Старинные часы. Глава 2

Глава 2

Осторожно поднимаясь на обрывистый холм, три человека намеревались выйти к единственной сохранившейся башне замка. Почти наполовину солнце спряталось за макушки деревьев, отчего обломки древних сооружений на западной их стороне подсветило теплым оранжевым светом. Восточная же часть медленно погружалась во тьму, из которой слышалось резкое карканье ворон и почти физически ощущалось хлопанье их крыльев. Кое-где в пустых нишах полуразрушенной стены горели парафиновые свечи.

В тишине раздавались гулкие шаги. Мелкие камушки скатывались вниз и падали на дно малой брамы, от которой на сегодняшний день остались лишь живописные развалины. А в XIV веке крепость включала семь башен, княжеский замок и храм.
Мужчины шли молча вслед за проводником. Сергей Воробьёв старался осветить дорогу небольшим фонариком. Конусовидный луч, то и дело, выхватывал из темноты петроглифы(2),заставившие мужчин остановиться.

 Выбитые на камнях изображения, представляли собой некую схематическую карту. Тем не менее в ней от рисунка к рисунку различались техника исполнения, стиль и композиция.
– Даже плотность покрытия меняется, – прошептал Сергей. – И это означает, что все они выполнены в разное время. Между ними века, а может быть и тысячелетия.
– Угу, – согласился с ним хромой человек, разглядывая непонятные геометрические фигуры, знаки и символы, чередующиеся со вполне реалистическими, привычными для нас сюжетами. Здесь были кулачные бои, сцены преследования волка, дерущиеся петухи, сражающиеся воины, у которых имелись луки и колчаны, всадники, как верхом, так и спешившиеся. Есть изображения охоты, поединков, танцев и ещё многое другое.
 – На сегодняшний день известно, что строительство замка происходило с середины XIII века и закончилось в XVI веке. В комплекс некогда входил и храм, от которого остался только фундамент. В древних летописных источниках было найдено упоминание о том, что в дохристианскую эпоху это место использовалось в разных духовных ритуалах. Взгляните: на камнях выбиты рисунки, свидетельствующие о том, что в более позднее время храм был возведён на месте древних святынь и символизирует в ряде всех прочих значений ещё некие представления о времени.
 – Тогда среди множества петроглифов мы должны обнаружить тот, который можно интерпретировать подобным образом.

Сергей развернул сложенный вчетверо лист бумаги и подсветил его фонариком.
– Этот рисунок я сделал с фотографии. В каталоге, составленном несколько лет назад одним исследователем истории этих мест, его нет. Я постарался, чтобы копия была максимально точной.
– Это и есть циферблат тех самых часов? – спросил хромой человек, представившийся Петром.
– Да. Именно такое изображение должно быть выбито на сохранившихся камнях храма.
– Здесь мы можем обнаружить не только рисунок циферблата, но и другие похожие изображения. Странно, что в каталоге их нет.
– Мы просмотрели уже большую часть петроглифов, но пока так не увидели ни одного хоть сколько-нибудь напоминающего искомый, – заметил Шишкин.

Сергей пристальнее всмотрелся в изображение на листе, а затем перевёл взгляд на камни. В полумраке узенького прохода дрожали лепестки пламени догорающих в нишах свечей и вверх-вниз прыгали три конусовидных луча света. Под ногами слышался треск мелких камушков. Ветер гудел, как будто застрял в обломках каменной стены. Пространство-время словно изменилось: постепенно стали открываться совсем новые грани мироздания, в которых прошлое, настоящее и будущее существовали разом здесь и сейчас. Вокруг заплясали тени, сошедших с каменных стен образов. Они как будто старались втянуть в свою мистическую игру троих мужчин, испуганно размахивающих фонариками. Над их головами с карканьем пронеслось несколько ворон. Послышался раскат грома.
– Уходим, – твёрдо сказал Сергей. – Здесь происходит нечто такое, к чему мы не готовы.
Наспех сунув скомканный рисунок в карман, он двинулся вперёд.
– Может всё же попробовать пробраться дальше? – вдруг сказал Шишкин, когда группа покинула проход, устремившись на открытую площадку. – Нам только надо попасть на другую сторону холма, а с него есть более простой путь к развалинам фундамента храма. До ночи ещё далеко. Мы должны найти изображение. Чего испугались-то? Ведь с самого начала знали куда идём, разве не так?
– Веди нас дальше, – неожиданно резко сказал хромой.
Раздался ещё один раскат грома и вороны заметались в полумраке, хлопая крыльями. С каждой секундой их становилось всё больше. То ли гроза, то ли что-то неведомое спугнуло их.

Один за другим мужчины вышли на открытую площадку. Медлил только Сергей, находясь во власти пережитых ощущений. Сейчас ему казалось, что там, в узеньком проходе, внезапно образовалась тонкая нить, навечно соединившая души древних хранителей храма с их душами. Словно не существовало между ними пропасти в века и тысячелетия. Там ход времени не был линейным. Конечно, по утверждению физиков это невозможно или долго считалось невозможным. Мы уверены в одном –¬¬¬ время всегда течёт с одинаковой скоростью из прошлого в будущее, вписывая любые события в определённые рамки. И это не может изменить ни человек, ни природа. Но здесь прошлое, настоящее и будущее словно связались в единый замкнутый цикл.
«Никогда и никому я не сумею объяснить то, что почувствовал, – подумал Сергей. – Этот путь надо пройти самому, так как любые даже самые правильные слова – лишь слабая тень того, что за ними скрывается».

С открытой площадки, на которой группа задержалась несколько минут, была хорошо видна гора Миндовга. Хмурые тучи наползли на склоны кургана. Окрашенные багровыми и голубыми вспышками, они, казалось, укрыли их тяжёлым покрывалом. Ураганный ветер ломал деревья, раздавались громовые раскаты. Свирепствовала гроза.
 
В этом комплексе сооружений, расположенном в окружении земляных валов и рва с водой, ещё в начале XX века путешественники и исследователи истории края обнаружили древний каменный храм(3). Именно на его месте потом возник тот, что стал частью Новогрудской крепости и не сохранился до наших дней. Новогрудский замок был самым неприступным сооружением в Великом Княжестве Литовском на протяжении XIII –XIVвв. Многочисленным завоевателям ни разу не удалось взять его штурмом. В конце XIV века после многочисленных набегов монголо-татар, а затем крестоносцев на месте сильно повреждённых, но не поверженных деревянных укреплений началось строительство каменного замка с кирпичными стенами и башнями, число которых к XVI веку дошло до семи. Однако неприступность сыграла с замком злую шутку – власти перестали «ухаживать» за ним, оснащать новым вооружением, а всё более мощная артиллерия и усовершенствованная тактика осады привели к тому, что замок был взят шведами, а после раздела Речи Посполитой в 1795 году Новогрудок вошёл в состав Российской империи.

В наше время седые руины замка стали целью для штурмов современных рыцарей из разных стран на время праздника средневековой культуры, а также историков, занимающихся изучением дохристианской эпохи. Сергей Воробьёв, нынче совершающий свой поход в компании Шишкина и хромого человека, конечно, был не первым. Более того, на сегодняшний день уже написана ни одна книга и составлены каталоги, найденных петроглифов, предложены гипотезы о возможных ритуалах, проводимых в храме. «Щит времени» (так его назвали учёные) стал ещё одной дорогой, ведущей вглубь веков. Сергей, являющийся автором книги о духовных ритуалах и религиозных культах древних племён, не мог не заинтересоваться этой уникальной находкой, на долгие века затерявшейся среди руин Новогрудской крепости.

Тем не менее организовать экспедицию его побудило событие, произошедшее пару недель назад. Однажды утром ему позвонил человек, представившийся собственником антикварного магазина в Петербурге, и попросил о встрече.
– Два месяца назад, – начал мужчина свой рассказ, когда они уже сидели за столиком небольшого кафе, – я получил электронное письмо. С вашего разрешения я зачитаю его сейчас.
Из папки он достал толстый конверт, в котором помимо распечатанного на принтере сообщения лежали две фотографии. Их собеседник Сергея отложил в сторону.
 
 From: Добролюбов Д. В.
 Sent: Wednesday, April, 15 5:13 PM
 To: Шишкину Т. О.
Уважаемый Тимофей Олегович!
Я Добролюбов Дмитрий Васильевич, проживающий в Мехико, правнук ювелирных дел мастера Василия Добролюбова, эмигрировавшего в Европу в марте 1917 года. Оттуда он отплыл в Мексику.
 Отец не раз говорил о семейной реликвии, передававшейся из поколения в поколение вплоть до того дня, когда мои предки вынуждены были бежать за границу, опасаясь расправы.
Речь идёт о часах, единственных в своём экземпляре. Изготовлены они по заказу моего прадеда немецким мастером Гансом Урбаном(4). Это уникальная работа, поскольку циферблат в точности повторяет петроглифы, обнаруженные на камнях храма, наименование которого обозначает буквально «Щит времени».
Эти часы принадлежат нашей семье. Для нас они бесценны. Уже много лет мы безуспешно пытаемся отыскать какую-нибудь информацию об их местонахождении. Из сохранившегося письма Добролюбова нам известно, что они были оставлены им на Родине.
Я навёл справки и выяснил, что Вы, уважаемый Тимофей Олегович, являетесь владельцем весьма солидного антикварного магазина. Возможно, Вам приходилось что-то слышать об указанных мною часах? Меня бы заинтересовала любая имеющаяся в Вашем распоряжении информация.
 
Добролюбов Д.В.
Со мной свяжитесь по оставленным ниже координатам.
Вознаграждение гарантируется.

– Далее прилагается его электронный и почтовый адрес, – закончил Тимофей Олегович.
Промолчав несколько секунд, он добавил:
– Могу предугадать ваш вопрос о достоверности полученной информации. Мной проведена тщательная проверка. Это не подделка и не обман. Мой недавний знакомый работает в историческом архиве и по моей просьбе изучил документы, имеющиеся там. И выяснил, что в Минской губернии действительно работала ювелирная мастерская, владельцем которой был Василий Добролюбов. Последнее упоминание о нём в материалах архива значится мартом 1917 года. Тогда он эмигрировал в Европу, откуда отправился в Мексику.
– Хорошо, – ответил на это Сергей, – я могу предположить, что от меня вам нужна какая-то помощь?
 – Я хочу, чтобы вы помогли организовать экспедицию в Новогрудок. Мы можем быть полезны друг другу: мои деньги – ваши знания. Видите ли, знакомый мой хоть и отличный в своём деле специалист, обладает слабым здоровьем. Включая его в состав группы (а он всё же настаивает на этом), я рискую в последнюю минуту остаться без напарника. Кроме того, его врождённая хромота может не позволить ему осилить экспедицию. Мне же нужна не только умная голова, но и сильные ноги. Я готов заплатить за них.
 
Сергей почувствовал воодушевление. Несколько лет назад он уже пробовал отправиться с экспедицией в Новогрудок, но на последнем этапе подготовки вынужден был отказаться от похода. В то время Сергей мог лишь изучать уже имеющиеся каталоги петроглифов и книги других авторов, но «Щит времени» не отпускал. В его столе лежала незаконченная рукопись. Он долго работал над ней и ей катастрофически не хватало той правды, тех переживаний и того видения, которые возникают только на основании личного опыта. Экспедиция была необходима, как воздух, как толчок. Она вдохнёт душу в будущую книгу.
И вот неожиданный поворот! Этот антиквар Шишкин действительно может быть полезен, хотя и преследует свои цели.
 
– Зачем вам нужна экспедиция? – всё-таки уточнил Сергей. – Ведь насколько я понимаю вы собираетесь заняться поиском часов?
Вместо ответа Тимофей Олегович протянул Сергею фотографии. Одна из них была отсканированной копией старого дореволюционного снимка, на котором за спиной мальчика лет десяти висели на стене часы. В виду плохого качества разглядеть циферблат было сложно. По этой причине вторая фотография уже представляла собой весьма профессиональное соединение современных компьютерных технологий с мастерством специалиста, который эти технологии применил. И вот на ней можно было увидеть, что циферблат оформлен в виде изображения, на котором каждому часу соответствует определённый символ, а в качестве стрелок использованы две фигурки танцующих людей. Но даже на этой обновлённой фотографии символы и стрелки оставались нечёткими.
Тимофей Олегович заметил:
– Взгляните, в самом центре есть надпись. Прочесть её невозможно. Изображение размыто. Мы лишь весьма условно представляем, как выглядит циферблат этих часов. Кроме того, мы изучили каталог петроглифов и к своему удивлению не обнаружили в нём такого рисунка! Это может означать только одно: каталог не полон!
– И вам необходимо найти точное изображение на камнях храма, чтобы узнать, как в действительности выглядят часы?
 Шишкин кивнул.
 – А вам, как учёному, должно быть важно пополнить существующий каталог недостающим петроглифом. И, может быть, и не одним.
 
Этот разговор Сергей вспоминал, наблюдая за тем, как постепенно стихает гроза. Густой туман медленно рассеивался и с высоты холма стало хорошо видно, как солнечный диск закатывается за курган. Группа задержится здесь только на несколько минут, чтобы потом снова продолжить переход.
Некогда люди владели знаниями, которые позже были утеряны. Следуя этим знаниям, они жили в гармонии с окружающим их пространством. Принимали и понимали добрый дух своих родных мест. Современный же человек всё больше чувствует себя беспомощным. Сталкиваясь с загадками, что веками хранятся в разных уголках нашей планеты, он пока только надеется понять их назначение и тайный смысл. Но чтобы чуточку приблизиться к такому пониманию, ещё не раз на сохранившихся камнях храма мужчины увидят знаки, символы и карты древних людей. Будут бродить среди развалин, ощущая необъяснимую силу, затаившуюся в этих камнях. Будут идти до тех пор, пока в узеньком проходе между стеной и фундаментом не отыщут тот самый петроглиф, что послужил рисунком для циферблата единственных в мире часов.

(2)Петроглифы -древние, выбитые на скалах изображения.
(3)Древний каменный храм придуман автором.
(4)Вымышленный персонаж

Продолжение здесь http://proza.ru/2023/03/10/1347


Рецензии