
Весь двор судачило о планах молодоженов. Надя была встевожена, вражда к молодым соседям нарастала, она знала, что рано или поздно они заговорят с ней о своих планах, потому что другого выхода у них нет.
Как раз когда Надя в очередной раз затеяла грандиозную стирку снимала высохшее белье, и передала охапку Борису, на её пути возникла маленькая фигурка Оксаны.
- Здравствуйте, робко обратилась Оксана.
-Здравствуй, девочка, ты что-то хочешь мне сказать, соседка вопросительно уставилась на Оксану.. Оксана набралась смелости и высказала заранее подготовленную речь, о том что они хотят провести со своей квартиры по наружной стене сливную трубу, проложить под землей в яму, и что они могут тоже подсоединится. О том, что яма будет на огороде, Оксана боялась даже заикнуться. Глаза волчихи заблестели, как у настоящей волчицы, у которой хотят забрать ее добычу, за которую она готова загрызть.
--Даже не думайте, я не позволю, что бы ваша яма воняла у меня под носом, волчиха круто развернулась и быстро скрылась в подъезде, громко хлопнув дверью. . Оксана была огорошена таким поворотом. Она даже не упела объяснить, что яма будет закрыта, в ней будет просто вода после стирки, никакого запаха.
Оксана хотела напомнить соседке,чья летняя кухня стояла прям рядом со свалкой, что она ей не воняет? Но её и след простыл. Наблюдающие любопытные , соседи быстро окружили чуть не плачущую Оксану. Они были на е естороне. . Их давно раздражала и бесила наглая соседка, которая захватила большой участок земли возле дома, сажала картошку, а им даже зелень негде было посадить. Но никто из них не решался связываться со скандальной соседкой. Им хотелось приструнить ее, поэтому посоветовали Оксане обращаться в поссовет.
Представители власти закрывали глаза на незаконное устройство сливных ям, которые опоясывали дома и могли нарушить целостность фундаментов. Им до сих пор не приходилось вмешиваться, люди сами решали кому и где их устанавливать. Главное жильццы сами следили, что бы ямы не переполнялись, сажали на них цветы, отчего улучшалась санитарная обстановка. В поссовете знали о самобродной жительнице Волковой и тоже её побаивались.
Оксана неоднократно осаждала поссовет, требуя дать официальное разрешение на устройство сливной ямы. На словах то они все поддерживали, но как говорится слова к делу не подошьеш. Как только был собран урожай картошки, в первый раз начальница ЖЕКа пришла и разметила место для сливной ямы. Это как бы и послужило разрешением. С этого ммента волчиха объявила войну не толко соседям но и поселковой власти.
В то время, как Олег со своими друзьями копали яму и устанавливали сливную трубу, Надежда обивала пороги кабинетов с жалобами на самоуправсво соседей и содействие поселковой власти в незаконом устройстве канализации на придомивой територии под ее окнами.Чиновники давали указание органам местной власти разобраться и принять меры. Те отписывались, что факты проверены, меры приняты. Но ничего не происходило, надеялись, что все само собой рассосется. .
Но не тут то было, волчиха и не думала мирится с ямой на своем ргороде.. Она открыла второй фронт, целью которого было изжить ненавистных соседей. Строила им козни на каждом шагу. Не давала сушить белье на веревке, которая оказалась не общей а ее личной.Олегу пришлось натянуть свою, но столб тоже оказался их, пришлось вкапывть свой. Когда сушилось белье, ей прспичивало затопить печку в летней кухне и весь двор застилал черный дым. Она специально хлопала своей входной дверью, отчего содрагались стены на втором этаже, от испуга просыпался ребенок и долго плакал.
Однажды Олег не стерпел, готов был применить рукоприкладство, что бы проучить обнаглевшую соседку.
- Ты, что не видишь, она специально провоцирует тебя. Если ты хото пальцем дотронишся до неё, она тебя посадит, вразумляла Оксана мужа. Что ты не видиш, участковый от неё не вылазит. Сколько я ему жаловалась, а он меня же и обвиняет. Она ему такое наговаривает на меня, а он ей верит. А все потому что она его и кормит и поит и деньги дает.
Всю осень и зиму сливная труба благополучно действовала и это было так замечательно, не приходилось таскать полные ведра вниз по лестнице, боясь их расплескать. По грязи и скользкому льду доносить их до зловонной свалки , выискивая удобное место, что бы вылить не себе под ноги. Если бы еще вода была в квартире, было бы совсем хорошо. Вот только соседка не собиралась мирится. Грозилась судом.
В начале марта Оксане и Олегу пришла повестка в суд. Совсем безграмотная в судебных делах, волчиха наняла адвоката. В суде она как истец требовала признать незаконым действия ответчиков по установке сливной трубы, которая, по её мнению нарушала её экологические права и требовала ответчика её демонтировать. Позиция поселковой власти в суде, была предсказуемой. Начальница ЖЕКа на суде заявила, разрешение не давали, предупреждали о незаконности.
Санитарный врач, подтвердил о нарушении всех санитарных норм. А то что во дворе зловоная свалка с переполненным туалетом это не нарушение?- неоднократно твердила Оксана. Но судья постояно делала замечания чуть не плачущей, Оксане, что это к делу не относится. Волчиха на суде сияла от счастья, решение было в её пользу.
В этот же день Волчиха позвала, мужа своей сестры за главного, да соседа алкаша. Размахивая решением суда, она дала команду выкопать трубы, засыпать яму. Оксана все это наблюдала с второго этажа, ей было ужасно обидно, слезы текли по щекам. По своей молодости и наивности, она все время думала, должен же быть законный способ. Но на этот вопрос судья рекомендовала обращаться в соответствующие ведомства, а от себя советовала поменять место жительства. Оксана все же решила пойти до конца, обратившись с этим вопросом к санитарному врачу, который неохотно поведал предполагаемый путь воплощения бредовой идеи.
- Ну, во первых надо составить проэкт, согласовать его во всех инстанциях, а затем уже реализовывать. Оксана не поленилась нашла в городе проэктное бюро. Прэктировщик был ошарашен, никто, никогда подобный проэект не заказывал.Чисто теоретически он обрисовал ситуацию. Сливную трубу нужно будет вести через квартиру первого этажа, и вести её под землей до ввода в центральную городскую сеть, а это десятки километров
Распрощавшись навсегда с идеей благоустройства, все же было ужасно обидно, почему другие смогли, а они нет А все эта волчиха Олега обуревала идея мести. И придумал ударить по больному, по огороду. Не пожалел денег купил ядовитое средство от сорняков, взял у родителей опрыскиватель, и когда стемнело опрыскал на сколько мог кусты картошки.А тут и погода поспосбствовала,знойный суховей за несколько дней высушил зеленые кусты вщент. . В будущем волчиха хотела взять земельный участок в аренду, что бы больше никто не посягал на него. Но ей сказали, мол придомовая теритрия является местом общего пользования и в аренду не дается. Но это ей не помешало в дальнейшем сажать на нем картошку.
Тем временем на семейном совете родители решили молодым купить квартиру в городе. Все взяли по кредиту, продали злощадную квартиру. И не долго думая нашли подходящий вариант, вселились и стали обживаться. За новыми заботами стали постепенно забывать недавние потрясения. С годами прошла обида. Однажды Оксана даже собиралась поблагодарить соседку волчиху, за то что выжила их, а то бы так и прозябпали в трущебах.
Прошло много лет и этот дом окончательно опустел. Кто то из соседей умер, в том числе и Волковы, остальные перебрались в другие благоустроеные дома. А огород зарос сорной травой.
.
-
Свидетельство о публикации №223031001121